Все предложения в тексте связаны: Дистанционный репетитор — онлайн-репетиторы России и зарубежья

Содержание

это… (определение). Что такое текст?

Текст — это после­до­ва­тель­но рас­по­ло­жен­ные пред­ло­же­ния или абза­цы, свя­зан­ные общей темой, основ­ной мыс­лью и име­ю­щие смыс­ло­вую завершенность.

Узнаем, что такое текст в рус­ском язы­ке. Выясним, что обес­пе­чи­ва­ет един­ство его внут­рен­ней и внеш­ней фор­мы, какие сред­ства свя­зи исполь­зу­ют­ся в тексте.

Что такое текст в русском языке?

Чтобы понять, что такое текст, срав­ним сле­ду­ю­щие высказывания.

Солнце село за гори­зонт. В горо­де сну­ют авто­мо­би­ли. В небе кур­лы­чут журавли.

Солнце село за гори­зонт. Постепенно сгу­ща­ют­ся лет­ние сумер­ки. И вот в горо­де несме­ло заго­ра­ют­ся один за одним фона­ри. А авто­мо­би­ли уже сну­ют по ули­цам с вклю­чен­ны­ми фара­ми, как боль­шегла­зые жуки.

Оба при­ме­ра начи­на­ют­ся с одно­го и того же сооб­ще­ния о садя­щем­ся солн­це. В пер­вом отрыв­ке исполь­зу­ют­ся пред­ло­же­ния, никак не свя­зан­ные друг с дру­гом: ни по смыс­лу, ни грам­ма­ти­че­ски. Каждое пред­ло­же­ние несет свою сугу­бо инди­ви­ду­аль­ную инфор­ма­цию. Можно сде­лать вывод, что это раз­роз­нен­ные предложения.

Во вто­ром при­ме­ре опи­сы­ва­ет­ся кар­ти­на наступ­ле­ния лет­не­го вече­ра в горо­де. Каждое после­ду­ю­щее пред­ло­же­ние, как худож­ник, пишу­щий крас­ка­ми пей­заж, добав­ля­ет новый смыс­ло­вой мазок в это опи­са­ние. Предложения свя­за­ны по смыс­лу (опи­са­ние лет­не­го вече­ра), логи­че­ски (посте­пен­ность раз­во­ра­чи­ва­ния дей­ствия) и грам­ма­ти­че­ски. У это­го отрыв­ка есть общая тема, кото­рую мож­но обо­зна­чить заго­лов­ком «Вечер в городе».

Сделаем вывод, что эту сово­куп­ность пред­ло­же­ний мож­но назвать сло­вом «текст». Эта лек­се­ма заим­ство­ва­на из латин­ско­го язы­ка и бук­валь­но зна­чит «ткань, спле­те­ние, соеди­не­ние».

По отно­ше­нию к язы­ку линг­ви­сти­че­ский тер­мин «текст» пред­став­ля­ет собой един­ство зна­чи­мых еди­ниц речи — пред­ло­же­ний. Наша речь состо­ит не толь­ко из слов как мини­маль­ных зна­чи­мых еди­ниц, а из пред­ло­же­ний, кото­рые объ­еди­ня­ют­ся в выска­зы­ва­ние и обра­зу­ют более круп­ную еди­ни­цу речи — текст. Единство пред­ло­же­ний в тек­сте оформ­ля­ет­ся общим содер­жа­ни­ем и грам­ма­ти­че­ски. С этой точ­ки зре­ния дадим сле­ду­ю­щее опре­де­ле­ние, что такое текст.

Определение

Текст — это сово­куп­ность после­до­ва­тель­но рас­по­ло­жен­ных пред­ло­же­ний (абза­цев), свя­зан­ных по смыс­лу и грамматически.

Пример текста

С утра начал накра­пы­вать неспеш­ный дож­дик. Дед Трофим, покор­мив ско­ти­ну, вышел во двор и свист­нул Жуку. Верный пёс потру­сил за дедом в лес. Ведь еще на про­шлой неде­ле Трофим при­ме­тил в дере­ве дуп­ло, в кото­рое бес­пре­стан­но сно­ва­ли дикие пче­лы. Как раз в дожд­ли­вую пого­ду, когда пче­лы не так актив­ны, мож­но раз­ве­дать, есть ли там мёд.

Видеоурок «Русский язык 2 класс. Что такое текст»

Скачать ста­тью: PDF

1. Средства связи предложений в тексте

Тип средства

Пояснение

Примеры

союзные слова

 

 

 

 

 

 

 

Второе предложение начинается с союза или союзного слова. Союзы тоже, также, же могут находиться в середине предложения

 

 

 

 

 

В ненастье и во время прибыли воды клёва не было. Зато как хороши были туманные и свежие утра, когда тени деревьев лежали далеко на воде и под самым берегом ходили стаями неторопливые пучеглазые голавли! (К. Паустовский. Золотой линь).

 

Было два часа, в доме было тихо и пусто, мама, как всегда, спала после обеда. Глашка тоже, верно, заснула… (И. Бунин. Апрель)

 

 

 

 

 

 

Предложения, связанные с помощью частиц, обычно имеют дополнительное средство связи

 

 

 

 

Мерин был покорен. Только глубоко, раздувая рёбра, вздохнул, когда почувствовал подпруги (И. Бунин. Последнее свидание).

 

И я бы ему многое рассказал и обратил внимание. Ведь у нас не трактир, а для образованных людей… (И. Шмелёв. Человек из ресторана)

 

 

 

 

 

 

 

В качестве вида связи обычно используются личные, указательные и притяжательные местоимения, которые указывают на лица, предметы и признаки, названные в предыдущем предложении

 

Неужели ты думаешь, я поеду оправдываться и извиняться. Это значит над собой прямо приговор подписать (А. Куприн. Куст сирени).

 

На крыльце, положив морду на лапы, калачиком свернулась старая гончая собака. Она не двинулась, только посмотрела, подняв брови, и с приветом постучала хвостом (И. Бунин. Последнее свидание)

 

 

 

 

 

 

 

В качестве вида связи обычно используются наречия места, времени и местоименные наречия разных значений

 

Тина насмешливо присела и показала зеркалу язык. Потом она обернулась к другой сестре, Татьяне Аркадьевне, около которой возилась на полу модистка, подмётывая на живую нитку низ голубой юбки (А. Куприн. Тапёр).

 

Пройдя деревню, увидал с косогора огоньки внизу, на водяной мельнице у Петра Архипова. Пошёл туда (И. Бунин. Последняя осень)

Формы слова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Одно и то же слово повторяется в двух соседних предложениях, но имеет разные формы (т. е. отличается окончаниями).

Если в задании средство названо как формы слов (а не сло’ва), то, значит, встречаются два и более слов в разных формах

 

 

Маленький доктор, едва доставая до груди Арбузова, приложил к ней стетоскоп и стал выслушивать. Испуганно глядя доктору в затылок, Арбузов шумно вдыхал воздух и выпускал его изо рта, сделав губы трубочкой, чтобы не дышать на ровный глянцевитый пробор докторских волос (А. Куприн. В цирке)

 

Всё крыльцо было седое от мороза. Мороз солью лежал на траве, на сизо-зелёных раковинах капустных листьев, раскиданных по двору (И. Бунин. Последнее свидание)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глаголы, использованные в соседних предложениях, указывают на одновременность или последовательность ситуаций, на время, в которое они происходят

 

 

 

 

 

 

В кабинете Алмазов простоял с минуту на одном месте, глядя куда-то в угол. Потом он выпустил из рук портфель, который упал на пол и раскрылся, а сам бросился в кресло, злобно хрустнув сложенными вместе пальцами… (А. Куприн. Куст сирени).

 

Улица была совершенно пуста. Дома были все одинаковые, белые, двухэтажные, купеческие, с большими садами, и казалось, что в них нет ни души; белая густая пыль лежала на мостовой; и всё это слепило, всё было залито жарким, пламенным и радостным, но здесь как будто бесцельным солнцем (И. Бунин. Солнечный удар)

Средства связи предложений в тексте

В7.

Средства связи в тексте

Средства связи предложений в тексте рассматриваются на нескольких уровнях: лексическом, морфологическом, синтаксическом. В этой главе будут рассмотрены только те, которые наиболее часто встречаются в заданиях ЕГЭ:

Лексические средства:

Лексические повторы- повторы одного и того же слова или однокоренного слова. Мы долго обсуждали прочитанную книгу. В этой книге было то, чего мы ждали.
Синонимы Бунин в своем рассказе «Легкое дыхание» выразил тревожную мысль о судьбе человека. Сюжет новеллы представляет собой напряженное развитие двух мотивов: смерти и жизни.
Антонимы Недруг поддакивает. Друг спорит.
Описательный оборот — Вы меня удивляете, господа, – промолвила Одинцова, – но мы еще с вами потолкуем.

За ужином Анна Сергеевна снова завела речь о ботанике.

Морфологические средства:

Союзы, союзные слова и частицы в начале предложений Это как круги на воде.  Но круги на воде, расширяясь, становятся слабее.
Использование личных (он, она, они), указательных (этот, тот, эта, та, эти, те) и некоторых других местоимений вместо слов из предшествующих предложений. Лебеди стадом летели из холодной стороны в теплые земли. Они летели через моря.
Наречия Вдруг… Сначала… Потом…

Внизу… Справа… Рядом

Разбор задания.

Среди предложений 25-34 найдите такое, которое соединяется с предыдущими при помощи противительного союза и личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

(25)Не знаю, сколько прошло времени, но внезапно ночь озарилась ярким светом фар, и длинная тень какого-то великана легла на моё лицо. (26)Я зажмурилась и сквозь ресницы увидела своего отца. (27)Он взял меня на руки и прижал к себе. (28)Шёпотом он рассказал маме, что дошёл до райцентра, поднял всех на ноги и вернулся с вездеходом.

(29)Я дремала на его руках и сквозь сон слышала, как он кашляет. (30) Тогда никто не придал этому значения. (31)А он долго потом болел двусторонним воспалением лёгких.

https://5-ege.ru/sredstva-svyazi-v-tekste/

(32)…Мои дети недоумевают, почему, наряжая ёлку, я всегда плачу. (ЗЗ)Из тьмы минувшего ко мне приходит отец, он садится под ёлку и кладёт голову на баян, как будто украдкой хочет увидеть среди наряженной толпы детей свою дочку и весело улыбнуться ей. (34)Я гляжу на его сияющее счастьем лицо и тоже хочу ему улыбнуться, но вместо этого начинаю плакать.

Задание  включает в себя два условия: во-первых, предложение должно начинаться с противительного союза, а во-вторых, оно должно содержать личное местоимение. Начнем с первого условия. Из списка предложений только одно начинается с союза – предложение №31. В нем же есть и личное местоимение он.

Таким образом, правильный ответ – предложение №31.

Потренируйся.

1. Среди предложений 1 – 8 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи лексического повтора и личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

(1) Тогда возникает вопрос: почему же человек так глух к внутреннему призыву самосохранения? (2) Почему он ломится в двери, на которых висит табличка «Посторонним вход воспрещен»? (3) Что это? (4) Глупость как врожденное качество человека? (5) Лишенный цели протест против всяческих законов и правил, который питается темной энергией животных инстинктов? (6) А может, неистребимая потребность познания? (7) Потребность, которая является столь же естественной, как и потребность пить, есть, спать… (8) Оглянитесь на историю человечества: она вся в этом неуступчивом и неуклонном движении за черту дозволенного.

2. Среди предложений 1 – 6 найдите такое, которое соединяется с предыдущими при помощи союза и притяжательного местоимения. Напишите номер этого предложения.

(1) Сочувствие – великая человеческая способность и потребность, благо и долг. (2) Людям, такой способностью наделенным или тревожно ощутившим в себе недостаток ее, людям, воспитавшим в себе талант доброты, тем, кто умеет превращать сочувствие в содействие, живется труднее, чем бесчувственным.(3) И беспокойнее. (4) Но их совесть чиста. (5) У них, как правило, вырастают хорошие дети. (6) Их, как правило, уважают окружающие.

3. Среди предложений 1 – 5 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи контекстного синонима. Напишите номер этого предложения.

(1) 10 июня 1812 года многотысячная армия Наполеона пересекла границу России. (2) Захватчики были уверены в своей быстрой победе. (3) Русскими войсками  командовал Михаил Богданович Барклай-де-Толли, происходивший из древнего шотландского рода. (4) Он хорошо знал о несокрушимой мощи французской армии, считал, что сражаться с врагом сейчас – это самоубийство, поэтому решил отступать. (5) Решил отступать, несмотря на то что этому противилась его честь, несмотря на то что многие боевые соратники упрекали его в трусости.

Ответы:

  1. 2;
  2. 4;
  3. 2.

Рекомендуем:

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку и ГИА

Мы думаем, что каждый, кто сдаёт единый государственный экзамен, хочет получить за него максимальное количество баллов. С хорошими результатами будет легче поступить в любой вуз. Данный раздел поможет вам приблизиться к этой цели. Здесь есть всё необходимое для успешной подготовки. Также данный раздел нередко используется учащимися вузов и ссузов.

Проверить орфографию онлайн

Математика

  • Часть A:
  • Согласные звонкие и глухие
  • Ударение в словах
  • Паронимы. Лексическое значение слов
  • Склонение имен существительных, падежи русского языка
  • Деепричастный оборот, примеры
  • Нормы согласования и управления
  • Последовательная связь предложений в тексте
  • Сочетание слов. ЕГЭ по русскому языку
  • Грамматическая основа предложений
  • Подчинительная, сочинительная, бессоюзная связь
  • Правописание причастий, разряды местоимений, предлоги, частицы
  • Лексическое значение слов
  • Суффиксы. Приставки. Виды, примеры, правописание
  • Правописание суффиксов прилагательных, Н, НН
  • Проверочные слова, безударные гласные в корне
  • Правописание приставок
  • Правописание безударных личных окончаний глагола
  • Правописание суффиксов глаголов
  • Правописание не или ни
  • Правописание предлогов
  • Однородные члены предложения
  • Знаки препинания при обособленных согласованных определениях
  • Вводные слова в предложении
  • Знаки препинания при однородных членах
  • Знаки препинания в предложениях
  • A26
  • A27
  • Действительные и страдательные причастия
  • Микротема, основная мысль текста
  • Типы речи: описание, повествование, рассуждение
  • Синонимы к словам
  • Часть B:
  • Бессуффиксный способ словообразования
  • Определение части речи
  • Типы подчинительной связи
  • Безличные, определенно-личные, односоставные предложения
  • Обособленные приложения, обстоятельства и примеры
  • СПП с придаточными
  • Средства связи частей текста
  • Что такое эпитет метафора, сравнение
  • Часть C:
  • Сочинение ЕГЭ по русскому языку

Обществознание

За последние несколько лет тема единого государственного экзамена стала особенно актуальной. Изначально эта программа вводилась как эксперимент и уже в первые месяцы тестирования зарекомендовала себя как объективную систему тестирования выпускников. Так что же все-таки представляет из себя этот ЕГЭ?

Например, ЕГЭ по русскому языку состоит из трех частей (А, B, C). В первой части (A) 30 вопросов с одним вариантом ответа, а в части В, более сложной, чем А, всего 8 вопросов с написанием правильного ответа или выбором нескольких ответов. Каждому выпускнику одиннадцатых классов в обязательном порядке следует сдавать только 2 предмета: русский язык и математика, остальные по выбору. Допускаются к экзамену только ученики, имеющие оценки не ниже удовлетворительных, то есть без двоек в аттестате. Проверка работ производится другими преподавателями в другом районе, дабы исключить всякую возможность коррупции.

В школах многие учителя буквально наводят ужас на своих учеников, рассказывая о беспощадности ЕГЭ, в большинство ВУЗов принимают только с определенным количеством баллов, а различные организации твердят о ЕГЭ, чтобы привлечь к себе клиентов, желающих получить достойную подготовку к экзамену. Должен сказать, что квалифицированная подготовка дает свои, далеко не плохие, результаты. Но те, кто уже прошел через это «страшное» испытание, утверждают, что для учеников даже со средними оценками экзамен не должен показаться слишком уж сложным, по крайней мере невыполнимым. Нужно лишь приложить немного усилий, а именно выучить хотя бы самые важные правила, пройденные за весь учебный период, ведь если вы не ленились и хотя бы иногда открывали учебники, то что-то вы должны знать. Очень хорошо помогают различные книжки, предлагающие собственные примеры заданий, примеры их решений и дающие различные рекомендации по сдаче экзамена. Подобной литературой буквально завалены все книжные магазины, причем стоят они очень дешево. Для кого-то, естественно, и этого будет недостаточно. В таких случаях я бы рекомендовал обращаться к своим учителям, большинство из которых готовы помогать бесплатно. Я знаю, что во многих школах учителя предлагают организовывать собственные школьные подготовительные курсы за небольшую плату, а то и вовсе бесплатно.

Что же касается ГИА, то тут тоже ничего особо сложного нет, разница лишь в том, что задания в работах немного легче и сам экзамен не так важен как ЕГЭ, ведь ГИА проводится только среди девятых классов.

В заключение хотелось бы сказать, что сдать экзамен не так сложно, как пугают учителя, но нельзя преуменьшать важность и серьезность ЕГЭ, а также степень легкости экзамена, ведь, как ни крути, а на раз плюнуть никакие экзамены не даются: всё требует подготовки и старания.

Средства и способы связи предложений в тексте

Текст — это последовательность предложений, которые связаны между собой общей темой и общей мыслью. При этом в каждом из них авторская мысль завершена лишь частично. Она требует дальнейшего развития, для чего и служат остальные предложения.

Каждое новое предложение в тексте создается на основе предыдущих. Чтобы тема непрерывно развивалась, они должны соединяться друг с другом с помощью смысловой или грамматической связи.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Мой мир

Именно благодаря этой связи, в тексте могут возникать разные смысловые отношения между предложениями. Например, одно предложение может противопоставляться другому, объяснять его значение или же уточнять какие-то детали. Это помогает автору лучше раскрывать свою мысль, более точно передавать эмоции или показывать читателю различные смысловые оттенки.

Это интересно: приставки в русском языке.

Рассмотрим основные способы и средства связи между предложениями в тексте.

Способы связи предложений в тексте

Чтобы объединить предложения в понятный и логичный текст, авторы используют два способа связи: цепную и параллельную. В первом случае все новые предложения связаны с предыдущими, словно звенья одной цепи (отсюда и название). Во втором случае предложения друг с другом, на первый взгляд, никак не связаны, однако выстроены вокруг одного общего тезиса. Разберем оба эти способа более подробно.

Цепная связь

Это самый распространенный вид связи предложений в тексте. Она возникает там,где автор излагает свои мысли по порядку, а каждое новое предложение словно продолжает или развивает предыдущее. По-другому этот вид связи называется последовательным или линейным.

Работает такая связь очень просто: из одного предложения берется какая-либо информация и развивается в следующем предложении. Например:

Из-за туч выглянуло яркое летнее солнце. Оно осветило своими лучами промокшие улицы и дома.

Здесь слово «солнце» используется в первом предложении, но рассказ о нем продолжается и во втором. Благодаря такому повтору, оба высказывания выглядят связными и последовательно развивают одну и ту же тему.

Это интересно: заимствованные слова в русском языке.

Цепная связь используется очень широко. Ее можно встретить во всех литературных стилях: художественном, деловом, публицистическом и особенно в научном, где от автора требуется максимально убедительное и логичное изложение материала. Она одинаково хорошо подходит и для описания, и для повествования, и для рассуждения. Такая популярность связана с тем, что цепная связь в какой-то степени копирует человеческое мышление.

Легко заметить, что смысл цепной связи заключается в повторе. Чтобы два высказывания соединились друг с другом, в них должны повторяются какие-либо слова или речь в них должна идти об одном и том же объекте. Вот самые распространенные варианты цепной связи:

  • Лексический или синтаксический повтор, то есть повторение определенных членов предложения. Например: «На ветке березы сидела стайка воробьев. Увидев нас, воробьи встревоженно зачирикали».
  • Синонимические замены. В этом случае слово не просто повторяется, а заменяется подходящим по смыслу синоним. Например: «Мы насобирали в лесу ведро лисичек. Грибы оказались очень вкусными».
  • Местоименные связи. В этом случае существительные, прилагательные и другие части речи заменяются местоимениями или местоименными наречиями. Например: «Олег учится в шестом классе. Он увлекается водными лыжами, шахматами и коллекционированием марок».

Это интересно: слова исключения в правилах русского языка.

Параллельная связь

При использовании параллельной связи предложения не зависят непосредственно друг от друга, но обычно построены вокруг какого-нибудь центрального тезиса. Каждое из них выглядит самостоятельным по содержанию, но при этом является частью какого-то общего перечня, сопоставления или противопоставления. Например:

Наступил вечер. Город незаметно опустел. Смолкли голоса людей и сигналы автомобилей. Зажглись уличные фонари и витрины магазинов.

Здесь фраза «Наступил вечер» выступает в роли смыслового центра, вокруг которого выстраиваются все остальные высказывания. Кстати, по-другому параллельная связь предложений в тексте так и называется — централизованная.

Как правило, порядок параллельных предложений не имеет значения. Их можно как угодно менять местами и смысл абзаца от этого не изменится.

Обычно структура текста с параллельными связями выглядит так:

  1. Зачин, то есть центральный тезис, вокруг которого строится остальной текст.
  2. Серия высказываний, которые раскрывают или доказывают тезис.
  3. Необязательная часть: смена плана. Это самое последнее предложение, которое может быть выводом из всего сказанного или служит «мостиком» к следующему тексту.

Это интересно: определение и виды обстоятельств в русском языке.

Вот пример абзаца, построенного по этой схеме:

Наш кот Василий — вредное животное. По ночам он бегает по комнатам и будит всех своим топотом. По утрам он просит есть и мяукает на весь дом. Не проходит и недели, чтобы он не разбил на кухне чашку, или тарелку. Однако мы все равно его очень любим.

У предложений с централизованными связями есть два характерных признака:

  1. Параллелизм структуры. Это значит, что у предложений в общих чертах сохраняется порядок слов и их форма. А иногда для большей выразительности в них повторяют первое слово.
  2. Единство форм сказуемых. Чаще всего это глаголы в одной форме (как в примере выше: бегает, будит, просит, мяукает).

Тексты с централизованной связью помогают автору рассказывать сразу о нескольких явлениях, предметах или событиях. Такой прием часто встречается в описании и повествовании.

Полезно знать: Парцелляция по правилам русского языка

Сочетание разных способов связи

Цепная и параллельная связь редко встречается поодиночке. Если текст сравнительной большой, то в нем наверняка будет встречаться и то, и другое. Обычно автор выбирает подходящий способ соединения предложений в тексте исходя из своих конкретных целей и задач. Например, для описания комнаты главного героя писатель может использовать текст с централизованной связью, а для рассказа о том, как прошел его день — с цепной.

Но бывает и так, что оба способа могут применяться даже в одном абзаце. Например:

Автобус не было, и люди на остановке начали волноваться. Мужчина в помятой шляпе каждую минуту доставал из кармана часы и рассматривал их циферблат. Пожилая женщина морщилась и с надеждой глядела на вечернее шоссе. Но шоссе по-прежнему оставалось пустым и безлюдным.

Здесь второе и третье предложение присоединены с помощью параллельной связи, а четвертое — с помощью цепной.

Это интересно: предложения с обращением, примеры в русском языке.

Средства связи предложений в тексте

Для создания цепной и параллельной связи используются различные языковые средства как смысловые, так и грамматические. Сегодня филологи разделяют их на три группы:

  • Лексические,
  • Морфологические,
  • Синтаксические.

Рассмотрим каждую из этих групп более подробно.

Лексические средства

Эти средства связи можно условно разделить на шесть категорий:

1. Лексические повторы, то есть повторение слов или словосочетаний. Например:

В руках мужчина держал огромный букет цветов. Цветы были дорогими, но уже увядшими.

2. Однокоренные слова:

Мы надеялись, что осенью соберем хороший урожай. И наша надежда оказалась не напрасной.

3. Синонимы. К этой же группе относятся различные синонимические замены: контекстуальные синонимы, описательные обороты, родовидовые слова и так далее.

Книгу издали уже через четыре месяца. Однако роман вызывал шквал негодования и у критиков, и у читателей.

Пушкин написал трагедию «Борис Годунов» в 1825 году. Великий поэт сумел очень точно передать атмосферу той эпохи и характеры персонажей.

4. Антонимы, в том числе и контекстуальные. Например:

И тут выяснилось, что друзей у Василия Петровича было мало. Врагов оказалось гораздо больше.

5. Слова-связки, показывающие логику изложения: поэтому, в заключение, по этой причине и тому подобное. Пример:

В овощах и фруктах содержится много витаминов. Вот почему желательно их есть каждый день.

6. Слова на одну и ту же тему:

Наступила зима. Через неделю выпал снег и начались сильные морозы.

Морфологические средства

Для создания морфологической связи используются различные части речи:

1. Союзы, союзные слова и частицы в начале предложения. Например:

Во время рыбалки мы утопили лодку и потеряли удочки. Зато мы поймали двух карасей и одного пескаря.

2. Местоимения. В эту группу входят личные и указательные местоимения, а также местоименные наречия. Например:

Туристы устроили привал на берегу маленькой речки. Они даже не догадывались, что их здесь ожидает.

3. Наречия времени и места. Часто это наречия, применимые сразу к нескольким предложениям с параллельной связью:

Мебель была покрыта толстым слоем пыли. По углам висела серая огромная паутина. Окна, судя по всему, не мыли уже лет пять. Здесь везде царили беспорядок и запустение.

4. Глаголы-сказуемые в одной временной форме:

Наступила поздняя осень. С деревьев в парке осыпались листья. По крышам забарабанили долгие и унылые дожди.

5. Степени сравнения прилагательных и наречий:

Место для стоянки было отличным. Лучше и придумать было нельзя.

Синтаксические средства

Их тоже можно разделить на пять категорий:

1. Синтаксический параллелизм, то есть использование одинакового порядка слов. При этом сами слова обычно находятся в одинаковой морфологической форме:

Человек сидел в кресле у камина. Собака лежала на полу возле его ног.

2. Парцелляция — оформление частей законченного высказывания в виде отдельных предложений.

Котята уже повзрослели и вылезают из коробки. Бегают по комнате. Мяукают.

3. Неполные предложения:

Знаете, где живут шиншиллы? В горах Перу!

4. Вводные слова и предложения, обращения и риторические вопросы. Вот несколько примеров:

Во-первых, он лучший в городе врач. А во-вторых, он великолепно играет на фортепьяно.

Хотите попробовать летом что-нибудь необычное? Приготовьте испанский холодный суп из томатов!

5. Использование прямого и обратного порядка слов:

Это день ему никогда не забыть. Не забыть никогда, как вся его жизнь в одно мгновенье полетела под откос.

Чтобы научиться правильно распознавать и использовать различные средства связи, нужно запомнить следующее:

  • Нельзя путать средства связи между отдельными предложениями со связями между частями сложного предложения.
  • Между собой могут быть связаны не только соседние, но и удаленные друг от друга предложения.
  • Все эти типы связи необязательно должны встречаться в каждом тексте. Их применение зависит от формы и содержания произведения, от литературного и авторского стиля. Существительные с не слитно вы найдете ответ по ссылке.

Видео: Средства связи предложений в тексте

Урок русского языка в 5 классе по теме «Средства связи предложений в тексте»

Урок русского языка. 5 класс.

Тема: Средства связи предложений в тексте

Цель деятельности учителя: углубить знания обучающихся о смысловой и грамматической цельности текста, его строении; ознакомить со способами связи предложений в тексте.

Тема урока: Средства связи предложений в тексте.

Тип урока: урок развития речи, «открытия» нового знания.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать понятие

текст, способы связи предложений в тексте; уметь определять признаки текста.

Метапредметные: способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний для анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.)

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, стремление к речевому самосовершенствованию.

Методы обучения: наблюдение за языковыми явлениями, эвристический метод; развитие исследовательских навыков, частично-поисковые; конструирование.

Приемы работы: сравнение, анализ, обобщение, систематизация материала

Формы работы: индивидуальная, самостоятельная, групповая, коллективная,

Смысловые понятия Смысловая и грамматическая цельность текста, тема текста, основная мысль, средства связи предложений в тексте, выразительные средства.

Авторский медиапродукт: презентация, созданная в редакторе Power Point

Оборудование: ПК, проектор, экран для демонстрации презентации

Задачи.

1) обучить постановке цели занятия, организации процесса ее достижения;

2) обучить организации анализа, самооценки и рефлексии учебно-познавательной деятельности;

3) сформировать способность определять тему, основную мысль текста и его микротемы;

4) обучить самостоятельному и коллективному поиску средств связи предложений в тексте.

1) развивать коммуникативную компетенцию;

2) развивать аналитические и творческие способности;

3) развивать мыслительную деятельность.

1) показать богатство родного языка;

2) прививать уважение к языку и его истории;

3) воспитывать культуру поведения в обществе, уважение к чужому мнению.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие.

-Что вы ждете от урока?

-Поднимите рисунок, который соответствует вашему настроению

— Сегодня на уроке мы повторим изученное, узнаем новые понятия и будем учиться применять их на практике.

Чтобы сформулировать тему урока, обратимся к материалу для наблюдения.

-Прочитайте предложения.

2. Актуализация знаний

Работа с текстом

Задание 1

Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. Листья падали дни и ночи. Начался листопад. Этот дождь шел неделями. Леса моросили дождем облетавшей листвы.

1) Можно ли эти предложения назвать текстом?

— А почему их нельзя назвать текстом?

2) Что их объединяет?

Задание 2

1) Обсудите в группе, в каком порядке надо расположить предложения, чтобы получился текст.

2) Давайте прочитаем, что у вас получилось.

Начался листопад. Листья падали дни и ночи. Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. Леса моросили дождем облетавшей листвы. Этот дождь шел неделями.

(К. Паустовский)

3. Постановка учебной задачи.

— Итак, что мы будем сегодня изучать на уроке?

— А еще способы связи предложений в тексте.

Тема урока: Способы связи предложений в тексте.

— Исходя из темы урока, какие задачи вы бы поставили?

А вот какие цели и задачи поставила я:

— Повторить такие понятия, как текст, тема, основная мысль, стиль и тип текста;

— Углубить знания о смысловой и грамматической цельности текста, его строении; познакомиться со способами связи предложений в тексте. Научиться применять способы связи предложений в тексте на практике.

4. Проблемное объяснение нового знания

Для того, чтобы реализовать эти цели продолжим работу в группах

1группа – определить, к какому типу речи относится данный текст

2 группа— определить стиль речи

(стиль художественный, его главная функция – воздействие на читателя, создание художественных образов: моросили дождем облетевшей листвы – метафора; летели косо – эпитет; падали дни и ночи – фразеологизм, падали – летели – ложились – моросили – глаголы в прошедшем времени).

3 группа— дать определение текста

Текст – это единица речи. Текст (от лат. Texstus) – ткань, сплетение, соединение.

(Текст – это несколько предложений, связанных в целое темой и основной мыслью)

4 группа определить тему и основную мысль текста

Приступайте к работе.

-Как бы вы озаглавили текст? Ваши предложения. (Каждая группа предлагает заголовок. К.Г. Паустовский назвал свой текст «Листопад)

Учитель: с темой текста и основной мыслью связаны все предложения. Все они о листопаде, который длился неделями, создавая ощущение тоски и уныния: лето закончилось, стало холодно и неуютно, пришла осень.

Физкультминутка

Учитель: А сейчас я попрошу вас встать и представить, что вы конькобежцы. Что делает конькобежец, чтобы продвинуться вперед? Покажите ваши движения (учащиеся выполняют движения конькобежцев)

Учитель: Чтобы продвинуться, вы одной ногой отталкиваетесь, другой скользите вперед. Нашу речь можно сравнить с движением конькобежца. Создавая текст, мы отталкиваемся от того, что уже было сказано и делаем шаг вперед — сообщаем новое.

Объяснение учителя. Цепной вид связи.

— Как осуществляется связь предложений в тексте ?

— Подчеркните в тексте «Листопад» «сцепляющие» слова: ………………………

— Как называются слова «листопад», «листья», «листвы»? (однокоренными)

— Какой частью речи является слово «они»?

— Какое слово заменяет это местоимение в предыдущем предложении (листья)

(т.е. для того, чтобы скрепить текст, мы употребляем местоимение они вместо имени

существительного)

Вывод: В этом тексте предложения связаны по смыслу и грамматически последовательно, как бы по цепочке: второе с первым, третье — со вторым и т.д. Связь последовательная, по цепочке. Такую связь называют цепной.От слова «цепь»

— Как схематично можно представить цепную связь в нашем тексте? Составляем схему текста в тетрадях (1 человек у доски).

Объяснение учителя. Параллельный вид связи.

Работа с текстом (задание 4).

Радос_на, шумна и п_хуча в_сна в л_су. Звонко п_ют птицы. Звенят под д_ревьями в_сенние ручейки. См_лой пахнут набухающие поч_ки.

(И.Соколов-Микитов)

Запишите предложения, вставляя пропущенные буквы-орфограммы.

-В каком предложении выражена основная мысль текста?

— Какие предложения раскрывают и поясняют основную мысль?

— Есть ли в этом тексте сцепляющие слова?

Вывод: Предложения могут быть связаны без специальных слов, по смыслу. При этом все предложения, начиная со второго, связаны по смыслу с первым. Т. е. 2, 3, 4 предложения развертывают, конкретизируют, поясняют смысл первого. Такая связь предложений называется параллельной.

Составляем схему текста в тетрадях (1 человек у доски).

5. Закрепление полученных знаний

Предлагаю каждой группе творческую работу: создать текст, применив цепную или параллельную связь.

1 группа. Над лесом показался краешек солнца………………………….

2 группа. Я выхожу на поляну. За…….- густой ельник. …………….

3 группа. Лесные жители готовились к зиме. ………………………….

4 группа. Красив, наряден лес в дни ранней осени. …………………

— Каждая группа должна сама решить, какой связи вы отдадите предпочтение?

На работу отводится 5 минут.

-Если появятся вопросы, поднимите сигнальную карточку

— Представьте результаты ваших творческих работ.

6. Подведение итогов урока

— Чему вы научились на уроке?

— С какими видами связи предложений в тексте вы познакомились?( Цепная и параллельная связь)

— В чем особенность каждого способа?

7. Домашнее задание

Напишите сочинение – миниатюру (7-9 предложений) на одну из тем: «Весна в лесу», «Весна в городе»

7. Рефлексия. Оценка и самооценка работы пятиклассников на уроке.

Я предлагаю вам оценить свою работу на уроке, ответив на 3 вопроса

(«да» «нет»). «Да» — поднять правую руку, «нет» — левую руку.

1.Сумел ли ты приобрести новые знания на уроке?

2. Сумел ли ты применить свои знания?

3. Доволен ли ты своей работой на уроке?

Что такое текст

Текст – группа предложений, объединённых в одно целое темой и основной мыслью. Предложения в тексте связаны по смыслу и при помощи языковых средств связи (повтор, местоимения, синонимы и др.).

Тема – то, о чём говориться в тексте, часто отражена в его заголовке.

Основная мысль – обычно передаёт отношение автора к предмету речи, его оценку изображаемого. В художественном тексте часто используются предложения со значением оценки. Выражая основную мысль, автор чаще всего движется по ступенькам, переходя от одной части к другой. Часть одной общей темы называют подтемой или микротемой. Вокруг неё группируются предложения, составляющие часть текста, которые называются абзацем.

В абзаце выделяют зачин (начало), развитие мысли, конец (концовку).

Стилистика – наука, изучающая стили речи и употребление в них языковых средств.
Цель художественной речи – образное отражение действительности и эмоциональное воздействие на мысли и чувства читателя. Писатель мыслит образами. Анализируя действительность, он запечатляет жизнь в картинах, в образах людей, типичное раскрывает в индивидуальном и конкретном.

Стилистические черты – образность (с помощью слов, рисующих художественный образ картины), эмоциональность и экспрессивность (гиперболы, метафоры, олицетворения).
Соединение типов речи должно быть оправданным и должно определяться замыслом автора и основной мыслью высказывания.

Стили речи

Научный стиль. Р. С. — 1-много, о/о, сообщение + объяснение.

  1. Используется в научных трудах, докладах, лекциях, учебниках.
  2. Задача речи – сообщить сведения, имеющие познавательный характер.
  3. Высказывание обычно бывает:
    1. Точным
    2. Доказательным + термины.
    3. Обобщенным (о группе предметов)
    4. Отношения автора нет.
  4. Научное рассуждение часто встречается в научной литературе, где раскрываются какие-либо понятия, отвечающие на вопрос «Что это такое?» и начинающиеся с научного определения.

Деловой (официально) стиль. Р. С. – 1-много, О/о, сообщение + инструкция.

  1. Используется обычно в различных деловых бумагах, инструкциях, законодательных документах.
  2. Задача речи:
    1. Сообщить сведения из практической жизни. Которое поможет человеку что-то сделать.
    2. Дать точные указания, рекомендации.
  3. Высказывание обычно бывает:
    1. Официальным
    2. Точным
    3. Бесстрастным (лишенным эмоций)
  4. Используются книжные, официальные слова и выражения, существительные, образованные от глаголов и прилагательных с суффиксами ени, ани, ств, ость.

Публицистический стиль. Р. С. – 1-много, о/о, воздействие на массы + сообщение информации. (Публицистика – отрасль литературы, освещающая вопросы политики и общественной жизни.)

  1. Используется в общественно-политической сфере жизни: газеты, журналы, радио, ТВ. Это речь агитаторов, пропагандистов, журналистов, тех, кто обращается к народным массам.
  2. Задача речи:
  3. Сообщить информацию
    1. Воздействовать на массы
    2. Сформулировать определённое отношение к общественной жизни, гражданскую позицию.
  4. Высказывания бывают:
    1. Злободневными по теме
    2. Яркими, страстными, призывными
    3. Удачный заголовок
  5. Языковые средства и приёмы построения текста:
    1. Прямое обращение к читателю
    2. Фрагменты текста, в котором использован параллельный способ связи предложений
    3. Экспрессивный повтор и стандартная лексика
    4. Разные виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске
    5. Оформление важных для раскрытия основной мысли членов предложения как самостоятельных предложений
    6. Параллелизм в построении этих неполных предложений
    7. Ряды однородных членов без союзов или с повторяющимся союзом И
    8. Сочетание книжной и разговорной речи
    9. Прямые обращения к собеседнику
    10. Обратный порядок слов (инверсия)
    11. Риторические вопросы

Жанры публицистики

Жанр – вид литературного произведения

  1. Заметка (в газету)
    1. Краткое сообщение о каком-нибудь интересном факте или событии общественной жизни
    2. Цель сообщения – привлечь внимание к жизни общества; автор сознательно находится в тени
  2. Репортаж (живой рассказ очевидца о каком-либо событии общественной жизни).
    1. Задача автора репортажа: рассказать о событии так, чтобы слушатели или читатели увидели это на самом деле
    2. Сообщение о каком-либо процессе как процессеАвтор (личность) всегда присутствует, его отношение к событию всегда проявляется (радость, огорчение…)

      Построение репортажа:

      1. Зачин (описание состояния места действия, описание состояния окружающей среды – всё завит от авторского решения; должно быть динамичным (односоставные предложения, безглагольные конструкции), может начинаться с прямого обращения к читателю)

      2. Центральная часть (тип речи повествования, так как идёт рассказ о событии). Обилие глаголов, кратких страдательных причастий

      3. концовка (содержит оценку события, краткий вывод, к которому приходит автор и приводит читателя)
      — лексика состоит из синтаксических конструкций (вопросительные предложения или их цель, восклицательные, обращения, вводные слова и предложения)
      — темой репортажа может стать экскурсия по городу: знакомство с архитектурными памятниками, парками, улицами, историческими местами (тип речи – описание + фрагменты)

  3. Статья – «объясняющий» жанр
    1. задача статьи – привлечь внимание людей к какому-то важному вопросу, проблеме, убедить их в справедливости или ошибочности какой-нибудь мысли.
    2. Убедительность, доказательность, личная позиция автора.
    3. Построение: зачин – постановка проблемы, центральная часть – её раскрытие, аргументы, примеры, вывод – заключение, концовка. (Композиции как у репортажа)
    4. НО: по типу речи – проблемная статья – это рассуждение
    5. Внутри рассуждения могут быть другие типы речи (повествование, описание).
    6. Основная мысль (тезис) — аргументы (для связи аргументов с тезисом используются союзы, вводные слова) — вывод (вводные слова)
  4. Портретный очерк
    1. Тема очерка – общественно-значимый факт (событие – знание суть дела)
    2. Герой очерка – человек высоких моральных качеств, преобразующий жизнь, отдающий делу знания, опыт, силы.
    3. Речь идёт не только о работе, а о характере самого героя, интересах и увлечениях, взаимодействиях с другими людьмиСоставные части очерка

      1. Описание внешности
      2. Рассказ о его деле, профессии, творчестве
      3. Отдельные факты биографии
      4. Характер, речь
      5. Эпизод (несколько), раскрывающий в герое главное.

Художественная речь используется, если надо нарисовать словами, изобразить картину, передать читателю свои чувства.

Задача речи – воздействие.
Использование конкретных слов, помогающих автору нарисовать картину слов в переносном значении, создающих образ; эмоционально-оценочных слов, в которых раскрывается отношение автора к тому, что он описывает, экспрессивный повтор, местоимения, синонимы.

Описание – речь идёт об одновременных признаках.

Повествование – последовательность действий.

Рассуждение – говорится о причинах свойств или явлений.

Список использованной литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://base.ed.ru

Что такое связные устройства и как они влияют на понимание?

Недавно я разрабатывал некоторые PowerPoints и упражнения для тренинга по пониманию прочитанного, посвященного роли, которую структура текста играет в понимании прочитанного. Одной из смежных тем, незнакомых многим учителям, была Связные устройства (иногда называемая Связных связей , а также известная как анафоры ). Я подумал, что посвящу этот пост объяснению сплоченных связей и того, как они могут повлиять на понимание прочитанного, особенно для младших школьников или изучающих английский язык.

Связующие устройства — это слова или фразы, используемые для связи идей между различными частями текста. Существует три основных типа связующих устройств:

  • Местоимения, относящиеся к ранее упомянутому существительному.
    • Пример: Джим вышел на детскую площадку. He играл на качелях.
  • Замена синонима ранее упомянутого существительного.
    • Пример: Еды было много , , но она ела только хлеба .
  • Переходные слова и межклаузальные соединители, такие как , так что или , потому что
    • Пример: Джим играл на качелях. Позже , Джим играл в мяч.
    • Пример: Мэри опоздала, , значит, она села на автобус. Мэри опоздала, , потому что она села на автобус.

Связующие устройства влияют на понимание, потому что они помогают читателям объединять информацию между предложениями в тексте.Местоимение, синоним или переходное слово привязано к предыдущему слову, фразе или предложению (антецедент ). Многие студенты, даже опытные читатели, никогда сознательно не задумываются об использовании авторами связных устройств. Учителям полезно привлекать внимание к такой структуре текста, особенно для учащихся, которым трудно понять серию предложений, содержащих связные связи. Дети с плохим пониманием прочитанного делают больше ошибок в вопросах, на которые можно ответить только в том случае, если местоимение было правильно решено.Они с меньшей вероятностью предоставят соответствующую анафору в завершающей задаче. Например, «Стив отдал свой зонт Андреа в парке, потому что ___ хотел, чтобы он оставался сухим». (Carlisle & Rice, 2002; Cain & Oakhill, 2007). Кроме того, трудности с плохим пониманием особенно заметны, когда между анафорой и антецедентом есть промежуточный текст.

Примеры

Посмотрите на два примера ниже. Связующие связи связаны со своими антецедентами стрелками.Обратите внимание, как в одном абзаце может быть несколько связных связей!

Рекомендации по эксплуатации

Чтобы привлечь внимание студентов к сплоченности, попросите их определить все слова, которые «обозначают» другие слова, фразы или предложения в коротком знакомом отрывке из материала, который студенты читают. Для маленьких детей многие из прочитанных вслух текстов, которые учителя используют для развития словарного запаса и понимания прочитанного, включают примеры, в которых автор использовал местоимения, синонимы и переходы для соединения предложений.Для хороших читателей подобное действие может быть всем, что необходимо, чтобы привлечь больше внимания к связям между предложениями. Ниже приведены некоторые рекомендации для студентов, которым трудно понять сплоченность (Мария, 1990):

  • Попросите учащихся сопоставить связный галстук с предшествующим ему. Есть несколько способов сделать это. Учащиеся могут нарисовать стрелки от связных связей к словам, которые они заменяют, написать антецедент над связной связью или написать то же число над связанными словами.Некоторым учащимся может быть полезно применять один из этих методов во время чтения.
  • Попросите детей прочитать отрывок и ответить на вопросы, требующие понимания связных связей.
  • Удалите местоимения из отрывка и попросите учащихся заполнить пропуски.
  • Дайте учащимся отрывок, в котором имена и другие компоненты предложения повторяются без надобности. Попросите их заменить повторяющуюся информацию связными связями.
  • Иногда антецедент местоимения может быть несколько двусмысленным.Некоторых детей, возможно, нужно научить использовать «подсказки», такие как число и пол, чтобы понять, что означают местоимения.
    • Пример: Джо и Лаура пошли на пляж. Он играл в воде, пока она искала ракушки. После этого они устроили пикник.

В других случаях детям может потребоваться использовать базовые знания и навыки рассуждения, чтобы определить наиболее вероятное предшественник местоимения. В следующем примере это скорее относится к торговому центру, чем к банку, поскольку Джон мог вести свой бизнес в банке: Джон пошел в торговый центр после того, как положил немного денег на свой счет в банке.Было закрыто.

Артикулы:

Каин, К. и Окхилл, Дж. (2007). Проблемы с пониманием прочитанного: взаимосвязи, причины и последствия. В К. Кейн и Дж. Окхилл (ред.) Проблемы понимания у детей устной и письменной речи . Нью-Йорк: Guilford Press. стр. 48-49

Карлайл, Дж. Ф. и Райс, М. С. (2002). Улучшение понимания прочитанного: принципы и практики, основанные на исследованиях. Балтимор, Мэриленд: York Press. стр. 129-130

Джоан Седита

Джоан Седита — основатель Keys to Literacy и автор программ профессионального развития Keys to Literacy.Она опытный педагог, признанный в стране оратор и тренер учителей. Она проработала более 35 лет в сфере обучения грамоте и представила тысячам учителей и других специалистов в школах, колледжах, клиниках и профессиональных конференциях.

Как соединить предложения | Grammarly

Одна из основных характеристик хорошего писателя — умение правильно соединять предложения. Поток коротких, прерывистых предложений делает чтение скучным, в то время как длинные предложения, соединенные вместе, могут быть утомительными или даже сбивать с толку читателя.В этой статье мы обсудим, как соединять предложения таким образом, чтобы это было не только грамматически правильно, но и стилистически эффективным.

Вот совет: Хотите, чтобы ваш текст всегда выглядел великолепно? Grammarly может уберечь вас от орфографических ошибок, грамматических и пунктуационных ошибок и других проблем с написанием на всех ваших любимых веб-сайтах.

Как соединить предложения с помощью слов перехода

Один из самых простых и эффективных способов связать предложения — использовать слова перехода.Эти слова призваны помочь вам перейти от одной идеи к другой в процессе написания. Если ваши предложения не переходят плавно от одного к другому, это приводит к прерывистому, несвязному стилю письма, из-за которого мозг вашего читателя работает сверхурочно, чтобы заполнить недостающие части. Научившись правильно использовать переходные слова, вы сможете избежать этой распространенной ошибки. Различные слова-переходы по-разному влияют на смысл ваших предложений. Просмотрите слова перехода ниже для иллюстрации:

Эффект Слова перехода
Чтобы подчеркнуть или дополнить идею так же, кроме того, также, кроме того, опять же, более
Для перехода к другой или даже противоположной идее наоборот, все же, с другой стороны, наоборот, хотя, хоть, но, все же, пока, правда, кроме
Сделать вывод таким образом, следовательно, следовательно, как результат, потому что, поскольку, как, так, поскольку
Допустить концессию правда конечно естественно
Чтобы указать последовательность первый / второй / третий, а / б / ц, наконец, затем, затем, наконец, после этого, до

Эти слова следует использовать естественно, даже умеренно.Если вы используете слишком много из них, читатель будет переключаться от одной идеи к другой, и это напомнит ему о плохих американских горках.

Соединение предложений с помощью двоеточия и точки с запятой

Другой популярный способ соединения предложений — использование знаков препинания, а именно двоеточий и точек с запятой. При использовании этого метода важно помнить, как связаны соединяющиеся предложения. Например, двоеточие должно вводить список, пример или объяснение предыдущей идеи.Рассмотрите предложения ниже и обратите внимание на то, как двоеточие используется в каждом предложении.

В предложении выше двоеточие используется для введения списка тем этикета, на которые обращался профессор.

В этом предложении двоеточие используется для обозначения одного из забытых элементов.

В предложении выше двоеточие используется для объяснения идеи, выраженной перед двоеточием.

Точка с запятой также может использоваться для соединения предложений, и ее следует использовать, когда предложения связаны между собой.Рассмотрим следующий пример:

Два независимых предложения в предложении связаны с одной и той же темой, поэтому уместно соединить их точкой с запятой, а не писать два коротких предложения.

Как идеи соединяются в тексте

Согласованность

Но сначала, что такое согласованность и сплоченность? Во-первых, давайте посмотрим на согласованность. Многие аспекты определяют согласованность. К ним относятся то, насколько легко ваше письмо может быть понято другими, организация вашего письма, стратегии, используемые для аргументации, и другие приемы, такие как разработка четких тематических предложений для каждого абзаца.Насколько эффективно вы разрабатываете и излагаете свои идеи в тексте, — все это влияет на то, насколько ваш текст понятен для других. Один простой способ запомнить это: согласованность , означает иметь смысл. Если в наших текстах используются эффективные идеи, стратегии и организация текста, они будут последовательными и понятными для других читателей.

Давайте посмотрим на пример из речи Мартина Лютера Кинга младшего I Have a Dream . Обратите внимание, как доктор Кинг систематизирует свои идеи в этом отрывке.

Но сто лет спустя негр все еще несвободен. Спустя сто лет жизнь негров все еще, к сожалению, скована оковами сегрегации и цепями дискриминации. Спустя сто лет негр живет на одиноком острове нищеты посреди огромного океана материального благополучия. Спустя сто лет негр все еще томится в углах американского общества и оказывается в изгнании на своей собственной земле. Итак, мы пришли сегодня сюда, чтобы инсценировать постыдное состояние.

Используя аргументные стратегии, такие как повторение «сто лет назад» или описание афроамериканцев как «томящихся в изгнании в уголках американского общества», доктор Кинг использует сильную аргументационную стратегию, чтобы сделать свою речь более убедительной. Например, повторение фразы может подчеркнуть точку. Это называется повторением . Автор также использует пафос или стратегию аргументации, вызывающую эмоциональную реакцию, заявляя, что афроамериканцы «томились в изгнании».Использование этих методов убеждения создает сильную связность в речи доктора Кинга.

Сплоченность

Что вы думаете, когда я говорю слово «сплоченность»? Это почти похоже на то, что что-то слипается. Что ж, это и есть сплоченность. В то время как согласованность фокусируется на всем тексте, согласованность фокусируется на структуре отдельных предложений и на том, как отдельные предложения работают вместе. Важно, чтобы одно предложение перетекало в другое, с идеями, которые связаны друг с другом.Другими словами, одно предложение должно относиться к другому. Идеи и структура каждого предложения должны иметь смысл для читателя.

Давайте посмотрим на другой пример сплоченности в тексте. Обратите внимание на то, как в этой речи Уинстона Черчилля он использует структуру предложений и как предложения работают вместе.

Вы спросите, какова наша цель? Могу ответить одним словом: победа. Победа любой ценой. Победа, несмотря на весь террор. Победа, каким бы долгим и трудным ни был путь, потому что без победы нет выживания.

Вы видите, как Черчилль перетекает из одного предложения в другое? Первое предложение необходимо для того, чтобы второе имело смысл. Оба эти предложения необходимы для того, чтобы третье имело значение, и так далее. В этой речи Черчилль продемонстрировал эффективное использование сплоченности.

Краткое содержание урока

Согласованность и связность очень похожи по своей природе, но оба сосредоточены на улучшении читабельности текста и на том, насколько легко его понимают другие. В то время как согласованность (легкость понимания всего текста) фокусируется на эффективных аргументах, идеях и организации письма в целом, согласованность фокусируется на структуре предложения и на том, как предложения соотносятся друг с другом.Если у кого-то есть хорошая связность, то более вероятно, что согласованность всего текста будет иметь гораздо больше смысла!

Академическое письмо на английском языке, Лундский университет

Coherence иногда называют cohesion , , хотя некоторые утверждают, что эти два термина обозначают явления, которые явно связаны, но явно разные. Мы используем coherence , чтобы охватить как степень сцепления текста, так и различные лингвистические и структурные средства достижения этой согласованности.

В связном тексте есть логические связи между словами, предложениями и абзацами текста. Термин происходит от латинского глагола co-haerere , что означает «держаться вместе» (др.). Другой способ описать согласованность — сказать, что это связано с хорошим и плавным потоком текста. Писатель должен максимизировать понимание текста, сделав его максимально ясным и логичным.

Когерентность может быть достигнута несколькими способами. Oshima & Hogue (2006) предлагают следующие четыре:

  • Повторение ключевых существительных
  • Использование согласованных местоимений
  • Использование сигналов перехода для связи идей
  • Организация ваших идей в логическом порядке

Начиная с последней точки, по причине что это первостепенный аспект, любой академический текст будет непонятным, если идеи, выраженные в нем, не выстроены каким-либо логическим образом.

Существует несколько различных типов логического порядка , но некоторые из наиболее часто используемых — это хронология , важность и контраст . Хронология , во-первых, имеет отношение ко времени, и с точки зрения логики события упорядочены в последовательности. Во-вторых, важность означает, что идеи обсуждаются в последовательности, подразумевающей либо возрастающий, либо убывающий порядок важности. В-третьих, контраст имеет отношение к упорядочиванию идей путем их сопоставления или сравнения.

Предпоследний пункт — сигналов перехода (иногда называемых соединяющими словами или соединяющими наречиями ) — связан с использованием определенных слов и фраз, которые вызывают связи и переходы между идеями.

Как было подчеркнуто выше, нет замены логическому упорядочиванию различных идей и частей текста. Однако, даже если это сделано удовлетворительным образом, часто возникает необходимость усилить организационную структуру отрывка текста путем вставки логических маркеров.

Подобных слов и фраз существует множество, и их можно сгруппировать в разные классы в зависимости от выполняемой ими функции. Ссылка ниже приведет вас к списку различных переходных и связывающих слов.

Согласованность и сплоченность | Учебные пособия Лизы

Споры о политической корректности возникли в последние несколько лет, особенно с учетом того, что определенные политические деятели вывели эти дебаты на общественную платформу. Давайте сначала определимся с политкорректным языком.Политическая корректность — это избегание выражений, которые могут оскорбить, исключить или маргинализировать определенные группы или отдельных лиц по признаку расы, этнической принадлежности, пола, сексуальной ориентации или инвалидности.

Политкорректный (ПК) язык — это структура, используемая для поощрения и поддержания социальной гармонии. Однако язык ПК также может рассматриваться как препятствие для самовыражения и свободы слова. Взгляд человека на эту дискуссию зависит от коннотации, которую он ассоциирует с фразой «политкорректность».Считают ли они политкорректность социальным стабилизатором или они видят в ней языковой контроль?

С одной стороны, использование политкорректности помогает противостоять предрассудкам в обществе и укрепляет идею эгалитаризма. Это достигается путем постепенного ослабления связей между определенными названиями и социальными группами, с которыми они связаны. Сюда входят такие термины, как «черный», «вог», «карри», «умственно отсталый», «спастический». Использование таких терминов ПК, как «афроамериканец», «из греческой национальности», «Юго-Восточная Азия» и «человек с ограниченными возможностями», является более уважительным способом обращения к людям без использования названий, которые связывают их с определенными стереотипами или предубеждениями. мысли.В частности, использование слова «человек с инвалидностью», а не «инвалид» — это способ ослабить связь между человеком и «инвалидностью» и повторить, что инвалидность является лишь одним элементом из многих, которые составляют физическое лицо.

Хотя это общепринятые в настоящее время политически корректные термины, их уместность, вероятно, со временем изменится. Первоначально было социально приемлемо использовать такие термины, как «дебил», «председатель», «полицейский», «черный», «мужик», «родной язык».Однако со временем ценности меняются, и общество прогрессирует, и то, что в какой-то момент считается социально приемлемым, становится политически некорректным, поскольку дальнейшие нейтральные термины нормализуются. Таким образом, образуются замены, такие как «инвалиды», «председатель», «полицейский», «афроамериканец» и «родной язык». По мере развития общества эти фразы будут устаревать и заменяться новыми, более социально приемлемыми терминами. Этот последовательный цикл ускоряется с глобализацией.Благодаря глобализации идеологиями и ценностями можно мгновенно делиться на широких платформах. Благодаря обмену идеями формируются новые идеи и восприятия, и вместе с этим изменяется и развивается язык, который мы используем для самовыражения.

Столь быстрое развитие «социально приемлемого» языка возмущает общественность. Некоторые тонкости работы с ПК многие считают ненужными. Считается, что тенденция к политкорректности препятствует свободе выражения мнения, не позволяя людям высказывать свое мнение из-за страха причинить оскорбление.Когда общественность недовольна отсутствием политической корректности в той или иной ситуации, многие люди считают эту реакцию чрезмерной и признаком чрезмерной чувствительности поколения миллениалов. В интервью ABC News бывший солдат заявил, что «мы просто склонны отступать перед любым другим. Это делает Австралию намного мягче, это делает нас более слабой страной ».

Это разочарование многих усугубляется быстрым развитием общепринятых общепринятых терминов.

Когда язык, используемый в общественном достоянии, граничит с политически некорректным, возникает общественный резонанс, в частности, со стороны молодого поколения. Дональд Трамп является ярким примером этого, и, как отмечает The Atlantic, «пресса воспринимает его буквально, но не всерьез; его сторонники относятся к нему серьезно, но не буквально ». Проще говоря, выбор языка Дональда Трампа поразительно смел; они вызывают страх и разочарование среди населения, углубляя социальные предрассудки за счет усиления стереотипов.

Однако язык Трампа перекликается с разочарованием американцев. В нем нет запутанных, сложных политкорректных формулировок, указывающих на то, что Трамп высказывает свое мнение, и, следовательно, получает общественную поддержку и, прежде всего, доверие. Укрепление доверия к политику практически невозможно, однако, когда Трамп высказывает свое мнение, не опасаясь навлечь на себя руководство меньшинствами, он действительно может укрепить доверие, поскольку он говорит вслух то, что многие думают, но боятся озвучивать.

Хотя это может показаться странным, учитывая сильную мировую ненависть к Дональду Трампу, дело в том, что Дональд Трамп получил большинство голосов.Несмотря на многочисленные споры о нем, у Трампа много последователей, и поэтому важно признать силу языкового выбора Трампа.

Все мы помним знаменитое заявление «Построй стену», которое стало определяющим фактором президентской кампании Трампа. Хотя это крайне политически некорректная повестка дня, маргинализировавшая мексиканский народ, многие люди поддержали усилия Трампа. В частности, американцам, недовольным условиями работы, предоставляется повод возложить вину на определенную группу людей.Трамп, использование влиятельными фигурами политически некорректного языка для нападок на мексиканцев фактически дало другим свободу говорить то, что они ранее ограничивали в высказывании из опасения оказаться политически некорректным.

Помимо свободы слова, второй серьезной проблемой, связанной с политкорректностью, является обфускация. Эта форма политкорректности институционализирована, и из-за этого здесь возникает реальная опасность того, что огромный акцент на политкорректности означает, что часто жизненно важная информация может быть исключена из сценариев новостей, поскольку она нацелена или потенциально нацелена на определенного человека или группу меньшинства.В результате представленная информация может быть предвзятой и неполной. Ярким примером этого является скандал с сексуальным насилием над детьми в Ротерхэме в Соединенном Королевстве в 2013 году. Примерно 1400 детей подверглись сексуальному насилию. Однако в средствах массовой информации намеренно не упоминалось, что большинство преступников были пакистанцами. Точно так же, опасаясь спровоцировать расовые нападения на мигрантов во время переселения беженцев, немецкие СМИ попытались скрыть, что множественные сексуальные посягательства во время празднования Нового года 2016 были совершены мужчинами североафриканской или ближневосточной национальности.Отсутствие таких подробностей позволяет избежать маргинализации этнических групп, но за счет получения важной и достоверной информации для общественности. Этот компромисс все еще исследуется в обществе, поскольку волна политкорректности еще совсем нова.

Эта дискуссия еще не закончена в обществе; ему еще предстоит развиваться, и по мере развития мира роль языка ПК в нашем обществе станет более ясной. Станет ли язык ПК более распространенным по мере того, как общество будет уделять больше внимания социальной интеграции? Или движение к языку ПК будет ограничено из-за того, что ему нанесут черный удар за недостатки этой структуры общения?

Примеры политкорректности:
2017 Австралия День ягненка Реклама от Meat and Livestock Co: Эта компания каждый год выпускает рекламу ягненка, посвященную Дню Австралии, которая направлена ​​на то, чтобы показать прогрессивное и эгалитарное австралийское общество, воспевающее идею политкорректного общества.
Видео в Facebook от The Line, продвигающее гендерное равенство и бросающее вызов ожиданиям мужчин и женщин:

Согласованность: переходы между идеями

Самые убедительные идеи в мире, выраженные в самых красивых предложениях, никого не сдвинут, если эти идеи не связаны должным образом. Если читатели не смогут легко переходить от одной мысли к другой, они наверняка найдут что-нибудь еще, чтобы почитать или включить телевизор.

Обеспечение переходов между идеями во многом зависит от отношения.Вы никогда не должны предполагать, что ваши читатели знают то, что знаете вы. На самом деле, неплохо было бы предположить, что вашим читателям не только нужна вся имеющаяся у вас информация и нужно знать, как вы пришли к той точке, в которой вы находитесь, но и что они не так быстро, как вы. Возможно, вы сможете перепрыгнуть с одного берега реки на другой; Считайте, что вашим читателям нужны ступеньки, и обязательно размещайте их в легко доступных и видимых местах.

Есть четыре основных механических соображения при обеспечении переходов между идеями: использование переходных выражений, повторение ключевых слов и фраз, использование ссылки на местоимение и использование параллельной формы.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕРЕХОДНЫХ ТЕГОВ

Переходные теги охватывают диапазон от самых простых — небольших союзов: и, но, ни, для, еще, или, (и иногда) так — до более сложных сигналов, которые каким-то образом связаны между собой — соединительных наречий. и переходные выражения, такие как , однако, тем не менее, с другой стороны, .

Для получения дополнительной информации о соединениях щелкните ЗДЕСЬ .

Использование маленьких союзов — особенно и и , но — естественно для большинства писателей. Однако часто возникает вопрос, можно ли начинать предложение с небольшого союза. Разве союз в начале предложения не является признаком того, что предложение должно быть связано с предыдущим предложением? Иногда да. Но часто начальное соединение эффективно привлекает внимание к предложению, и это именно то, что вам нужно.Чрезмерное использование начала предложения с союза может отвлекать, но устройство может добавить освежающую черту к предложению и ускорить повествовательный поток вашего текста. Ограничения на начало предложения с и или , но основаны на шаткой грамматической основе; некоторые из наиболее влиятельных авторов этого языка веками счастливо игнорировали такие ограничения. *

Вот таблица переходных устройств (также называемых наречиями наречий или наречиями наречиями ), сопровождаемыми упрощенным определением функции ( обратите внимание, что некоторые устройства отображаются с более чем одним определением):

сложение снова, также, и, а потом, кроме того, не менее важно, наконец, сначала, далее, более того, дополнительно, в первую очередь, в прошлом, притом, затем, во-вторых, еще, тоже
сравнение также точно так же, аналогично, аналогично
уступка предоставлено, естественно, конечно
контраст , хотя и время, но в то же время, несмотря на это, даже так, хотя, при всем этом, однако, в отличие, несмотря на, вместо этого, тем не менее, несмотря на, наоборот, с другой стороны, в противном случае, несмотря на все еще правда, еще
акцент конечно, действительно, на самом деле конечно
пример или
иллюстрация
все-таки, как иллюстрация, даже, для е пример, например, в заключение, действительно, на самом деле, другими словами, короче, это правда, конечно, а именно, конкретно, то есть, чтобы проиллюстрировать, таким образом, действительно
резюме все в целом, в целом, как было сказано, наконец, вкратце, в заключение, другими словами, в частности, вкратце, проще, в целом, в целом, то есть, говоря иначе, резюмировать
временная последовательность через некоторое время, потом, снова, также, и затем, пока, наконец, в течение долгого времени, в то время, прежде, кроме того, раньше, в конце концов, в конце концов, раньше, кроме того, кроме того, кроме того, во-первых, в прошлом, в прошлом, в последнее время, в то же время, кроме того, в следующем, теперь, в настоящее время, во-вторых, в ближайшее время, одновременно, так как, пока, в ближайшее время, еще, впоследствии, затем, после тоже до тех пор, пока

Предупреждение: не вставляйте в текст транзитные Простые выражения просто потому, что вы знаете, что эти устройства соединяют идеи.Они, естественно, должны появиться там, где им место, иначе они застрянут, как рыбья кость, в зобе вашего читателя. (По той же причине нет смысла пытаться запомнить этот обширный список.) С другой стороны, если вы можете прочитать свое эссе целиком и не обнаружите ни одного из этих переходных устройств, тогда вы должны задаться вопросом, что, если что-то, — это , объединяющие ваши идеи. Попрактикуйтесь, вставив пробный , однако, следовательно, . Перечитайте эссе позже, чтобы увидеть, дают ли эти слова клей, который вам нужен в этих точках.

Повторение ключевых слов и фраз

Способность соединять идеи посредством повторения ключевых слов и фраз иногда встречает естественное сопротивление, основанное на страхе повторения. Нас приучили ненавидеть избыточность. Теперь мы должны понять, что уловка слова или фразы, которые важны для понимания читателем текста, и повторное воспроизведение этого слова или фразы создают музыкальный мотив в голове этого читателя. Если оно не перегружено и не навязчиво, повторение дает ощущение связности (или, по крайней мере, иллюзии связности).Помните совет Линкольна:

Вы можете обманывать некоторых людей все время, а иногда и всех людей, но вы не можете обманывать всех людей все время.

Фактически, вы не можете забыть совет Линкольна, потому что он стал частью музыки нашего языка.

Не забудьте использовать это устройство для связывания абзацев и предложений.

Ссылка на местоимение

Местоимения вполне естественно соединяют идеи, потому что местоимения почти всегда отсылают читателя к чему-то более раннему в тексте.Я не могу сказать: «Это правда, потому что …» не заставляя читателя задуматься о том, что могло означать «это». Таким образом, местоимение заставляет читателя быстро и подсознательно резюмировать то, что было сказано ранее (что такое , это ), прежде чем перейти к , потому что — часть моих рассуждений.

Однако нам вряд ли нужно добавлять, что всегда должно быть совершенно ясно, к чему относится местоимение. Если мой читатель не может сразу узнать, что такое , это , то мое предложение двусмысленно и вводит в заблуждение.Кроме того, не полагайтесь на нечеткие ссылки на местоимения, чтобы избежать ответственности: « Они говорят, что …».

Параллельность

Музыка в прозе часто является результатом параллелизма, преднамеренного повторения более крупных структур фраз, даже частей и целых предложений. Мы настоятельно рекомендуем вам прочитать раздел Руководства по параллелизму и пройти сопутствующий тест по распознаванию параллельной формы (и исправлению предложений, которые должны использовать параллельную форму, но не используют). Обратите особое внимание на экскурсию по параллельным сложностям в Геттисбургском послании Авраама Линкольна.

Устройства когерентности в действии

В нашем разделе, посвященном написанию аргументационного эссе , у нас есть полное студенческое эссе («Плачь, волк» — внизу этого документа), которое мы проанализировали с точки зрения развития аргументации и в котором мы уделили особое внимание соединительные устройства, объединяющие идеи.

Посмотрите на следующий абзац:

Древние египтяне были мастерами сохранения тел умерших людей, делая из них мумии.Мумии, которым несколько тысяч лет, были обнаружены практически целыми. Кожа, волосы, зубы, ногти на руках и ногах, а также черты лица мумий были очевидны. Можно диагностировать болезнь, от которой они страдали при жизни, такую ​​как оспа, артрит и недостаток питания. Процесс был удивительно эффективным. Иногда очевидны были смертельные недуги умерших: король средних лет умер от удара по голове, а полиомиелит убил ребенка-короля. Мумификация заключалась в удалении внутренних органов, применении натуральных консервантов внутри и снаружи, а затем обертывании тела слоями повязок.

Этот абзац, хотя и слабый, не является полным вымыванием. Оно начинается с тематического предложения, а последующие предложения явно связаны с тематическим предложением. На языке написания абзац — унифицированный (т.е. не содержит не относящихся к делу подробностей). Однако абзац не связный . Предложения отделены друг от друга, из-за чего читателю сложно проследить ход мысли писателя.

Ниже тот же параграф, исправленный для согласованности. Курсивом обозначены местоимения и повторяющиеся / повторно сформулированные ключевые слова, полужирным шрифтом обозначены переходные ключевые слова, а подчеркиванием обозначены параллельные структуры.

Древние египтяне были мастерами по консервации тел умерших людей, сделав из них мумий. Короче , мумификация заключалась в удалении внутренних органов, нанесении натуральных консервантов внутри и снаружи, а затем наложении на тело слоев повязок. и процесс был замечательно эффективен. Действительно, , мумий возрастом несколько тысяч лет были обнаружены почти нетронутыми. Их кожа, волосы, зубы, ногти на руках и ногах, а также черты лица все еще очевидны. У них болезней в жизни, таких как оспа, артрит и недостаточность питания, из них , все еще поддающихся диагностике . Даже их смертельных недугов все еще очевидные : король средних лет умер от удара по голове; ребенок-король умер от полиомиелита.

Теперь абзац стал более связным. Организация информации и связи между предложениями помогают читателям легко переходить от одного предложения к другому. Обратите внимание, как этот писатель использует различные устройства согласования, иногда в комбинации, для достижения общей согласованности абзаца.

Руководство по структуре предложения (с примерами и задачами) — Идеи для грамотности

Полезный способ попрактиковаться в написании сложных предложений — предоставить учащимся подчиняющее соединение и зависимое предложение и предложить им подходящее независимое предложение, чтобы закончить предложение .

Например:

После возвращения домой на работу …

или,

Хотя было поздно, …

Вы также можете перевернуть это и предоставить независимую оговорку, прежде чем оспаривать чтобы придумать подходящее придаточное предложение и подчинительный союз, чтобы закончить предложение.

Составно-сложные предложения

Сложно-сложные предложения, что неудивительно, труднее всего для учеников писать хорошо.Если, однако, ваши ученики приложили усилия, чтобы твердо усвоить предыдущие 3 типа предложений, то им следует грамотно справиться с ними, немного попрактиковавшись.

Перед обучением сложносложным предложениям стоит спросить своих учеников, могут ли они сделать обоснованное предположение об определении этого типа предложения, основываясь только на его названии.

Более проницательные из ваших учеников вполне могут понять, что сложносложное предложение относится к соединению составного предложения со сложным.Точнее, составно-сложное предложение объединяет как минимум 2 независимых предложения и 1 зависимое предложение.

Поскольку школа была закрыта, Сара убежала домой, а мама приготовила ей завтрак.

Здесь мы видим, что предложение начинается с зависимого предложения, за которым следует составное предложение. Мы также можем увидеть сложное предложение, заключенное в него, если посмотрим только на содержимое в квадратных скобках в версии ниже.

( Поскольку школа была закрыта, Сара убежала домой ) , и ее мама приготовила ей завтрак.

Что касается сложных предложений, это довольно простой пример, но они могут иметь множество обличий, содержащих гораздо больше информации, но при этом соответствовать структуре составного комплекса.

Например:

Поскольку большинство посетителей города регулярно упускают возможность выгодных сделок, местные компании стремятся привлечь туристов в свой бизнес и помочь им понять, как получить доступ к лучшим предложениям, которые может предложить столица.

В этом предложении много чего происходит, но при ближайшем рассмотрении оно следует той же структуре, что и предыдущее. То есть он открывается зависимым предложением (которое начинается с подчиненного союза), а затем следует составное предложение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.