Сатиры в литературе это: что это такое, определение термина в литературном словаре Эксмо

Что такое сатира? Примеры в литературе.

Главная / Литература и искусство / Что такое сатира? Примеры в литературе.

31.08.2015
Литература и искусство
Комментировать

Пожалуй, нет такого человека, который бы не любил посмеяться. В основном мы смеемся над шутками, причем все они очень разные и отличаются не только своим содержанием или смысловой нагрузкой, но и направленностью.

Часто они призваны развеселить человека, поднять настроение, но иногда используются для изобличения, критики, злобного осмеяния чего-либо. Шутки подобного рода относятся к такому проявлению комического, как сатира.

Что означает слово «сатира»?
Что такое сатира в литературе?
Против кого направлена сатира?
Чем отличается сатира от юмора?
Примеры сатиры в литературе

Что означает слово «сатира»?

Термин «сатира» происходит от латинского слова satura, которое означает «полное блюдо различных фруктов». Первоначально его употребляли для обозначения узкого жанра стихов, используемых в Древнем Риме.

Позже это понятие ассимилировалось с греческим глаголом satyros, переводимым как «высмеять», а в Средние века попало во французский (satire) и стало пониматься как «стихотворная смесь» или «всякая всячина». Традиционно создателем сатирического литературного жанра считается Аристофан, хотя в широком смысле этого слова первым сатириком называют древнеримского писателя Апулея.

Что такое сатира в литературе?

Сатира – жанр поэтического либо прозаического произведения, в котором автор изобличает пороки и слабости. Для этого в своих творениях он использует резкие, порой унизительные насмешки, осмеивающие других людей, группы лиц или существующую действительность.

В сатирических повествованиях могут использоваться различные средства – от пародий и аллегорий до сарказма или гротеска.

Одна из основных особенностей сатиры – это возможность посмеяться в тех случаях, когда положение человека является крайне плохим. Сатирики изобличают даже такие трагедии, как смерть, причем подобным способом они помогают людям воспрянуть духом и на какое-то время забыть о безвыходном положении.

Как правило, на сатире строятся тонкие шутки, она выступает высшим проявлением философского ума и дает возможность акцентировать внимание на важных деталях.

Против кого направлена сатира?

Чаще всего сатира используется для изобличения действующей власти, затрагивает какие-либо социальные проблемы или политические силы. Например, в эпоху Просвещения в Англии сатирические произведения позволяли высмеять борьбу политических партий тори и вигов.

В XX веке в Европе этот жанр был направлен на шаржированное изображение Первой мировой войны, фашизма, Адольфа Гитлера. В первые годы существования Советского Союза сатира высмеивала буржуазию и диктаторский образ правления, а с наступлением периода «оттепели» стала изобличать недостатки правления Хрущева, Брежнева.

Чем отличается сатира от юмора?

Сатира и юмор тесно связаны между собой, но имеют некоторые различия. Разница заключается, прежде всего, в степени оценивания этих комических жанров и реакции на них широкой публики.

Юмор – это демонстрация насмешливо-добродушного отношения ко всевозможным нелепостям. Он не имеет цели осудить пороки, но позволяет вызвать улыбку, принести удовольствие людям. Сатира же, напротив, высмеивает недостатки человека и общества. Ее можно назвать злым юмором, который не просто используется для достижения смехового эффекта, а несет в себе мораль и философию.

Примеры сатиры в литературе

Обычно сатира охватывает всё литературное произведение и лишь иногда отдельные его отрывки и сцены. Ярким образцом этого жанра вступает роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский», где Сервантес высмеивает отрешенного от жизни романтика, перепутавшего мечту с реальностью.

Произведение «Приключения Гекльберри Финна» Марка Твена направлено на изобличение убеждений жителей довоенных регионов южной части Северной Америки, противоречивших моральным ценностям самого писателя.

К числу первых сатирических произведений, направленных против политики, относится повесть «Скотный двор» Дж. Оруэлла, где автор описывает разговаривающих животных, задумавших управлять миром.

