Примеры схемы слов по русскому языку 1 класс примеры: Схемы слов для учеников 1 класса в картинках. Наглядное пособие.

Содержание

Деление слов на слоги — правила, примеры, схемы

Деление слов на слоги выполняем в соответствии с количеством гласных звуков, а также учитывая особенности звукового состава слов.

В этой статье речь пойдет о фонетическом слоге, о том, как правильно делить слова на слоги. Учтем, что фонетическое деление на слоги не всегда совпадает с орфографическим переносом слов.

Что такое слог?

В речи все слова русского языка состоят из минимальных звучащих единиц — слогов. Определим, что такое фонетический слог.

Определение

Фонетический слог — это наименьшая единица речи, которую составляет гласный звук или гласный с одним или несколькими согласными. Слог произносится одним толчком выдыхаемого воздуха.

Гласный звук образует слог. В слоге всегда имеется  только один гласный. Он может самостоятельно создать фонетический слог, а также в сочетании с одним или несколькими согласными. Согласные группируются вокруг одного гласного звука. В связи с этим по звуковому составу различают три вида слогов:

1. слог составляет один гласный звук:

  • а-дрес
  • и-дол
  • о-стров
  • у-кор
  • э-тюд

2. слог составляет гласный с согласным:

  • во-ро-та
  • со-ло-ма
  • со-ро-ка

3. слог образует гласный с несколькими согласными:

  • кра-ска
  • зве-зда
  • во-сторг

Открытые и закрытые слоги

Слоги бывают открытые и закрытые. В словах русского языка большинство слогов являются открытыми. Открытые слоги организуют все гласные в одиночку или в сочетании с согласным звуком:

  • о-кунь
  • а-ир
  • бо-ло-то
  • во-ло-кно

Закрытые слоги образуют все согласные в конце слов:

  • гвоздь
  • по-кров
  • го-лубь
  • па-ро-воз
  • сто-рож

Непарные звонкие согласные [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’] могут образовать закрытый слог в любой фонетической позиции: в начале, в середине и в конце слов:

  • зер-ка-ло
  • бол-тик
  • са-рай-чик
  • са-ра-фан

Как правильно делить слова на слоги?

Слова делят на фонетические слоги в соответствии с количеством гласных звуков. В слове содержится столько слогов, сколько в нем звучит гласных. Один гласный звук в окружении согласных создает односложное слово, которое не делится на слоги:

  • сом
  • крот
  • вальс
  • брод

Чтобы можно было разделить слово на слоги, в нем должно быть не менее двух гласных звуков, которые образуют двусложные слова:

  • ё-жик
  • до-мик
  • са-лат
  • кро-лик

Если сонорный согласный находится между двумя гласными, то он отходит к следующему слогу:

  • во-рон
  • ку-лон
  • ко-рысть
  • кла-ня-ться (-ться звучит как [ца])

При делении на слоги учитываем, что слог заканчивается гласным, а группа последующих шумных согласных в сочетании с сонорным звуком или без него отходит на границе слогораздела к следующему фонетическому слогу:

  • но-чник
  • кро-вля
  • про-бка
  • со-зда-ни-е

Только непарные звонкие согласные  в середине слова могут закрыть слог:

  • ал-фа-вит
  • строй-ка
  • квар-тал
  • лан-ды-ше-вый
  • бе-сшум-ный

Если в слове имеются одинаковые согласные, то они начинают следующий фонетический слог:

  • про-гра-мма 
  • те-нни-сный
  • кро-ссо-вки
  • па-ра-ллель

Это деление на слоги фонетическое, которое не совпадает с орфографическим переносом слов с двойными согласными.

Буквы «й», «ь», «ъ» принадлежат слогу, после которого пишутся:

  • рей-ка
  • хлопь-я
  • отъ-езд
  • подъ-ём-ный

Укажем порядок деления слов на слоги с помощью следующего алгоритма.

Алгоритм деления слов на слоги

  1. прочитаем слово;
  2. подчеркнем гласные звуки;
  3. посчитаем количество гласных звуков;
  4. посмотрим, есть ли в слове двойные согласные, непарные звонкие согласные, «ь» или «ъ»;
  5. разделим слово после каждого гласного на слоги, учитывая указанные особенности.

Примеры

1. соловьиный

В этом слове имеется 4 гласных звука, которые образуют столько же слогов. В середине пишется мягкий разделительный знак. Разделим слово на четыре фонетических слога. Мягкий знак оставим после согласного, обозначенного буквой «в»:

со-ловь-и-ный

В этом слове два слога открытые, а третий и четвертый слог закрывают соответственно звонкий согласный «в» и непарный звонкий согласный, обозначенный буквой «й».

В соответствии с этим делением на слоги переносим это слово с одной строки на другую тремя способами:

  • со-ловьиный
  • соловь-иный
  • соловьи-ный

2. участие

В этом слове укажем 4 гласных звука, которые организуют четыре фонетических слога:

у-ча-сти-е

Все слоги открытые. Первый и последний слог образуют гласные самостоятельно. Третий слог составляет гласный с шумными согласными.

В соответствии с этим фонетическим слогоделением слово перенести нельзя, так как одна буква, даже составляющая слог, не остается на строке и не переносится на следующую. Присоединим их к последующему и предыдущему слогу и получим правильный вариант переноса слова по слогам:

уча-стие

Задания по русскому языку 1 класс: для самостоятельной работы

Родители вчерашних первоклассников облегченно выдохнули, так как начались долгожданные для всех летние каникулы. И действительно, какая радость для всех: можно отдыхать, веселиться и резвиться. Но чтобы за лето не забылось все то, что с таким трудом дети учили весь год, нужно понемногу заниматься дома. В материалах этой статьи вы найдете задания для самостоятельной работы для первоклашек по русскому языку.

Содержание

1. Задания по теме «Слово. Предложение»
2. Задания по теме «Звуки речи. Буквы. Алфавит»
3. Задания по теме «Слоги и ударения»
4. Задания по теме «Твердые и мягкие согласные»
5. Задания по теме «Коварные звонкие и глухие звуки»
6. Задания для диктантов

Задания по теме «Слово. Предложение»

Задания и упражнения, размещенные в этом разделе, способствуют развитию речи и формированию графических навыков первоклассников, дают возможность выполнять индивидуальные формы работ, приобщают школьников к творческой и познавательной деятельности.

Задание 1.

Нужно назвать представленные на рисунках предметы. Рассказать, как они связаны между собой. Какие новые слова можно добавить к предложенному слову?

Ответ: На рисунке изображены каштаны: плоды каштана, дерево каштана, листья каштана.

Задание 2.

Из предложенных слов составить правильные предложения и записать их в тетради в нужном порядке.

крыльце, На, уселся, кот.
блестела, пушистая, Его, шубка.
глазки, Зеленые, зажмурились.
добрый, Это, самый, кот.

Задание 3.

Необходимо дополнить предложения таким образом, чтобы получился связный рассказ.

Я живу в________. Мой город расположен _______. Я учусь в школе номер___. Моя школа самая_______. Мои одноклассники_________. Летом я буду отдыхать______.

Задание 4.

Среди предложенных букв нужно найти слова – названия животных, которые обитают в Российской Федерации.

Оажирафзаяцкотлисицаслонгиппопотамволк

Ответ: заяц, кот, лисица, волк.

Задание 5.

В два столбика записаны слова и фразы. Нужно записать их таким образом, чтобы получились правильные выражения.

Что взял взаймы, исполни.
Что обещал, за то благодари.
Что получил даром, отдай.

Ответ:

Что взял взаймы, отдай.
Что обещал, исполни.
Что получил даром, за то благодари.

Задание 6.

Самодиктант. Ребенку необходимо прочитать предложенные слова, запомнить их правописание, а затем постараться записать их без ошибок по памяти.

Благодарю, извините, пожалуйста, до встречи, до свидания, простите, пожалуйста.

Задание 7.

Необходимо прочитать зашифрованную фразы, разбить ее на слова и записать в тетрадь.

Добродобромвернется.
Учисьценитьдоброеслово.
Золотоесердцедоброесердце.
Яблонястоитпосредиогорода.
Медведьоченьлюбитмед.

Задание 8.

Необходимо переписать предложенные слова и разбить их на слоги.

Пчела, нос, вертолет, шарики, ножки, ножницы, корзинка, листочки, хлеб, мед, булочка, дудочка, светлячок, муравей.

Задания по теме «Звуки речи. Буквы. Алфавит»

В первом классе дети учат алфавит, буквы и звуки. Они уже знают, что такое звуковые схемы слов и умеют их составлять. Особое внимание следует обратить на буквы, которые передают сразу два звука. Ниже приведем несколько задания для самостоятельной работы для первоклассников.

Задание 1.

Необходимо прочитать текст и попытаться составить связный рассказ по прочитанному.

Слово «библиотека» произошло от греческого слова «библион», что означает «книга». Таким образом, можно утверждать, что библиотека – это место, в котором хранятся книги. Кроме книг в библиотеке хранятся газеты и журналы, каждый желающий может прийти в библиотеку и взять что-нибудь почитать.

Задание 2.

Необходимо переписать текст, и объяснить, каким звукам соответствуют буквы, выделенные жирным шрифтом.

С давних пор на Руси дети учились грамоте по букварю. Каждая буква в букваре была обозначена словом. Письмо – одно из самых великих изобретений человечества.

Задание 3.

Ниже приведены звуковые схемы слов. Нужно подобрать слова, которые соответствуют этим схемам.

[– о –]
[= о – о]
[– о – о]
[– о = о]

Где – знак, передающий твердый согласный звук.
= знак, передающий мягкий согласный звук.
о знак, передающий гласный звук.

Примеры слов к первой схеме: кот, пот, рот, раб, сад и т.д.
Примеры слов ко второй схеме: часы, чудо, щука и т.д.
Примеры слов к третьей схеме: нога, нора, руно и т.д.
Примеры слов к четвертой схеме: ноги, буки, лоси и т.д.

Задание 4.

Необходимо дописать слова, по предложенным рисункам. Подчеркнуть те буквы, которые передают гласные звуки.

Огурец, Перец, Морковка, Помидор.

Задание 5.

Составить предложения по предложенным ниже схемам.

I______, ______, _______, _______ — это _______.
I______ _______ _______ _______?
I______ _______ _______ _______!
I______ _______ _______ _______.

Где I_____ — заглавное слово в предложении.
_____ — остальные слова в предложении.

Задание 6.

Необходимо прочитать слова парами так, чтобы при замене одной буквы в предыдущем слове можно было получить новое слово по значению и написанию.

Коса – ко(?)а, удочка – у(?)очка, стог – сто(?), вол – (?)ол.

Записать слова в тетрадь, подчеркнуть заменяемые буквы в каждом слове.

Задание 7.

Необходимо переписать текст, вставив пропущенные буквы.

На дворе ма_т. За окном холо_но. А в клас_е тепло. На ок_е буке_. В бан_ах с водой стоят ве_ки вербы. На вет_ах зеленые ли_точки.

Задание 8.

Необходимо прочитать слова и выписать из них названия городов России.

Самара, Москва, Киев, Харьков, Воронеж,  Львов, Нью-Йорк, Мехико, Симферополь, Севастополь.

Слова, которые обозначают названия городов Украины – разделить на слоги.

Задание 9.

Необходимо переписать текст, вставив пропущенные буквы.

Щегол – ловкая, про_орная птица. У нее я_кий краси_ый окрас. Селится ще_ол в сада_ и парках. П_тается эта пти_а семенами и нас_комыми. Поет гр_мко, весело и к_асиво.

Задание 10.

Ниже приведен отрывок из стихотворения Корнея Чуковского, но в нем пропущены все гласные буквы. Если правильно расставить нужные буквы, то можно прочитать этот отрывок.

Д_ здр_вств_ _ т а а у е
М_л_ д_ш_ст_ _ ы о у и о е
_ п_л_т_нц_ п_ш_ст_ _ и о о е е у и о е
_ з_бн_й п_р_ш_к и у о о о о
_ г_ст_й гр_б_ш_к и у о е е о

Задания по теме «Слоги и ударения»

Перед началом выполнения заданий следует запомнить: слогом называется часть слова. В слове содержится столько слогов, сколько в нем гласных звуков. Например, О-ля, бе-ре-за, пче-ла и т.д.

Задание 1.

Ниже предложены слова. Нужно записать из в три столбика: в первый – слова, имеющие один слог, во второй – слова, имеющие два слога, в третий – слова, имеющие три слога.

Рог, капуста, нога, год, сад, Ира, мальчик, картофель, чайка, майка, помидор, огурец, перец, мед.

Ответ: первый столбик – рог, год, сад, мед. Второй столбик – нога, Ира, мальчик, чайка, майка, перец. Третий столбик – капуста, картофель, помидор, огурец.

Задание 2.

Необходимо переписать текст, изменяя слова в скобках по смыслу. Слова из скобок разбить на слоги карандашом.

Хорошо (лето). Я хожу на (река) купаться и ловить (рыба). А еще я читаю интересные (книга).

Ответ (слова из скобок сразу изменяем по смыслу и делим на слоги): ле-том, ре-ку, ры-бу, кни-ги.

Задание 3.

Ниже представлены слова. Необходимо выписать только те, в которых ударение падает на второй слог.

Синица, ласточка, ворона, сорока, дятел, скворец, гвоздика, дорога, кувшинка, лепесток, цепочка, телефон.

Безударные слоги в этих словах подчеркнуть карандашом.

Ответ: синица, ворона, сорока, скворец, гвоздика, дорога, кувшинка, цепочка.

Задание 4.

Переписать текст в тетрадь, разбить слова на слоги карандашом.

Днем кувшинка нежится на воде. А ночью ныряет под воду. Стиснет лепестки в кулачок и нырнет с головой. Утром вынырнет из воды. Снова развернет лепесточки навстречу солнцу.

Ответ:

Днем кув-шин-ка не-жит-ся на во-де. А ночь-ю ны-ря-ет под во-ду. Стис-нет ле-пест-ки в ку-ла-чок и ныр-нет с го-ло-вой. Ут-ром вы-ны-рнет из во-ды. Сно-ва раз-вер-нет ле-пес-точ-ки на-встре-чу солн-цу.

Задание 5.

Необходимо переписать текст.

На горе стоял старый замок. К замку вела узкая дорога. Справа от дороги – пропасть. Около замка стоит старый фонарь.

Предложите ребенку устно изменить ударение в словах, выделенных жирным шрифтом. Как изменился смысл написанного? Объясните, почему.

Задание 6.

Необходимо ответить на вопросы, используя справочные слова из скобок.

Целью этого задания является развитие речи школьника. Согласно школьной программы изучения русского языка, первоклассники должны уметь правильно составлять ответы на поставленные им вопросы. Чем полнее и развернутее ответы на вопросы, тем лучше.

Куда пошли товарищи? (удить рыбу) – Ответ: Товарищи пошли удить рыбу.

Где находилось озеро (за полем) – Ответ: Озеро находилось за полем.
Что сделали ребята (закинули удочки) – Ответ: Ребята закинули удочки.
Какая рыба поймалась (ерш и лещ) – Ответ: Поймались ерш и лещ.

Задание 7.

Необходимо списать слова, вставляя пропущенные буквы. Карандашом подчеркнуть сочетание «жи» и «ши».

Ш_шки, луж_, ш_ло, груш_, ш_рокий, мащ_на, ш_на, наж_вка, карандаш_, полож_ть, ж_знь, хорош_е, малыш_.

Задание 8.

Необходимо списать слова, вставляя пропущенные буквы. Карандашом подчеркнуть сочетание «ча», «ща», «чу» и «щу».

Рощ_, щ_вель, плач_, ч_до, угощ_, щ_ка, ч_йка, лещ_, ч_жи, ч_й, нач_ло, ч_йник, ч_шка, щ_т, ч_дак, щ_чий, ч_десный, ч_довище, ч_деса, ч_щ_, гущ_, сч_т.

Задания по теме «Твердые и мягкие согласные»

Здесь важно понимать, что твердыми согласными считаются не только те, после которых следуют гласные о, а, у, э, ы, а мягкими – после которых следуют гласные ё, я, ю, е, и. Первоклассники уже должны хорошо понимать, что согласные ц, ж и ш всегда твердые, а согласные ч и щ – всегда мягкие, независимо от того, какая гласная за ними следует.

Задание 1.

Необходимо переписать текст в тетрадь, все цифры записать словами.

Жили-были цифры. Каждая из них знала, кто за кем стоит. Однажды они разбежались. После 3 встала цифра 5, а после 5 – 9. Цифра 1 очутилась перед 6. Соседями 2 стали 8 и 7. Беда!

Подсказка: «после тройки встала цифра пять, а после пятерки – девять. Цифра один очутилась перед шестеркой. Соседями двойки стали восемь и семь».

Подчеркнуть слоги с ж, ц, ч.

Задание 2.

Необходимо переписать текст в тетрадь. Обратить внимание на написание слов «животные», «птицы», «месяцы», «овощи».

Лоси, олени, медведи – это дикие животные.
Куры, утки, индюки – это домашние птицы.
Сентябрь, октябрь, ноябрь – это осенние месяцы.
Морковь, картофель, фасоль – это овощи.

Задание 3.

Необходимо переписать текст в тетрадь, вставляя пропущенные буквы.

Лос_ — лесной жител_. Он есть траву и ветки. Ему нужна сол_. Лесники кладут сол_ на пен_ или камен_. Лоси приходят лизат_ сол_. Тк люди помогают животным.

Подчеркнуть слова с мягким знаком на конце.

Задание 4.

Необходимо прочитать текст и выписать слова, содержащие мягкий знак «ь».

Летом муравьи строят муравейник. Муравьишка нашел шишку. Он позвал братьев. Вся муравьиная семья собирает иголки. Будет у ручья дом.

Сделать звуковой анализ выписанных слов.

Подсказка: мягкий знак звука не передает, но делает мягкий звук буквы, стоящей перед ним.

Задание 5.

По предложенному образцу дописать недостающие слова.

Образец: колос – колосья.

Ручей – _______ (ручьев), дерево – ______ (деревьев), перо – _______ (перьев), кол – ______ (кольев), стул – _______ (стульев).

Подчеркнуть буквосочетания с мягким знаком.

Задания по теме «Коварные звонкие и глухие звуки»

Под «коварными» звуками здесь подразумеваются те, которые передают другой звук. Например, в слове «пруд» на конце пишется звонкая «д», а слышится глухая «т». Задания и упражнения, приведенные ниже, помогут первоклассникам усвоить материал и понять, когда и как следует писать.

Задание 1.

Необходимо записать слова и подчеркнуть карандашом коварные звуки (т.е. безударные глухие и звонкие).

Грядка – грядочка, пруд – пруди, прут – прутик, еж – ежи, уж – ужи, снежки – снежок, лужки – лужок, арбуз – арбузик.

Задание 2.

Прочитать слова и записать их парами в тетрадь. Подчеркнуть в каждом слове звуки, которые выделены жирным шрифтом. Назвать звонкие и глухие звуки.

Тень – день, трава – дрова, коса – коза, пыль – быль, голос – колос, жить – шить.

Задание 3.

Необходимо переписать текст в тетрадь. Подчеркнуть карандашом глухие звуки в коварных словах.

Хорош пруд около нашего села. К пруду ведет узкая дорожка. Вдоль дорожки растут березки и дубки. В тихой воде мелькают рыбки.

Задание 4.

Необходимо переписать пары слов, вставляя пропущенные буквы.

Сле_ — следы, во_ — возы, рука_ — рукава, сне_ — снега, тру_ — труды, моро_ — морозы, ду_ — дубы, са_ — сады.

Подсказка: правильность написания пропущенной буквы нужно проверять ударением.

Задания для диктантов

Школьники, окончившие первый класс, должны уметь писать на слух небольшие диктанты. Чтобы за лето вчерашние первоклассники не утратили этот навык, родителям рекомендуется хотя бы раз в 1-2 недели проводить для детей диктанты. Ниже мы представляем несколько текстов для самоподготовки.

Задание 1.

Все реки текут в моря. Куда девается вода из моря?
Вода из моря поднимается туманов. Из туч вода падает на землю. С земли она стекает в болота, ручьи, реки. Из рек вода снова попадает в моря.

Задание 2.

Вы видели одуванчик?

Цветы одуванчика похожи на солнце. Лепестки одуванчика как золотые лучики. Они цветут все лето. Созревшие их семена собраны в пушистый шарик. Дунешь на шарик – полетят в воздух легкие летучие семена.
Поэтому и называется цветок одуванчиком.

Подсказка: помогайте ребенку правильно проставлять сложные знаки препинания.

Задание 3.

Хамелеон – маленький потомок динозавров. Это животное умеет менять свою окраску. Обычный цвет хамелеона – зеленый. Но он может стать фиолетовым, красным, коричневым и даже черным.

Подсказка: помогайте ребенку правильно проставлять сложные знаки препинания.

Задание 4.

Весна. Журчат вечевые ручьи. Проснулась пчелка от зимнего сна. Прочистила глазки мохнатыми лапками. Разбудила подругу. Полетят мед собирать. Пчелки – труженицы.

Подсказка: помогайте ребенку правильно проставлять сложные знаки препинания.

Задание 5.

Школьники едут отдыхать в летний лагерь. Утром автобус подъехал к школе. Отъезду радовались все. Машины выехали за город. Они объехали поле и въехали в лес. Учитель объявил остановку. Он объяснил школьникам, где они будут жить.

Задание 6.

Первобытные люди охотились и работали вместе. Чтобы охота была успешной, им нужно было общаться. И у людей развилась особая система общения – язык. Он стал позволять выражать мысли с помощью слов и выражений.

Подсказка: помогайте ребенку правильно проставлять сложные знаки препинания.

Задание 7.

Письменная речь – это речь написанная. Люди не сразу придумали буквы. В древние времена они писали рисунками. Сейчас такое письмо можно увидеть на дорожных знаках, вывесках магазинов, кафе.

Задание 8.

Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький котенок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалеку стояли два мальчика. Они прогнали собаку и спасли котенка.

Задание 9.

Дуют холодные ветры. Выпал первый снег. Многие птицы улетели в теплые края. Воробьи, голуби и синицы остались. Мальчик сделал кормушку для птиц и насыпал в нее зерен и крошек хлеба. Птицам будет что поклевать зимой.

Задание 10.

Стала желтой от горячего солнца скошенная трава. Как хорошо в тени строго клена! Его зеленые листья словно шепчут, что до осени еще далеко.

Подсказка: помогайте ребенку правильно проставлять сложные знаки препинания.

Владимир Ленин | Биография, факты и идеология

Владимир Ленин

Смотреть все СМИ

Год рождения:
22 апреля 1870 г.
Россия
Умер:
21 января 1924 г. (53 года)
Россия
Должность/Офис:
глава государства (1922-1924), Советский Союз
глава государства (1917-1922), Россия
Политическая принадлежность:
большевик
Коммунистическая партия Советского Союза
Известные члены семьи:
супруга Надежда Константиновна Крупская

Просмотреть весь связанный контент →

Популярные вопросы

Где родился Владимир Ленин?

Владимир Ленин родился в Симбирске, Россия.

Где получил образование Владимир Ленин?

Ленин изучал право в Казанском университете, но был исключен всего через три месяца. Несмотря на это, он получил высшие баллы на экзаменах по праву и получил юридическую степень в 1891 году.

Когда был женат Владимир Ленин?

Ленин женился на Надежде Крупской 22 июля 1898 года. Крупская была личным секретарем Ленина и играла ключевую организационную роль в группе социалистов-революционеров, которая стала Российской коммунистической партией.

Как Владимир Ленин изменил мир?

Как основатель Всероссийской коммунистической партии (большевиков) и руководитель большевистского государственного переворота (1917 г.) Владимир Ленин создал Советский Союз. Наряду с Карлом Марксом Ленин создал коммунистическое мировоззрение.

Когда умер Владимир Ленин?

Владимир Ленин умер 21 января 1924 года в Горках, Россия.

Сводка

Прочтите краткий обзор этой темы

Владимир Ленин , также называемый Владимир Ильич Ленин , настоящее имя Владимир Ильич Ульянов , (род. 10 апреля [22 апреля по новому стилю] 1870, Симбирск, Россия — умер 21 января 1924, Горки [позже Горки Ленинские], под Москвой), основатель член Российской коммунистической партии (большевиков), вдохновитель и руководитель большевистской революции (1917), архитектор, строитель и первый глава (1917-24) Советского государства. Он был основателем организации, известной как Коминтерн (Коммунистический Интернационал), и посмертным источником «ленинизма», доктрины, систематизированной и соединенной с работами Карла Маркса преемниками Ленина, чтобы сформировать марксизм-ленинизм, который стал коммунистическим мировоззрением.

Если большевистская революция является, как ее называют некоторые, самым значительным политическим событием 20-го века, то Ленин во что бы то ни стало должен считаться самым значительным политическим лидером века. Не только в научных кругах бывшего Советского Союза, но даже среди многих ученых-некоммунистов он считался величайшим революционным лидером и революционным государственным деятелем в истории, а также величайшим революционным мыслителем со времен Маркса.

Молодость

Становление революционера

Трудно назвать какие-то конкретные события в его детстве, которые могли бы предвосхитить его поворот на путь профессионального революционера. Владимир Ильич Ульянов родился в Симбирске, переименованном в его честь в Ульяновск. (Псевдоним Ленин он принял в 1901 году во время своей подпольной партийной работы после ссылки в Сибирь.) Он был третьим из шести детей, рожденных в дружной, счастливой семье высокообразованных и культурных родителей. Его мать была дочерью врача, а отец, хотя и сын крепостного, стал школьным учителем и дослужился до должности инспектора школ. Ленин, интеллектуально одаренный, физически сильный, воспитанный в теплом, любящем доме, рано проявил ненасытную страсть к учебе. Он окончил среднюю школу, заняв первое место в своем классе. Он отличился в латыни и греческом языке, и казалось, ему суждено было стать классиком. Когда ему было 16 лет, ничто в Ленине не указывало на будущего бунтаря, а тем более на профессионального революционера, кроме, может быть, его поворота к атеизму. Но, несмотря на комфортные условия воспитания, все пятеро достигших зрелости детей Ульянова примкнули к революционному движению. Это было нередким явлением в царской России, где даже высокообразованная и культурная интеллигенция была лишена элементарных гражданских и политических прав.

Подростком Ленин перенес два удара, которые, несомненно, повлияли на его последующее решение стать на путь революции. Во-первых, незадолго до его безвременной смерти его отцу пригрозили преждевременной отставкой от реакционного правительства, которое стало опасаться распространения государственного образования. Во-вторых, в 1887 году его любимый старший брат Александр, студент Санкт-Петербургского университета (позже переименованного в Ленинградский государственный университет), был повешен за сговор с революционно-террористической группой, замышлявшей убийство императора Александра III. Внезапно, в возрасте 17 лет, Ленин стал мужчиной-главой семьи, которую теперь заклеймили как воспитавшую «государственного преступника».

Узнайте о жизни русского революционного лидера Владимира Ленина

Посмотреть все видео к этой статье

К счастью, доходы от пенсии и наследства матери поддерживали семью в комфортных условиях, хотя и не могли предотвратить частые тюремные заключения или ссылки ее детей . Более того, директор гимназии Ленина (отец Александра Керенского, впоследствии возглавившего Временное правительство, свергнутое ленинскими большевиками в ноябре [октября по ст. ст.] 1917) не отвернулся от семьи «преступника». Он смело написал характеристику, которая облегчила Ленину поступление в университет.

Осенью 1887 г. Ленин поступил на юридический факультет Императорского Казанского университета (позже переименованного в Казанский государственный университет [В.И. Ленина]), но через три месяца был исключен из училища по обвинению в участии в нелегальном студенческом собрании. . Его арестовали и выслали из Казани в имение деда в селе Кокушкино, где его старшая сестра Анна уже была распоряжена полицией. Осенью 1888 г. власти разрешили ему вернуться в Казань, но отказали в повторном приеме в университет. В этот период вынужденного безделья он встречался с ссыльными революционерами старшего поколения и жадно читал революционную политическую литературу, особенно Маркса.0097 Капитал . Он стал марксистом в январе 1889 года.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчас

Познакомьтесь с российскими олигархами, группой людей, которые не собираются свергать Путина в ближайшее время

Президент США Джо Байден и другие мировые лидеры нацелились на российских олигархов в поисках новых способов наказать Владимира Путина — и тех, которые дали ему возможность и нажились на его правлении – для ведения войны на Украине.

Байден выделил богатых олигархов в своем обращении к Конгрессу, пообещав «захватить ваши яхты, ваши роскошные апартаменты, ваши частные самолеты». «Мы идем за вашими нечестивыми приобретениями», — сказал он. А в Великобритании к девяти другим олигархам, которые попали под личные санкции за вторжение, добавились еще два богатых россиянина.

И все же, кто эти олигархи и каковы их отношения с Путиным? И, что более важно, поможет ли разрушение их богатства положить конец войне в Украине?

Олигархи приходят к власти

Как специалист по развивающимся рынкам, корпоративной стратегии и постсоветской политической экономии, я глубоко изучил олигархов.

Олигархи в российском контексте — это сверхбогатая бизнес-элита, обладающая непропорциональной политической властью. Они возникли двумя отчетливыми волнами.

Первая группа возникла в результате приватизации 1990-х годов, в частности продажи за наличный расчет крупнейших государственных предприятий после 1995. Этот процесс был омрачен серьезной коррупцией, кульминацией которой стала печально известная схема «кредиты в обмен на акции», в соответствии с которой пакеты акций 12 крупных компаний, занимающихся добычей полезных ископаемых, передавались от правительства избранным магнатам в обмен на кредиты, предназначенные для пополнения федерального бюджета.

Правительство намеренно объявило дефолт по своим кредитам, позволив своим кредиторам – будущим олигархам – продать с аукциона доли в гигантских компаниях, таких как ЮКОС, Лукойл и Норильский никель, как правило, себе. По сути, администрация тогдашнего президента Бориса Ельцина, казалось, обогащала небольшую группу магнатов, распродавая наиболее ценные части советской экономики с большой скидкой.

После того, как Путин пришел к власти в 2000 году, он способствовал второй волне олигархов через госконтракты. Частные поставщики во многих секторах, таких как инфраструктура, оборона и здравоохранение, будут взимать с правительства цены, во много раз превышающие рыночные, предлагая откаты государственным чиновникам. Таким образом, Путин обогатил новый легион олигархов, которые были обязаны ему своими огромными состояниями.

Французские власти захватили яхту Amore Vero, связанную с находящимся под санкциями союзником Путина Игорем Сечиным, на средиземноморском курорте Ла-Сьота.
АП. Фото/Бишр Эльтони

Олигархи теряют контроль – сохраняют свое богатство

В 1990-е олигархи взяли верх над Кремлем и иногда даже могли диктовать политику. При Ельцине несколько олигархов заняли формальные посты в правительстве, и было много анекдотов, описывающих денежную казну, которую несут в Кремль в обмен на политические услуги.

Но с 2000-х Путин командует. По сути, Путин предложил сделку: олигархи останутся вне политики, а Кремль не будет вмешиваться в их бизнес и оставит в покое свои зачастую незаконные доходы.

Кроме того, разочарование населения приватизацией 1990-х годов способствовало ее частичному откату в 2000-х. Путинский Кремль оказывал политическое давление на олигархов в таких стратегических отраслях, как СМИ и природные ресурсы, чтобы те продали контрольные пакеты обратно государству. Путин также принял законы, предоставляющие льготы так называемым госкорпорациям. Эти шаги обеспечили Кремлю контроль над экономикой и над олигархами.

Три оттенка олигархии

Сегодня выделяются три типа олигархов по степени их близости к власти.

Первыми приходят друзья Путина, которые лично связаны с президентом. Многие из близких друзей Путина — особенно те, кто работал в Санкт-Петербурге и КГБ, — пережили стремительный взлет до невероятного состояния. Среди ближайших друзей-олигархов Путина из Санкт-Петербурга — Юрий Ковальчук, которого часто называют «личным банкиром» Путина; Геннадий Тимченко, ключевым активом которого является энерготрейдинговая компания Gunvor; и братья Аркадий и Борис Ротенберги, владеющие активами в сфере строительства, электроэнергетики и трубопроводов. На всех этих лиц наложены санкции.

Во вторую группу входят руководители российских служб безопасности, полиции и вооруженных сил, известные как «силовики», которые также использовали свои сети для колоссального личного обогащения. Некоторые из этих так называемых «силовархов» — бывшие сотрудники КГБ, а ныне ФСБ, офицеры разведки, которые ревностно следили за властью и богатством олигархов ельцинской эпохи и получили и то, и другое при Путине. Неформальным лидером силовиков считается Игорь Сечин, председатель правления нефтяного гиганта «Роснефть», которого многие считают вторым по влиятельности человеком в России.

Наконец, наибольшее количество российских олигархов — аутсайдеры, не имеющие личных связей с Путиным, военными или ФСБ. Действительно, некоторые нынешние аутсайдеры — это олигархи эпохи 1990-х годов. Хотя Путин избирательно подавлял политически неудобных или непокорных олигархов после прихода к власти, он не стремился к систематическому «устранению олигархов как класса», как он обещал во время своей первоначальной избирательной кампании. Например, такие олигархи, как Владимир Потанин и Олег Дерипаска, накопившие состояние в 1990-х, регулярно фигурируют в списках богатейших россиян современности.

Помощники Путина

Не заблуждайтесь: независимо от их типа, олигархи помогли Путину остаться у власти благодаря своему политическому спокойствию и экономической поддержке внутренних инициатив Кремля.

Кроме того, мое исследование освещает случаи, когда олигархи использовали свое богатство — в виде рабочих мест, займов или пожертвований — для влияния на политиков в других странах. Например, в 2014 году российский банк ПЧРБ выдал кредит 90,4 миллиона евро (10,3 миллиона долларов США) популистской антиевропейской партии Марин Ле Пен во Франции, создав политический долг перед Россией. А в 2016 году «Лукойл», вторая по величине нефтяная компания России, заплатила государству штраф в размере 1,4 миллиона долларов за Мартина Неедлы, ключевого советника президента Чехии в 2016 году, что позволило Неедлы сохранить свое влиятельное положение. Это помогло президенту Чехии Милошу Земе стать «одним из самых ярых сторонников Кремля среди европейских лидеров».

Некоторые олигархи добровольно инициируют такие геополитически значимые сделки, чтобы наладить отношения с Кремлем. Хотя трудно установить прямую причинно-следственную связь между тем, что я называю «геополитическим добровольчеством» олигархов, и прокремлевской политикой их бенефициаров, существуют убедительные неофициальные свидетельства того, что финансирование олигархов способствует принятию пропутинских позиций в странах за пределами России. .

Кроме того, мое исследование сокрытия политической деятельности корпораций показывает, что использование якобы неполитических посредников, таких как частные компании, является ключевой стратегией, с помощью которой такие организации, как Кремль, могут скрывать свою политическую деятельность.

Путинские заложники

Это подводит нас к самому важному вопросу, который волнует многих людей: поскольку санкции уничтожают богатство олигархов, может ли это побудить их отказаться от Путина или изменить ход войны?

Некоторые олигархи уже выступают против войны, например председатель «Альфа-групп» Михаил Фридман и металлургический магнат Олег Дерипаска — оба попали под санкции Запада. Лукойл также призывал к окончанию войны. Хотя Лукойл в настоящее время не находится под прямыми санкциями, нефтетрейдеры уже избегают его продукции в ожидании.

Я полагаю, что мы увидим все более громкую оппозицию войне со стороны олигархов. По крайней мере, их готовность выполнять грязную работу Кремля, пытаясь повлиять на западных политиков, скорее всего, значительно уменьшится.

Но есть два важных предела их влияния и способности влиять на поведение Путина.

Во-первых, олигархи плохо работают вместе. В российском «капитализме пираний» эти миллиардеры в основном стремились превзойти своих соперников в щедрости правительства. Индивидуальное выживание ради Кремля, а не защита общих интересов, таких как снятие санкций, было способом действий олигархов. Кремль, со своей стороны, пообещал государственную поддержку компаниям, находящимся под санкциями, особенно в банковском секторе.

Что еще более важно, сегодня в Кремле громче всего говорят не деньги, а пушки. Пока Путин сохраняет контроль над силовиками — нынешними и бывшими военными и разведчиками, приближенными к Путину, — остальные олигархи, на мой взгляд, останутся заложниками его режима.

У генералов больше шансов повлиять на Путина, чем у олигархов, а экономический коллапс может оказаться еще более убедительным.

[ Более 150 000 читателей полагаются на информационные бюллетени The Conversation, чтобы понять мир.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *