Тема произведения это в литературе: Определение “Тема” произведения 👍 | Школьные сочинения

Содержание

Тема произведения — это… Что такое тема в литературе

Что такое тема произведения? Это определение его содержания. Между темой и идеей каждого литературного произведения существует неразрывная логическая связь.

Что такое тема произведения?

Если поднимать вопрос темы произведения, то интуитивно каждый человек понимает, что это такое. Вот только объясняет со своей точки зрения.

Тема произведения – это то, что лежит в основе того или иного текста. Вот с этой основой и возникает больше всего трудностей, ведь невозможно определить ее однозначно. Кто-то считает, что тема произведения — это проблемы, которые там описаны, так называемый жизненный материал. Например, тема любовных отношений, войны или смерти.

Также темой можно назвать проблемы человеческого естества. То есть, проблема становления личности, моральных принципов или конфликт хороших и плохих поступков.

Еще темой может выступать словесная основа. Конечно, редко можно встретить произведения о словах, но речь здесь не об этом. Существуют тексты, в которых игра слов выходит на передний план. Достаточно вспомнить работу В. Хлебникова «Перевертень». Его стих имеет одну особенность – слова в строке читаются одинаково в обоих направлениях. Но если спросить читателя о чем, собственно был стих, он вряд ли ответит что-то вразумительное. Так как основная изюминка этой работы это строки, которые можно читать как слева направо, так и справа налево.

Тема произведения – это многоаспектная составляющая, и ученые относительно нее выдвигают то одну, то другую гипотезу. Если говорить о чем-то универсальном, то тема литературного произведения – это «фундамент» текста. То есть, как сказал когда-то Борис Томашевский: «Тема – это обобщение основных, значимых элементов».

Если у текста есть тема, значит должна быть и идея. Идея – это замысел писателя, который преследует определенную цель, то есть то, что писатель хочет преподнести читателю.

Образно говоря, тема произведения – это то, что заставило творца создать работу. Так сказать, техническая составляющая. В свою очередь идея – это «душа» произведения, она отвечает на вопрос, почему было создано то или иное творение.

Когда автор полностью погружается в тему своего текста, по-настоящему чувствует его и проникается проблемами героев, тогда рождается идея – духовное содержание, без которого страница книги всего лишь набор черточек и кружочков.

Учимся находить

Для примера можно привести небольшую историю и попробовать найти ее основную тему и идею:

  • Осенний ливень не сулил ничего хорошего, особенно поздней ночью. Об этом знали все жители маленького городка, поэтому в домах уже давно погас свет. Во всех, кроме одного. Это был старинный особняк на холме за чертой города, который использовался как детский дом. В этот жуткий ливень на пороге здания воспитательница нашла младенца, потому в доме стояла жуткая суматоха: накормить, искупать, переодеть и, конечно же, рассказать сказку – ведь это основная традиция старого детского дома. И если бы кто-то из жителей города знал, насколько благодарным окажется ребенок, которого нашли на пороге, они бы ответили на негромкий стук в дверь, что прозвучал в каждом доме, в тот ужасный дождливый вечер.

В этом маленьком отрывке можно выделить две темы: брошенные дети и детский дом. По сути это основные факты, которые заставили автора создать текст. Дальше можно проследить, что появляются вводные элементы: подкидыш, традиция и жуткая гроза, которая заставила всех жителей города запереться в домах и погасить свет. Почему автор говорит именно о них? Эти вводные описания и будут основной идеей отрывка. Их можно обобщить, сказав, что в автор говорит проблеме милосердия или бескорыстия. Одним словом пытается донести каждому читателю, что в независимости от погодных условий нужно оставаться человеком.

Чем тема отличается от идеи?

Тема имеет два отличия. Во-первых, она определяет смысл (основное содержание) текста. Во-вторых, тему можно раскрыть как в больших произведениях, так и в маленьких новеллах. Идея, в свою очередь, показывает основную цель и задачу писателя. Если посмотреть на представленный отрывок, то можно сказать, что идея – это основной посыл от автора читателю.

Определить тему произведения не всегда бывает просто, но подобный навык пригодится не только на уроках литературы, но и в повседневной жизни. Именно с его помощью можно будет научиться понимать людей и радоваться приятному общению.

Многообразие тем и тематики литературного произведения

Определение 1

Тематика литературного произведения – это объект, предмет художественного изображения, материал, заинтересовавший автора и привлекший его внимание, культурная, социальная, историческая действительность, к которой он обращается.

Понятие темы и тематики литературного произведения

Литературное произведение является системным единством многих компонентов, составляющих его. При рассмотрении литературного произведения необходимо иметь представление об этих компонентах. В содержании произведения принято выделять две ключевые составляющие – тематику и проблематику.

Определение 2

Тематика произведения – это совокупность многих тем.

Термин «тема» в литературоведческих работах имеет две основных трактовки:

  • Тема – это предмет изображения, факты и явления из жизни, запечатленные автором в его произведении;
  • Тема – это основная проблема, поднятая в произведении.

Часто оба эти значения объединяются в понятие «темы». Например, в «Литературном энциклопедическом словаре» определение темы выглядит следующим образом:

Определение 3

Тема – это круг событий, которые образуют жизненную основу эпических и драматических произведений и одновременно служат для постановки социальных, философских, этических и других идеологических проблем.

Тематика литературного произведения – это все то, что вызвало авторский интерес, стало предметом его осмысления и оценки. Тема является связующим звеном между первичной и художественной реальностью.

В процессе анализа тематики произведения внимание уделяется на отбор автором фактов действительности как первоначальном моменте авторской концепции произведения.

Виды тем и тематик

В литературоведении укоренились такие понятия, как гражданская лирика, философская, пейзажная, вольнолюбивая, любовная и т.д., которые являются указаниями на главные темы произведений. Наряду с этими понятиями существуют и такие формулировки, как «тема Родины», «тема любви и дружбы», «тема поэта и поэзии», «военная тема» и т.д. Существует множество произведений, посвященных одной тематике, но при этом существенно отличающихся друг от друга.

Тему нельзя придумать, автор берет ее из реальной жизни. например, темой романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» является жизнь дворянства 20-х годов 19 века, так как это тот культурно-исторический материал, к которому обращается поэт. А судьбу Онегина или историю любви Татьяны Лариной темой романа считать нельзя ввиду того, что все это является плодом вымысла автора.

Круг тем в произведении может быть достаточно обширным. Выделяются следующие виды тем:

  • Вечные или универсальные. Они составляют основу мирового искусства, являются достоянием всех эпох и всех наций;
  • Онтологические – вечные темы, фиксирующие важнейшие свойства нашего мира, основы его бытия: время и вечность, жизнь и смерть, свет и тьма, разрушение и созидание и т. д.;
  • Антропологические – темы, обращенные к человеку, его физической и духовной сущности: смирение и гордыня, греховность и праведность, верность и предательство, ненависть и любовь, женственность и мужественность, старость и юность и т.д.;
  • Культурно-исторические, важные для людей конкретной исторической эпохи и определенной культуры: национальные традиции, жизнь общества, научно-технический прогресс, политические и военные события, взаимоотношения сословий и т.д.

Замечание 1

В анализе тематики произведения традиционно разграничиваются конкретно-исторические темы и вечные.

Конкретно-исторические темы – это обстоятельства и характеры, обусловленные определенной социально-исторической ситуацией в какой-либо стране. Они более или менее локализованы, не повторяются за пределами данного времени. Например, такими являются тема Великой Отечественной войны, тема «лишнего человека» в отечественной литературе 19 века.

Вечные темы – это темы, фиксирующие повторяющиеся моменты в истории разных национальных обществ, в разных модификациях повторяющиеся в разные исторические периоды и в жизни разных поколений. Например, такими являются темы любви и дружбы, тема Родины, тема взаимоотношений поколений и т.д.

Бывают ситуации, когда в единой теме органически объединяются и конкретно-исторические, и вечные аспекты, имеющие одинаково большое значение для понимания произведения. Яркими примерами являются «Отцы и дети» И. С. Тургенева, «Преступление наказание» Ф. М. Достоевского, «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова и т.д.

Во многих произведениях выделяется не одна, а несколько тем. Совокупность этих тем называется тематикой. «Побочные» тематические линии как правило работают на главную, помогают лучше разобраться в ней, раскрывают ее с разных сторон и обогащают звучание. При этом существует два пути выделения ключевой темы. В первом случае ключевая тема связана с образом главного героя, его психологической и социальной определенностью. Например, главной темой в романе «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова является тема незаурядной личности в обществе русского дворянства 1830-х годов, тема, связанная с образом главного героя – Печорина. Она проходит через все пять повестей. А такие темы произведения, как соперничество, любовь, жизнь светского дворянского общества в данном случае являются побочными, они помогают раскрывать характер главного героя, то есть основную тему, в разных жизненных обстоятельствах.

Во втором случае единая тема проходит через судьбы целого ряда персонажей. Например, в романе «Война и мир» Л. Н. Толстого тема взаимоотношений народа и личности, общественной жизни и индивидуальности организует тематические и сюжетные линии произведения. Другая важная тема этого произведения — тема Отечественной войны 1812 года становится вспомогательной, побочной, «работающей» на основную. В этом случае поиск главной темы является непростой задачей, поэтому анализ тематики произведения следует начинать с тематической линии ключевых героев, выясняя, что именно их внутренне объединяет. Таким образом, это объединяющее начало и будет главной темой произведения.

Что такое тема? Взгляд на 20 распространенных тем в литературе

Когда кто-то спросит вас «О чем эта книга?» , есть несколько способов ответить. Есть «сюжет», который относится к буквальным событиям в книге, и есть «персонаж», который относится к людям в книге и борьбе, которую они преодолевают. Наконец, в литературе имеется темы из , которые соответствуют теме и посылу произведения. Но что такое тема в литературе?

Тема истории относится к более глубокому смыслу этой истории. Все литературные произведения борются с определенными сложными идеями, и тема — это то, как рассказ или стихотворение приближаются к этим идеям.

Существует бесчисленное множество способов приблизиться к теме рассказа или стихотворения, поэтому мы рассмотрим несколько примеров тем и список тем в литературе. Мы также обсудим различия между темой и другими устройствами, например тему против морали и тему против темы. Наконец, мы рассмотрим, почему тема так важна для любого литературного произведения, в том числе и для вашего собственного письма.

Но сначала, что такое тема? Давайте посмотрим, что такое тема, а какая тема не является .

Содержимое

  • Определение темы
  • 20 общих тем в литературе
  • Примеры тем
  • Темы в литературе: иерархия идей
  • Почему темы в литературе имеют значение
  • Должен ли я заранее определять темы истории?

Определение темы

Тема описывает центральную идею (идеи), которую исследует произведение. Вместо того, чтобы заявить эту тему прямо, автор будет рассматривать тему, используя набор литературных средств, находящихся в их распоряжении. Тема рассказа или стихотворения будет исследоваться с помощью таких элементов, как персонажи, сюжет, обстановка, конфликт и даже выбор слов и литературные приемы.

Тема описывает центральную идею (идеи), которую исследует произведение.

Во всех литературных произведениях есть эти «центральные идеи», даже если эти идеи не сразу понятны.

Правосудие, например, является темой, которая появляется во многих классических произведениях. Убить пересмешника борется с расовой справедливостью, особенно в то время, когда система правосудия США была чрезвычайно настроена против афроамериканцев. Как может нация называть себя справедливой, когда справедливость используется как оружие?

Напротив, пьеса Гамлет рассказывает о сыне недавно казненного короля. Гамлет ищет справедливости для своего отца и клянется убить Клавдия — убийцу своего отца, — но регулярно сталкивается с парадоксом мести. Можно ли восстановить справедливость через еще большее кровопролитие?

Ясно, что эти две работы борются с правосудием не связанными друг с другом способами. Все темы в литературе широки и открыты, что позволяет писателям исследовать свои собственные идеи по этим сложным темам.

Посетите наши онлайн-курсы письма!

Целительная сила поэзии

с Джой Рулье Сойер

26 октября 2022 г.

Поэзия лечит. Путешествуйте вместе с несколькими поэтами, чьи произведения перекликаются с различными темами исцеления, и узнайте, как использовать элементы ремесла в качестве инструментов исцеления.

Внимательность к письму: чувственный мир/Поэзия разума

с Марком Олмстедом

26 октября 2022 г.

Четырехнедельный курс, объединяющий языковой разум с чувственным: как превратить подробное наблюдение в стихотворение. С Марком Олмстедом.

Учебный курс по написанию графических романов

с Кристианом Алуасом

27 октября 2022 г.

Возьмите перо на графической бумаге в этом мастер-классе по созданию графического романа. К концу звонка в Zoom у вас будет 8-страничный графический рассказ, который можно проиллюстрировать.

Введение в написание лирического эссе

с Дереком Дж. Г. Уильямсом

29 октября 2022 г.

Лирическое эссе бросает нам вызов рассказывать подлинные истории без конкретных форм. Изучите основы жанра на этом трехчасовом семинаре.

Просмотрите наш полный календарь курсов »

20 общих тем в литературе

Давайте рассмотрим некоторые общие темы в литературе. Идеи, представленные в этом списке тем в литературе, на протяжении всей истории проявляются в романах, мемуарах, стихах и рассказах.

Тема Определение темы Примеры тем
Круг жизни Что посеешь, то и пожнешь. «Круг жизни» рассказывает о быстротечности и непостоянстве жизни: о том, что смерть — это не смерть, а просто эволюция.
  • Где растет красный папоротник Уилсон Ролз
Совершеннолетие Также известный как bildungsroman, «Совершеннолетие» включает в себя интенсивный опыт взросления и то, как этот опыт формирует будущее главного героя.
  • Джейн Эйр Шарлотты Бронте
  • Большие надежды Чарльза Диккенса
Вера против сомнения Будь то вера в Бога, в других людей или в самого себя главного героя, верить нелегко, но стоит ли вообще это делать?
  • Братья Карамазовы Федор Достоевский
Семья Многие семьи связаны кровью, но чтобы преодолеть определенные препятствия, литературные семьи должны укреплять свои связи друг с другом.
  • Анна Каренина Льва Толстого
  • Возвращение домой Яа Гьяси
  • Патинко Мин Джин Ли
Судьба против свободы воли Какую часть наших поступков определяет судьба, а сколько на самом деле контролирует свободная воля?
  • Ромео и Джульетта Уильям Шекспир
  • Алхимик Пауло Коэльо
Добро против Зла Можно утверждать, что каждая история о добре и зле, если предположить, что в истории есть главный герой и антагонист. Тем не менее, добро и зло находятся в вечном конфликте друг с другом, поэтому писатели должны задокументировать, как развивается этот конфликт.
  • Доктор Фауст Кристофер Марлоу
  • Странная история доктора Джекила и мистера Хайда Роберта Льюиса Стивенсона
Высокомерие Высокомерие относится к чрезмерной самоуверенности и вытекающим из нее ужасным решениям. Во многих литературных произведениях высокомерие исследуется как неповиновение человека Богу/богам или как сам человек, играющий в Бога.
  • Франкенштейн Мэри Шелли
  • Илиада Гомера
  • История Адама и Евы в Книга Бытия
Личность В какой-то момент своей жизни главный герой задается вопросом: кто я?

Кроме того, «Идентичность» относится к качествам, которые отличают одного человека от другого. Насколько велика разница между вами и мной?

  • Кафка на берегу Харуки Мураками
  • Идиот Элиф Батуман
  • Окружение Карла Фроде Тиллера
Правосудие Что делает общество справедливым? Каковы должные последствия для людей, которые делают неправильные вещи? Кто лучше всех подготовлен для отправления правосудия? Несем ли мы коллективную ответственность за действия друг друга?
  • Убить пересмешника Харпер Ли
  • Гамлет Уильяма Шекспира
  • Преступление и наказание Федора Достоевского
Одиночество Одиночество влияет на то, как люди думают, действуют и смотрят на мир. Тема одиночества показывает, как определенные персонажи борются со своим одиночеством и может ли человек пережить это отчуждение от других.
  • Бесцветный Цкуру Тадзаки и годы его странствий Харуки Мураками
  • «Чистое, хорошо освещенное место» Эрнеста Хемингуэя
Человек против природы Естественная склонность человека — господствовать над землей, но у природы есть свои собственные средства выживания.
  • Повелитель мух Уильям Голдинг
  • В лес Джин Хегланд
  • Сила Линды Хоган
Человек против себя Иногда главный герой сам себе противник. Чтобы преодолеть определенные трудности, главный герой должен сначала преодолеть собственные внутренние конфликты.
  • Их глаза смотрели на Бога Зора Нил Херстон
Человек против общества Когда антагонистом истории является общество в целом, главный герой должен убедить мир в том, что он болен, или умереть, пытаясь. Некоторые главные герои также пытаются вообще сбежать от общества.
  • Девятнадцать восемьдесят четыре: Роман Джорджа Оруэлла
  • Рассказ служанки Маргарет Этвуд
  • 451 по Фаренгейту Рэя Брэдбери
Власть и коррупция Власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно. Эта тема часто тесно связана с «Человек против общества». Кроме того, «Власть» может относиться к политическому лидерству человека, личному богатству, физической доблести и т. д.
  • Во времена бабочек Джулия Альварес
  • Скотный двор Джорджа Оруэлла
Погоня за любовью Любовь заставляет мир вращаться, но ее не всегда легко найти. Будь то романтическая, семейная или платоническая любовь, многое можно сказать о стремлении к любви и о конфликте, возникающем в результате этого стремления.
  • Грозовой перевал Эмили Бронте
  • Зачем быть счастливым, если можно быть нормальным? Джанет Уинтерсон
  • Эмма Джейн Остин
Месть Когда кто-то обижает вас или людей, которых вы любите, месть заманчива. Но стоит ли месть? Может ли месть породить справедливость? И как далеко слишком далеко?
  • Граф Монте-Кристо Александр Дюма
Жертвенная любовь Когда ты действительно любишь кого-то, ты готов пожертвовать всем ради него. Жертвоприношение является составной частью всех тем, касающихся любви, но особенно это касается рассказов о материнской любви.
  • Возлюбленная Тони Моррисон
  • Выпускники Лиза Ко
Выживание Когда на карту поставлено выживание, люди обнаруживают пределы своей силы. Тема выживания применима к историям о заблудших в пустыне, но она также применима к историям о выживании идей, групп и человечества в целом.
  • Сэр Гавейн и Зеленый рыцарь , автор неизвестен
  • Орикс и коростель Маргарет Этвуд
  • Сердце тьмы Джозеф Конрад
Окружающая среда Будь то из-за технологий, изменения климата или нашего все более онлайнового мира, отношение человека к окружающей среде постоянно меняется. Темы в литературе, касающиеся окружающей среды, часто совпадают с «человеком против природы».
  • Мой год мяса Рут Озеки
  • Блудное лето Барбара Кингсолвер
Война Человечество воюет само с собой с самого начала цивилизации. Причины войны, а также ее влияние на общество — темы, о которых часто размышляют писатели, особенно писатели, которые сами были на войне.
  • По ком звонит колокол Эрнест Хемингуэй
  • Красный знак мужества Стивена Крейна
  • Искусство войны Сунь Цзы

Примеры тем

Давайте подробнее рассмотрим, как авторы подходят к теме и реализуют ее. Темы в литературе передаются на протяжении всей работы, поэтому, хотя вы, возможно, не читали книги в следующих примерах тем, мы предоставили синопсисы сюжета и другие важные детали, где это необходимо. Анализируем следующее:

  • Власть и коррупция в романе Скотный двор
  • Одиночество в рассказе «Чистое, светлое место»
  • Любовь в стихотворении «Как я тебя люблю»

Примеры тем: Власть и коррупция в романе

«Скотный двор»

Роман Джорджа Оруэлла « Скотный двор » в самом простом виде представляет собой аллегорию, представляющую подъем и моральный упадок коммунизма в России. В частности, роман раскрывает, как власть развращает лидеров популистских восстаний, превращая философские идеалы в авторитарные режимы.

Большинство персонажей Скотный двор представляют ключевые фигуры во время и после русской революции. На больной ферме, которой управляет нерадивый фермер мистер Джонс (царь Николай II), домашний скот готов захватить контроль над землей. Недовольство скота зреет Старый Майор (Карл Маркс/Ленин), выступающий за свержение правящей верхушки и захват частной земли для всеобщего блага.

После смерти Старого Майора свиньи Наполеон (Иосиф Сталин) и Снежок (Лев Троцкий) поднимают восстание. Мистера Джонса изгоняют с земли, что напоминает русскую революцию 19 века.17. Затем свиньи прививают «анимализм» — систему правления, защищающую права обычных животных. В основе этой философии лежит идея о том, что «все животные равны» — идеал, которого придерживается каждое животное.

Изначально Революция анималистов приносит на ферму мир и процветание. Каждое животное сыто, учится читать и работает на благо общества. Однако, когда Снежок начинает реализовывать план по строительству ветряной мельницы, Наполеон выгоняет Снежка с фермы, фактически беря на себя руководство всей фермой. (В реальной жизни Сталин отправил Троцкого в ссылку, и Троцкий провел остаток своей жизни, критикуя сталинский режим, пока не был убит в 1940.)

Лидерство Наполеона быстро скатывается к демагогии, демонстрируя разлагающее влияние власти и то, как идеология может порождать авторитаризм. Наполеон использует Снежка как козла отпущения всякий раз, когда на ферме случаются неудачи, а Визгуна (Вячеслав Молотов) использует в качестве своего частного осведомителя и публичного оратора.

В конце концов, Наполеон меняет принципы анимализма, начинает ходить на двух ногах и приобретает другие черты и характеристики людей. В конце романа и после еще нескольких конфликтов, чисток и изменений правил домашний скот больше не может отличить свиней от людей.

Темы в литературе: Власть и коррупция на скотном дворе

Итак, как Скотный двор раскрывает тему «Власть и коррупция»? Давайте проанализируем несколько ключевых элементов романа.

Сюжет: Каждый из основных сюжетных пунктов романа связан с борьбой за власть среди домашнего скота. Во-первых, домашний скот вырывает контроль над фермой у мистера Джонса; затем Наполеон подвергает Снежка остракизму и превращает его в козла отпущения. Захватив себе руководство фермой, Наполеон предоставляет себе огромную власть над землей, злоупотребляя этой властью в своих интересах. Его лидерство приводит к чисткам, смене правил и возвращению неравенства среди скота, а сам Наполеон начинает все больше и больше походить на человека — другими словами, он напоминает демагогию мистера Джонса и ругань, предшествовавшую анималисту. революция.