Ярослав Гашек посмеялся над событиями Первой мировой войны в «Похождениях бравого солдата Швейка», продемонстрировав читателям недостатки немецкого милитаризма.

Если говорить об отдельных сатирических отрывках в произведениях, то хорошим примером выступают сцены во дворе гетмана во втором действии пьесы Булгакова «Дни Турбиных», где автор через героев показал свое отношение к правлению Скоропадского.

Политическая сатира: определение жанра, примеры

Сложный, многогранный жанр, встречающийся во многих видах искусства, – политическая сатира. Профессионально пользоваться ею — означает обладать широким кругозором, начитанностью, знанием политологии, воспринимать конструктивную критику, владеть искусством красноречия в совершенстве и серьезно подходить к этому жанру. Он не терпит нарочито субъективного взгляда, с его помощью легко задеть чужие чувства, оскорбить, унизить.

Сатира – это жанр литературы и искусства, который представляет собой комическое или поэтическое обличение негативных явлений в жизни и обществе при помощи иронии, сарказма, преувеличения, аллегории, пародий и гротеска. Суть сатиры заключается в том, чтобы использовать художественные приемы и литературные средства для достижения уничтожающей критики нелепостей, противоречий и пороков. Часто в сатире используют прием излишнего преувеличения. Жанру сатира много веков, и в каждую эпоху его использовали для выявления негативных общественных и политических событий. Сатира всегда нацелена на людей и явления.

Сатирические произведения могут быть моральными, политическими, религиозными. Критика в сатире ведется с позиции невыраженного идеала. В античные времена сатирическое представляло собой смесь стихов и прозы, позднее в Риме жанр получил самостоятельность. В нем использовались танцы, песни, поэзия. Образцы искусства сатиры созданы Ювеналом и Горацием. С помощью жанра высмеиваются порочные явления жизни. В литературе встречаются целые произведения сатирического, отдельные эпизоды, ситуации или образы. С политической сатирой следует быть осторожным, ведь этот жанр может быть ограничен цензурой.

Политическая сатира

Жанр политическая сатира всегда был популярен. Несмотря на то что он относится к литературе, сатирическое находит проявление в исполнительном и изобразительном искусстве. В политической сатире оголяются индивидуальные и социальные несовершенства, сумасбродства, злоупотребление властью, негативные действия политиков при помощи иронии, бурлеска и других методов. Жанр политической сатиры призван не только смешить аудиторию, но и нападать на неугодное явление действительности. Это главная цель, которая достигается посредством юмора.

Литературные приемы, например сарказм, ирония, противопоставление, помогают добиться определенного результата. Родоначальниками жанра политическая сатира были Луцилий, Энний, Гораций, Аристофан. В нем обязательно должны присутствовать ноты мягкого юмора, который и призван сгладить критику в конкретный адрес. В противном случае сатира выглядит проповедью, сухим отчетом или лекцией.

Значение сатиры

Политическая сатира возникла благодаря литературе Древнего Рима. Она включает в себя поэтические и лирические произведения разного объема и значения. В них читатель находит негодующие, осуждающие в разных степенях отрицания — изображения конкретных лиц, групп, явлений. Сатиру – ответственный художественный жанр свободного слова — необходимо отличать от пасквиля и памфлета.

Художественная ценность политической сатиры и ее значение заключаются в общественном и моральном содержании, лирическом подъеме, высоте идеала сатирика. Лирический субъективный окрас сатирического произведения лишает жанр художественный объективности, поэтому политическая сатира носит характер мимолетности.

Известные сатирики

Проявляется политическая сатира во всех видах искусства – это ее главное отличие от чисто литературного жанра. Она встречается в театре, литературе, кинофильмах, журналистике. Ранее сатира процветала в Греции, арабских странах, Персии, средневековой Европе, Америке, викторианской Англии. Ее широко использовали как метод обличения в двадцатом веке, в период существования СССР и, конечно, в современности.

Известные советские сатирики И. Ильф и Е. Петров написали роман «12 стульев», который с помощью юмора и литературных приемов высмеивает новообразованное советское общество. Политической сатирой занимались: В. Маяковский, Ю. Олеша, Д. Хармс, М. Булгаков, С. Маршак. Многие советские сатирики подверглись репрессиям и цензуре за использование этого жанра.

В период «оттепели» появляются сатирические киноленты, телепередачи, которые открыто и с юмором обличают власть. Современные сатирики – это А. Райкин, М. Жванецкий, Г. Хазанов, С. Альтов, А. Арканов, Л. Измайлов, М. Задорнов. Сегодня жанр политической сатиры в России не выходит на тот популярный, масштабный уровень, который был в советские годы.

Популярные цитаты и афоризмы

Самой интересной и запоминающейся была политическая сатира (цитаты, высказывания, афоризмы) во время СССР. Именно оттуда родом потрясающие комедийные фильмы, стихи, проза, обличающие неугодные явления времени. В годы правления Брежнева ходило множество анекдотов о нем и его политике. Всем известно, что Леонид Ильич любил медали и ордена, которыми сам себя награждал, порой незаслуженно. Именно поэтому появился следующий анекдот: «В Москве произошло землетрясение. Это случилось из-за того, что со стула упал пиджак Брежнева с медалями».

В 21 веке политическая сатира перешла из области литературы в художественное искусство. Сегодня карикатурные картинки можно часто встретить в общественно-политических газетах, крупных российских и зарубежных изданиях.

сатира | Определение и примеры

Питер Селлерс в фильме «Доктор Стрейнджлав»

Посмотреть все СМИ

Ключевые люди:
Вольтер
Мольер
Эразмус
Гораций
Александр Поуп
Похожие темы:
пародия
бурлеск
пародийно-эпический
дурацкая литература
мениппова сатира

Просмотреть весь связанный контент →

Сводка

Прочтите краткий обзор этой темы

сатира , художественная форма, в основном литературная и драматическая, в которой человеческие или отдельные пороки, глупости, злоупотребления или недостатки выносятся на суд с помощью насмешек, высмеивания, бурлеска, иронии, пародии, карикатуры или других методов , иногда с намерением вдохновить на социальные реформы.

Сатира — многозначный термин. Вместе со своими производными это одно из наиболее тщательно проработанных литературных обозначений и одно из самых неточных. Великий английский лексикограф Сэмюэл Джонсон определил сатиру как «стихотворение, в котором порицается зло или глупость», и более сложные определения редко бывают более удовлетворительными. Никакое строгое определение не может охватить всю сложность слова, обозначающего, с одной стороны, разновидность литературы, как, например, когда говорят о сатирах римского поэта Горация или называют 9 американским писателем Натанаэлем Уэстом.0029 Прохладный миллион сатира, а с другой — насмешливый дух или тон, который проявляется во многих литературных жанрах, но может войти и почти в любой вид человеческого общения. Везде, где используется остроумие, чтобы подвергнуть критике что-то глупое или порочное, существует сатира, будь то в песне или проповеди, в живописи или политических дебатах, на телевидении или в кино. В этом смысле сатира повсюду.

В литературных произведениях сатира может быть прямой или косвенной. При прямой сатире рассказчик обращается непосредственно к читателю. В косвенной сатире авторский замысел реализуется в рамках повествования и его сюжета. Хотя в данной статье речь идет прежде всего о сатире как о литературном явлении, в ней зафиксированы ее проявления и в ряде других областей человеческой деятельности.

Природа сатиры

Исторические определения

На терминологическую трудность указывает фраза римского ритора Квинтилиана: «сатира целиком наша» («satura tota nostra est»). Квинтилиан, кажется, называет сатиру римским явлением, хотя он читал греческого драматурга Аристофана и был знаком с рядом греческих форм, которые можно было бы назвать сатирическими. Но у греков не было специального слова для обозначения сатиры, и к satura (что изначально означало что-то вроде «попурри» или «смеси» и откуда происходит английское satire ) Квинтилиан намеревался указать на такого рода поэмы, «придуманные» Гаем Луцилием, написанные гекзаметром на определенные соответствующие темы и характеризующиеся лукилианско-горатовским тоном. Satura относится, короче говоря, к поэтической форме, установленной и закрепленной римской практикой. (Квинтилиан упоминает также еще более древний вид сатиры, написанный в прозе Марком Теренцием Варроном и, можно добавить, Мениппом и его последователями Лукианом и Петронием.) После дней Квинтилиана, satura стали метафорически обозначать произведения сатирические по тону, но не по форме. Как заметил один современный ученый, как только существительное входит в область метафоры, оно требует расширения, и satura (которое не имело глагольных, наречных или прилагательных форм) было немедленно расширено за счет заимствования из греческого satyros. и его производные. Странный результат состоит в том, что английское satire происходит от латинского satura , но сатирические , сатирические и т.д., имеют греческое происхождение. Примерно к 4 веку н.э. писатель сатир стал известен как satyricus ; Святой Иероним, например, был назван одним из его врагов «сатириком в прозе» («satyricus scriptor in prosa»). Последующие орфографические модификации затемнили латинское происхождение слова satire : satura становится satyra , а в Англии к 16 веку оно было написано satyre .

Елизаветинские писатели, стремившиеся следовать классическим образцам, но введенные в заблуждение ложной этимологией, полагали, что satyre происходит от греческой пьесы о сатирах: сатиры, как известно, грубые, невоспитанные существа, казалось, следует, что слово satyre должно обозначать что-то резкое. , грубый, грубый. Английский писатель Джозеф Холл писал:

.

Сатир должен быть подобен дикобразу,
Который стреляет острыми иглами в каждой гневной строке,
И ранит краснеющую щеку и огненный глаз,
О том, кто слушает и читает виновато.
( Virgidemiarum , V, 3, 1–4)

Ложная этимология, которая выводит сатиру из сатиров, была окончательно разоблачена в 17 веке исследователем-классиком Исааком Касобоном, но старая традиция имеет эстетическую, если не этимологическую уместность, и остается сильной.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчас

В прологе к своей книге Холл делает утверждение, которое вызвало путаницу, подобную той, что следует из замечания Квинтилиана о римской сатире. Зал может похвастаться:

Я первое приключение: следуй за мной, кто список,
И стань вторым английским сатириком.

Но Холл знал сатирические стихи Джеффри Чосера и Джона Скелтона, среди других предшественников, и, вероятно, имел в виду, что он был первым, кто систематически подражал формальным сатирикам Рима.

Благодаря своей практике великие римские поэты Гораций и Ювенал навсегда определили очертания жанра, известного как сатира формального стиха, и тем самым оказали всепроникающее, хотя и часто косвенное, влияние на всю последующую литературную сатиру. Они придавали законам установленную ими форму, но надо сказать, что законы действительно были очень расплывчатыми. Рассмотрим, например, стиль. В трех своих сатирах (I, IV; I, X; II, I) Гораций рассуждает о тоне, подобающем сатирику, который из нравственных соображений нападает на пороки и глупости, которые он видит вокруг себя. В отличие от резкости Луцилия, Гораций выбирает мягкую насмешку и шутливое остроумие как средства, наиболее эффективные для достижения своих целей. Хотя я изображаю примеры глупости, говорит он, я не прокурор и не люблю причинять боль; если я смеюсь над чепухой, которую вижу о себе, то мною движет не злой умысел. Он подразумевает, что стих сатирика должен отражать это отношение: он должен быть легким и неприхотливым, резким, когда это необходимо, но достаточно гибким, чтобы варьироваться от серьезного до веселого. Короче говоря, характер сатирика, спроецированный Горацием, — это образ учтивого светского человека, обеспокоенного глупостью, которую он видит повсюду, но побуждаемой скорее к смеху, чем к ярости.

Ювенал, более века спустя, иначе понимает роль сатирика. Его наиболее характерная поза — это поза честного человека, который с ужасом смотрит на пороки своего времени, его сердце сгорает от гнева и разочарования. Почему он пишет сатиру? Потому что трагедия и эпопея не имеют отношения к его веку. Злоба и коррупция настолько преобладают в жизни римлян, что честному человеку трудно не писать сатиру. Он оглядывается, и сердце его пересыхает от ярости; никогда еще порок не был более торжествующим. Как он может молчать (Сатиры, I)? Декламационная манера Ювенала, размах и пышность его инвектив совершенно не соответствуют стилистическим предписаниям Горация. В конце скабрезной шестой сатиры, длинной и пламенной инвективы против женщин, Ювенал щеголяет своим новаторством: в этом стихотворении, говорит он, сатира вышла за пределы, установленные его предшественниками; оно приняло на себя возвышенный тон трагедии.

Результаты новаторства Ювенала сильно запутали историю литературы. Что такое сатира, если два поэта, общепризнанные высшими мастерами формы, настолько расходятся в своем творчестве, что почти несоизмеримы? Формулировка английского поэта Джона Драйдена получила широкое признание. Он говорит, что римская сатира бывает двух видов: комическая сатира и трагическая сатира, каждая из которых имеет свою легитимность. Эти наименования стали обозначать границы сатирического спектра, независимо от того, идет ли речь о поэзии или прозе, или о какой-либо форме сатирического выражения в другой среде. На горатовском конце спектра сатира незаметно сливается с комедией, которая имеет неизменный интерес к человеческим глупостям, но не имеет реформаторских намерений сатиры. Различие между двумя модусами, редко ясное, отмечено интенсивностью, с которой преследуется глупость: в обоих появляются щеголи, дураки и педанты, но только сатира имеет моральную цель. И хотя великим двигателем как комедии, так и сатиры является ирония, в сатире, как утверждал критик 20-го века Нортроп Фрай, ирония воинственна.

Николя Буало, Драйден и Александр Поуп, писавшие в 17 и 18 веках — современной эпохе сатиры — прекрасно улавливают, когда им нравится, искусный горацианский тон. Однако остроумие сатиры также может быть мрачным, глубоко проницательным и пророческим, поскольку оно исследует диапазоны ювеналистского конца сатирического спектра, где сатира сливается с трагедией, мелодрамой и кошмаром. Папский номер Dunciad заканчивается следующими строками:

Вот! твоя страшная Империя, Хаос! восстановлен;
Свет умирает перед твоим несотворенным словом:
Твоя рука, великий анарх! опускает занавес;
И Вселенская Тьма погребет Все.

Это та же самая тьма, которая опускается на Книгу IV романа Джонатана Свифта « Путешествия Гулливера» , на некоторые произведения сатиры Марка Твена — «Таинственный незнакомец» и «Человеку, сидящему во тьме» — и на « Девятнадцать восемьдесят четыре» Джорджа Оруэлла. и, в более сюрреалистическом ключе, Catch-22 Джозефа Хеллера.

Что такое сатира || Определение и примеры

Что такое Сатира? Стенограмма (английские и испанские субтитры доступны в видео)

Эван Готлиб, профессор британской литературы Университета штата Орегон

Нажмите здесь, чтобы просмотреть стенограмму на испанском языке

Сатира — это искусство выставлять кого-то или что-то смешным, вызывая смех, чтобы смущать, унижать или дискредитировать свои цели.

Как литературный жанр , сатира является одним из древнейших: этот термин был введен классическим ритором Квинтиллианом, использовавшим корень латинского слова «сатура», что означает «полный», и был знаком многим римлянам со времен фраза lanx satura , описывающий смесь фруктов и, по-видимому, передающий разные качества ранней сатиры.

В конце концов, более конкретные виды сатиры стали ассоциироваться с произведениями трех разных римских авторов, имена которых до сих пор используются для описания созданных ими разновидностей сатиры.

Горацианская сатира имеет тенденцию быть добродушным и беззаботным, стремясь вызвать смех, чтобы поощрить моральное улучшение. Известным примером горацианской сатиры является стихотворение поэта восемнадцатого века Александра Поупа 9.0029 Похищение замка , который, несмотря на его серьезно звучащее название, был попыткой воссоединить две враждующие семьи в реальной жизни, с юмором преувеличивая серьезность причины их разлада.

Современным примером горатовской сатиры, по моему мнению, могут быть многие пародии «Субботним вечером в прямом эфире» — особенно те, в которых известные актеры выдают себя за известных политиков, тем самым вызывая смех за счет последних, но обычно делая это в относительно мягкой манере, в которой все шутят вместе (включая карикатурного человека).

Juvenalian satire имеет тенденцию быть более горьким и мрачным, выражая гнев и возмущение состоянием мира. Известный пример ювенальной сатиры принадлежит другому писателю восемнадцатого века, Джонатану Свифту. Скромное предложение — это брошюра в прозе, которая изначально кажется серьезной, благонамеренной попыткой предложить решение серьезной проблемы того времени: обнищание Ирландии, в немалой степени из-за отсутствующих английских землевладельцев. которые владели большим количеством ирландской земли, но реинвестировали очень небольшую часть своей прибыли обратно в ирландскую экономику. Как рассказчик начинает объяснять свой план по оживлению ирландской экономики и снова сделать все бедные ирландские семьи «полезными», однако читатель постепенно начинает видеть, что предложение рассказчика на самом деле состоит в том, чтобы ирландские женщины продавали своих детей, чтобы они были съедены их англо-ирландскими помещиками. Скромное предложение , таким образом, является гневным осуждением не только ненасытности английских домовладельцев и их отсутствия заботы об их ирландских арендаторах, но и такого рода бюрократического склада ума, который настолько увлечен решением собственных проблем, что забывает, что реальные люди будут затронуты его планами. Современным примером ювеналистской сатиры могут быть пародии на современную рекламу, созданные такими группами, как Adbusters, в которых они сдирают блестящий фанер рекламы, чтобы показать бессердечную жадность, которая лежит в основе большинства корпоративных капиталистов.

Мениппова сатира зарезервирован для прозаических произведений, которые все еще напоминают первоначальный оттенок сатиры как сборника или содержащего множество. Каноническим образцом менипповой сатиры является роман Лоуренса Стерна « Тристрам Шенди », изданный в 9 томах между 1759—1767 годами. Хотя технически это история жизни одноименного рассказчика, роман гораздо меньше интересует какой-либо линейный сюжет, чем накопление происшествий, персонажей и материалов, которые мягко высмеивают и комментируют нелепости того, что тогда было современной жизнью и любовью. Мениппова сатира в наши дни относительно редка, но многие так называемые постмодернистские романы с их энциклопедическим размахом и склонностью к эзотерическим отступлениям имеют более чем мимолетное отношение к этой форме: от массивного романа Томаса Пинчона «9».0029 Gravity’s Rainbow до прорыва Zadie Smith White Teeth.


Независимо от того, какой тип сатиры используется, она должна быть нацелена на цель, которая больше или сильнее, чем автор. В противном случае вместо сатиры мы имеем простую жестокость или издевательство. Таким образом, сатира очень зависит от контекста.

Сатира также зависит от того, признает ли ее таковая аудитория: чтобы сатира была эффективной, она должна восприниматься как сатира — всегда есть риск, что сатира будет прочитана «прямо» или поверхностно. Так было, например, с приемом экранизации Дэвида Финчера 1999 года романа Чака Паланика «Бойцовский клуб », который высмеивает как потребительство, так и токсичную мужественность. Однако многие зрители фильма, по-видимому, не поняли, что это сатира, поскольку после нее по всей стране возникло несколько реальных «бойцовских клубов»: чего не должно было произойти, если бы зрители полностью поняли что фильм был высмеивает мужественность, которая так отчаянно пытается проявить себя, что с радостью вступит в подпольную драку на голых кулаках.

Сатира — мощное оружие, если ее использовать эффективно и правильно; но это также и рискованно — что, вероятно, является основной причиной того, почему он остается таким увлекательным как для авторов, так и для зрителей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *