Символисты в русской литературе это: Символизм в русской литературе

Содержание

Символизм в русской литературе

Символизм в русской литературе

Определение 1

Символизм – это одно из крупнейших течений в литературе (а также искусстве, живописи, музыке), характеризующееся экспериментаторством, новаторством посредством использования приемов недосказанности, тайны, загадочности.

Символизм как явление возник во Франции в конце девятнадцатого века, однако наиболее широкое распространение получил в начале двадцатого века. Его представителями за рубежом были: Шарль Бодлер, Поль Верлен, Артюр Рембо, Стефан Малларме, Лотреамона.

Замечание 1

В русской литературе символизм возник в начале двадцатого века. Его представителями в России являлись: Валерий Брюсов, Иннокентий Анненский, Александр Блок, Федор Сологуб, Константин Бальмонт, Андрей Белый, Зинаида Гиппиус, Дмитрий Мережковский и многие другие.

Символисты считали целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы. В России символисты разделились на два «лагеря»: старшие (З. Гиппиус, Д. Мережковский) – использовали символы религиозно-философского смысла. Они считали, что от всей мирской суеты, человек должен уйти в мир фантазий, иллюзий. Младшие символисты (А. Белый, А. Блок, Ф. Сологуб) ориентировались в своем творчестве на «особых» читателей, которые в процессе прочтения таковых произведений становились не просто читателями, а соавторами. Это объяснялось тем, что каждый читатель должен был по-своему понять и прочувствовать символистическое произведение. Читатель должен был после прочтения стихов разбудить в себе собственные мысли и восприятие данного произведения.

В России символизм приобрел свои особенности, выделившие его среди других стран. К таковым особенностям можно отнести:

  1. Разделение символизма на еще два направления, определившие течение символизма в России.
  2. Использование средств выразительности не только литературного языка, но и простонародного. Использование как возвышенной, так и «низкой» лексики.
  3. Черты неясного смысла, когда читатель может додумать, что угодно. В этом случае, как уже говорилось выше, читатель является «соавтором» произведения.
  4. Использование вполне определенных и понятных символов, которые понимаются всеми одинаково.

Все эти особенности сделали русский символизм выделяющимся среди других стран, а также дали толчок к развитию дальнейшей литературы.

Явление символизма каждый объяснял по-разному. Наиболее признанной считается позиция известного политического деятеля тех времен Льва Троцкого о том, что символизм в России являлся попыткой к бегству в мир фантазий и иллюзий от жестокой и холодной реальности.

Использование символов, конечно, имело свою определенную цель и задачу. Возможно, явление символизма в России того времени и правда являлось попыткой бегства от реальности. Однако, неоспорим тот факт, что символизм внес неоценимый вклад в дальнейшее развитие русской литературы.

Задачи и цели символизма в русской литературе

Как уже говорилось выше, символизм в русской литературе имел свои цели и задачи. К таковым можно отнести:

  1. Представление реальной картины мира или политической обстановки в стране через символы. Например, в поэме А. Блока «Двенадцать» через символы вьюги и метели показана неразбериха послереволюционной обстановки в стране, а через символ бродячего пса – старый, не нужный никому мир, уже отживший свое. Помимо этих символов, в поэме есть и другие, не менее значимые и тоже выполняющие информативную функцию.
  2. Через символы передаются чувства и мысли, завуалированные намеки и скрытые сравнения, что помогает сделать лирический, а иногда и прозаический текст полнее и ярче.
  3. Через символы можно показать эмоциональную окраску произведения. Так, символ становится явлением перехода из эмоционального в материальное.
  4. Через символы можно передать характер лирического героя или объекта, о котором говорится в любом символистическом произведении. Символ в таком случае является частью сюжетной линии лирического произведения.

Таким образом, символизм в русской литературе представляет собой большую ценность, поскольку является одним из главных направлений и явлений в литературе. В его задачи входит представление реальной картины мира, обстановки в стране или же эмоциональное описание картины происходящего. Так, символизм имеет очень большую значимость. Что же появилось благодаря символизму и какой вклад он внес в развитие русской литературы?

  • Во-первых, благодаря символизму появилось бесчисленное множество новых средств выразительности и нашлось применение старым: метафора, метонимия, синекдоха, олицетворение, перифраз, аллегория, инверсия – все эти и многие другие средства стали массовыми, распространенными и более оформившимися в обычном их употреблении.
  • Во-вторых, благодаря символизму, сейчас видна и доступна современная Россия предыдущего века. Многие авторы-символисты в своих произведениях высказывали свое отношение к революции. Поэтому символизм представляет собой историческую ценность.
  • В-третьих, символизм представляет собой духовно-религиозную ценность, так как творчество символистов зачастую находилось в религиозно-философском поиске. Все это придавало символизму в России особенное, возвышенно-духовное значение.
  • В-четвертых, благодаря символизму русская литература получила такую широкую известность.
  • В-пятых, символизм положил начало Серебряному веку русской литературы – веку поэзии. Именно символизм положил начало футуризму, который в последствии его сменил.

Таким образом, символизм в русской литературе сыграл большую роль. Он включал в себя два направления, каждое из которых характеризовалась определенным набором свойств и задач, определяющих впоследствии значимость данного направления в русской литературе. Символизм был и остается одним из самых значимых направлений в лирике двадцатого века. Именно он положил начало развитию лирической русской литературы. Так, символизм сыграл большую роль в русской литературе и внес вклад в развитие мировой литературы в целом.

Русский символизм как литературное течение

Автор:

Кучеренко Марина Владимировна

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано
в

Молодой учёный

№42 (176) октябрь 2017 г.

Дата публикации: 23.10.2017
2017-10-23

Статья просмотрена:

19319 раз

Скачать электронную версию

Скачать Часть 2 (pdf)

Библиографическое описание:


Кучеренко, М. В. Русский символизм как литературное течение / М. В. Кучеренко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 42 (176). — С. 203-205. — URL: https://moluch.ru/archive/176/46062/ (дата обращения: 28.10.2022).



Период конца XIX — начала XX вв. в русской литературе был назван «серебряным веком», временем ее яркого расцвета. Как и для всей русской жизни того времени, культуре «серебряного века» были присущи глубокие противоречия. В этот период в русской литературе появилось множество модернистских течений, самым первым и значительным из которых является символизм.

Символизм — направление в европейском и русском искусстве, возникшее на рубеже 20-го столетия, сосредоточенное на художественном выражении идей, которые находятся за пределами чувственного восприятия посредством символов. Представителей данного течения назвали символистами, они выражали тоску по духовной свободе, стремились прорваться сквозь видимую реальность к реальностям скрытым, пытались постичь идеальную сущность мира, его подлинную и вечную красоту [1, c. 26].

Возникновение русского литературного символизма происходило под влиянием западной поэзии: французской (Верлен, Рембо, Малларме), а также английской и немецкой, где символизм проявил себя десятилетием раньше. Кроме того, в произведениях русских символистов можно заметить отголоски философии Ницше и Шопенгауэра. Тем не менее, следует подчеркнуть, что представители русской символистской школы решительно отрицали свою принципиальную зависимость от западноевропейской литературы, желая отыскать свои корни в русской поэзии — в произведениях Фета, Тютчева и Фофанова [4, c. 43].

Значительное влияние на русских символистов оказал философ и поэт Владимир Соловьев, в учении которого было заложено представление, сложившееся под влиянием трудов древнегреческого философа Платона, о существовании двух миров: здешнего (земного) и потустороннего (высшего, совершенного, вечного). Идея поэта-философа о двух мирах — “двоемирии”, была глубоко усвоена символистами, в связи с этим среди них утвердилось представление о поэте как о маге, который обладает способностью приобщаться к потустороннему миру, ему дана сила прозрения, и все полученные тайные знания он стремится выразить в своем искусстве [2, c. 38].

Символистами была выработана собственная философию искусства и эстетические принципы, которые не были едиными, а представляли собой эклектическую смесь из различных дуалистических и субъективно-идеалистических концепций.

В России символизм развивался по двум основным направлениям, а именно:

  1. Символизм как художественное направление
  2. Символизм как миропонимание, мировоззрение, своеобразная философия жизни.

Необходимо подчеркнуть тот факт, что оба этих направления часто переплетались и перекликались между собой в поэзии многих крупнейших символистов. Особенно сложным переплетение этих линий было у Вячеслава Иванова и Андрея Белого с явным преобладанием второй линии [2, c. 39].

По особенностям мировоззренческой позиции и времени формирования в русском символизме принято выделять два основных этапа:

  1. Поэтов, дебютировавших в 1890-е годы, называют «старшими символистами» к ним относятся В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Ф. Сологуб и др.
  2. В 1900-е годы в символизм влились новые силы, существенно обновившие облик течения. Принятое обозначение «второй волны» символизма — «младосимволизм». Представителями «младшего символизма» были такие поэты как А. Блок, А. Белый, В. Иванов и др. «Старших» и «младших» символистов разделял не столько возраст, сколько разница мироощущений и направленность творчества, философия и эстетика символизма складывалась под влиянием различных учений — от взглядов античного философа Платона до современных символистам философских систем В. Соловьева, Ф. Ницше, А. Бергсона [3, c. 15].

Русский символизму было свойственно наличие широкой периферийной зоной, так как немало крупных поэтов, не числясь ортодоксальными адептами и не исповедуя ее программу, тем не менее, примыкало к символистской школе. К таким поэтам относились в частности Максимилиан Волошин и Михаил Кузмин. Воздействие символистов было заметно и на молодых стихотворцах, входивших в другие кружки и школы.

В 1910 году между мастерами символизма разгорелся спор, породивший ряд существенных теоретических формулировок, после которого символизм разделился на два лагеря — «эстетов» и «философов» («теургов»). Символизм изжил себя самого, и распад данного течения происходил по двум основным идеологическим причинам:

  1. Требование обязательной мистификации, “раскрытия тайны”, стремление к постижению бесконечного, что в конечном итоге привело к утрате подлинности поэзии, а стих оказался лишь, своего рода, мистическим трафаретом, шаблоном.
  2. Чрезмерное увлечение “музыкальной основой” стиха, что привело к созданию поэзии, которая была лишена всякого логического смысла, а слово утратило свою глубину, уподобилось звенящей жестяной побрякушке [4, c. 44].

Дискуссия, произошедшая между символистами в 1910 году, была воспринята не только как кризис, но и распад символистской школы, в которой произошла перегруппировка сил, ее расщепление. В 1910-х. годах ряды молодое поколение покинуло символистов, образуя объединение акмеистов, которые противопоставили себя символистской школе. Футуристическое течение также обрушило на символистов град насмешек и издевательств, шумно выступая на литературной арене. Кроме того, протест против символизма нашел свое выражение в творчестве поэтов, не примыкавших ни к акмеизму, ни к футуризму, но выступавших своим творчеством в защиту ясности, простоты и прочности поэтического стиля. Позднее Брюсов писал, что в те годы символизм лишился динамики, символистская школа “застыла в своих традициях, отстала от темпа жизни”, пришла в упадок и не давала новых имён. Среди историков литературы нет единого мнения на счет даты окончательного падения символистской школы, одни обозначают его 1910 годом, другие — началом двадцатых [3, c. 16].

Несмотря на противоречивые взгляды со стороны множества критиков, следует отметить, что символизм обогатил русскую поэтическую культуру, привнес в нее множество новшеств. Благодаря символистской школе для русской поэзии стала характерной способность открытия в слове дополнительных оттенков и граней смысла, поэтическое слово приобрело прежде неведомую подвижность и многозначность, расширились ритмические возможности русского стиха, строфика стала более разнообразной. Особенно плодотворными оказались поиски представителей символистского течения в сфере поэтической фонетики: мастерами выразительного ассонанса и эффектной аллитерации были К. Бальмонт, В. Брюсов, И. Анненский, А. Блок, А. Белый.

Таким образом, символизм как течение дало множество превосходных стихотворений, которые навсегда останутся в сокровищнице русской поэзии и найдут своих почитателей среди последующих поколений.

Литература:

  1. Басинский П. Федякин С. Русская литература конца ХIХ — начала ХХ века. — М., 1998. –С. 26.
  2. Ермилова Е. Теория и образный мир русского символизма. — М., 2003. — С. 38–39.
  3. Пайман А. История русского символизма. — М., 2001. — С. 14–16.
  4. Поэтические течения в русской литературе конца ХIХ — начала ХХ века. Литературные манифесты и художественная практика: Хрестоматия /Сост. А. Соколов. — М., 2002. –С. 43–44.

Основные термины (генерируются автоматически): символистская школа, символизм, символист, русская поэзия, поэт, русская литература.

Похожие статьи

Образ слова в венке сонетов В. Я. Брюсова «Светоч мысли»

В. Я. Брюсов, несмотря на свою отнесенность к стану старших символистов, входил в решительные противоречия со своими спутниками по символизму.

Кузьмина С. Ф. История русской литературы XX века. Поэзия Серебряного века.

Ихтиологические образы в

поэзии символистов (на основе…)

Ключевые слова: символизм, русская поэзия, ихтиологические образы, символ.

Особую материю символизма ощущали и сами поэтысимволисты.

Творчество Андрея Белого и его воздействие на развитие…

Поэзия символистов — это поэзия для избранных, для аристократов духа.

Основные термины (генерируются автоматически): вымышленное имя, русский символизм, Россия, русская литература, полное бытие, значительное влияние, гармоническое слияние, белый…

Особенности стихосложения

поэзии серебряного века

В русском символизме различают: «Старшее поколение» символистов (Д. Мережковский, З. Гиппиус, К. Бальмонт, В. Брюсов и др.) и

Акмеизм — течение в русской поэзии 1910-х гг., провозгласившее освобождение поэзии от символистских порывов к «идеальному», от…

Ихтиологические образы в

поэзии акмеистов (на основе…)

Ключевые слова: акмеизм, символизм, русская поэзия, О.Э. Мандельштам, ихтиологические образы, символ.

Как отмечает советский поэт, составитель и редактор поэтических изданий, Н.В. Банников, акмеизм буквально «отпочковался» от символистского течения и обязан ему…

Концепция любви Бенедикта Лившица в сборнике «Флейта Марсия»

Ключевые слова: Б. К. Лившиц, любовная лирика, Серебряный век, символизм, кубофутуризм, русская поэзия.

Таким образом, мы наблюдаем эволюцию поэта, Бенедикт Лившиц начал свою деятельность как символист, а затем утвердился как представитель футуризма, наряду…

Эстетические принципы В.Я. Брюсова | Статья в сборнике…

Минералова И.Г. Русская литература серебряного века. Поэтика символизма.

Ихтиологические образы в поэзии символистов (на основе стихотворения В. Брюсова «Солнцеворот»).

Модернистская мифологема младосимволизма (к вопросу об…)

Старшие символисты заложили традицию русского символизма, и краеугольным камнем этой традиции стала мифология творческой игры, идеальной формы и

Неслучайно именно русская символистская литература стала источником для постмодернистов: В. Набоков, В. Сорокин.

Символика белого цвета в любовной поэзии А. А. Блока…

Оба поэта в разной степени принадлежат к такому значимому направлению в литературе как символизм.

Особенно важными оказались для него «лирические волны», «набегавшие» от русской поэзии XIX в. — Жуковского, Пушкина, Лермонтова.

Похожие статьи

Образ слова в венке сонетов В. Я. Брюсова «Светоч мысли»

В. Я. Брюсов, несмотря на свою отнесенность к стану старших символистов, входил в решительные противоречия со своими спутниками по символизму.

Кузьмина С. Ф. История русской литературы XX века. Поэзия Серебряного века.

Ихтиологические образы в

поэзии символистов (на основе. ..)

Ключевые слова: символизм, русская поэзия, ихтиологические образы, символ.

Особую материю символизма ощущали и сами поэтысимволисты.

Творчество Андрея Белого и его воздействие на развитие…

Поэзия символистов — это поэзия для избранных, для аристократов духа.

Основные термины (генерируются автоматически): вымышленное имя, русский символизм, Россия, русская литература, полное бытие, значительное влияние, гармоническое слияние, белый…

Особенности стихосложения

поэзии серебряного века

В русском символизме различают: «Старшее поколение» символистов (Д. Мережковский, З. Гиппиус, К. Бальмонт, В. Брюсов и др.) и

Акмеизм — течение в русской поэзии 1910-х гг., провозгласившее освобождение поэзии от символистских порывов к «идеальному», от…

Ихтиологические образы в

поэзии акмеистов (на основе…)

Ключевые слова: акмеизм, символизм, русская поэзия, О.Э. Мандельштам, ихтиологические образы, символ.

Как отмечает советский поэт, составитель и редактор поэтических изданий, Н.В. Банников, акмеизм буквально «отпочковался» от символистского течения и обязан ему…

Концепция любви Бенедикта Лившица в сборнике «Флейта Марсия»

Ключевые слова: Б. К. Лившиц, любовная лирика, Серебряный век, символизм, кубофутуризм, русская поэзия.

Таким образом, мы наблюдаем эволюцию поэта, Бенедикт Лившиц начал свою деятельность как символист, а затем утвердился как представитель футуризма, наряду…

Эстетические принципы В.Я. Брюсова | Статья в сборнике…

Минералова И.Г. Русская литература серебряного века. Поэтика символизма.

Ихтиологические образы в поэзии символистов (на основе стихотворения В. Брюсова «Солнцеворот»).

Модернистская мифологема младосимволизма (к вопросу об…)

Старшие символисты заложили традицию русского символизма, и краеугольным камнем этой традиции стала мифология творческой игры, идеальной формы и

Неслучайно именно русская символистская литература стала источником для постмодернистов: В. Набоков, В. Сорокин.

Символика белого цвета в любовной поэзии А. А. Блока…

Оба поэта в разной степени принадлежат к такому значимому направлению в литературе как символизм.

Особенно важными оказались для него «лирические волны», «набегавшие» от русской поэзии XIX в. — Жуковского, Пушкина, Лермонтова.

Что такое русский символизм?

Русский символизм, разнообразное литературное и интеллектуальное движение на рубеже 20-го века, сыграл ключевую роль в принятии Россией модернистской культуры. Частично вдохновленный одноименными французским и бельгийским движениями, русский символизм был также ответом на академический морализм и жесткий утилитаризм, которые доминировали в русском художественном дискурсе того времени.

Сторонники символизма подчеркивали важность красоты и искусства ради них самих, ценность свободного индивидуализированного самовыражения, поэта как демиургическую фигуру, приближение новой сублимированной эпохи в русской истории.

Русский литературный символизм в контексте

Русский символизм созрел в то время, когда русское общество (как и большая часть Европы) переживало социально-экономическую и культурную трансформацию.

Феодализм был упразднен, и, как следствие, появление новой общественной сферы привело к новой экономике и массовой урбанизации. В России набирал силу марксизм, привлекая все больше внимания к правам и свободам трудящихся, а тема индивидуализма и нравственной ценности, присущей каждому гражданину, стала объединяющим фактором среди образованных людей.

Впервые ежедневные глобальные газеты познакомили граждан с огромным разнообразием мировой культуры, а значительные достижения в науке и философии изменили человеческий опыт, вдохновляя художников на новые формы самовыражения.

Рынок на Сукаревской площади в Москве, 1890 год. В это время в Москве начинался бурный рост.

Священник освящает закладку новой больницы Петра I в Санкт-Петербурге, 1906 год. В это время начинают распространяться социальные службы и медицина. Религия по-прежнему была могущественной силой.

От акцента Анри Бергсона на свободе воли и внутренней жизни человека до трактовки Зигмундом Фрейдом скрытых процессов разума контекст, в котором символизм осуществился, был контекстом, в котором новаторские инновации нарушали установленные нормы, и процветали сверхчувственные объяснения реальности. .

Тем временем социальный дарвинизм, утверждавший, что одни общества лучше приспособлены к выживанию, чем другие, стал полезной моделью для поэтов и социальных философов, борющихся с конкурентным, быстро меняющимся миром.

Большая часть русской культуры того времени была поражена идеей, что старый национальный нарратив подходит к концу и что новое общество неизбежно. Поскольку позднеимперская Россия была обременена широкомасштабными репрессиями, экономическим коллапсом и дорогостоящей русско-японской войной (1904–1905 гг.), мифология общественного упадка и возрождения, возможно, ощущалась в российских городах более ощутимо, чем где-либо еще в Европе.

Как и настоящие карточные модернисты, многие символисты считали, что искусство играет значительную роль в построении будущей судьбы России.

Ранний литературный символизм в России

В 1892 году публике было представлено первое убедительное определение русского символизма. В своей лекции «О причинах упадка современной русской литературы и ее новых течениях» Дмитрий Мережковский определил центральные темы символизма как «мистическое содержание, использование символов и расширение художественного восприятия». Одной из главных целей Мережковского было примирить романное наследие Толстого и Достоевского с зарождающимися тенденциями европейского модернизма. Мережковский во многом реагировал на тусклый культурный климат в России после смерти Достоевского в 1881 году, когда научный позитивизм и моральные вопросы о цели искусства наводнили интеллектуальный дискурс, оттолкнув новое поколение художников.

Через два года после лекции Мережковского первый из трехтомников Валерия Брюсова « Русский символизм » представил читателям образец нового стиля. Издание состояло исключительно из сочинений Брюсова и его друга под разными псевдонимами, что придало растущему движению более прочную основу, чем оно имело в то время. Это должно было стать обычной тактикой Брюсова, который вскоре стал де-факто главарем движения.

Неудивительно, что русский символизм быстро пополнил свои ряды.

В 1895 году Федор Сологуб, впоследствии известный своим magnum opus Мелкий демон , опубликовал первый «декадентский» роман на русском языке Дурные сны . Хотя Сологуб стал известен своими изображениями психологического кризиса, жестокости и недомогания, его стиль больше походил на традиционную русскую прозу XIX века, чем у его собратьев-символистов. Как и Брюсов, Сологуб стал одним из первых организаторов группы, устраивая регулярные воскресные встречи в своей квартире на Васильевском острове.

Дмитрий Мережковский, писатель и критик, и Зинаида Гиппиус, писатель и редактор. ок. 1900 г.

Константин Эрнберг, Федор Сологуб, Александр Блок и Георгий Чулков, 1908 год.

К 1900 году к делу присоединился Константин Бальмонт, странствующий по свету денди с чувством ритмической гармонии, который за одну ночь стал сенсацией среди культуристов. Бальмонт был первой суперзвездой символизма, светлым поэтом-самоучкой и гибким ранним оратором с поразительно разнообразным интеллектом. Его до сих пор почитают за переводы европейских текстов на русский язык (он работал не менее чем на 16 языках!). Хотя Бальмонт не был невосприимчив к мрачному стилю своих сверстников, его поэзия также часто вызывала светлый оптимизм, как и в случае с его бешено популярными Будем как Солнце , опубликовано в 1903 году.

Зинаида Гиппиус, жена Мережковского, также была важным голосом раннего движения. В ее своеобразных и глубоко интимных стихах использованы такие декадентские мотивы, как одиночество, сверхъестественное зло и преображение через смерть. На протяжении большей части своей ранней карьеры Гиппиус культивировала дурную славу декадентки и сексуальной бунтарки, как бы она ни пыталась дистанцироваться от этого призвания в последующие годы.

В то время как Гиппиус, бесспорно, является более последовательным поэтом, чем ее муж, Мережковский был бесстрашным историком литературы и культуры со склонностью к истории Древнего мира и эпохи Возрождения. Вместе с Гиппиус Мережковский помог установить счет для первых дней символизма, основав Религиозно-философское общество, недолговечное сотрудничество между санкт-петербургскими интеллектуалами и Священным Синодом России, и управляя такими публикациями, как 9.0031 Новый Путь (Новый Путь) и Вопросы Жизни (Вопросы Жизни).

Хотя Иннокентий Анненский не начал публиковаться до тех пор, пока символизм не был в самом разгаре, его часто связывают с этим ранним кадром из-за его загадочного, витиеватого языка и импрессионистского стиля письма. Однако Анненский никогда не принимал активного участия в движении из-за своей должности учителя классики в Царском Селе и преждевременной смерти в 1909 году. Примечательно, что поэзия Анненского сочетает чистую эрудицию Брюсова и Мережковского с лирическим резонансом Гиппиус и Бальмонта.

«Новая фаза» символизма

В первом десятилетии ХХ века возникла «новая фаза» символизма. Первая эпоха символизма (примерно 1894–1902 гг.) находилась под сильным влиянием европейского декаданса, импрессионизма и поэзии Афанасия Фета и Федора Тютчева. Однако около 1905 года писатели-символисты стали более заметно тяготеть к русскому мистицизму и немецкому идеализму.

Хотя Владимир Соловьев, пожалуй, самый крупный русский философ конца XIXXX века явно оказал влияние на таких писателей, как Мережковский и Гиппиус, его милленаристское мировоззрение стало более неотъемлемой частью символизма второй фазы.

Соловьев, чья философия представляла собой эксцентричную смесь еврейской каббалы, христианского гностицизма, эллинистической философии и других мистических течений, предсказал, что Апокалипсис скоро придет на Землю. После так называемого «Конца истории» начнется новая эра под руководством Софии, православного олицетворения Божественной Премудрости, которую Соловьев иначе именует Вечной Женственностью.

На фоне тектонических сдвигов, широко ощущавшихся тогда в русской культуре, а также всепроникающей тревоги по поводу социального вырождения и продолжающейся революционной активности соловьевское видение грядущего преображения земли стало привлекательной моделью для некоторых символистов и их аудитории.

Портрет Владимира Соловьева работы художника Николая Яроченко, 1892 год.

Русский писатель-символист Андрей Белый

Русский писатель-символист Вячеслав Иванов. Эскиз Константина Сомова, 19 лет06.

Кроме того, с появлением нового состава писателей символизм начал развиваться из в основном литературного движения в более четко сформулированный канон литературной и философской теории. Из новичков, несомненно, наиболее известны Андрей Белый, Александр Блок и Вячеслав Иванов.

Вячеслав Иванов был одним из самых активных теоретиков того периода, помимо публикации стихов, драмы и переводов с древнегреческого. Работы Иванова часто исследовали драматическую теорию и древний ритуал, а также немецкую философию и русскую эсхатологию.

Одним из частых теоретических проектов Иванова было примирение дионисийского культа философии Фридриха Ницше с наследием христианского мистицизма. С 1905 по 1912 год Иванов и его жена Лидия Зиновьева-Аннибал (сама второстепенная поэтесса-символистка) устраивали знаменитые «средовые» дискуссии в своей петербургской квартире, в просторечии известной как Башня.

Андрей Белый наиболее известен своим романом 1913 года « Петербург », который многие, в том числе Владимир Набоков, считают лучшим русским романом ХХ века. Однако до того, как он стал известен своим magnum opus, Белый был одним из самых видных представителей символизма, наряду с Брюсовым и Ивановым.

Помимо публикации нескольких изданий экспериментальной прозы и поэзии в 1900-х годах, Белый сыграл важную роль в формулировании теоретической основы символизма. Статья Белого 1909 года «Магия слова», , в которой исследуются демиургические аспекты поэзии, сохранилась не только как основное произведение символистской теории, но и как прототип ранней футуристической поэтики. На мировоззрение Белого большое влияние оказала соловьевская концепция Вечной Женственности, как и на Блока, друга детства Белого и родственника Соловьева.

Как и многие символисты, Александр Блок изначально вдохновлялся лирикой Фета и Бальмонта, но со временем превратился в значительно экспериментального писателя, регулярно использующего ломаные ритмические рисунки, нетрадиционную рифмовку и разговорную речь, а также все больше отсылающего к городской современности. и революционный дух своего времени.

Самое известное стихотворение Блока и одно из самых спорных его произведений «Двенадцать» изображает Петроград в XIX веке.17 оборот. На протяжении всего действия повествования, большие части которого представлены гонками, идиоматическими диалогами, пронизан образ двенадцати революционеров-красногвардейцев, марширующих гуськом по улицам, позже идентифицированных как апостолы Христа. По сей день Блок часто считается вторым величайшим русским поэтом среди самих россиян, уступая в мастерстве и таланте только Александру Пушкину.

Символизм в других средствах массовой информации

На рубеже веков символизм завязал связи с коллективом народного творчества Мир Искусства (Мир Искусства). Самые видные символисты того времени публиковали стихи и критические статьи в очень влиятельном журнале группы. Вдохновленный прерафаэлитами в Англии и стилем модерн, «Мир искусства » способствовал возвращению к романтизму и европейской эстетике и, таким образом, присоединился к символизму в протесте против преобладающего позитивизма и социального морализма в России конца XIX века.

Художественный редактор журнала «Мир искусства» и один из самых красноречивых теоретиков Александр Бенуа часто считается символистом из-за его космополитического импрессионистического стиля. Тем не менее, Бенуа часто не соглашался с символистской риторикой, особенно с революционными тенденциями многих символистов, а также с постоянным упором движения на индивидуализм.

Михаил Врубель, Падший Демон, 1901 год.

Александр Бенуа, Ванна маркизы,
1906 г.

Художника и мозаичиста Михаила Врубеля можно было бы более уместно рассматривать в контексте символизма. Творчество Врубеля синтезировало византийскую иконографию, русскую литературную и фольклорную аллюзию и постимпрессионистскую технику, придавая своим сюжетам метафорический, трансцендентный аспект, противостоявший популярному в то время соцреализму. Стиль Врубеля оказал очевидное влияние на творчество Василия Кандинского, Павла Кузнецова и других, связанных с недолговечной, но заслуживающей внимания арт-группой «Голубая роза».

Александр Скрябин, противоречивый композитор на рубеже веков, чье творчество соединяет переход от позднего романтизма к современной атональности, часто считается символистом. Мало того, что Скрябин поддерживал близкие отношения со многими символистами, особенно с Ивановым. Он также известен своей своеобразной метафизикой, черпавшей вдохновение в идеях Иванова и Соловьева о преображающем искусстве и утопическом коммунализме.

Русский символизм: восхождение и кризис

К 1906 году усердные усилия Брюсова, Бальмонта, Белого и других символистов начали приносить плоды. Под руководством Брюсова символистский журнал Весы (Весы) фактически заменил Мир Искусства в качестве ведущего модернистского журнала в России. Более того, множество других журналов и антологий, таких как «Золотое руно» («Золотое руно») и «Факели » («Факели»), помогли удовлетворить спрос на растущее направление.

Вскоре основные издания, такие как Русская Мысль (Русская Мысль), активно искали вклад у писателей-символистов, и движение начало приобретать свой собственный класс второсортных подражателей. Также в это время выдающиеся символисты, такие как Сологуб, Бальмонт и Гиппиус, выпустили ретроспективные сборники своих работ, что является верным признаком установленного преобладания символизма.

Но этот успех был очень недолгим.

Никогда не было (и не будет) единого авангарда. По мере того, как движение становилось все более идеологизированным и начало признавать более широкое разнообразие точек зрения, это был лишь вопрос времени, когда конфликты между его составляющими стали вопиющими и непримиримыми.

Разногласия по поводу целей символизма нарастали в течение нескольких лет, когда в 1910 году между двумя фракциями произошел крупный разрыв. После этого «кризиса символизма», как его часто называют, движение так и не смогло восстановить свое прежнее значение.

На одной стороне спора были Брюсов, Мережковский и сокращающаяся группа сторонников, которые придерживались позиции старой гвардии, согласно которой символизм был преимущественно эстетическим явлением.

Между тем Белый, Блок и Иванов утверждали, что символистское мировоззрение простирается на жизнь за пределы искусства и придает движению духовную цель.

Молодой Валерий Брюсов. 1899 г.

Григорий Чулков, Мария Петровых, Анна Ахматова и Осип Мандельштам. ок. 1930 г.

К изнашиванию символизма привели и другие факторы: угасание интереса Брюсова и Мережковских к движению к концу, закрытие многих символистских изданий всего через несколько лет работы, заметный сдвиг в сторону политики после неудавшейся революции 1905 г. , и дикие колебания личных отношений, особенно между Белым и Блоком.

Более того, в 1906 году возникло новое направление символизма, названное мистическим анархизмом, продвигаемое Ивановым и Георгием Чулковым, редактором Fakely . Основными постулатами этого нового течения были отказ от материального мира, поощрение общности свободных личностей (то, что Иванов называл соборностью ), активное сопротивление социальному, религиозному и политическому догматизму. Хотя и недолговечный, мистический анархизм привел к раннему расколу среди символистов, против которого выступали такие видные символисты, как Брюсов и Гиппиус.

В то время как многие символисты продолжали развивать свои теории и мастерство после 1910 года (Брюсов и Сологуб даже участвовали в некоторых ранних футуристических публикациях), было ясно, что движению теперь не хватает выносливости или единства, чтобы выжить.

В 1912 году (хотя и ненадолго) укоренилось неоклассическое ответвление символизма под названием акмеизм. Основными участниками движения были Осип Мандельштам, Анна Ахматова, которую часто считают величайшей русской поэтессой, и ее муж Николай Гумилев. Акмеисты открыто отстаивали поэтическое мастерство, конкретный смысл и ясность выражения и прилагали огромные усилия, чтобы дистанцироваться от упадка и мрака, которые они усматривали в символизме.

Тем не менее, на практике акмеизм часто был неотличим от непрозрачного символистского стиля, что скрывало более глубокую связь между движениями, чем могла бы с готовностью признать любая группа.

Тем временем русский футуризм стремительно вытеснял символизм в качестве культурного знаменосца. В 1912 г. Гилеи (позже известные как кубофутуристы) опубликовали свой знаменитый манифест «Пощечина общественному вкусу» , в котором такие символисты, как Бальмонт, Брюсов, Блок и Сологуб, высмеивались и открыто отвергались как пережитки мимо. Явной повесткой дня футуристов было полное отрицание литературного прошлого России вместе с ее европейским влиянием. Футуристы выступали за новую литературу, которая отражала бы суть русского языка и волнение современной эпохи.

Тем не менее, утверждение центрального авангарда о том, что Россия стоит на заре новой эры и что поэты особенно способны помочь обществу ориентироваться в будущем, само по себе это утверждение вовсе не было новым, а отчасти являлось репродукцией. символистской риторики.

Историческое наследие русского символизма

Большая часть русского символизма сейчас кажется устаревшей. Тем не менее, за свои 20 лет движение оказалось исключительно гибким и новаторским, бесспорно современным и во многом внутренне русским, несмотря на его частую склонность к европеизму. Возможно, символизм сделал для модернизации русской культуры в первом десятилетии 20-го века не меньше, чем ранние футуристы во втором.

Символизм не только взрастил бесспорно незаурядные таланты, предложив, например, таких гигантов, как Александр Блок. Это также помогло создать в русском культурном нарративе пространство для возможности нового общества в то время, когда старое рушилось до основания.

Если не что иное, то символизм можно воспринимать как открывающееся окно в важный момент российской истории, момент великих преобразований и кризиса, концентрированной надежды и энергичного конфликта. В волнениях и волнениях своей собственной истории русский символизм предлагает микрокосмический взгляд на Россию, которая жаждала сбросить старые лохмотья и сменить их на огненно-украшенные платья будущего.

Вам также может понравиться

Опубликовано: 7 августа 2022 г.

Между современными башнями и советскими памятниками в центре Бишкека стоит небольшой закрытый дом. Табличка снаружи скромно идентифицирует его как Мемориальный дом-музей О.М. Мануйлова. Ольга Максимилиановна Мануйлова родилась в Нижнем Новгороде, Россия, в 1893 году и получила образование скульптора в Москве. Дочь военного врача, ее […]

Опубликовано: 19 декабря 2021 г.

У кураторов Музея русского импрессионизма есть миссия – помимо того, что дарить посетителям красивые и впечатляющие работы, владельцы и сотрудники проводят исследования , образование и мероприятия по популяризации русского импрессионизма как отдельного явления. Их цель — когда-нибудь добиться мирового признания периода русского импрессионизма и отпраздновать его […]

Опубликовано: 24 августа 2021 г.

Новая волна, термин в мире искусства, обозначающий любое время, когда внезапный взрыв искусства происходит с помощью экспериментальных стилей, является подходящим названием для движения, которое подняло казахстанскую киноиндустрию от безвестности до международной славы. всего за несколько лет. В интервью для Los Angeles Times в 1990 году Форрест […]

Опубликовано: 22 августа 2021

Ниже приведены шесть современных русских художников, которые оставили свой след не только в современном российском искусстве, но и известны за его пределами. Границы России, а также. Каждый из них получил признание критиков и, как это всегда бывает в мире искусства, по крайней мере некоторые критические насмешки. Не все этнические русские, но […]

Опубликовано: 26 мая 2021 г.

Елена Оскаровна Мартилла достигла совершеннолетия как художница во время Великой Отечественной войны в Ленинграде. Она создала навязчивые образы страданий, которые пережили жители этого блокадного города, а также гордые образы их стойкости. Сегодня ей 98 лет, и она все еще занимается искусством. Русский музей, один из крупнейших в Санкт-Петербурге […]

: Литература :: Культура и искусство :: Россия-ИнфоЦентр


Символизм в русской литературе Серебряного века

9 июля 2015 г. 11:35

Символизм — мистическое направление в модернистском искусстве и литературе 1870-1920-х годов, ориентирующееся на художественное выражение через символы интуитивно постигаемых сущностей и идей.
Символизм был первым и важнейшим из появившихся в России модернистских течений, составной частью культуры Серебряного века. История возникновения и развития русского символизма была длительной и внутренне сложной. Новое литературное направление явилось плодом глубокого кризиса европейской культуры конца XIX в. – начало 20 -го века. Это была эстетическая попытка уйти от противоречий повседневной действительности в область высших идей и вечных истин. Это вызвало отход символистов от традиций демократической русской мысли и от гражданских традиций русской классической реалистической литературы к философско-идеалистическому подходу.
Статья Дмитрия Мережковского «О причинах упадка и новых течениях в современной русской литературе», опубликованная в 189 г.3 стал первым манифестом русского символизма. Констатация существования «иных миров» и стремление выразить их через искусство определяют символизм в целом, три принципа которого провозглашаются в манифесте: мистическое содержание, символизация и расширение художественной впечатлительности.
Единственным инструментом познания мира символисты считали духовный опыт человека и творческую интуицию художника. Они утверждали, что цель искусства не в том, чтобы изображать реальный мир, который они считали второстепенным, а в том, чтобы передать «высшую реальность». Символисты намеревались достичь этого с помощью символа. Символ является выражением интуиции поэта и откровением истинной сущности бытия. Символисты разработали новый поэтический язык, который не называл предмет прямо, а намекал на его сущность посредством аллегории, метафоры, музыкальности, цветовой гаммы, свободного стиха.
Символизм не был внутренне однородным явлением. Это было сложное, исторически развивающееся литературное течение, связанное с именами выдающихся русских поэтов начала 20 годов, каждый из которых обладал ярко выраженной неповторимой индивидуальностью.
Символистов можно разделить на две группы:
1) Дмитрий Мережковский, Федор Сологуб, Зинаида Гиппиус, Валерий Брюсов, Константин Бальмонт и другие составили группу «старших символистов», которые были основоположниками русского символизма. Эти авторы имели импрессионистическое восприятие жизни и стремились к чисто эстетическому обновлению русской поэзии.
2) В начале 1900-х годов группа «младших символистов», а именно Александр Белый, Сергей Соловьев, Вячеслав Иванов, Александр Блок и др. , придерживалась философско-религиозного миропонимания в духе позднеидеалистической философии Владимира Соловьева с его идея Третьего Завета и прихода Вечной Женственности. Владимир Соловьев провозгласил, что высшей миссией искусства является «…творение универсального духовного существа».
Символисты видели в искусстве прежде всего «постижение мира иными, чем рационалистическими способами» (Брюсов). Их интересовали высшие сферы жизни (сфера «вселенской души», по Владимиру Соловьеву), не поддающаяся рациональному познанию. Именно искусство может проникнуть в эти сферы, а символы с их бесконечной многозначностью могут отразить всю сложность вселенского мира. Символ — это инструмент, помогающий прорваться сквозь пелену повседневности (нижней жизни) к высшей реальности. Призвание поэта – соединить реальный земной мир с запредельными царствами.
Символистская поэзия предназначена для аристократов духа. Символ – это отголосок, намек, метафора, передающая сакральный смысл.

Источники: http://www.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *