Правила две н одна н: Правописание Н-НН в суффиксах прилагательных. Правила и примеры

Содержание

Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных

Урок русского языка.
Тема: Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных.
Задачи урока:
Образовательные: объяснить правописание одной и двух букв Н в прилагательных, образованных от существительных, выработать умение правописания одной и двух букв Н в прилагательных, образованных от существительных.
Развивающие: развивать навыки устной и письменной речи, навыки работы с ИКТ. Продолжить работу над развитием логического мышления; способствовать развитию способностей и умений учащихся самостоятельно добывать знания, систематизировать и применять их на практике.
Воспитательные: воспитание любви к родному языку, воспитание культуры интеллектуального труда, формирование умения чувствовать красоту слова.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Оборудование: мультимедийная презентация.
Ход урока.
Организационный момент.
(Слайд № 1)
Слово учителя:
— Здравствуйте, ребята. Начинаем урок русского языка. Откройте тетради, запишите число (сегодня 17 января), классная работа.
Мотивация учебной деятельности.
Слово учителя:
— Прочитаем эпиграф нашего урока.
Ученики читают эпиграф:
«Знания — сила!»
Слово учителя:
— Как вы понимаете это выражение? В чем сила знаний?
Ответы учеников.
Слово учителя:
— Сегодня на уроке вы будете получать новые знания. Как вы думаете, где они вам пригодятся?
Ответы учеников.
Слово учителя:
— Желаю вам удачи.
(Слайд № 2)
Самоопределение к деятельности.
Слово учителя:
— Ребята, отгадайте загадку, текст которой вы видите на ваших карточках и на экране.
Текст загадки:
Он летает серебряной стаей
И сверкает на лету.
Звездочкой стеклянной тает
На ладони и во рту.
Он на солнышке сияет,
В лунном свете – голубой.
Он за ворот и в карманы
Залетает к нам с тобой.
Ответы учеников: снег.
Слово учителя:
— Выпишите из текста имена прилагательные.
Ученики выписывают прилагательные, в суффиксах которых присутствует буква н. .

Слово учителя:
— Прочитайте вслух выписанные прилагательные.
Ученики читают: серебряной, стеклянной, лунном.
Слово учителя:
— Выделите в выписанных именах прилагательных суффиксы. Проверим выполненную работу.
Ответы учеников:
Серебряный – суффикс ян, стеклянной – янн, лунном – н.
Слово учителя:
— Сколько букв Н вы записали в выделенных суффиксах?
Ответы учеников:
В суффиксе слова серебряный одна буква н, стеклянный – две, лунном – одна.
Слово учителя:
— Проверим, все ли правильно выделили суффиксы.
Слово учителя:
— Посмотрим на экран.
(Слайд № 3)
Слово учителя:
— Почему так получилось?
Учащиеся затрудняются с ответом.
Слово учителя:
— Подумайте и сформулируйте тему нашего урока.
Предполагаемые ответы учащихся:
Одна и две буквы Н в суффиксах имен прилагательных.
Слово учителя:
— Запишите тему урока в тетрадь. Ее можно списать из учебника со страницы 29.
(Слайд № 4)
Слово учителя:
— Каковы цели нашего урока?
Предполагаемые ответы учащихся:
Познакомиться с правилами написания одной и двух букв Н в суффиксах имен прилагательных, научиться правильно писать прилагательные одной и двумя буквами Н в суффиксах, знать, от чего зависит выбор одной и двух букв Н в суффиксах имен прилагательных.
Изучение нового материала.
Слово учителя:
— Для решения сложившейся проблемы предлагаю объединиться в пары и проанализировать данные прилагательные. Работа с карточками.
(Слайд № 5)
Слово учителя:
— Попробуйте ответить на вопрос: в каких именах прилагательных пишется одна буква Н? В каких две буквы Н?
Для удобства слова объединены в группы, а суффиксы выделены определенным цветом.
Туман – туманный; карман – карманный, сон – сонный, длина – длинный, цена – ценный.
Утро – утренний, экскурсия – экскурсионный, мужество – мужественный, традиция – традиционный, авиация – авиационный.
Орел – орлиный, журавль – журавлиный, шерсть – шерстяной, кожа –кожаный, сова – совиный.
Предполагаемые ответы учащихся:
В первой группе основа слова заканчивается на Н, в суффиксе прилагательных одна буква Н, в имени прилагательном будем писать две буквы Н.
Во второй группе в прилагательных, образованных от имен существительных при помощи суффиксов -ОНН, -ЕНН пишется две буквы Н.
В третьей группе в прилагательных, образованных от имен существительных при помощи суффиксов -ИН, -АН (-ЯН), пишется одна буква Н.
Слово учителя:
— Давайте убедимся, что мы сделали правильный вывод о правописании одной и двух букв Н в суффиксах прилагательных, образованных от существительных.
Откройте ваши учебники на странице 29, прочитайте правило №38.
(Слайд № 6)
Учащиеся читают правило про себя, затем вслух.
Слово учителя:
— Подтвердились ли ваши предположения? Что нового вы узнали?
Предполагаемые ответы учащихся:
Существуют слова-исключения: ветреный (день), оловянный, стеклянный, деревянный.
Слово учителя:
— Как графически обозначена орфограмма?
Закрепление изучаемого материала.
(Слайд № 7)
Слово учителя:
— Как мы будем рассуждать при выборе написания одной и двух букв Н в суффиксах прилагательных, образованных от существительных. Давайте составим алгоритм наших действий.
Заполним таблицу. На ваших партах лежат шаблоны. Ваша задача – вписать в таблицу недостающее:

 

1. Определяю, относится ли слово к исключениям
Да Нет
2. Определяю, от какой части речи образовано прилагательное

3. Определяю, как образовано прилагательное
С помощью суффиксов
–енн-, -онн- С помощью суффиксов
-ин-, -ян-, -ан- От основы на
–н-

 

Слово учителя:
— Перечитайте правило на странице 29.
— Что нужно выяснить о прилагательном прежде, чем применять правило?
Предполагаемые ответы учащихся:
Выяснить, не относится ли оно к исключениям?
Слово учителя:
— Назовите все исключения.
Предполагаемые ответы учащихся:
Слова-исключения: ветреный (день), оловянный, стеклянный, деревянный.
Слово учителя:
— Если прилагательное относится к исключениям (да), то его нужно запомнить.
Учащиеся записывают в таблицу под словом «да» «пишу по памяти».
Слово учителя:
— Если прилагательное не относится к исключениям, то нужно определить, от какой части речи оно образовано: от существительного или глагола. Прилагательные, образованные от глаголов, мы будем изучать позже.
Что нужно делать, если прилагательное образовано от существительного?
Предполагаемые ответы учащихся:
Определить, с помощью каких суффиксов образовано прилагательное. Если с помощью суффиксов –енн, -онн, в прилагательном пишем две буквы Н; с помощью –ин, -ан, -ян, пишем одну букву ; от существительного с основой на Н – пишем две буквы Н.
Слово учителя:
— Мы получили таблицу, содержащую алгоритм действий.
(Слайд № 8)

1. Определяю, относится ли слово к исключениям
Да Нет
Пишу по памяти 2. Определяю, от какой части речи образовано прилагательное
От существительного
3. Определяю, как образовано прилагательное
С помощью суффиксов
–енн-, -онн- С помощью суффиксов
-ин-, -ян-, -ан- От основы на
–н-
Пишу –нн- Пишу –н- Пишу –нн-

 

Слово учителя:
— Давайте потренируемся. На доске вы видите четыре конверта, на каждом из них надпись. Ваша задача – положить карточку с прилагательным в соответствующий конверт, аргументируя свой выбор. Итак: выбираем карточку и комментируем свой выбор.
Слова: стеклянный, оловянный, деревянный, ржаной, муравьиный, сонный, ветреный, длинный, лимонный, телефонный, журавлиный, клюквенный, утренний, тыквенный, станционный.
Слово учителя:
— После проведенной работы расскажите своими словами правило о правописании одной и двух букв Н в прилагательных, образованных от существительных.
Предполагаемые ответы учащихся.
Физкультминутка. (Слайд № 9)
(Слайд № 10)
Слово учителя:
— Предлагаю закрепить полученные знания и заполнить магический квадрат. Подумайте, сколько букв Н следует писать в суффиксах существительных. Впишите одну или две буквы Н в соответствующую клеточку.
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10
11 12 13 14 15
16 17 18 19 20
21 22 23 24 25

 

 

 

Слова для работы:
1) кожа…ый
2) багря…ый
3) ястреби…ый
4) глиня…ый
5) песча…ый
6) оловя…ый
7) гуси…ый
8) обществе…ый
9) лошади…ый
10) искусстве…ый
11) тыкве…ый
12) операцио…ый
13) травя…ой
14) обеде…ый
15) письме…ый
16) насте…ый
17) ледя…ой
18) экскурсио…ый
19) овся…ый
20) бесчисле…ый
21) шерстя…ой
22) нефтя…ой
23) петуши…ый
24) пчели…ый
25) ветре…ый

 

Слово учителя:

— Закрасьте клеточки, в которые вы вписали одну букву Н.
Получившееся изображение должно напоминать прибор, который отсчитывает время.

(Слайд № 11)
1 н 2 н 3 н 4 н 5 н
6 нн 7 н 8 нн 9 н 10 нн
11 нн 12 нн 13 н 14 нн 15 нн
16 нн 17 н 18 нн 19 н 20 нн
21 н 22 н 23 н 24 н 25 н

 

 

 

(Слайд №12)
Слово учителя:
— Как видите, у нас сегодня много творческих заданий. Следующее из них называется творческий диктант.На ваших столах лежат карточки, на которых записаны словосочетания. Образуйте от выделенных существительных прилагательные, объясните графически выбор суффикса.
Учащиеся по очереди работают у доски.
пальто из кожи, кофта из шерсти, островок из песка,
фартук из льна, хлеб из ржи, чашка из глины, кисель из клюквы,
шар из стекла, солдатики из олова, суп из тыквы, яд змеи,
трели соловья, тропа зверя, грива льва, яйцо курицы,
автобус для экскурсий, нож для кухни, дом из камня
(Слайд № 13)
Ответы:
пальто из кожи — кожаное пальто
кофта из шерсти – шерстяная кофта
островок из песка – песчаный островок
фартук из льна – льняной фартук
хлеб из ржи – ржаной хлеб
чашка из глины – глиняная чашка
кисель из клюквы – клюквенный кисель
шар из стекла – стеклянный шар
солдатики из олова – оловянные солдатики
суп из тыквы – тыквенный суп
яд змеи – змеиный яд
трели соловья – соловьиные трели
тропа зверя – звериная тропа
грива льва – львиная грива
яйцо курицы – куриное яйцо
автобус для экскурсий – экскурсионный автобус
нож для кухни – кухонный нож
дом из камня – каменный дом
Рефлексия:
(Слайд № 14)
Слово учителя:
— Ребята, что нового вы сегодня узнали на уроке? С каким новым правилом вы познакомились? Чему вы научились?
Домашнее задание:
(Слайд № 15)
1) Подготовить сообщение о правописании одной и двух букв Н в суффиксах имен прилагательных, образованных от имен существительных.
2) Выполнить задание на карточках.
Слово учителя:
— Ребята, спасибо за работу. Я искренне надеюсь, что наш сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями.

 

Он летает серебряной стаей
И сверкает на лету.
Звездочкой стеклянной тает
На ладони и во рту.
Он на солнышке сияет,
В лунном свете – голубой.
Он за ворот и в карманы
Залетает к нам с тобой.

————————————————————————————————

Он летает серебряной стаей
И сверкает на лету.
Звездочкой стеклянной тает
На ладони и во рту.
Он на солнышке сияет,
В лунном свете – голубой.
Он за ворот и в карманы
Залетает к нам с тобой.

 

«Н» и «НН» в прилагательных и причастиях

Одна из самых частых ошибок правописания – это «Н» и «НН» в прилагательных и причастиях. Существует большое количество правил, диктующих употребление двойных или одиночных «Н», и исключения из них. Чтобы легче было выучить, нужно запоминать их от простого к сложному.

Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак и свойства предмета. Вопросы, на которые оно отвечает: какой; какая; какое; какие; чей; чья; чье; чьи. В предложениях выступает в роли определения и реже сказуемого.

Пишется одна «Н»

Существует два основных правила, когда в этой части речи употребляется одна «Н».

В прилагательных с суффиксами -ан-, -ян-, -ин-:
Которые были образованы от существительных при помощи приставления суффиксов -ан-, -ян-, -ин-, пишется одна «Н». Например:

  • песок – песчаный;
  • кожа – кожаный;
  • гусь – гусиный;
  • серебро – серебряный;
  • глина – глиняный.

Прилагательные, образованные с помощью этих суффиксов, являются притяжательными, то есть несут смысл принадлежности кому-либо или чему-либо. Чаще всего в речи употребляются слова: папина, Мишина, Катина, мамина.

В прилагательных, которые образуются без приставления суффиксов:
С одной «Н» пишутся имена прилагательные, которые образованы от существительных без использования суффиксов. Рассмотрим примеры:

  • пряность – пряный;
  • румяна – румяный;
  • свинина – свиной;
  • юность – юный;
  • единство – единый.

В этом случае слово состоит из основы, взятой от существительного и окончания.

Исключения из правил

Внимание! Слова-исключения, которые, несмотря на правила, всегда употребляются с двойной «Н»: деревянный; оловянный; стеклянный.

Также двойная «Н» встречается в прилагательных, основа которых заканчивается на «Н», а вторая «Н» является суффиксом. Например: лимон – лимонный, ожидание – неожиданный.  Несмотря на сочетание букв «АНН» и «ИНН» в этих словах пишется удвоенная «Н».

Две буквы «Н»

Рассмотрим более сложные правила русского языка, в которых описано употребление двойной буквы «Н».

Прилагательные, образованы от существительных приставлением суффиксов -енн- и -онн-:

В таких прилагательных, а также оканчивающихся на -ованный, -еванный, то есть имеющих по два суффикса (-ова, -ева и -нн-), пишется две буквы «Н». Например:

  • бритва – бритвенный;
  • авиация – авиационный;
  • экскурсия – экскурсионный;
  • письмо – письменный;
  • обед – обеденный.

Исключения из правил

Слово «ветреный», без добавления приставки пишется с одной буквой «Н». Но «безветренный», «обветренный», «заветренный» пишутся с двумя. «Ветреный» произошло от старинного глагола «ветрить», а не существительного «ветер». Поэтому оно не поддается данному правилу.

«Н» и «НН» в кратких прилагательных

Краткие формы употребляются также часто, как и обычные. Пишется столько же «Н», сколько и в полных их формах. Рассмотрим примеры:

  • румяный – румян;
  • желанная – желанна;
  • пустынный – пустынна;
  • рассеянные – рассеянны.

Прилагательные часто путают с причастиями. Например: девочка воспитана бабушкой и девочка воспитана. В первом случае слово «воспитана» обозначает действие и является причастием. Его легко заменить: девочку воспитала бабушка. Во втором случае слово «воспитана» обозначает качество человека и является прилагательным.

Отглагольные прилагательные и причастия

Отглагольные прилагательные, образованные от глаголов несовершенного вида, то есть действие которых не завершено, пишутся с одной «Н». Рассмотрим примеры:

  • жарить – жареный;
  • ковать – кованый;
  • писать – писаный;
  • резать – резаный;
  • красить – крашеный.

В то же время в причастия всегда пишется две буквы «Н». Эта часть речи отличается тем, что образована при помощи приставки и может иметь зависимые слова.

Сравните:

  • жареный карп – пожаренный на гриле;
  • кованый мангал – закованный в кандалы;
  • писаный красавец – записанный в блокнот;
  • резаный помидор – порезанный ножом;
  • крашеный забор – покрашенный розовой краской.

Закрепление правил

Разобравшись со всеми нюансами написания одной и двух «Н», вам будет проще писать в будущем. Для этого запомните основные тезисы:

  • суффиксы -ан-, -ян-, -ин- пишутся с одной «Н»;
  • если прилагательное образовано без использования суффикса, пишется одна «Н»;
  • в суффиксах -енн- и -онн-, а также с двойными суффиксами -ова-, -ева- и -нн- пишется две «Н»;
  • в кратких прилагательных пишется столько же «Н», сколько и в полных их формах;
  • в отглагольных прилагательных пишется одна буква «Н», а в причастия две;
  • исключения: стеклянный, оловянный, деревянный, ветреный.

Знание правил необходимо не только для того, чтобы остальные понимали написанное вами. Изучение основ орфографии позволит сохранить языковое наследие и передать его будущим поколениям.

Полезное видео

11 слов с одной и двумя «Н», которые мы не можем запомнить со школы

Помните лингвистическую шутку про жарен (н)ую картошку с грибами? В ней говорится, что количество «Н» в слове здесь зависит от того, в какой момент вы добавили грибы: сразу или сперва жарили картошку и грибы по отдельности, а потом положили в одну тарелку. Так вот, это никакие не шутки, а чистая правда! Ещё больше отглагольных прилагательных, причастий и других частей речи с «Н» и «НН» — в нашем новом выпуске «Грамотности».

Полезная рассылка «Мела» два раза в неделю: во вторник и пятницу

Правильно: Печёные яблоки

Правильно: Печённые в микроволновке яблоки

Главная боль всех сомневающихся в количестве «Н» — это причастия и отглагольные прилагательные. Напомним, как отличить одно от другого. Если при слове есть зависимые слова или оно произошло от глагола совершенного вида, если в нём есть суффиксы «-ова-»/«-ева-» или любая приставка, кроме «не-» — перед вами причастие. И писать в нём нужно две «Н». Если ничего из перечисленного к слову не относится, скорее всего, это прилагательное и писать следует одну «Н».

А теперь вернёмся к нашим «печёным яблокам». В первом примере ничего из перечисленного мы не наблюдаем — значит, это прилагательное, пишем одну «Н». Но! Если мы, к примеру, решим запечь яблоки в микроволновке (да, так правда делают!) и захотим подчеркнуть это, у нас будут уже «печённые в микроволновке яблоки», где есть зависимое слово, а значит, и вторая «Н», потому что теперь это причастие.


Правильно: Путаница

Надеемся, мы ещё вас не запутали! По запросу «путанница» Google выдаёт больше 60 тысяч результатов. И хоть мы и начали с существительного, тут снова придётся обратиться к причастиям и отглагольным прилагательным. «Путаница» образовано от прилагательного «путаный», а если в прилагательном пишется одна «Н», в существительном тоже сохраняется одна согласная.


Правильно: Спутанные провода

Не самое приятное словосочетание во всех отношениях — но сейчас мы всё распутаем! Мы решили не ходить далеко от прилагательного «путаный» и показать, как на написание слова влияет приставка. Да, так просто: видите приставку — смело пишите две «Н»: «спутанные», «запутанные», «перепутанные» и так далее.


Правильно: А ты смышлёный!

Слышали про смышлёного студента ВШЭ, который придумал название для транспортной карты Перми? Он назвал её «Пермская езда» и набрал больше всего лайков. Но в финал всё равно не прошёл: сокращенное название «П-езда» оказалось неоднозначным.

Про сокращения в русском языке мы расскажем как-нибудь в другой раз, а пока разберёмся с прилагательным. Приставка в слове есть — но это тот случай, когда правилу следовать как раз не нужно, потому что слово считается исключением и пишется с одной «н».


Правильно: До ЕГЭ остались считаные дни

Без паники! Время до ЕГЭ ещё есть, так что «Н» и «НН» вы ещё повторить успеете. Начнём с занимательной статистики: по запросу «считанные дни» в «Яндексе» больше 74 тысяч показов месяц и всего 130 показов (!) по этому же запросу, но с одной «Н». То есть почти ничего! Скорее всего, ошибка в слове возникла из-за того, что раньше слово «считаные» в значении «очень немногие» считалось исключением и действительно писалось с двумя «Н». Но сегодня оно подпадает под общее правило как прилагательное, образованное от глагола несовершенного вида «считать», и пишется с одной «Н».

Это ещё не всё! Вы же не забыли про зависимые слова? Если рядом с нашим словом появляется зависимое, например «считанные кассиром деньги», пишем его уже с двумя «Н» и относим к причастиям.


Правильно: Это подлинник или копия?

«Это неповторимый оригинал или жалкая пародия?» — написали бы любители мемов и не думали бы над количеством «Н». Но вот в приёмной комиссии вузов, куда летом выпускники понесут документы, вряд ли пользуются такими словами! Так что придётся разбираться. Обратимся к этимологии слова.

В интернете и даже некоторых словарях происхождение слова «подлинник» связывают с названием якобы специальных палок на Руси — «подлинников», с помощью которых пытали и добивались истины. Но как говорит лингвист Андрей Зализняк в своей лекции, в таком значении слова «подлинник» нет ни в одном источнике. Он склоняется к другой, более логичной версии с точки зрения языка. Прилагательное «подлинный» произошло от существительного «подлина» с помощью суффикса «н». Так на Руси называли подкладку одежды, нижнюю часть.

Почему же сегодня мы называем «подлинником» оригинальный документ, текст, картину? В древних текстах прилагательное «подлинный» встречается в сочетании с существительным «грамота», а существительное «подлинник» — в словосочетании «по подлинникам и спискам». То есть речь здесь идёт о чём-то исходном и списанном.


Правильно: Немереное количество ошибок!

Совсем без ошибок, конечно, получается не всегда — но надеемся, сегодня вы разберётесь с причастиями и отглагольными прилагательными раз и навсегда. Прилагательное «немереное» образовано от глагола несовершенного вида «мерить», а приставка «не-», как мы знаем, на написание отглагольных прилагательных не влияет.

Снова помним про зависимые слова: в словосочетании «не меренный никем пиджак» в слове появляется вторая «Н», а после «не» заслуженно занимает своё место пробел.


Правильно: Незваный, неписаный

Ещё два отглагольных прилагательных, в которых легко ошибиться. В «Яндексе», например, число показов в месяц по запросам «неписаный» и «неписанный» примерно одинаково. Но мы с вами уже знаем всё про приставку «не-» и не поддадимся на уловку! Тут тоже работает классическая схема: если появляются зависимые слова, значит, перед вами причастие — и пишется в нём уже две «Н», например: «никем не званный гость», «не писанная мною картина». А вот слова «нежданный», «негаданный», «невиданный» и некоторые другие придётся запомнить — это исключения.


Правильно: Балованный ребёнок

«Хватит бАловаться!» — говорите вы ребёнку и тут же подаёте плохой пример. Сразу отвечаем на ваш вопрос: да, Карлсон в известном мультфильме тоже не самый грамотный персонаж. Потому что ударение в слове «баловать» падает на последний слог, а в других формах глагол звучит так: «баловАться», «балУю», «баловАл», «балУемся».

Но вернёмся к нашему прилагательному (ударение в нём, кстати, падает на второй слог — балОванный). По правилу двойное «Н» пишется во всех прилагательных глагольного происхождения, оканчивающихся на «-ованный», «ёванный-» — так что здесь без сомнений пишите две «Н». А вот на «кованый» и «жёваный» правило не распространяется: «ов» и «ёв» в этих словах относятся к корню, а не к суффиксу.


Правильно: Казённый язык

Казённый язык плох не только тем, что далёк от живой речи. Часто в нём попросту очень много неграмотных конструкций и форм: «согласно приказа», «договора» вместо «договоры» и вот это «Вы» с большой буквы где вздумается. Надеемся, вы так не пишете! А ещё верим, что вы знаете, почему в прилагательном «казённый» пишется две «Н». Но на всякий случай напомним, что, если прилагательное образовано с помощью суффикса «-н-», а его основа тоже заканчивается на «Н» — удваиваем согласную.

Н и нн в суффиксах

А12.

Правописание –Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи

В этом задании необходимы знания о способах образования слов!

Подсказка. Информацию о них ты сможешь найти в задании В1.

Правило.

В зависимости от части речи правило делится на три части.

Полные прилагательные и причастия.

Помни! Обе части речи в начальной форме отвечают на вопрос: какой?

Помни!

Прежде чем будешь применять правило, посмотри, не является ли это слово исключением! К ним относятся:

неожидаННый

медлеННый

страННый

свящеННый

чваННый

чекаННый

желаННый

окаяННый

делаННый

невидаННый

неслыхаННый

нечаяННый

неждаННый

негадаННый

жемаННый

рдяНый

пряНый

зелеНый

свиНой

бараНий

сиНий

румяНый

багряНый

юНый

смышлеНый

назваНый (брат)

посажеНый (отец)

Различай!

Краткие прилагательные и причастия.

Чтобы справиться с этой частью правила, необходимо знать признаки каждой из частей речи.

Существительные и наречия.

В наречиях пишется столько же Н, сколько и в словах, от которых они были образованы:

взглянул беше?о – беше?ый (см. часть №1 правила: образовано от глагола бесить несовершенного вида, без приставки и суффиксов –ОВА/-ЕВА = бешеНый = бешеНо)

Помни!

Прежде чем будешь применять правило, посмотри, не является ли это слово исключением! К ним относятся:

мошеННик                                  тружеНик

https://5-ege.ru/n-i-nn-v-suffiksax/

племяННик                                  придаНое

ставлеННик

даННик

беспридаННица

Алгоритм действий.

1.    Определи, какой частью речи являются слова, в которых пропущены –Н- или –НН-. Это необходимо для того, чтобы знать, какой часть правила пользоваться.

2.    Вспомни, не является ли это слово исключением.

3.    Подумай, от какого слова образованы разбираемые слова.

4.    По правилу определи написание.

Разбор задания.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

Манеры его не отличались простотой, а были изыска(1)ы. В лабиринте кривых, узких и немоще(2)ых улиц вечно шмыгал народ. Шоферы спорили с погрузчиками, что машина недогруже(3)а.

1) 1,2                 2) 1,3               3) 1,2,3             4) 1

Манеры  (каковы?) изыска(1)ы. Это краткое прилагательное, так как его можно заменить полной формой изыска…ый. Определяем написание полной формы: изыска…ый образовано от глаголаизыскать, в котором есть приставка из-. Таким образом, как в полной, так  и в краткой форме пишем две НН.

Немоще(2)ых (каких?) улиц. Это полное прилагательное, образованное от глагола несовершенного вида мостить. Приставка не- не влияет на написание, суффиксов –ОВА/-ЕВА нет, зависимые слова тоже отсутствуют. Пишем одну Н.

Машина недогруже(3)а (что сделана?). Это краткое причастие, так как можно заменить глаголом недогрузили. В кратких причастиях пишется одна Н.

Таким образом, правильный вариант – ответ №4.

Потренируйся.

1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

Дом стоял несколько в стороне от леса; стены его тут и там были подновле(1)ы свежими лесинами, окна покраше(2)ы белилами, маленькое крылечко сбоку, изукраше(3)ое резьбой, еще пахло смолой.

1) 1          2) 1, 2          3) 3          4) 1, 2, 3

2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

На переднем плане картины на фоне фигур ряже(1)ых с маза(2)ыми сажей лицами ярко выделяется девичья фигура в белоснежном платье с плете(3)ыми рукавами.

1) 1          2) 2, 3          3) 1, 3          4) 1, 2

3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

На картине «Кермесса» Рубенс изобразил толпу разгоряче(1)ых горожан, отчая(2)о отплясывающих беше(3)ый танец.

1) 1          2) 1, 2          3) 3          4) 1, 3

Ответы: 3, 3, 3.

Рекомендуем:

одна и две Н в суффиксах

Правописание причастий — одна из самых сложных задач, с какими сталкиваются даже весьма грамотные люди. Основные трудности заключаются в написании суффиксов. Зачастую непонятно, когда пишется Н, а когда НН в причастиях? Данная статья поможет подробно разобрать все правила написания одной и двух н, а также принципы, запомнив которые, любой сможет раз и навсегда разобраться с проблемой.

Кратко расписанные правила

Когда пишется Н

Правописание Н и НН в частях речи, сочетающих в себе различные признаки — причастиях — связано с условиями, определяющими само слово. Они требуют заучивания и частого повторения. Одна Н пишется в немногих случаях, понять принцип очень легко:

  1. В сокращённой форме Н всегда пишется один раз. Другими словами, если страдательное причастие краткое – смело ставим в суффиксе одну Н. Наглядно: ваза слеплеНа, картина нарисоваНа, объявление написаНо, платье куплеНо.
    Напоминание:
    Краткие причастия образованы от полного:
    – слепленная ваза — ваза слеплена;
    – нарисованная картина — картина нарисована;
    – написанное объявление — объявление написано.

    Н и НН в кратких причастиях

    Важно:
    Данное правило действует всегда, независимо от наличия подчиненных слов. Написание одной Н в кратких страдательных причастиях сохраняется при любых обстоятельствах, а НН не пишется никогда. Примеры:
    – Ваза слеплеНа гончаром.
    – Картина нарисоваНа вчера.
    – Объявление было написаНо в школе.
    – Платье куплеНо мамой.

  2. Если же причастие прошедшего времени не краткое, то единственная Н пишется в ситуациях, где слово не соответствует ни одному из критериев, необходимых для постановки двух Н.
    Обратите внимание:
    Не нужно путать краткие причастия и отглагольные прилагательные, которые почти всегда употребляются с одной Н в суффиксе. Такие прилагательные производятся от бесприставочных незавершенных глаголов без подчиненных слов и суффиксов -ованн; -еванн. Важно различать эти два разряда, так как для каждой части речи существуют свои правила.

Как определить отглагольное прилагательное

Исключения

Таким образом, в кратких страдательных причастиях и отглагольных прилагательных пишется единственная Н. Исключениями являются слова: медленный, деланный, желанный, священный, неслыханный, данный, невиданный, нечаянный, негаданный, жеманный, чеканный, нежданный.

Когда пишется НН

Удвоенная Н в суффиксах встречается гораздо чаще, когда речь идёт о страдательных причастиях. Казалось бы, достаточно знать, что в их полной форме всегда присутствует НН. Например, выловленный, выстроенный, решенный — подходят под этот принцип, так как содержат в суффиксальной морфеме двойную букву Н. Однако причастия этой формы весьма легко перепутать с прилагательными, вот почему стоит запомнить несколько признаков написания двух Н именно в причастиях, чтобы лишний раз не ошибиться.

Итак, рассмотрим правило. Н удваивается, когда:

  1. Можно выделить приставку (кроме НЕ-). Пример: выгравированный рисунок, поваленное дерево.
  2. Производный глагол относится к совершенному виду. Наглядно: заправленная кровать — кровать (что сделать? – совершенный вид) – заправить;
  3. Присутствуют зависимые слова. Наглядно: купленные (как?) тайком ботинки; сваренные (где?) дома баклажаны.
  4. Образование причастия произошло с использованием суффиксов – ОВА-; -ЕВА-; -ИРОВА-. Наглядно: асфальтированная улица, выторгованный товар.

Важно!
Приставка -НЕ не оказывает влияние на написание Н и НН в выражающих страдательный залог причастиях. Поэтому такие слова, как некошеный, непрошеный — будут употребляться с единичной Н.

Исключения

Под исключение попадает всего несколько слов: кованый, жеваный, клёваный. Несмотря на наличие упомянутых ориентиров, Н пишем один раз. Эти случаи надо запомнить.

Закрепим материал, взглянув ещё раз в пособие:

Особенности написания суффиксов причастий

Алгоритм написания НН и Н

Существует чёткий алгоритм, следуя которому можно безошибочно написать причастный суффикс. В данном случае проверим его на примере слова НАРИСОВА_ЫЙ. Как решить, сколько букв Н нужно писать? Действовать следует так:

  1. Сначала нужно определить, к какой части речи принадлежит слово. Нарисова_ый (есть приставка на-, можно заменить выражением – “тот, который нарисован”) — причастие.
  2. Определить форму: полная или краткая? Если краткая – в суффиксе одна Н. Нарисова_ый — полная форма, так как краткой будет “нарисован”.
  3. У причастия в развёрнутой форме определить вид. Нарисова_ый происходит от глагола нарисовать (что сделать?), соответственно, оно совершенного вида. Следовательно, в суффиксе пишем НН. Проверим по остальным пунктам на всякий случай.
  4. Выяснить, есть ли зависимые слова. “Нарисованный” могло бы быть включено в следующий причастный оборот: Нарисованный (кем?) художником потрет.
  5. Проверить наличие суффиксов -ОВА; -ЕВА; НарисОВАнный — нужная морфема на месте. Значит, действительно нужно писать две буквы – НН.

Ниже можно увидеть полезную схему, благодаря которой легко сориентироваться в последовательности действий. Но можно придумать и собственную закономерность.

Схема, на которую можно опираться

Итак, мы разобрали все правила по теме, и теперь каждый, кто их прочел, не будет допускать обидных ошибок в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Чтобы держать в голове, в каких случаях что пишется, можно сохранить к себе очень краткую таблицу:

Орфограммы. 39.Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных.


Запомните все прилагательные-исключения.

-Н-

Ветреный, масленый, румяный, пряный, пьяный, юный, синий, поганый, зелёный, единый, буланый, рьяный, багряный;

ядрёный, смышлёный, морёный, студёный.

Притяжательные прилагательные: свиной, вороний, тюлений, фазаний, павлиний, сазаний и др.

Кованый, жёваный, клёваный.

 

-НН-

Оловянный, деревянный,  стеклянный.

 

Нежданный, невиданный, негаданный, желанный, неслыханный, священный, медленный, нечаянный, чеканный, неожиданный.

Не путайте слова:

Масляный— состоящий из масла, сделанный на 
масле, работающий на масле: масляное пятно, масляные краски.

Масленый — намазанный маслом, пропитанный маслом, 
запачканный маслом: масленые руки, масленая каша.

 

Ветреный— человек, день.

Ветряной двигатель.

 

Запомните: у отглагольных прилагательных НЕТ зависимых слов. Если они есть, то это причастия.

 

Прилагательными, а не причастиями являются слова, образованные от приставочных глаголов совершенного вида, если слава обозначают постоянный признак: растерянное лицо, обиженный вид, умеренный климат, усиленное питание, уверенный тон, отчаянный крик. 

 

Не путайте прилагательные с причастиями!

Причастия обозначают непостоянный признак по действию. Причастие можно заменить глаголом (воспитанный бабушкой – его  бабушка воспитала).

Прилагательное обозначает постоянный признак, прилагательное  нельзя в данном тексте заменить глаголом (девочка воспитанная – это  её постоянный признак, черта характера, она такая, заменить глаголом нельзя).

Одна и две буквы Н в наречиях на О-, Е-

Слайды и текст этой онлайн презентации

Слайд 1

Одна и две буквы Н в наречиях на О-, Е-

Слайд 2

Сегодня мы…
отправимся в Чертоги Памяти;
выясним, что наречия любят повторять за прилагательными и причастиями;
сформулируем правило.

Слайд 3

Наречие
– самостоятельная неизменяемая часть речи,
обозначающая признак действия.

Слайд 4

Наречия часто образуются от прилагательных с помощью суффикса -о (-е)
блестящий
блестяще
уверенно
уверенный
бесшумный
бесшумно
прилагательное
наречие
Наречия часто образуются от прилагательных с помощью суффикса -о (-е)
раздражённо
раздражённый
В таких наречиях может писаться одна или две буквы Н.

Слайд 5

Наречия часто образуются от прилагательных с помощью суффикса -о (-е)
уверенно
уверенный
бесшумный
бесшумно
прилагательное
наречие
Написание одной или двух Н зависит от прилагательного, от которого образовалось наречие.
раздражённо
раздражённый

Слайд 6

НН
НН
Н
Н
прилагательное
наречие
В наречии пишется столько же Н, сколько в прилагательном, от которого оно образовалось.
удобный
удобно
отчаянный
отчаянно

Слайд 7

наречие
Наречие похоже на капризного ребенка.
прилагательное
Хочу-хочу-хочу!!!
А-а-а!!! И мне две Н!

Слайд 8

Но сколько Н пишется в прилагательном?
Маленькая хитрость
Это совершенно секретно!
Если основа заканчивается на согласную, мы пишем одну букву Н
бесшумный
бесшумно
тёмный
темно

Слайд 9

А если основа заканчивается на гласную?
рассеян… о
квалифицирован… о
ветре…о
ошеломлён…о
неждан…о
Надо узнать, сколько Н в слове, от которого образовано наречие.

Слайд 10

от причастий
от отглагольных прилагательных
от отымённых прилагательных
наречия могут быть образованы
Вспомним!

Слайд 11

Добро пожаловать в Чертоги Памяти!

Слайд 12

Отыщем в темных коридорах памяти правила о правописании Н и НН в прилагательных и причастиях!

Слайд 13

Правописание Н и НН в прилагательных
с одной Н
с двумя Н
-ин, -ян
-енн, -онн, -н (от существительных на -н)
багряно, пьяно
Пламя пылало ярко, багряно.
искренне, торжественно
Он всегда говорил искренне.

Слайд 14

-НН в суффиксах пишется, если…
-ова, -ёва
совершенный вид
Правописание Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных
взволнованный — взволнованно
удивленный -удивлённо

Слайд 15

невиданный,
неслыханный,
нежданный,
негаданный,
нечаянный,
желанный,
жеманный,
священный,
чванный
Запомните!

Слайд 16

На самом деле все можно упростить
Еще одна маленькая хитрость
Вы не поверите, но…
Если основа заканчивается на гласную, мы почти всегда пишем НН.
рвано
бешено
ветрено
едино
пряно
багряно

Слайд 17

Так как же мы напишем слова?
рассеян… о
квалифицирован… о
ветре…о
ошеломлён…о
неждан…о
Посмотрим, от чего образовались наречия…
рассеянный
рассеянно
квалифицированный
квалифицированно
ветреный
ветрено
ошеломлённый
ошеломлённо
нежданный
нежданно

Слайд 18

Наречия часто образуются от прилагательных с помощью суффикса -о (-е)
НН
НН
Н
Н
прилагательное
наречие
В наречии пишется столько же Н, сколько в прилагательном, от которого оно образовалось.
удобный
удобно
отчаянный
отчаянно

Слайд 19

А еще можно посмотреть на букву перед Н.
если перед Н гласная – почти всегда НН.
рвано
бешено
ветрено
едино
пряно
багряно
если перед Н согласная – одно Н.
исправно
обдуманно

Слайд 20

205. Спишите наречия, вставляя н или нн.
Торжестве(н,нн)о, искус(н,нн)о, со(н,нн)о, медле(н,нн)о, легкомысле(н,нн)о, дли(н,нн)о, исти(н,нн)о, гума(н,нн)о, естестве(н,нн)о, рья(н,нн)о, сдержа(н,нн)о, рассея(н,нн)о, обоснова(н,нн)о.

Слайд 21

206. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Объясните правописание н и нн.
1) Торжестве(н,нн)о шумит лесная тиш..на. 2) Пётр Петрович говорил скучн,нн)о, вяло, дли(н,нн)о, а иногда и очень тума(н,нн)о. 3) Над селеньем всх..дил тума(н,нн)ый рог луны. 4) Я человек с дли(н,нн)ой жизнью. 5) Молнии медле(н,нн)о заг..рались и гасли над каменистой р..вниной. 6) Медле(н,нн)ым шагом мы стали передвигат(?)ся вперёд. 7) Я – безоговороч(н,нн)о и бе..поворотно – капля в океане моего народа. 8) гляжу, поднимается медле(н,нн)о в гору лошадка, везущая хворосту воз.

Слайд 22

Прочитайте стихотворение русского поэта XIX века К. Фофанова.
Под музыку осеннего дождя Темно, темно! На улице пустынно… Под музыку осеннего дождя Иду во тьме… Таинственно и длинно Путь стелется, к теплу огней ведя. В уме моем рождаются картины Одна другой прекрасней и светлей. На небе тьма, а солнце жжет долины, И солнце то взошло в душе моей!
Пустынно всё, но там журчат потоки, Где я иду незримою тропой. Они в душе родятся одиноки, И сердца струн в них слышится прибой. Не сами ль мы своим воображеньем Жизнь создаем, к бессмертию идя, И мир зовем волшебным сновиденьем Под музыку осеннего дождя!..

Слайд 23

Задания по тексту.
2. Какая картина возникла в вашем воображении после прочтения стихотворения? Какими мыслями, чувствами хотел поделиться с читателями поэт? 3. Найдите в тексте прилагательные и наречия с н и нн и объясните их правописание. 4. Выучите наизусть 2 первых четверостишия и запишите их по памяти. Проверьте написание, сравнив его с текстом стихотворения.
Туман. Осень. 1899 Художник Левитан И.И

Слайд 24

Домашнее задание.
Написать сочинение-миниатюру по картине И.С.Остроухова, используя наречия с Н и НН.
Остроухов И.С. Золотая осень. 1887

Слайд 25

Рефлексия.
-Я работал на уроке на оценку __ Я подтвердил свои знания ___ Задания были: лёгкие _____ трудные _____ мне под силу ______ Я не помню материал, потому что ___

(n + 1) Правило — Chemistry LibreTexts

Правило (n + 1), эмпирическое правило, используемое для предсказания множественности и, в сочетании с треугольником Паскаля, структуры пиков в 1 H и 13 C Спектры ЯМР заявляют, что если данное ядро ​​связано (см. Спиновое взаимодействие) с числом n ядер, которые эквивалентны (см. Эквивалентные лиганды), кратность пика равна n + 1. например. 1:

Три ядра водорода в 1, \ (H_a \), \ (H_b \) и \ (H_c \) эквивалентны.Таким образом, в спектре ЯМР 1H 1 \ (H_a \) s только один пик. \ (H_a \), \ (H_b \) и \ (H_c \) не связаны ни с какими ядрами водорода. Таким образом, для \ (H_a \), \ (H_b \) и \ (H_c \), n = 0; (n + 1) = (0 + 1) = 1. Кратность пика \ (H_a \), \ (H_b \) и \ (H_c \) равна единице. Пик \ (H_a \) — одна линия; это синглет. например. 2:

В 2:

есть два набора эквивалентных ядер водорода.

  • Набор 1: \ (H_a \)
  • Набор 2: \ (H_b \), \ (H_c \)

Таким образом, в спектре ЯМР 1H 2 \ (H_a \) два пика, один связан с \ (H_a \), а другой — с \ (H_b \) и \ (H_c \).

Пик \ (H_a \): есть два ближайших к \ (H_a \) атома водорода: \ (H_b \) и \ (H_c \). \ (H_b \) и \ (H_c \) эквивалентны друг другу, но не \ (H_a \). Таким образом, для \ (H_a \) n = 2; (n + 1) = (2 + 1) = 3. Кратность пика \ (H_a \) равна трем. Пик \ (H_a \) — три линии; из треугольника Паскаля это тройка.

Пик \ (H_b \) и \ (H_c \): есть только один вицинальный водород для \ (H_b \) и \ (H_c \): \ (H_a \). \ (H_a \) не эквивалентно \ (H_b \) и \ (H_c \).Таким образом, для \ (H_b \) и \ (H_c \) n = 1; (n + 1) = (1 + 1) = 2. Кратность пика \ (H_b \) и \ (H_c \) равна двум. Пик \ (H_a \) — две линии из треугольника Паскаля, это дублет.

Чтобы определить кратность пика ядра, связанного с более чем одним набором эквивалентных ядер, примените правило (n + 1) независимо друг к другу.

например:

В 3:

есть три набора эквивалентных ядер водорода.

  • Набор 1: \ (H_a \)
  • Набор 2: \ (H_b \)
  • Набор 3: \ (H_c \)

пик \ (H_a \):

кратность пика \ (H_a = 2 \ times 2 = 4 \).Чтобы определить схему расщепления пика \ (H_a \), используйте треугольник Паскаля, основываясь на наблюдении, что для алкенильных водородов \ (J_ {cis}> J_ {gem} \).

Пик \ (H_a \) — это дуплет дублета.

пик \ (H_b \):

кратность пика \ (H_b = 2 \ times 2 = 4 \). Чтобы определить схему расщепления пика \ (H_b \), используйте треугольник Паскаля, основываясь на наблюдении, что для алкенильных водородов \ (J_ {trans}> J_ {gem} \).

Пик \ (H_b \) — дублет дублета.

пик \ (H_c \):

кратность пика \ (H_c = 2 \ times 2 = 4 \). Чтобы определить схему расщепления пика \ (H_c \), используйте треугольник Паскаля, основываясь на наблюдении, что для алкенильных водородов \ (J_ {trans}> J_ {cis} \).

Пик \ (H_c \) — это дублет дублета.

Авторы и авторство

(n + 1) Правило — Chemistry LibreTexts

Правило (n + 1), эмпирическое правило, используемое для предсказания множественности и, в сочетании с треугольником Паскаля, структуры пиков в 1 H и 13 C Спектры ЯМР заявляют, что если данное ядро ​​связано (см. Спиновое взаимодействие) с числом n ядер, которые эквивалентны (см. Эквивалентные лиганды), кратность пика равна n + 1.

например. 1:

Три ядра водорода в 1 , H a , H b и H c эквивалентны. Таким образом, спектр ЯМР 1 H 1 имеет только один пик. H a , H b и H c не связаны ни с какими ядрами водорода. Таким образом, для H a , H b и H c n = 0; (n + 1) = (0 + 1) = 1. Кратность пика H a , H b и H c равна единице.Пик имеет одну линию; это синглет.

например. 2:

Есть два набора эквивалентных ядер водорода в 2 :

Набор 1: H a
Набор 2: H b , H c

Таким образом, 1 H Спектр ЯМР 2 имеет два пика, один из которых связан с H a , а другой — с H b и H c .

Пик H a : Есть два смежных атома водорода с H a : H b и H c .H b и H c эквивалентны друг другу, но не H a . Таким образом, для H a , n = 2; (n + 1) = (2 + 1) = 3. Кратность пика H a равна трем. Пик состоит из трех линий; из треугольника Паскаля это тройка.

Пик H b и H c : есть только один вицинальный водород по отношению к H b и H c : H a . H a не эквивалентно H b и H c .Таким образом, для H b и H c n = 1; (n + 1) = (1 + 1) = 2. Кратность пика H b и H c равна двум. Пик состоит из двух линий из треугольника Паскаля, это дублет.

Чтобы определить кратность пика ядра, связанного с более чем одним набором эквивалентных ядер, примените правило (n + 1) независимо друг к другу.

например:

Есть три набора эквивалентных ядер водорода в 3 :

Набор 1: H a
Набор 2: H b
Набор 3: H c

пик H a :

кратность пика H a = 2 × 2 = 4.Чтобы определить картину расщепления пика H a , используйте треугольник Паскаля, основываясь на наблюдении, что для алкенильных водородов J цис > J gem .

Пик H а — это дуплет дублета.

пик H b :

кратность пика H b = 2 × 2 = 4. Чтобы определить картину расщепления пика H b , используйте треугольник Паскаля, основанный на наблюдение, что для алкенильных водородов J транс > J gem .

Пик H b является дуплетом дублета.

пик H c :

кратность пика H c = 2 × 2 = 4. Чтобы определить картину расщепления пика H c , используйте треугольник Паскаля на основе наблюдение, что для алкенильных водородов J транс > J цис .

Пик H c — это дуплет дублета.

Авторы и авторство

Что такое экспонента?

MATH
ОБЗОР: ПОЛЕЗНАЯ МАТЕМАТИКА ДЛЯ ВСЕХ

РАЗДЕЛ
3.2. ЧТО ТАКОЕ ДОКАЗАТЕЛЬ?


назад к экспонентам, стр. 1

Сначала давайте посмотрим, как
работать с переменными в заданной степени, например, 3 .

Там
пять правил работы с экспонентами:

1. a m * a n = a (m + n)

2. (a * b) n = a n * b n

3. (a m ) n = a (m * n)

4. a m / a n = a (m-n)

5.(a / b) n = a n / b n

Давайте подробно рассмотрим каждый из них.

1. a m * a n = a (m + n) говорит, что когда вы берете
число a, умноженное на себя m раз, и умножьте это на
то же число a, умноженное само на себя n раз, это то же самое, что взять
это число a и возвести его в степень, равную сумме m + n.

Вот пример, где

a = 3
m = 4
n = 5

а м *
а п = а (м + п)

3 4 *
3 5 = 3 (4 + 5) = 3 9 = 19 683

2. (а * б) п =
a n * b n
говорит, что при умножении
два числа, а затем умножьте это произведение на себя n раз, это
то же, что и умножение первого числа на себя n раз и умножение
что на второе число, умноженное на себя n раз.

Давайте рассмотрим пример, где

a = 3
b = 6
n = 5


* б) n = a n * b n

(3
* 6) 5 = 3 5 * 6 5

18 5 = 3 5 * 6 5 = 243
* 7,776 = 1,889,568

3. ( м ) n =
a (m * n)
говорит, что когда вы берете
число, a, и умножьте его на себя m раз, затем умножьте это
произведение на себя n раз, это то же самое, что умножение числа
a само по себе m * n раз.

Давайте разберемся на примере
где

a = 3
m = 4
n = 5

( м ) n =
а (м * п)

(3 4 ) 5 = 3 (4 *
5)
= 3 20 =
3 486 784 401

4. a м / a n =
(m-n)
говорит, что когда вы
возьмите число a и умножьте его на себя m раз, затем разделите
этот продукт умножается на себя n раз, это то же самое
как умноженное на себя m-n раз.

Вот пример, где

а = 3
м = 4
п = 5

a m / a n = a (m-n)

3 4 /3 5 = 3 (4-5) = 3 -1 (Помните, как поднять
число до отрицательной степени.)

3 4 /3 5 =
1/3 1 = 1/3

5. (а / б) n =
a n / b n
говорит
что когда вы делите число, a на другое число, b, а затем
умножьте это частное
само по себе n раз, это то же самое, что умножение числа на само себя
n раз, а затем разделив этот продукт на число b, умноженное
сам по себе n раз.

Давайте рассмотрим пример, где

а = 3
б = 6
п = 5

(a / b) n = a n / b n

(3/6) 5 =
3 5 /6 5

Помните, что 3/6 можно уменьшить
до 1/2. Итак, имеем:

(1/2) 5 =
243 / 7,776 = 0.03125

Понимание экспонентов подготовит вас к использованию логарифмов.

в логарифмах


Для
подробнее об этом сайте свяжитесь с Distance
Координатор по образованию.

Авторские права © 2004 г.
регентами Миннесотского университета, равные возможности
работодатель и педагог.

Правила экспоненты | Законы экспонентов

Правила экспоненты, законы экспоненты и примеры.

Что такое показатель степени

Основание a в степени n равно умножению числа a, n раз:

a n =
а × а × × а

п раз

a — основание, n — показатель степени.

Примеры

3 1 = 3

3 2 = 3 × 3 = 9

3 3 = 3 × 3 × 3 = 27

3 4 = 3 × 3 × 3 × 3 = 81

3 5 = 3 × 3 × 3 × 3 × 3 = 243

Показатели экспоненты правила и свойства

Название правила Правило Пример
Правила продукта a n a m = a n + m 2 3 ⋅ 2 4 = 2 3 + 4 = 128
a n b n = ( a b ) n 3 2 ⋅ 4 2 = (3⋅4) 2 = 144
Правила частных a n / a m = a n m 2 5 /2 3 = 2 5-3 = 4
a n / b n = ( a / b ) n 4 3 /2 3 = (4/2) 3 = 8
Правила мощности ( b n ) m = b нм (2 3 ) 2 = 2 3⋅2 = 64
b n м = b ( n м ) 2 3 2 = 2 (3 2 ) = 512
м √ ( b n ) =
б
п / м
2 √ (2 6 ) = 2 6/2 = 8
b 1/ n = n b 8 1/3 = 3 √8 = 2
Отрицательные показатели b -n = 1/ b n 2 -3 = 1/2 3 = 0.125
Нулевые правила б 0 = 1 5 0 = 1
0 n = 0, для n > 0 0 5 = 0
Единые правила b 1 = b 5 1 = 5
1 n = 1 1 5 = 1
Минус одно правило (-1) 5 = -1
Производное правило ( x n ) = n x n -1 ( x 3 ) = 3⋅ x 3-1
Интегральная линейка x n dx = x n +1 / ( n +1) + C x 2 dx = x 2 + 1 / (2 + 1) + C

Показатели продукта правила

Правило продукта с той же базой

a n a m = a n + m

Пример:

2 3 ⋅ 2 4 = 2 3 + 4 = 2 7 = 2⋅2⋅2⋅2⋅2⋅2⋅2 = 128

Правило произведения с таким же показателем

a n b n = ( a b ) n

Пример:

3 2 ⋅ 4 2 = (3⋅4) 2 =
12 2 = 12⋅12 = 144

См .: Показатели умножения

Правила частного экспонент

Правило частных с таким же основанием

a n / a m = a n m

Пример:

2 5 /2 3 = 2 5-3 = 2 2 = 2⋅2 = 4

Правило частных с тем же показателем

a n / b n = ( a / b ) n

Пример:

4 3 /2 3 = (4/2) 3 =
2 3 = 2⋅2⋅2 = 8

См .: Показатели деления

Правила степени экспоненты

Правило силы I

( a n ) m = a нм

Пример:

(2 3 ) 2 = 2 3⋅2 = 2 6 = 2⋅2⋅2⋅2⋅2⋅2 = 64

Правило власти II

a n m = a ( n m )

Пример:

2 3 2 = 2 (3 2 )
= 2 (3⋅3) = 2 9 = 2⋅2⋅2⋅2⋅2⋅2⋅2⋅2⋅2 = 512

Силовая линейка с радикалами

м √ ( a n ) = a n / m

Пример:

2 √ (2 6 ) = 2 6/2 = 2 3 = 2⋅2⋅2 = 8

Правило отрицательных показателей

b -n = 1/ b n

Пример:

2 -3 = 1/2 3 = 1 / (2⋅2⋅2) = 1/8 = 0.125

См .: Отрицательные показатели

Калькулятор экспонент ►


См. Также

комбинаций и перестановок

Решение многих статистических экспериментов включает в себя возможность подсчитать
количество точек в пространстве образца. Подсчет очков может быть трудным, утомительным или утомительным.
оба.

К счастью, есть способы облегчить задачу подсчета. Этот урок
фокусируется на трех правилах подсчета, которые могут сэкономить как время, так и
усилие — комбинации, перестановки и кратные события.

Комбинации

Иногда мы хотим подсчитать все возможные способы, которыми один набор
объекты можно выбирать — независимо от того, в каком порядке они
выбрано.

  • Количество комбинаций из n объектов, взятых за один раз r , равно
    обозначается n C r .

Правило 1. Количество комбинаций n
объектов снято р единовременно

n C r = n (n — 1) (n
— 2)… (п — г + 1) / г! = п! / г! (п — г)!

Пример 1
Сколько разных способов вы можете выбрать 2 буквы из набора букв: X, Y,
и Z? (Намекать:
В этой задаче порядок НЕ важен; т.е. XY считается одним и тем же
выбор как YX.)

Решение: Один из способов решить эту проблему — перечислить все возможные
выбор 2 букв из набора X, Y и Z. Это: XY, XZ и YZ.
Таким образом, возможны 3 комбинации.

Другой подход — использовать Правило 1. Правило 1 говорит нам, что количество
комбинаций n! / r! (n — r) !. У нас есть 3 различных объекта, поэтому n = 3. И мы
хотите расположить их группами по 2, поэтому r = 2. Таким образом, количество комбинаций
это:

3 C 2 = 3! / 2! (3 — 2)! = 3! / 2! 1! = (3) (2) (1) / (2) (1) (1) = 3

Пример 2
Пятикарточный стад — это игра в покер, в которой игроку сдается 5 карт из
обычная колода из 52 игральных карт.Сколько может быть различных покерных комбинаций
разобрался? (Намекать:
В этой задаче порядок, в котором раздаются карты, НЕ важен;
Например, если вы получили
туз, король, дама, валет, десятка пик, то же самое, что и раздача
десятка, валет, дама, король, туз пик.)

Решение: Для этой проблемы было бы непрактично перечислять все
возможные покерные руки. Однако количество возможных покерных комбинаций можно легко
рассчитывается по Правилу 1.

Правило 1 говорит нам, что количество комбинаций равно n! / r! (n — r) !. У нас 52
карт в колоде, поэтому n = 52. И мы хотим расположить их группами по 5, поэтому r =
5. Таким образом, количество комбинаций составляет:

52 C 5 = 52! / 5! (52-5)! или 52! / 5! 47! = 2 598 960

Следовательно, существует 2 598 960 различных покерных рук.

Калькулятор комбинаций и перестановок

Используйте калькулятор комбинаций и перестановок Stat Trek, чтобы (что еще?)
вычислять комбинации и перестановки.Калькулятор
бесплатный и простой в использовании. Вы можете найти калькулятор комбинаций и перестановок в Stat Trek’s
главное меню на вкладке Stat Tools. Или вы можете нажать кнопку ниже.

Комбинации и перестановки

Перестановки

Часто мы хотим подсчитать все возможные способы, которыми один набор объектов
можно устроить. Например, рассмотрим буквы X, Y и Z. Эти буквы
можно расположить разными способами (XYZ, XZY, YXZ и т. д.) Каждый из них
аранжировки — это перестановка.

  • Количество перестановок n объектов, взятых r за один раз, равно
    обозначается n P r .

Правило 2. Количество перестановок n
объектов снято р единовременно

n P r = n (n — 1) (n
— 2) … (п — г + 1) = п! / (п — г)!

Пример 1
Сколько разных способов вы можете расположить буквы X, Y и Z? (Намекать:
В этой проблеме важен порядок; я.е., XYZ считается
расположение отличается от YZX.)

Решение: Один из способов решить эту проблему — перечислить все возможные
перестановки X, Y и Z. Это: XYZ, XZY, YXZ, YZX, ZXY и ZYX. Таким образом,
есть 6 возможных перестановок.

Другой подход — использовать Правило 2. Правило 2 говорит нам, что количество
перестановок есть! / (п — г) !. У нас есть 3 различных объекта, поэтому n = 3. И мы хотим
расположить их группами по 3, так что r = 3.Таким образом, количество перестановок:

3 P 3 = 3! / (3 — 3)! = 3! / 0! = (3) (2) (1) / 1 = 6

Пример 2
В скачках trifecta — это разновидность ставок. Чтобы выиграть тройную ставку, вам нужно
указать лошадей, которые финишируют в трех первых местах, в точном порядке в
которые они заканчивают. Если восемь лошадей участвуют в скачках, сколько разных способов
они финишируют в тройке лидеров?

Решение: Правило 2 говорит нам, что количество перестановок равно n! / (п — г) !.У нас 8
лошади в скачках. Итак, n = 8. И мы хотим расположить их группами по 3, так что r
= 3. Таким образом, количество перестановок равно 8! / (8 — 3)! или 8! / 5 !. Это
равно (8) (7) (6) = 336 различных трехфакторных исходов. С 336 возможными
перестановки, тройную ставку трудно выиграть.

8 P 3 = 8! / (8 — 3)! или 8! / 5! = (8) (7) (6) = 336

Заключение. Учитывая 336 возможных перестановок, тройную ставку сложно выиграть.

Как связаны комбинации и перестановки?

Комбинации и перестановки связаны по следующим формулам:

n P r = n C r * r!
а также
n C r = n P r / r!

Множители событий

Третье правило подсчета касается кратных событий.Событие , кратное
возникает, когда два или более независимых событий сгруппированы вместе. В
третье правило подсчета помогает нам определить, сколькими способами множественное событие может
происходить.

Правило 3. Предположим, у нас есть k независимых
События. Событие 1 может быть выполнено n 1 способами; Событие 2, в n 2
способы; и так далее до события k (которое может быть выполнено n k способами).
Количество способов, которыми эти события могут быть выполнены вместе, равно n 1 n 2 .. . n k пути.

Пример 1
Сколько точек выборки находится в пространстве выборки, когда монета подбрасывается 4 раза?

Решение: У каждого подбрасывания монеты может быть один из двух исходов — орел или решка.
Следовательно, четыре подбрасывания монеты могут быть выполнены (2) (2) (2) (2) = 16 способами.

Счетчик событий

Используйте счетчик событий Stat Trek, чтобы быстро подсчитать кратные события. Счетчик событий
бесплатный и простой в использовании.Его можно найти в Stat Trek.
главное меню на вкладке Stat Tools. Или вы можете нажать кнопку ниже.

Счетчик событий

Пример 2
У делового человека 4 рубашки и 7 галстуков. Сколько разных рубашек / галстуков
наряды он может создавать?

Решение: Для каждой одежды он может выбрать одну из четырех рубашек и одну из
семь галстуков. Таким образом, деловой человек может создать (4) (7) = 28 различных
рубашки / галстуки.

Этот взлом Navy SEAL для планирования меняет правила игры

Статьи о Navy SEAL сейчас популярны в деловых журналах. Что-то есть в этой группе воинов.

Нам, бизнесменам, мужчинам и женщинам, особенно предпринимателям, кажется, что морские котики хранят какой-то секрет успеха. От их знаменитой части обучения в адской неделе до высококлассных миссий, у всех нас наверняка есть несколько уроков.

В последнее время была горстка бывших «морских котиков», которые сделали переход в мир написания деловых книг, выступлений и консалтинга.Рорке Денвер и дуэт Джоко Уиллинка и Лейфа Бабена с их книгой Extreme Ownership — это лишь некоторые из тех, кто представляет растущее число морских котиков, которые используют свой успех на поле боя, чтобы научить деловых людей, как добиться успеха на рынках. .

Уроки солидные. Истории, которые рассказывают эти мужчины, потрясающие, прямо из кино. Вы не можете не слушать или читать с сосредоточенным вниманием.

Во время недавнего прослушивания подкаста Джоко Виллинка, конечно же, названного Jocko Podcast, я услышал упоминание фразы, которую SEAL используют при планировании.Он поразил меня своей простотой.

«Два есть одно, а один — нет».

Эта идея просто подчеркивает важность резервного плана. Иметь одно из чего-то — это как не иметь ничего, а иметь два чего-то — это то же самое, что, по вашему мнению, иметь одно. Эта концепция применяется ко всему в сфере мира SEAL, от припасов до оружия, снаряжения и даже одежды.

Это наиболее важно для планирования миссии. Один план означает отсутствие плана.Два плана? Ну это как раз. Планирование миссий SEAL стало легендой. Подробные карты сражений с еще более подробным описанием миссий. В одной статье я прочитал шутку о ПЕЧАТИ, как его величайшим навыком, достигнутым в командах ПЕЧАТИ, была «степень магистра в Microsoft PowerPoint», имея в виду количество подробных планов миссий, которые он представил во время своего пребывания в качестве ПЕЧАТИ.

Из всех уроков SEAL, которые можно было перенести на ведение бизнеса, эта простая идея может оказаться той, которая прижилась.

Недавно я работал с коллегой генерального директора над некоторыми проблемами, с которыми он столкнулся в своей торговой организации. Он поспешно назначил своего ведущего продюсера по продажам на должность менеджера по продажам, и это просто не сработало.

Во многих случаях навыки, обеспечивающие отличные показатели продаж, просто не превращаются в потрясающие показатели управления продажами. Это не ново. Это ошибка, которую лидеры совершают вечно. И как только это продвижение было сделано, отменить его просто невозможно. Что вам остается, так это потеря продукции этого замечательного представителя и плохого менеджера по продажам.Это проиграть — проиграть. Трудно снова залить зубную пасту в тюбик.

Но это проблема, которую мы должны были решить. Этот генеральный директор недавно привлек значительный капитал, и ему нужно было двигаться вверх и вправо. Время имело значение. Но как нам сделать так, чтобы этот топ-менеджер по продажам вернулся в нужное русло и нанял достойного менеджера по продажам, не взрывая дела?

Мы говорили о плане А. Объясните представителю, что нам нужно было несколько корпоративных аккаунтов, и он был единственным, кто мог их получить.Кроме того, мы бы переплатили ему за то, что он получил эти пустые аккаунты. Звучало солидно.

Ближе к концу нашей беседы я спросил, каков его план Б.

«Что вы будете делать, если он отреагирует по-другому и просто нажмет кнопку выброса? Каков ваш план Б?»

«Ну да, — сказал я, — ты же знаешь, что один план не равняется плану, а два плана равны одному плану, верно?»

Следующие 2 минуты — это самое близкое к тому, чтобы стать морским котиком. Это только означает, что я смог использовать метод планирования Navy SEAL, чтобы объяснить, как работать с проблемой.То есть я даже близко не к морскому котику, но мы с вами можем позаимствовать их проверенные стратегии, чтобы побеждать.

Мы разработали план Б. Мы обсудили и начали планировать уход представителя. Мы создали несколько альтернативных планов и обратились к некоторым ключевым клиентам.

Как оказалось, остался. Нам удалось отказаться от плана А. Но план Б заставил нас взглянуть на ситуацию по-другому. У нас есть кое-что новое, что является прямым результатом плана B.

Как выглядит планирование миссии в вашей роли? Как это выглядит для вашей организации? Какой у вас план Б?

Этот скрытый метод планирования SEAL просто сделал нас лучше, и он может сделать лучше и вас.

Мнения, выраженные здесь обозревателями Inc.com, являются их собственными, а не мнениями Inc.com.

Комбинаторный счет

Этот сайт является частью JavaScript E-labs обучающих объектов для принятия решений. Другой JavaScript в этой серии классифицирован по различным областям приложений в разделе MENU на этой странице.


Ниже приведен набор JavaScript для вычисления перестановок и комбинаций с подсчетом с повторениями или без них.

Многие дисциплины и науки требуют ответа на вопрос: сколько? В теории конечной вероятности нам нужно знать, сколько результатов будет для конкретного события, и нам нужно знать общее количество исходов в пространстве выборки.

Комбинаторика , также известная как Комбинаторная математика , представляет собой область математики, занимающуюся проблемами выбора, расположения и работы в конечной или дискретной системе.Его цель: как считать без счета. Поэтому одной из основных задач комбинаторики является определение количества возможных конфигураций объектов данного типа.

Вы спросите, а почему комбинаторика? Если пробелы содержат конечный набор результатов, определение вероятности события часто является проблемой подсчета. Но часто числа слишком велики, чтобы их можно было сосчитать обычными способами 1, 2, 3, 4.

Фундаментальный результат: Если операция состоит из двух шагов, из которых первый может быть выполнен n1 способами, а для каждого из них второй может быть выполнен n2 способами, тогда вся операция может быть выполнена в общей сложности n1 & раз n2 способами.

Это простое правило можно обобщить следующим образом: если операция состоит из k шагов, из которых первый может быть выполнен n1 способами, и для каждого из них второй шаг может быть выполнен n2 способами, для каждого из них третий шаг может выполняется n3 способами и так далее, тогда вся операция может быть выполнена n1 × n2 × n3 × n4 × .. × nk способами.

Числовой пример: Инспектор по контролю качества хочет выбрать одну деталь для проверки из каждой из четырех различных ячеек, содержащих 4, 3, 5 и 4 части соответственно.Общее количество способов, которыми могут быть выбраны части, составляет 4 × 3 × 5 и times4 или 240 способов.

Факториальное обозначение: обозначение n! (читается как n факториал) означает по определению продукт:

п! = (п) (п-1) (п-2) (п-3) … (3) (2) (1).

Обратите внимание, что по соглашению 0! = 1, (т.е. 0! º 1). Например, 6! = 6 × 5 × 4 × 3 × 2 × 1 = 720

Перестановки по сравнению с комбинацией: Перестановка — это расположение объектов из набора объектов.То есть объекты выбираются из определенного набора и перечисляются в определенном порядке. Комбинация — это выбор объектов из набора объектов, то есть объекты выбираются из определенного набора и перечисляются, но порядок, в котором они перечислены, не имеет значения.

Количество способов выстраивания k объектов одновременно из n различных объектов обозначается как n P k , и согласно предыдущему мы имеем:

n P k = (n) (n-1) (n-2) (n-3)…… (п-к + 1)

Следовательно, количество перестановок n различных объектов, взятых k за раз, можно записать как:

n P k = n! / (п — к)!

Комбинации: Есть много проблем, в которых мы заинтересованы в определении количества способов, которыми k объектов могут быть выбраны из n различных объектов, независимо от порядка, в котором они выбираются. Такие выборки называются комбинациями или k-наборами. Может быть полезно думать о комбинациях как о комитете.Главное здесь — невнимание к порядку.

Количество комбинаций k объектов из набора с n объектами составляет n C k . Например, комбинации {1,2,3,4}, взятые k = 2 за раз: {1,2}, {1,3}, {1,4}, {2,3}, {2, 4}, {3,4}, всего 6 = 4! / [(2!) (4-2)!] Подмножества.

Общая формула:

n C k = n! / [k! (н-к)!].

Перестановка с повторениями: Сколько различных буквенных комбинаций можно составить, используя буквы P E P P E R?

В общем, есть полиномиальные коэффициенты:

п! / (n 1 ! n 2 ! n 3 !… n r !)

различные перестановки n объектов, из которых n 1 схожи, n 2 схожи, n 3 схожи, ….. n r схожи. Следовательно, ответ — 6! / (3! 2! 1!) = 60 возможных расстановок букв P E P P E R.

МЕНЮ:
  1. Перестановка n объектов в группе размера k
  2. Перестановка n объектов в группе размера k, повторения допускаются
  3. Объединение n объектов в группу размером k
  4. Объединение n объектов в группу размером k, повторение разрешено

Введите положительные целые значения для n и k, а затем нажмите Calculate .



Перестановка n объектов в группе размера k, k £ n


Перестановка n объектов в группе размера k, повторения разрешены


Объединение n объектов в группу размером k, k £ n


Объединение n объектов в группу размером k, повторение разрешено

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.