Точность речи как коммуникативное качество: 17.Точность речи как ее важное коммуникативное качество.

Содержание

17.Точность речи как ее важное коммуникативное качество.

Под точностью
принято понимать:

  1. точность предметную,
    которая связана со знанием темы речи,
    предмета высказывания,

  2. точность понятийную
    — соответствие между словами, которые
    мы употребляем, и их значениями (то, что
    в философии принято называть единством
    формы и содержания).

18.Логичность как важное коммуникативное качество речи.

Логичностьюназывают коммуникативное качество
речи, предполагающее ясное, точное и
непротиворечивое высказывание. Предмет
высказывания должен оставаться
неизменным. Два противоположных по
смыслу высказывания не могут быть
одновременно истинными, утверждение
должно сопровождаться достаточным
количеством аргументов.

19.Выразительность и образность как коммуникативные качества речи.

Выразительная
речь
— это речь, способная поддерживать
внимание, возбуждать интерес слушателя
(или читателя) к сказанному (написанному).

Действенность
речи невозможна без ее выразительности,
которая в свою очередь, базируется на
знаниях техники речи. Однако без
использования правил техники речи
невозможно говорить о каком-либо
воздействии такой речи на слушателя,
аудиторию. Таким образом, выразительность
речи можно рассматривать как основную
составляющую действенной речи.

20.Доступность, действенность и уместность как коммуникативные качества речи.

Доступность речи— качество публичного выступления,
заключающееся в том, что оратор отбирает
факты, аргументы, речевые средства с
максимальным учетом возможностей
восприятия речи в конкретной аудитории.

Уровень доступности
как коммуникативного качества, должен
определяется оратором каждый раз, в
каждом конкретном случае, в зависимости
от того на какую аудиторию направлена
речь, чтобы она была максимально правильно
воспринята слушателем.

Выразительная
речь
— это речь, способная поддерживать
внимание, возбуждать интерес слушателя
(или читателя) к сказанному (написанному).

Выразительность
речи педагога, очевидно, не совпадает
с выразительностью речи политического
оратора или дипломата, выразительность
речи адвоката не совпадает с выразительностью
речи ученика, однако любая выразительная
речь усиливает степень воздействия на
сознание слушателей.

Уместность — это
особое коммуникативное качество речи,
которое как бы регулирует в конкретной
языковой ситуации содержание других
коммуникативных качеств. В условиях
общения в зависимости от конкретной
речевой ситуации, характера сообщения,
цели высказывания то или иное
коммуникативное качество может
оцениваться по-разному — положительно
или отрицательно. Например, писатель
не сумеет создать «местный колорит»,
передать речевые особенности лиц
определенной профессии, строго следуя
требованиям чистоты речи, значит, в
таком случае положительно будет
оцениваться не соблюдение требований
чистоты речи, а, наоборот, их нарушение.

Под уместностью
речи понимают строгое соответствие ее
структуры условиям и задачам общения,
содержанию выражаемой информации,
избранному жанру и стилю изложения,
индивидуальным особенностях автора и
адресата.

Точность как коммуникативное качество речи — Студопедия

Точность речи – необходимое условие ее адекватного и полного понимания, а значит, и эффективности речевого общения в целом.Точной называют речь, если значения слов и словосочетаний, употребленных в ней, полностью соотнесены со смысловой и предметной сторонами речи. Стремясь создать точную речь, автор заботится о том, чтобы ее нельзя было понять приблизительно, неправильно или по-разному.

Точность зависит, во-первых, оттого, насколько полно и ясно в содержании речи отображена действительность, и, во-вторых, от того, насколько емко и полно эта действительность осмыслена. Точность призвана помогать автору текста верно отражать в своем высказывании связи между действительностью и мыслями о ней, ее восприятием и оценкой. В этом плане точность речи очень тесно связана с логичностью. Упрощенно можно сказать, что точность и логичность отражают связь мышления и речи. Точность проявляется на уровне оперирования отдельными словами (терминами и понятиями) в предложении, а логичность – на уровне их связи в предложении и в тексте.

Для успешного полноценного общения важно точно определить, какой смысл вкладывается в каждое слово. Точность прежде всего предполагает совпадение представлений людей о том, что называется каждым словом.

Таким образом, точность – подчеркнуто коммуникативное качество речи, потому что оно призвано не просто помочь адресату понять речь, но помочь понять как можно более адекватно выраженному смыслу. Иначе говоря, «мы должны стремиться не к тому, чтобы нас всякий понимал, а к тому, чтобы нас нельзя было не понять» (Вергилий).

Речь становится точной только тогда, когда автор речи, с одной стороны, точно знает, о чем и что именно он хочет сказать, чего хочет добиться своей речью, а с другой стороны, он на основе осознанного понимания своей речевой задачи отбирает из всех возможных языковых и речевых средств те, что позволяют наиболее успешно решить эту задачу.

Значит, точность речи в первую очередь характеризует ее автора, отражает уровень его мышления. Кроме того, точность позволяет судить, верно ли в речи отражена действительность, то есть те факты, события, явления, о которых говорится (или умалчивается) в речи. Эта сторона точности соотносится с правдивостью речи, следовательно, характеризует говорящего или пишущего с этических позиций.

Виды точности речи

Выделение самых строгих требований к точности речи в научном стиле не означает, что в других стилях точность менее важна – она проявляет себя по-другому, поскольку отражает не столько терминологию, сколько жизненные реалии и понятия. В связи с этим выделяется два основных вида точности: точность понятийная(и близкая к ней терминологическая) и точность предметная(которой близка фактическая точность), что в целом соотносится с абстрактным и конкретным в языке и речи.


В то же время мышление опирается на действительность, а действительность мы воспринимаем в какой-то системе понятий, поэтому, за исключением особых умозрительных размышлений (например, построение какой-то отвлеченной теории в науке), любой речи должны быть присущи оба вида точности. Но их соотношение в конкретной речи может существенно различаться в зависимости от стиля и жанра высказывания.

Предметная точностьпроявляет степень конкретности, правдивости, объективности отображения действительности в речи. Кроме того, у этого вида точности есть разновидность – точность фактическая,которая включает в себя правильность и определенность называния конкретных фактов, событий или явлений (их количество, свойства и пр.).

Точность в данном случае проявляется в адекватном отражении явлений жизни, событий и фактов, о которых идет речь. Для этого человек обязан хорошо знать то, о чем он говорит.

Точность предметная часто пересекается и сочетается с понятийной, потому что каждое событие, каждый предмет является частью какой-то определенной системы, занимает какое-то место в структурной иерархии понятий, явлений, фактов. Следовательно, важно не только назвать предмет или событие, но и указать связи и отношения между ними.

Точность понятийнаяпроявляется в том, что в речи верно отражаются сущность предметов, явлений и фактов, что предполагает раскрытие их общих и существенных признаков, связей и отношений, определяющих их содержание и объем. Разновидностью этого вида точности является точность терминологическая, которая оценивает правильность употребления терминологии.

Для соблюдения понятийной точности важно различать содержание и объем понятий. Содержанием понятия называется совокупность существенных признаков предмета, которая мыслится в данном понятии, а множество предметов, которое мыслится в понятии, называется объемом понятия.

Коммуникативные качества речи — Русский язык без проблем

вернуться на страницу «Культура речи«,   «Таблицы«, «Главная»

Коммуникативные качества речи – такие её свойства, которые помогают организовать общение с учетом конкретной ситуации и поставленных целей наиболее эффективно. Эти свойства проявляются как в устной, так и в письменной речи. К коммуникативным качествам речи относятся правильность, уместность, точность, логичность, богатство, чистота, выразительность речи и некоторые другие её свойства.

Точность – это коммуникативное качество речи, которое обеспечивает взаимопонимание людей в наибольшей степени и предполагает знание предмета речи и умение выбирать нужные слова
Логичность – это коммуникативное качество речи, которое предполагает создание последовательного, непротиворечивого, доказательного высказывания
Богатство речи – это качество речи, которое предполагает максимальное разнообразие использующихся в речи языковых средств
Уместность – это качество речи, которое требует такого подбора и организации средств языка, которые делают речь отвечающей субъектам, целям и условиям общения
Чистота – это качество речи, которое характеризует отсутствие в речи некодифицированных языковых средств, а также слов, оскорбляющих нравственность собеседника
Выразительность – это качество речи, которое характеризует речь как яркую, образную, интересную для собеседника
Ясность – это качество речи, которое предполагает отсутствие двусмысленности
Краткость – это качество речи, которое выражается в умении передать мысль наименьшим количеством слов

В каждом конкретном случае отдельное свойство речи или их комбинации проявляются по-разному (в том числе и в разной степени) – в зависимости от целей, намерений участников, условий и ситуации общении, от речевого жанра. Допустим, в научной речи целесообразность проявляется в логичности, точности, а в художественном тексте – в выразительности, богатстве и т.д. Но в любом случае они должны способствовать достижению целей коммуникативного акта и результативности общения.

Тест на тему Коммуникативные качества речи

Тест на тему Логичность речи

Тесты на тему Культура речи

Уместность речи | Чисто по-русски

Мар 21

adminкоммуникативные качества речи коммуникативные качества речи

     Уместность речи коммуникативное качество, которое предполагает такой подбор слов и оборотов,такую организацию средств языка, которые делают речь отвечающей целям и условиям общения.

Требование уместности речи

     Основное требование уместности речи: любой ситуации общения должны соответствовать индивидуально подобранные, свои средства языкового и эмоционального выражения. Это и особый строй речи, определённые экспрессивные и оценочные обороты. Сравним слова: быстро, стремительно, в темпе, полным ходом, опрометью, пулей, стрелой, рысью, во весь опор, что есть духу, сломя голову, мигом. Они означают одно и то же, но уместность того или другого определяется речевой ситуацией. Подбирая слова, необходимо помнить основную цель своей речи: передать информацию или воздействовать на слушателя.

Прогнозирование речи

     Оценка речи с точки зрения уместности /неуместности осуществляется ещё на этапе прогнозирования речевой деятельности. Иногда, взвесив обстоятельства предполагаемой коммуникативной ситуации, лучше вообще отказаться от речи, понимая, что ситуация не будет благоприятствовать достижению тех или иных целей общения. Если человек планирует общение, то он оценивает уместность различных компонентов речи на уровне стратегии и тактики речи. Стратегия предполагает выбор определенного уместного сценария общения, в частности, так называемого речевого жанра, например: просьбы, приказа или жалобы, которая предполагает, что слушающий выполнит роль утешителя; или жалобы с расчётом на то, что он исправит ситуацию и т.д. Тактика определяет выбор речевых средств, необходимых для реализации стратегии. Так, в речевом жанре просьбы неуместны слова со значением требования, угрозы, призыва и пр.

Личностно — психологическая уместность речи.

     Ситуация речевого общения предполагает соответствие речи этическим нормам, соблюдение правил речевого этикета, учёт индивидуальных особенностей собеседника. Отсюда выбор темы речи, определённых языковых средств, степени подробности изложения материала, тональность речи, интонации. Говорящий должен своевременно подумать о настроении собеседника, уметь найти нужные слова с учётом его психологического состояния, проявить тактичность, вежливость. Всё это направлено на установление нормальных взаимоотношений.

      В определённой ситуации говорящий может и не иметь права на речь, это связано с нравственно-этическими факторами. Например, абсолютно неуместными выглядят безапелляционные высказывания или советы говорящего в той области знаний, в которой он совершенно несведущ. Неуместно также в обществе рассказывать о своих домашних неурядицах, ссорах, прерывать чужую речь, неуместно за столом говорить о том, что может другим испортить аппетит, то есть надо считаться с человеком, с которым общаешься, а также с местом, где находишься. В целом уместность речи формируется с учетом социального положения участников коммуникации, уровня образования, профессии, этнической принадлежности, образа жизни и др. факторов. Это личностно- психологическая уместность речи.

     В культуре речи различается также стилевая и контекстуальная уместность

Стилевая уместность речи

     Стилевая уместность — это уместность слов, оборотов, конструкций, которые регулируются и предопределяются функциональным стилем. Вопрос о выборе и использовании языковой единицы в каждом стиле решается по-разному. Например: Попечитель богоугодных заведений подлизывается к ревизору — здесь употреблено слово иной стилистической окраски. Правильно было бы сказать: Попечитель богоугодных заведений перед ревизором ведёт себя заискивающе.

     Для делового стиля уместно, например, употребление технических и профессиональных терминов, устойчивых сочетаний, типовых синтаксических блоков. Однако это не уместно для разговорного стиля, художественного и публицистического.

Контекстуальная уместность речи

     Контекстуальная уместность — каждой коммуникативной ситуации должны соответствовать свои средства языкового и эмоционального выражения. Это и особый строй речи, и особые экспрессивные и оценочные обороты. Перед началом беседы автор должен представлять, кому адресована речь, учитывать возраст адресата, его социальное положение, культурный и образовательный уровень. При разговоре с детьми и со взрослыми необходимо отбирать языковые средства, соответствующие возможностям ребенка и уровню развития взрослого.

     Существует некоторая условность выделения различных видов уместности речи. Например, контекстуальная и личностно-психологическая уместности тесно связаны между собой, а также с понятием речевого этикета и предполагают доброту, честность, благородство в речевом поведении участников общения.

     Без опоры на уместность речи коммуникативное качество (точность, чистота, выразительность) может потерять свою необходимость.

Также на эту тему Вы можете почитать:

Статья на тему «Коммуникативные качества речи»

В каждой культуре складываются особые и вполне определенные представления о том, как должно выглядеть речевое произведение – устная речь или письменный текст.

Значит, в сознании каждого человека существует и действует определенная система ценностей, диктующая, как должно происходить речевое общение в той или иной ситуации и какой должна быть речь. Система эта не случайна, а закономерна и исторически обусловлена.

При изучении теоретического материала, я пришла к выводу, что в настоящее время разные исследователи по-разному формулируют требования к образцовой речи.

Например, профессор А.К.Михальская отмечает особенности речевого поведения и речи говорящего, которые способствуют эффективности речи и успеху речевого общения:

1. Эффективное речевое общение возможно только при диалогическом взаимодействии участников речевой ситуации. Диалогизировать речевое поведение, т.е. получить живой и активный отклик слушателя на речь говорящего, можно, используя такие принципы: внимание к адресату, близость, конкретность.

2. Продвижение и ориентация адресата, т.е. слушатель с помощью говорящего должен быть сориентирован в «пространстве» речи и чувствовать, что вместе с говорящим продвигается к цели.

3. Эмоциональность речи. Реализуется с помощью обилия специальных экспрессивных (выразительных) средств.

4. Удовольствие. Эффективная речь возможна тогда, когда говорящий ставит себе целью доставить радость слушателю, сделать общение приятным.

Но, наиболее удобной в применении к качествам речи учащихся начальных классов, мне кажется классификация Б.Н.Головина.

По мнению автора, образцовая речь – та, которая понятна собеседникам и в максимальной степени обеспечивает общение, поэтому все качества такой речи Головин называет коммуникативными. Названные им семь коммуникативных качеств речи охватывают весь круг требований к речи современного человека:

1. Правильность — основное коммуникативное качество речи, потому, что прежде всего правильность речи обеспечивает ее взаимопонимаемость, ее единство. Она заключается в соблюдении норм произношения, ударения, словоупотребления, формообразования, построения словосочетаний и предложений.

2. Точность издавна осознается как одно из достоинств речи. Точность как одно из коммуникативных качеств речи характеризует ее со стороны содержания. Характеристики «точная» и «неточная» — это инструмент оценки содержательного плана речи, а не ее формы. Поэтому базой для формирования и осознания точности являются связи речь – действительность и речь – мышление.

Основные условия, способствующие созданию точной речи:

  • Знание предмета речи.

  • Знание языковой системы. Применительно к точности это, в первую очередь, знание системы языковых значений.

  • Прочные речевые навыки.

3. Логичность как коммуникативное качество речи имеет много общего с точностью. Как и точность, логичность характеризует речь со стороны ее содержания и заключается в организации смысловой связанности и непротиворечивости элементов речевой структуры.

Условия логичности речи:

  • Овладение логикой рассуждения.

  • Знание языковых средств, способствующих организации смысловой связанности. Это условие действует на уровне коммуникации речи и может быть обозначено как овладение логикой изложения. Логика изложения отличается отчетливой ориентацией на собеседника, на ситуацию речи.

Конкретные лингвистические условия логичности, в первую очередь, синтаксические: сочетание одного слова с другим должно быть непротиворечивым, порядок слов в предложении должен быть правильным.

4. Чистота речи может быть описана на базе соотношения речи с литературным языком и нравственной стороной нашего сознания. Чистой мы называем такую речь, в которой нет чуждых литературному языку элементов и нет элементов языка, отвергаемых нормами нравственности.

5. Выразительность речи – это такие особенности ее структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя.

Основные условия, от которых зависит выразительность речи:

  • Самостоятельность мышления, сознания автора речи;

  • Неравнодушие, интерес автора речи к тому, о чем он говорит;

  • Хорошее знание языка, его выразительных возможностей;

  • Хорошее знание свойств и особенностей языковых стилей;

  • Систематическая и осознанная тренировка речевых навыков;

  • Сознательное намерение автора речи говорить и писать выразительно, психологическая целевая установка на выразительность.

6. Богатство (разнообразие) речи.

Речь тем богаче, чем она разнообразнее по своей структуре. Условия, обеспечивающие богатство речи, — это активный запас языковых средств, т.е. тот запас слов, их значений, запас моделей словосочетаний и предложений, запас типовых интонаций и т. д. – тот запас, из которого человек способен выбрать нужное ему средство и применить его для построения речи. Вместе с тем, условием, обеспечивающим богатство речи, оказывается и совокупность навыков, нужных для незатрудненного и целесообразного применения средств языка, которые находятся в активном языковом запасе человека.

7. Уместность речи – это такой подбор, такая организация средств языка, которые делают речь отвечающей целям и условиям общения. Уместная речь соответствует теме сообщения, составу слушателей или читателей, информационным, воспитательным, эстетическим и иным задачам выступления.

Соблюдение уместности речи предполагает знание стилей литературного языка, закономерностей словоупотребления, свойственных им, знание стилистической системы языка.

Уместность речи захватывает разные уровни языка и формируется употреблением слов, словосочетаний, грамматических категорий и форм, синтаксических конструкций.

Назову несколько условий, которые необходимы для того, чтобы сделать нашу речь уместной:

  • хорошее знание структуры языка, т.е. слов, фразеологических оборотов, синтаксических конструкций, которые предоставляют возможность выбора нужных средств высказывания в каждом конкретном случае;

  • умение пользоваться языком, навыки применения его ресурсов;

  • хорошее знание предмета речи, ясное представление об объеме и характере информации, которую необходимо сообщить;

  • культура говорящего, доброжелательное, уважительное отношение к людям.

Таким образом, коммуникативными качествами речи можно назвать следующие: правильность, точность, логичность, чистоту, выразительность, богатство и уместность.

Урок русского языка в 11 классе на тему « Точность речи как коммуникативное качество языка»

Урок русского языка в 11 классе на тему « Точность речи как коммуникативное качество языка»

Цели: формирование предметных компетентностей: познакомить учащихся с основными коммуникативными качествами хорошей речи; развивать умение правильно использовать в речи коммуникативные правила, совершенствовать навыки владения техникой речи; способствовать воспитанию культуры общения;

формирование ключевых компетентностей: умение учиться: активизировать познавательную деятельность и  критическое мышление школьников; коммуникативной: развивать навыки групповой и индивидуальной работы; информационной: формировать умение находить нужную информацию и применять ее в практической деятельности; развивать навыки работы с книгой, Интернет-ресурсом; культурологических: прививать стремление к обогащению речи, эстетический вкус; расширять кругозор школьников в области литературы и киноиндустрии.

Тип урока: урок-практикум с элементами дискуссии.

Оборудование: учебник  Л.Давидюк «Русский язык, 11 класс», карточки с индивидуальным заданием, роман И.Ильфа и Е.Петрова «Двенадцать стульев», мультимедийный проектор, ноутбук.

        Язык двигается к точности через простоту и экономию.

  А.Толстой

Ход урока

І. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

ІІ. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

  1. Как вы понимаете смысл высказывания А.Толстого? Согласны ли вы , что точная речь достигается через простоту и экономию?
  2. Какими качествами должна обладать хорошая речь?

Коллективное составление ассоциативного куста:

 

 

 

 

 

Качества хорошей речи:

точность

 

                                  логичность                    чистота

 

                        богатство                                   уместность

 

     выразительность

ІІІ. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  1. Упражнение «Микрофон»

Что нового ожидаете узнать на уроке?

Чему хотите научиться?

Что вам уже известно по данной теме, чем вы можете поделиться?

  1. Слово учителя:

Еще древние философы  говорили: «Кто ясно мыслит –тот ясно излагает». Ясно излагать свои мысли, значит точно  и понятно говорить.  Но понятно должно быть не только говорящему, но и слушающему.

Иногда, чтобы увидеть себя со стороны, достаточно  посмотреть на отрицательного героя, который может послужить хорошим воспитательным моментом. Поэтому специальным гостем нашего урока будет Эллочка -людоедка —  героиня романа И.Ильфа и Е.Петрова «Двенадцать стульев». Этот роман имеет две экранизации: одноименная комедия Леонида Гайдая, вышедшая на экраны в 1971 году. В главных ролях снимались Арчил Гомиашвили, Сергей Филиппов, Михаил Пуговкин и в роли Эллочки снялась актриса Наталья Воробьева. В 1976 году фильм «Двенадцать стульев»  снял режиссер Марк Захаров. В главных ролях снимались актеры Андрей Миронов, Анатолий Папанов, Ролан Быков и в роли Эллочки – Елена Шанина.

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные качества речи (Реферат)

Содержание:

  1. Уместность речи
  2. Богатство речи
  3. Чистота речи
  4. Точность речи
  5. Логичность речи
  6. Выразительность речи
  7. Правильность речи
  8. Заключение
Предмет: Культура речи
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 28.06.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых рефератов по культуре речи:

 

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Введение:

Для того чтобы речь была максимально эффективной, она должна обладать определенными качествами. В данной главе рассмотрим, что предполагает каждое из этих качеств.

Уместность речи

Уместность — это особое коммуникативное качество peчи, которое как бы регулирует в конкретной языковой ситуации содержание других коммуникативных качеств. В условиях общения в зависимости от конкретной речевой ситуации, характера сообщения, цели высказывания то или иное коммуникативное качество может оцениваться по-разному — положительно или отрицательно.

Например, писатель не сумеет создать местный колорит, передать речевые особенности лиц определенной профессии, строго следуя требованиям чистоты речи, значит, в таком случае положительно будет оцениваться не соблюдение требований чистоты речи, а, наоборот, их нарушение.

Под уместностью речи понимают строгое соответствие ее структуры условиям и задачам общения, содержанию выражаемой информации, избранному жанру и стилю изложения, индивидуальным особенностях автора и адресата.

Уместность — функциональное качество речи, в его основе лежит идея целевой установки высказывания. А.С. Пушкин так сформулировал функциональное понимание уместности речи: «Истинный вкус состоит не в безотчетном отвержении такого-то слова, такого-то оборота, но в чувстве соразмерности и сообразности».

Богатство речи

Уровень речевой культуры зависит не только от знания норм литературного языка, законов логики и строгого следования им, но и от владения его богатствами, умения пользоваться ими в процессе коммуникации.

Богатство речи отдельного человека определяется тем, каким арсеналом языковых средств он владеет и насколько умело в соответствии с содержанием, темой и задачей высказывания пользуется ими в конкретной ситуации. Речь считается тем богаче, чем шире используются в ней разнообразные средства и способы выражения одной и той же мысли, одного и того же грамматического значения, чем реже повторяется без специального коммуникативного задания, непреднамеренно одна и та же языковая единица.

Чем большим количеством лексем владеет говорящий (пишущий), тем свободнее, полнее и точнее он может выразить свои мысли и чувства, избегая при этом ненужных, стилистически немотивированных повторений. Словарный запас отдельного человека зависит от ряда причин (уровня его общей культуры, образованности, профессии, возраста и т.д.), поэтому он не является постоянной величиной для любого носителя языка. Ученые считают, что современный образованный человек активно употребляет в устной речи примерно 10 — 12 тысяч слов, а в письменной — 20 — 24 тысячи. Пассивный же запас, включающий и те слова, которые человек знает, но практически не употребляет в своей речи, составляет примерно 30 тысяч слов. Это количественные показатели богатства языка и речи.

Чистота речи

Чистота речи — это свобода речи от любых загрязняющих её элементов. Чистая речь не содержит чуждых литературному языку слов и словосочетаний, а так же всего, что отвергается нормами морали и нравственности. Таким образом, частота речи основывается на двух соотношениях, речь — литературный язык, речь — сознание.

Одним из качеств хорошей речи является ее чистота. Основная масса современных нарушений чистоты речи связана с употреблением грубых, просторечных слов, ненормативной лексики, варваризмов, слов-паразитов и канцеляризмов, а диалектизмы в последнее время редко встречаются в речи горожан.

Точность речи

Под точностью обычно понимают и знание предмета высказывания, темы речи (так называемая, предметная точность), и четкое соответствие между употребляемыми в речи словами и теми значениями, которые закреплены за ними в языке (точность понятийная).

Нарушение предметной точности происходит относительно нечасто. В быту мы обычно говорим о таком человеке, что он сам не знает, что говорит. Пример из сочинения: Чапаев со своим отрядом остановился в одном из близлежащих колхозов. Налицо нарушение предметной точности, во времена гражданской войны колхозов еще не было. Ошибок на уровне понятийной точности, к сожалению, гораздо больше.

Во-первых, это незнание значений слов. Ох, как часто нам хочется блеснуть интеллектом, ввернуть красивое, чаще всего, импортное словечко, а в результате — ляпсус, потому что слово-то мы знаем, а вот его значение — нет. Например, До чего же может снизойти человек! Слово снизойти имеет значение благосклонно, свысока обратить внимание на что-либо или кого-либо, а в приведенном предложении необходимо было употребить слово дойти. Третья ошибка касается употребления паронимов — слов, близких по звучанию, но разных по значению. Ошибка возникает потому, что мы думаем, что раз звучит почти одинаково, значит и обозначает одно и то же. Часто встречается и такая ошибка, как нарушение лексической сочетаемости слов. Лексическая сочетаемость — это способность слов стоять рядом друг с другом. Часто мы хотим поднять тост вместо того, чтобы его предложить.

Логичность речи

Логичностью называют коммуникативное качество речи, предполагающее ясное, точное и непротиворечивое высказывание. Основные определения логичности речи подчеркивают, что речь можно назвать логичной, когда она соответствует законам логики.

Среди множества логических законов логика выделяет четыре основных, выражающих коренные свойства логического мышления, — его определенность, непротиворечивость, последовательность и обоснованность. Это законы тождества, непротиворечия, исключенного третьего и достаточного основания.

Эти законы действуют в первую очередь в рассуждении, т.е. в процессе логического мышления. Их нужно знать еще и потому, что эти законы помогают контролировать правильность речи с точки зрения логики и в процессе изложения речи, и в процессе ее восприятия. Тем боле, что это соответствует самой сути логики как инструмент проверки истинности или ложности мышления.

Закон тождества гласит, что всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественна самой себе, т.е. любая мысль в процессе рассуждения должна иметь определенное устойчивое содержание, чтобы не произошла подмена понятия.

Закон непротиворечия заключается в следующем, два несовместимых друг с другом суждения не могут быть одновременно истинными, по крайней мере одно из них необходимо ложно.

Закон исключенного третьего (он действует только относительно противоречащих друг другу суждений) предполагает, что два противоречащих суждения не могут быть одновременно ложными, одно из них необходимо истинно.

Закон достаточного основания утверждает, что всякая мысль признается истинной, если она имеет достаточное основание. Достаточным основанием мыслей может быть личный опыт или другая, уже проверенная и установленная мысль (факт и т.д.), из которой с необходимостью вытекает истинность данной мысли.

Выразительность речи

Выразительность речи зависит от самостоятельности мышления говорящего, его заинтересованности в том, что он говорит. Важную роль в выразительности речи играют и знание языка, свойств и особенностей языковых стилей — художественного, научного, делового, публицистического, разговорного, владение выразительными возможностями языка, речевые навыки говорящего.

Для создания выразительности очень важна интонация. Интонация позволяет выражать логическое значение высказывания, акцентировать внимание на более важных моментах, что помогает правильному восприятию текста слушателями.

Выразительная речь — это речь, способная поддерживать внимание, возбуждать интерес слушателя (или читателя) к сказанному (написанному). Главное условие выразительности — наличие у автора речи своих чувств, мыслей, своей позиции, своего стиля. Выразительность обычно подразумевает оригинальность, неповторимость, неожиданность. В этом плане выразительная речь — речь всегда новая, свежая, творческая. Именно этим она способна вызвать интерес и одобрение у тех, кому она предназначается.

Правильность речи

Правильность речи обеспечивает ее понятность, а в этическом плане это означает заботу об адресате. В коммуникативном плане правильность позволяет действовать в рамках единого кода. Правильность выполняет и другую важную роль в общении создает образ языковой личности. Отражая уровень знания языка, уровень образованности в целом.

Правильность речи имеет очень большое значение для человека и в психологическом плане, потому что, если говорящий хорошо знает, что говорит правильно, он приобретает уверенность в себе. Правильность — это важное условие успешного общения.

Для того, чтобы говорить правильно и на уровне речи, и на уровне языка, и даже для того, чтобы допускать оправданные отступления от нее, — для всего этого необходимо хорошо знать нормы русского литературного языка.

Орфоэпические нормыОсобенность орфоэпических норм состоит в том, что они относятся исключительно к устной речи. В рамках орфоэпических норм рассматривают нормы произношения и ударения, т.е. специфические явления устной речи, обычно не отражаемые на письме.

Лексические нормы включают употребление слова в строгом соответствии с его словарным значением, а также нормы относительно употребления слов в сочетаниях с другими словами, имеющими свое лексическое значение, т. е. нормы лексической сочетаемости.

Словообразовательные нормы регулируют выбор морфем, правила их размещения и соединения в составе нового слова.

Морфологические нормы регулируют выбор вариантов морфологической формы слова и вариантов ее сцепления с другими.

Синтаксические нормы требуют соблюдения правил согласования, управления, расположения слов в структуре предложения, правил построения сложного предложения. Синтаксические нормы диктуют необходимость знания особенностей синтаксических конструкций, умения правильно употреблять их в речи.

Заключение

Речью называется и сам процесс говорения (в устной форме) или письма (в письменной), и те речевые произведения (высказывания, устные и письменные тексты), которые представляют собой звуковой или графический продукт (результат) этой деятельности.

Язык и речь теснейшим образом взаимосвязаны, поскольку речь — это язык в действии, и что для достижения высокой культуры речи язык и речь необходимо различать.

Язык — это система знаков, а речь — это деятельность, протекающая как процесс и представленная как продукт этой деятельности. И хотя речь строится на том или ином языке, это самое главное отличие, которое по различным основаниям определяет и другие.

Для того чтобы речь была максимально эффективной, она должна обладать определенными качествами. Таких качеств традиционно выделяется семь: уместность, богатство, чистота, точность, логичность, выразительность и правильность.

Уместность — это особое коммуникативное качество peчи, которое как бы регулирует в конкретной языковой ситуации содержание других коммуникативных качеств. В условиях общения в зависимости от конкретной речевой ситуации, характера сообщения, цели высказывания то или иное коммуникативное качество может оцениваться по-разному — положительно или отрицательно.

Богатство — очень важный компонент не столько собственно речи, сколько именно культуры речи, поскольку речи предполагает выбор языковых средств и речевых средств из нескольких вариантов, а богатство языка и речи дает возможность для осуществления этого выбора.

Чистой называют речь, свободную от лексики, находящейся за пределами русского литературного языка — варваризмов, жаргонизмов, диалектизмов, слов-паразитов и др.

Точной называют речь, если значения слов и словосочетаний, употребленных в ней, полностью соотнесены со смысловой и предметной сторонами речи.

Логичностью называют коммуникативное качество речи, предполагающее ясное, точное и непротиворечивое высказывание. Основные определения логичности речи подчеркивают, что речь можно назвать логичной, когда она соответствует законам логики. Это законы тождества, непротиворечия, исключенного третьего и достаточного основания.

Выразительной называется такая речь, в которой выражение своего отношения к предмету и / или форме речи соответствует коммуникативной ситуации, а речь в целом оценивается как удачная и эффективная.

Правильность речи обеспечивает ее понятность, а в этическом плане это означает заботу об адресате. В коммуникативном плане правильность позволяет действовать в рамках единого кода. Правильность выполняет и другую важную роль в общении — создает образ языковой личности. Отражая уровень знания языка, уровень образованности в целом.

вариаций точности: публичные выступления / речевое общение

    Приборная панель

    SPCH PPTs Text LearAct

    Вариации точности

    Перейти к содержанию

    Приборная панель

    • Авторизоваться

    • Приборная панель

    • Календарь

    • Входящие

    • История

    • Помощь

    Закрывать