Таким образом, каждый пункт сюжета вращается вокруг власти и того, как властью пользуется коррумпированное руководство. В своей основе роман предупреждает читателя о неконтролируемой власти и о том, как коррумпированные лидеры будут создавать эхо-камеры и частные вооруженные силы, чтобы сохранить эту власть.

Персонажи: Персонажи романа усиливают это послание силы, напоминая события реальной жизни. Большинство этих персонажей представляют собой реальных деятелей русской революции, включая идеологию этой революции. Создавая аллегорию вокруг Ленина, Троцкого, Сталина и других ведущих фигур взлета и падения коммунистической России, роман напоминает нам о том, что неконтролируемая власть спровоцировала катастрофу в реальном мире.

Литературные приемы: Есть несколько ключевых литературных приемов, которые поддерживают тему власти и коррупции. Во-первых, сам роман — «сатирическая аллегория». «Сатира» означает, что роман высмеивает поведение определенных людей, а именно Сталина, который привил гораздо более опасные законы и злоупотребления, которые привели к дальнейшему неравенству в России/СССР. В то время как Ленин и Троцкий преследовали замечательные цели для русской нации, Сталин это, в буквальном смысле, свинья.

Между тем, «аллегория» означает, что история имеет символическое сходство с реальной жизнью, часто для поучения морали. Персонажи и события этой истории напоминают русскую революцию и ее последствия с целью предупредить читателя о неконтролируемой власти.

Наконец, важным литературным приемом в Скотный двор является символизм. Когда Наполеон (Сталин) начинает походить на человека, в романе предполагается, что он стал таким же злым и небрежным, как мистер Джонс (царь Николай II). Поскольку русская революция была отказом от российской монархии, приравнивание Сталина к монархии усиливает разлагающее влияние власти и необходимость избрания моральных личностей на посты национального руководства.

Примеры тем: Одиночество в «Чистом, хорошо освещенном месте»

Рассказ Эрнеста Хемингуэя «Чистое, хорошо освещенное место» затрагивает тему одиночества. Вы можете прочитать этот короткий рассказ здесь. Предупреждение о контенте за упоминания о самоубийстве.

В рассказе Хемингуэя очень мало сюжетных моментов, поэтому основная тема рассказа выражена в диалогах и описаниях. По сюжету старик допоздна пьет в кафе. У старика нет жены — с ним живет только племянница, — и на прошлой неделе он пытался покончить жизнь самоубийством. Два официанта наблюдают за ним: младший официант хочет, чтобы старик ушел, чтобы они могли закрыть кафе, а старший официант сочувствует старику. Ни у одного из этих персонажей нет имени.

Младший официант выгоняет старика и закрывает кафе. Официант постарше идет в другое кафе и размышляет о важности «чистого, хорошо освещенного места», такого как кафе, в котором он работает.

Литературные темы: Одиночество в «Чистом, хорошо освещенном месте»

Хемингуэй не говорит нам, что думать об одиночестве старика, но дает две противоположные точки зрения через диалог официантов.

У младшего официанта есть признаки счастливой жизни: молодость, уверенность и жена, к которой можно вернуться домой. Хотя он признает, что старик несчастен, он также признает, что «я не хочу смотреть на него», жалуясь, что старик «не обращает внимания на тех, кто должен работать». Младший официант «не хотел быть несправедливым», он просто хотел вернуться домой.

Официант постарше не имеет права отвернуться: как и у старика, у него есть дом, но не дом , куда можно вернуться, и он знает, что кому-то может понадобиться комфорт «чистого и приятного кафе». ».

Пожилой официант, как и Хемингуэй, сопереживает бедственному положению старика. Когда ваше место отдыха не является домом, мир может казаться тюрьмой, поэтому крайне важно иметь доступ к пространству, которое противодействует этому ощущению. Что это за место? Официант постарше предполагает, что «свет, конечно», имеет значение, но и место должно быть «чистым и приятным». Кроме того, в этом месте не должно быть музыки или быть баром: оно должно позволять сохранять тихое достоинство самого себя.

Наконец, размышления старшего официанта о Боге намекают читателю на его общее одиночество со стариком. В потоке сознания пожилой официант читает традиционные христианские молитвы с «нада» вместо «Бог», «Отец», «Небеса» и другие символы божественности. Бармен описывает официанта как «otro locos mas» (перевод: еще один сумасшедший), и официант приходит к выводу, что его бедственное положение, должно быть, связано с бессонницей.

Это противоречит иронии одиночества: только одинокие признают его. Пожилому официанту не хватает уверенности, молодости и веры в высшее благо. Он узнает эти черты в старике, поскольку они оба нуждаются в чистом, хорошо освещенном месте еще долго после того, как большинство людей засыпает. Тем не менее, младший официант и бармен не признают эти черты одиночества, а просто болтовню и недостатки сумасшедших.

Одиночество порождает сумасшествие? Возможно. Но назвать официанта и старика сумасшедшими означало бы отбросить их чувства и переживания, еще больше усугубив их одиночество.

Одиночество упоминается в рассказе только один раз, когда молодой официант говорит: «Он [старик] одинок. Я не одинок. У меня жена ждет меня в постели». Тем не менее, одиночество поглощает этот рассказ и его старых персонажей, раскрывая бедственное положение, которое, по иронии судьбы, понимают только одинокие.

Примеры тем: Любовь в стихотворении «Как я люблю тебя»

Обратимся к более светлым темам в литературе, а именно к любви в поэзии. Стихотворение Элизабет Барретт Браунинг «Как я люблю тебя» посвящено теме любви.

Как я люблю тебя? Позвольте мне считать пути.
Я люблю тебя до глубины и широты и высоты
Моя душа может достичь, когда чувство вне поля зрения
Для целей бытия и идеальной благодати.
Я люблю тебя на уровне повседневного
Самая тихая потребность, при свете солнца и свечи.
Я люблю тебя свободно, как люди стремятся к правде.
Люблю тебя чисто, как от похвалы отворачиваются.
Я люблю тебя со страстью, использованной
В моих старых печалях, и с моей детской верой.
Я люблю тебя любовью, которую я, казалось, потерял
С моими потерянными святыми. Я люблю тебя с дыханием,
Улыбки, слезы, всей моей жизни; и, если Бог захочет,
я буду любить тебя еще больше после смерти.

Литературные темы: Любовь в «Как я люблю тебя»

Поэма Браунинга представляет собой сонет из 14 строк, в центре которого часто стоят любовь и отношения. Сонеты имеют разные требования в зависимости от их формы, но между строками 6-8 все они имеют volta — удивительная строчка, искажающая и расширяющая смысл стихотворения.

Давайте проанализируем три вещи, связанные с темой стихотворения: выбор слов, использование сравнений и метафор и его вольта.

Выбор слова: Взгляните на слова, используемые для описания любви. Что означают эти слова? Каковы их коннотации? Вот краткий перечень: «душа», «идеальная благодать», «тихая нужда», «солнце и свет свечей», «стремление к правде», «страсть», «детская вера», «дыхание, улыбки, слезы, всей моей жизни», «Боже», «люблю Тебя больше после смерти».

Все эти слова и фразы имеют положительную коннотацию, и многие из них вызывают образы тепла, безопасности и домашнего очага. Даже угрюмые фразы, такие как «потерянные святые» и «смерть», используются в качестве контраста, чтобы еще больше подчеркнуть беззаветную радость говорящего о любви. Этот выбор слова предполагает бесконечную, доброжелательную, целостную, всепоглощающую любовь.

Сравнение и метафора: Сравнение и метафора представляют собой сравнивающие утверждения, и в стихотворении обычно любовь сравнивается с различными объектами и идеями. Вот список этих сравнений:

Говорящая любит тебя:

  • До глубины души.
  • При свете солнца и свечей — днем ​​и ночью.
  • Как мужчины стремятся поступать правильно (свободно).
  • Как люди отворачиваются от похвалы (чисто).
  • Со страстью горя и веры.
  • Дыханием, улыбками и слезами всей ее жизни.
  • Сейчас при жизни и, возможно, даже больше после смерти.

Кажется, что любовь говорящей безгранична, затопляя каждый аспект ее жизни. Он поглощает ее душу, ее повседневную деятельность, все ее эмоции, ее чувство справедливости и смирения, а возможно, и ее загробную жизнь. Для говорящего эта любовь не просто эмоция, деятельность или идеология: это ее существование.

Вольта: Вольта сонета находится в центре стихотворения. В этом случае вольтой являются строки «Я люблю тебя свободно, как люди стремятся к правде. / Я люблю тебя чисто, как они отворачиваются от похвалы.

Какие удивительные, неожиданные сравнения! Для говорящего любовь — это свобода и поиск большего блага; оно так же чисто, как смирение. Сравнивая любовь с другими понятиями, спикер подчеркивает тот факт, что любовь — это не просто идеология, это идеал, к которому она стремится в каждом слове, мысли и поступке.

Темы в литературе: иерархия идей

«Тема» является частью более широкой иерархии идей. В то время как тема рассказа охватывает его центральные идеи, писатель также выражает эти идеи с помощью различных средств.

Возможно, вы слышали о некоторых из этих приемов: мотив, мораль, тема и т. д. Чем отличается мотив от темы? Что такое тема против морали? Эти идеи взаимодействуют друг с другом по-разному, как мы описали ниже.

Тема против темы

«Тема» литературного произведения отвечает на вопрос: о чем это произведение? Другими словами, «тема» — это то, что на самом деле происходит в рассказе или стихотворении.

Вы найдете много совпадений между темами и примерами тем. Любовь, например, является и темой, и темой стихотворения Элизабет Барретт Браунинг «Как я люблю тебя».

Разница между темой и темой заключается в следующем: тема описывает содержание произведения на поверхностном уровне, тогда как тема включает в себя очевидный аргумент работы по теме.

Тема описывает содержание произведения на поверхностном уровне, тогда как тема охватывает очевидный аргумент работы по теме.

Итак, тема стихотворения Браунинг — любовь, а тема — вера говорящего в то, что ее любовь бесконечна, чиста и всепоглощающа.

Кроме того, тема литературного произведения является определяющей, а тема рассказа или стихотворения — интерпретирующей. Каждый читатель может согласиться с темой, но многие читатели будут по-разному интерпретировать тему. Если бы тема не была открытой, она была бы просто темой.

Тема против мотива

Мотив — это идея, которая встречается в литературном произведении. Думайте о мотиве как о аспекте темы: он объясняет, расширяет и вносит свой вклад в темы в литературе. Мотив развивает центральную идею , но сам не является центральной идеей .

Мотив развивает центральную идею, но сам не является центральной идеей.

В Скотный двор , например, мы сталкиваемся с мотивом, когда поросенок Наполеон начинает ходить как человек. Это представляет развращающую силу власти, потому что Наполеон стал таким же деспотом, как мистер Джонс, предыдущий владелец фермы. Антропоморфизация Наполеона — это не — всего лишь пример власти и коррупции, но это убедительный мотив об опасностях неконтролируемой власти.

Тема против морали

Мораль истории относится к посылу истории или выводу. Чему мы можем научиться, думая о конкретном произведении литературы?

Мораль интерпретируется из темы рассказа или стихотворения. Как и в случае с темой, не существует единственно правильной интерпретации морали истории: читателю остается решать, как интерпретировать смысл и посыл истории.

Например, у Хемингуэя в «Чистом, хорошо освещенном месте» тема одиночества, но мораль не столь ясна — это решать читателю. Моя интерпретация заключается в том, что мы должны гораздо больше сочувствовать одиноким, поскольку одиночество — это тихая болезнь, которую многие одинокие люди не могут выразить.

Великая литература не говорит нам, что думать, она дает нам истории для размышлений.

Однако моя интерпретация может сильно отличаться от вашей, и это прекрасно! Великая литература не говорит нам, что думать, она дает нам истории для размышлений, и чем больше мы обсуждаем наши мысли и интерпретации, тем больше мы учимся друг у друга.

Почему темы в литературе имеют значение

Тема рассказа влияет на все остальное: на решения, которые принимают персонажи, на настроение, которое создают слова и образы, на мораль, которую интерпретируют читатели, и т. д. Понимание того, как писатели используют различные темы в литературе, поможет вы создаете более сильные, более нюансированные произведения прозы и поэзии.

«Чтобы написать мощную книгу, вы должны выбрать мощную тему». — Герман Мелвилл

Должен ли я заранее определить тему рассказа?

Можно, хотя, конечно, это зависит от истории, которую вы хотите рассказать. Некоторые писатели обязательно начинают с темы. Возможно, вы решите написать рассказ на такие темы, как любовь, семья, справедливость, гендерные роли, окружающая среда или жажда мести.

Отсюда вы можете построить все остальное: сюжетные линии, персонажей, конфликты и т. д. Изучение тем в литературе может помочь вам сгенерировать сильные идеи для истории!

Тем не менее, тема — не единственный подход к творческому проекту. Некоторые писатели начинают с сюжета, другие — с персонажей, третьи — с конфликтов, а третьи — просто с смутного представления о том, о чем может быть рассказ. Вы можете даже не осознавать темы своей работы, пока не закончите ее писать.

Итак, экспериментируйте с идеями и пробуйте разные способы написания. Вы не сразу думаете о теме рассказа, но обязательно обдумываете ее, когда начинаете пересматривать свою работу!

Разработайте отличные темы на Writers.

com

Нам, писателям, трудно понять, как будут рассматривать и интерпретировать нашу работу. Написание в сообществе может помочь. Независимо от того, присоединитесь ли вы к нашей группе в Facebook или запишитесь на один из наших будущих курсов, у нас есть инструменты и ресурсы, чтобы улучшить ваше письмо.

Примеры и определение темы как литературного приема

Определение темы

Как литературный прием тема относится к центральному, более глубокому смыслу письменного произведения. Писатели обычно передают тему своей работы и позволяют читателю воспринимать и интерпретировать ее, а не открыто или прямо заявлять о теме. Когда читатели делают выводы, размышляют и анализируют литературную тему, они лучше понимают само произведение и могут применять это понимание за пределами литературного произведения как средство лучшего понимания мира. Тема часто является тем, что создает у читателя запоминающееся и значимое впечатление от литературного произведения.

Темы часто зависят от восприятия и интерпретации читателя. Это означает, что читатели могут найти в литературном произведении основные и/или второстепенные темы, которые автор не намеревался передавать. Таким образом, тема позволяет литературе оставаться значимыми, «живыми» произведениями, которые могут пересматриваться и анализироваться бесконечно многими читателями одновременно или одним читателем во времени.

Например, известная трагедия Уильяма Шекспира « Ромео и Джульетта » была поставлена ​​и прочитана бесчисленное количество раз и бесчисленным количеством людей с момента ее публикации в 159 году.7:

Приди, нежная ночь; приди, любящая, чернобровая ночь;
Дай мне моего Ромео; и, когда я умру,
Возьми его и вырежи из него звездочки,
И он сделает лик неба таким прекрасным
Что весь мир будет любить ночь

Даже те, кто прямо не слышал или прочитайте строки этой пьесы, знакомые с ее темой силы романтической любви и ее потенциально разрушительными последствиями.

Общие примеры литературных тем

Многие литературные произведения имеют общие темы и основные идеи. Как литературный прием тема позволяет автору представить и раскрыть все стороны человеческой природы и человеческого состояния. Это увеличивает удовольствие и значимость литературного произведения для читателей, поощряя размышления, интерпретацию и анализ. Открытие и анализ темы также является одной из основных причин, по которой читатели возвращаются к «классическим» литературным произведениям, которым уже несколько веков. Нет ни конца, ни конца тому значению и влиянию, которое тема может оказать на читателей литературы.

Here are some common examples of literary themes:

  • Love
  • Redemption
  • Mortality
  • Human versus nature
  • Good versus evil
  • Power
  • Isolation
  • Coming of age
  • Revenge
  • Courage and perseverance
  • Квест
  • Индивидуум против общества
  • Вера против сомнения
  • Хаос против порядка
  • Гендерные роли

Известные примеры фильмов Диснея и их темы

Конечно, тема является важным литературным приемом в письменных произведениях. Тем не менее, почти все произведения искусства имеют тему как основное значение, которое должно быть понято и интерпретировано аудиторией. Вот некоторые известные примеры фильмов Диснея и связанных с ними тем:

  • Питер Пэн : перерастание мира детства
  • Мулан : девочки/женщины могут сражаться так же достойно, как и мальчики/мужчины
  • Меч в камне : образование и отвага сильнее мускулов и силы
  • Золушка : доброта и внутренняя красота вознаграждаются
  • Пиноккио : нечестность приводит к беде
  • Белоснежка : ревность может привести к жестокости
  • Лиса и Пес : важность дружбы
  • Русалочка : любовь часто требует выбора и жертв

Разница между темой и содержанием

Иногда бывает трудно определить разницу между темой и содержанием литературного произведения. Они оба тесно связаны друг с другом; тем не менее, предмет — это тема, которая открыто рассматривается и представлена ​​писателем, тогда как тема — это значение или основное сообщение, которое передается через письмо.

Предметом письменного произведения является то, о чем идет речь в тексте, и, как правило, четко указанный автором. Тема литературного произведения отражает то, для чего оно написано и что автор надеется донести до читателя на более глубоком уровне без прямых высказываний. Читатель может сделать вывод, а писатель может подразумевать тему в литературном произведении. Однако предмет литературного произведения не выводится читателем и не подразумевается писателем; это открыто заявлено и понято.

Например, в пьесе Шекспира « Ромео и Джульетта » речь идет о двух молодых людях из враждующих семей, которые глубоко влюблены друг в друга. Одна из тем этой пьесы, а в « Ромео и Джульетте », безусловно, есть несколько тем, — это сила романтической любви и бесполезность других, способных ее остановить. Сюжет почти исключительно связан с основополагающими элементами истории, такими как то, что происходит и с какими персонажами. Тема, напротив, представляет собой затяжной смысл и мысль, оставленные читателю как средство достижения большего понимания самой пьесы и более широкой концепции любви.

Примеры Темы в Литературе

Как литературный прием, целью темы является основная идея или основной смысл, который исследуется писателем в литературном произведении. Сценаристы могут использовать комбинацию элементов, чтобы передать тему истории, включая обстановку, сюжет, персонажей, диалоги и многое другое. Для некоторых литературных произведений, таких как басни, тема обычно является «моралью» или уроком для читателя. Однако более сложные литературные произведения, как правило, имеют центральную тему, которая открыта для интерпретации и отражает основной аспект общества или черты человечества. Многие более длинные литературные произведения, такие как романы, затрагивают несколько тем, чтобы исследовать универсальность человеческой природы.

Вот несколько примеров темы в известных литературных произведениях:

Пример 1: 

Желтые обои (Шарлотта Перкинс Гилман)

Если высокопоставленный врач и собственный муж уверяют друзей и родственники, что с одним действительно ничего не
дело, кроме временного нервного угнетения – легкой истерической наклонности – что делать?

Мой брат тоже врач, и тоже с высоким положением, и он говорит то же самое.

Итак, я принимаю фосфаты или фосфиты, что бы это ни было, и тонизирующие средства, и путешествия, и воздух, и физические упражнения, и мне абсолютно
запрещено «работать», пока я снова не выздоровею.

Лично я не согласен с их идеями.

Лично я считаю, что работа по душе, с волнением и переменами пойдет мне на пользу.

В своем рассказе Шарлотта Перкинс Гилман поднимает революционную тему того времени. Главную героиню рассказа держат в комнате с болезненно-желтыми обоями, чтобы «вылечить» ее эмоциональные и душевные трудности. Ее муж, брат и другие стараются держать ее без дела. Она даже разлучена со своим ребенком. Вместо того, чтобы позволить рассказчику влиять на ее повседневную жизнь, они игнорируют ее слова и просьбы о том, что она женщина и считается некомпетентной.

Гилман передает читателю тему бунта и феминизма, когда рассказчик начинает обнимать женщину, оказавшуюся в ловушке, которой она стала. Следовательно, это позволяет читателю воспринимать рассказчика как фигуру, наделенную полномочиями во многих отношениях, в отличие от угнетенной или некомпетентной.

Пример 2:

Гарлем (Лэнгстон Хьюз)

Что происходит с отложенной мечтой?

      Сохнет
      как изюм на солнце?
      Или гноится, как язва —
      А потом бежать?
      Воняет тухлым мясом?
      Или корочка и сахар поверх —
      как сиропообразная конфета?

      Может быть, он просто провисает
      как тяжелый груз.

       Или взорвется?

Известная поэма Хьюза исследует универсальность надежд и мечтаний среди людей и разрушительное наследие угнетения, откладывающего такие надежды и мечты. Хьюз структурирует стихотворение в форме вопросов и ответов, касающихся того, что происходит с отложенным сном. Это призывает читателя рассмотреть свои собственные сны, а также сны других, что подчеркивает тему, что сны и надежда, связанная с ними, универсальны — независимо от расы, веры и т. д.

С этой темой связана отсрочка мечты, отражающая разрушительные последствия расизма и угнетения для надежд тех, кого преследуют. Таким образом, основная тема стихотворения, которое Хьюз доносит до читателя, заключается в том, что, хотя мечты и надежды универсальны, мечты и надежды определенных членов общества откладываются и откладываются из-за угнетения их расы.

Пример 3:

Портрет художника в юности (Джеймс Джойс)

Я скажу вам, что я буду делать и чего не буду делать. Я не буду служить тому, во что я больше не верю, назовет ли оно себя моим домом, моим отечеством или моей церковью; могу, используя для своей защиты единственное оружие, которое я позволяю себе использовать, — молчание, изгнание и хитрость.

Джойс включает в свой роман несколько тем. Однако, как показывает этот отрывок, центральной темой этого литературного произведения является противоречие между индивидуальным художественным выражением и требованиями общества о соответствии. Главный герой романа, Стивен Дедалус, сталкивается с противоречивой лояльностью, с одной стороны, к своей семье, церкви и стране, а с другой стороны, к своей жизни как художника и преданности художественному самовыражению.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *