Почему просвещение пишется в этом контексте с большой буквы: Просвещение: эпоха с большой буквы

Просвещение: эпоха с большой буквы

Информация о материале
Категория: Литературоведческий словарик

Автор: Оксана Вениаминовна Смирнова

Опубликовано: 14 сентября 2017

Просвещение не художественный метод, не направление, не стиль. Это явление более универсальное. О Просвещении принято говорить, что оно есть идеология. Иначе говоря, цельная и логичная (обманчиво логичная) система взглядов на всё на свете: на религию, науку, государство, общество, человека и все прочее, включая литературу и искусство. Некая точка зрения, с которой приверженец определённой идеологии смотрит на мир.

Говоря о Просвещении, мы имеем в виду целую эпоху. Поэтому это слово принято писать с большой буквы, как имя собственное. Сам термин (в оригинале – Illumination) принадлежит Иммануилу Канту. В 1784 году он написал статью «Что такое Просвещение?»

  1. У Просвещения как идеологии есть свой «пунктик», точка зрения, с которой просветители смотрят на мир: это разум. Просветитель всегда словно с Луны свалился или прибыл из какой-то чужой, неведомой страны, где все живут по рациональным законам. И когда он глядит вокруг себя, его раздражает неразумность, нерациональность самых простых, обиходных вещей, обычаев, законов и привычек. Просвещение склонно исправлять этот грешный, неразумный мир и переделывать в нём всё по законам Разума. Крайний вариант такой переделки – революция, но есть и более мягкие формы.
  2. Мало того, что просветители свято верили, будто абстрактный разум всегда прав, а абстрактные логические построения какого-нибудь доморощенного умника есть истина в последней инстанции. Главное в их взглядах – абсолютная уверенность в силе «разъяснительной работы». Просветители утверждают: все беды на земле от глупости, все преступления и дурные поступки происходят оттого, что людям не разъяснили хорошенько, что такое хорошо, а что такое плохо, как надо и как не надо поступать.

«Литературе ХVIII века было свойственно представление о том, что разумное слово способно творить чудеса. Бедствия мира происходят от неразумения, от того, что истина неведома людям. «Порочные» люди не видят того, что порок нелеп, а добродетель необходима и полезна. Стоит раскрыть людям глаза, и все пойдет хорошо: порочные немедленно исправятся, и жизнь людей станет прекрасной. Результаты такой операции должны сказаться мгновенно. Предполагалось, что несколько таких произведений могут успешно оздоровить общество».

Г.А. Гуковский «Очерки по истории русской литературы ХVIII века»

Вера в разум и в правильность идеологии обычно вбивается в умы намертво. А вот избавить людей от пороков удается как-то хуже. Никакие разъяснения не спасали, к примеру, от воровства и пьянства.

  1. Ключевой для Просвещения вопрос – откуда в человеке зло? Ответ «от первородного греха» отбрасывается просветителями сразу (как ненаучный, иррациональный и совершенно бесперспективный: против такой первопричины зла нравоучения не помогут). Эпоха Просвещения давала на этот вопрос два других варианта ответа.

1) Всё зло от невежества; люди не понимают своего истинного блага, им нужно его разъяснить. И, значит, главной целью всякого истинного «друга просвещения» является «преодоление с помощью разума тьмы невежества».

2) Всё зло от неестественности жизни, которая подчиняется нелепым предрассудкам и модам. Нужно вернуться к природе, к естественной жизни, и тогда все будут счастливы.

Вообще-то говоря, и невежество, и глупые неестественные обычаи способны принести огромный вред и сильно осложнить человеческую жизнь. Нам даже представить себе трудно, каково это было – жить в мире жестких сословных рамок (родился крепостным – всё) или носить, к примеру, корсет. Не признавать громоотводов, не прививаться против оспы и т.п. Так что во многих частностях просветители сослужили человечеству добрую службу (а вредили главным образом глобально).

  1. Эпоха Просвещения, пожалуй, впервые всерьез задумалась о педагогике, ее целях и приемах. XVIII век дал миру двух очень известных деятелей, создавших каждый свою педагогическую систему. Они как нельзя лучше иллюстрируют два взгляда на зло в человеке и предлагают два способа с ним бороться.

Один из них француз, Жан-Жак Руссо, писатель и философ, никогда «живьём» никого не учивший. Его главный тезис – вернуться к естественному человеку. Разворачивает он свои идеи в романе «Эмиль», где описывает эксперимент по воспитанию «правильных» людей. Начинается эксперимент, конечно, с того, что ребенка изолируют от родителей, чтобы те не передали ему весь набор привычек, взглядов и обычаев своей среды и эпохи. Метод же воспитания, который применялся к этому ребенку, называется «метод естественных последствий». Разбил миску – есть тебе не из чего. Учись делать другую сам. Сломал кровать – спи на полу или чини. Из воспитательной риторики Руссо надо запомнить два выражения: «естественный человек» (то есть не испорченный цивилизацией) и «естественное право». Второе имеет отношение уже к политике, а не к педагогике: Руссо считал, что в отношениях между людьми действует либо «общественный договор», либо «естественное право». Право выбирать или быть избранным в парламент – это результат общественного договора, согласно которому один член общества (депутат) получает полномочия что-то решать за других граждан. А право на жизнь, на отдых, на жилье – право естественное, и не людям, строго говоря, на него посягать.

Другой педагог – Джон Локк – решал вполне практическую задачу. Англия стала страной с огромными колониями. И чтобы ими управлять (в условиях часто чудовищно тяжелых), следовало прямо со школы начинать воспитывать железных английских джентльменов, волевых, физически выносливых, имеющих твердые принципы и умеющих им непреклонно следовать. Это Локк научил англичан есть на завтрак овсянку (сэр!) – потому что полезно. И вообще соблюдать режим дня неукоснительно. О спартанских условиях воспитания в английских школах можно почитать хотя бы в «Джейн Эйр» Ш. Бронте – а это школа для девочек. Локк не признавал наследственной разницы между способностями детей. Он исповедовал теорию «чистой доски» (tabula rasa): каким ребенка воспитают, таким он и станет. Если баловать, вырастет слабым, если закалять – сильным. Если внушать принципы – будет принципиальным, если нет – беспринципным. Если учить – станет умным и образованным, не учить – останется дураком. Вот и всё.

Между прочим, именно Просвещение ввело в моду так называемые робинзонады – истории о том, как проявляет себя человек, изолированный от общества и помещенный в естественные условия.

  1. Идеология заметнее всего в политике. Просветительская идеология в XVIII веке вылилась в две политические доктрины, причем диаметрально противоположные друг другу. Одна предлагала идеал просвещённой монархии, для достижения которого ничего ломать в мире не требовалось – только усовершенствовать уже имеющееся. Другая предлагала, наоборот, отменить (то есть сломать революционным путем) существующий общественный строй как нерациональный и построить «с нуля» некое Царство Разума (желание разрушить мир до основания, как видим, возникло задолго до нашей революции). Второй вариант был до какой-то степени реализован во Франции в самом конце XVIII века (Великая французская революция) и в Америке (война за независимость) и завершился созданием государства демократического. Первый был популярен в Пруссии и в России. (В Англии, по-видимому, победил просто здравый смысл).
  2. Идея просвещённой монархии была изложена немецким юристом и «политологом» Пуфендорфом. Петр I считал ее руководством к действию, читал и изучал его труды. Аллегория, изображающая государство – кораблём, монарха – штурманом, а подданных – матросами, прижилась именно с лёгкой руки Пуфендорфа. Ею и Пушкин пользовался («Моя родословная»). Каждый делает свое дело, каждый по-своему полезен, но все же порядок поддерживает один человек – тот, кто ведет корабль по проложенному им курсу. А остальные подчиняются. Можно привести слова В. Баевского о Ломоносове: идеалом для него была просвещённая монархия, идеальным героем  – Петр.

Петр I и в самом деле страстно осуществлял своею жизнью и деятельностью этот идеал – как умел. Кроме него, образ просвещённого монарха пытались воплотить Елизавета Петровна и Екатерина II. Последняя даже переписывалась с французскими просветителями-вольнодумцами, советовалась о насаждении Просвещения. Идея просвещённой монархии – логическое продолжение идей, лежавших в основе классицизма (иерархическая пирамида, на вершине которой один монарх – как один Бог на небе).

  1. Удивительно, что и у сторонников просвещённой монархии, и у революционеров относительно устройства государства был один и тот же принцип различения «добра и зла», плохого и хорошего. Принцип этот – польза, а соответствующий подход называется утилитарным. Однако главную пользу сторонники этих направлений понимали по-разному. Если для монархистов польза заключалась в исполнении указаний одного просвещенного человека (чем достигался, по их мнению, порядок), то для революционеров важно было упразднить сословное неравенство. Они согласны были учинить чудовищный революционный беспорядок, чтобы переустроить мир на основании разума и истинной справедливости. В чём она, по их мнению, заключалась?

Во-первых, в том, чтобы никакой человек не мог бы от рождения считаться выше другого. Люди от природы равны (тут заметен пафос Руссо, мысли о естественном человеке и его естественных правах).

Во-вторых, в том, что истинно полезным членом общества может считаться лишь тот, кто трудится и созидает, а не тот, кто только расточает. В наших (советских) источниках всегда подчёркивается, что революционно настроенные просветители в первую очередь боролись за политические права третьего сословия – то есть буржуазии (в основном крупной и богатой), которая хотела, чтобы её признали равной дворянству – или выше него. («Мещанин во дворянстве» в этом смысле очень показательная пьеса, хотя там ещё нет речи о революции – только о чувстве собственного достоинства, которое есть у буржуа Клеонта и отсутствует у буржуа Журдена).

В-третьих, в том, что монархия не есть идеальная форма правления, а наоборот, нелепая и неудобная. И нужно заменить её той или иной формой демократии. Революционеры всячески подчеркивали, что монархия – глупая форма правления, непродуманная, нерациональная.

  1. Очень острый вопрос – отношение просветителей к религии. Тут тоже все зависело от того, какую форму правления считали оптимальной просветители того или иного толка.

Просветители-революционеры полагали, что церковь поддерживает незыблемость монархий, а потому является врагом. А Бог не более чем выдумка, выгодная властям (для запугивания народа и подавления его церковным авторитетом). Духовенство, понятное дело, эксплуататоры и сребролюбцы, монахи – жирные бездельники и проч. Это желание опорочить веру (то есть предрассудки, несовместимые с научным взглядом на мир) и духовенство (то есть опору ненавистной власти и сословного неравенства) наши революционеры тоже позаимствовали у своих предшественников.

Были среди просветителей и те, кто считал религию по-своему полезной (а это главный критерий): она помогает держать подданных в узде. Циничный Вольтер (скорее революционер, чем монархист) бросил «крылатое слово»: «Если бы Бога не было, его следовало бы придумать». И в то же время просвещенные монархи вовсе не хотели уступать церкви какую-то часть своего влияния и власти. Очень резко написал об отношении к церкви Екатерины II молодой Пушкин (которого вскоре после этого обвинят в «афеизме»): «Екатерина явно гнала духовенство, жертвуя тем своему неограниченному властолюбию и угождая духу времени. Но, лишив его независимого состояния и ограничив монастырские доходы, она нанесла сильный удар просвещению народному. Семинарии пришли в совершенный упадок. Многие деревни нуждаются в священниках. Бедность и невежество этих людей, необходимых в государстве, их унижает и отнимает у них самую возможность заниматься важною своею должностию». По его словам видно, что он тоже просветитель: «просвещение народное» – главный аргумент в пользу веры и духовенства.

Оксана Смирнова

Комментарии к материалу Как пишется слово Бог в русской языке? Предлагают закрепить написание с заглавной, большой буквы слово «Бог». Министр просвещения Сергей Кравцов, 23 мая 2022 года | fontanka.ru

Общество
Власть

23 мая 2022, 12:49

Вернуться к публикации

Комментарии130

Все дискуссииВернуться к публикации

Новости компаний

Дизайн будущего: компания OMOIKIRI отмечена международной премией Best for Life Design Award

Компания OMOIKIRI стала победителем международной премии в области архитектуры, строительства и дизайна Best For Life Design Award в номинации Промышленный дизайн за разработку кухонных моек нового формата «Side». Такой высокий уровень признания профессиональным сообществом подчеркивает продуманные устремления Бренда создавать инновационные и высококачественные решения для кухонного пространства. OMOIKIRI — мировой производитель кухонных моек, смесителей, водоочистителей, измельчителей и различных аксессуаров для кухни. Компания уже более…

Новый ресторан OASIS Gourmet присоединился к бонусной программе ЯРКО Банка «Санкт-Петербург»

Участники программы лояльности ЯРКО Банка «Санкт-Петербург» могут возместить накопленными ранее бонусами 100% при оплате счета в ресторане OASIS Gourmet. При условии, что оплата будет производиться картой БСПБ. OASIS Gourmet — новый загородный проект от давних партнеров Банка ITALY & CO. Ресторан гармонично сочетает форматы a la carte и fast casual, аутентичный интерьер и уединенную локацию на территории посёлка премиум-класса «Репинское». Любимые блюда мировой кухни в классическом и авторском исполнении, винная и барная карты, в которых…

«КВС» сдала корпус 11.1 в пятом квартале ЖК «Ясно. Янино»

Компания «КВС» получила разрешение на ввод в эксплуатацию корпуса 11.1 в составе пятого квартала ЖК «Ясно.Янино». Уже скоро застройщик откроет запись на приемку квартир и кладовых. Корпус 11.1 — это восьмиэтажный дом на 441 квартиру. Фасад оформлен в серо-белых тонах с сочными зелеными акцентами. Дом имеет форму каре и образует уютный обособленный двор: здесь обустроены детские и спортивные площадки. Все квартиры сдаются с полной чистовой отделкой от «КВС». Благодаря этому жители смогут переехать сразу после получения ключей, а жизнь в доме…

ТОП 5

1

ТАСС: Собчак подозревают в особо крупном вымогательстве у сотрудника «Ростеха»

257 004

442

Когда закончится частичная мобилизация: только официальные заявления

201 057

943

«Терпите и будьте как все». Добровольцы из Ленобласти после прибытия в часть перестали ими быть

90 946

1014

Военкомат вместо заграницы: как быть, если вас разворачивают на паспортном контроле

61 371

325

Основные мероприятия завершены. Смольный прокомментировал мобилизацию в Петербурге

57 531

22

Правила капитализации названий исторических периодов и движений

Марк Никол

Когда обозначения исторически значимых явлений пишутся с прописной буквы, а когда названия со строчной? Исключения, как всегда, могут сбить нас с толку, но правила довольно просты.

Названия политических и культурных периодов или событий часто пишутся с заглавной буквы в их первоначальном значении, но когда такая номенклатура используется в расширении в общем смысле, обозначения (обычно) пишутся строчными буквами. Например, нужно написать, например, «Искусства и науки процветали в эпоху Возрождения», но «Центральный район переживает ренессанс». (Однако, чтобы описать кого-то как разностороннего в навыках или талантах, напишите «Он человек эпохи Возрождения», даже если он не современник Микеланджело.)

То же различие применимо к таким терминам, как «золотой век» («Золотой век был первым из возрастов человечества Гесиода», но «Джазовая музыка пережила несколько золотых веков») и «belle époque» («Период мира и оптимизм во Франции почти за полвека до Первой мировой войны стали известны ретроспективно как Belle Époque», но «Они оглядываются на тот период процветания как на Belle époque»).

Точно так же можно было бы написать: «Печально известная культурная революция в Китае была десятилетием великих потрясений», но «в последнее время американское общество пережило культурную революцию». Коммунистический блок использует «холодную войну» с большой буквы, любой такой конфликт без открытых боевых действий является холодной войной.

Просвещение было особым культурным движением в Европе и британских американских колониях в 1600-х и 1700-х годах или в аналогичную эпоху в любой из нескольких стран. Общее употребление таково: «В западном мире понятие просвещения в религиозном контексте приобрело романтическое значение». Однако в конкретном употреблении просвещение пишется с большой буквы: «Русское Просвещение — это период восемнадцатого века, когда правительство в России начало активно поощрять распространение искусств и наук».

Прилагательные, предшествующие названиям политических образований, часто ошибочно пишутся с заглавной буквы. Например, ни одна цивилизация никогда не называлась официально Древней Грецией или Имперским Римом; первое слово в таких обозначениях обычно является просто описательным и поэтому пишется строчными буквами: «Курс представляет собой общий обзор истории Древней Греции»; «В этом эссе будет обсуждаться экономическая структура имперского Рима».

Хотите улучшить свой английский за пять минут в день? Оформите подписку и начните ежедневно получать наши советы по письму и упражнения!

Продолжай учиться! Просмотрите категорию «Стиль», просмотрите наши популярные публикации или выберите похожую публикацию ниже:

  • Как пунктуировать ссылки на даты и время
  • В продаже и в продаже
  • Ручка Чарльза и имя Иисуса

Хватит делать это досадные ошибки! Подпишитесь на ежедневные советы по письму сегодня!

  • Вы гарантированно улучшите свой английский всего за 5 минут в день!
  • 9Подписчики 0027 получают доступ к нашему архиву с более чем 800 интерактивными упражнениями!

  • Вы также получите три бонусные электронные книги совершенно бесплатно!

Попробуйте бесплатно прямо сейчас

Руководство по выбору стиля

: использование заглавных букв | ACRL Choice

ALA > ACRL > CHOICE > Choice Style Guide: использование заглавных букв

Проконсультируйтесь с Webster’s . Если Вебстера говорит «часто», «в основном» или «обычно», используйте заглавную букву. Если написано «иногда», проявляйте осмотрительность.

Составные слова с дефисом в именах собственных или в названиях: согласно Chicago 16 ed., второй элемент писать с заглавной буквы (например, «Две трети большинства представителей, не говорящих по-английски»). См. Чикаго 8.161 для получения информации об исключениях из этого правила.

Названия брендов, начинающиеся со строчной буквы. Сохраняйте строчные буквы, даже если это название начинается с предложения (например, «В наши дни iPod повсюду»).

Специализированный словарь определенной дисциплины может включать слова, которые пишутся с заглавной буквы только в этой дисциплине, например, Другое или Священное Писание (изучение Библии). Если вы не уверены, является ли форма с заглавной буквы общепринятой в этой дисциплине, спросите у рецензента или у кого-то другого, обладающего высокой квалификацией.

Общепринятые названия исторических периодов и течений писать с большой буквы.

Напишите название определенного направления в искусстве или архитектуре , группы или стиля (импрессионизм Моне). Нижний регистр такого термина, когда он используется в общем смысле (картины Джона Мэнли носят импрессионистический характер). Префикс нео пишется строчными буквами, если только группа или движение специально не приняли его как часть своего названия: неоимпрессионизм Сера, но Джон Мэнли работает в нео-дадаистской манере.

 

CAPITALIZATION OF COMMON NAMES AND TERMS

Age of Reason
ancient Greece
antiquity
anti-Semitism
art nouveau
baroque period
Berlin Wall
Bible
biblical
big bang
Black (in reference to those африканского происхождения)
Бронзовый век
Классический период
Движение за гражданские права
Холодная война
Колониальный период (США 18-го века)
Common Core
коммунизм
коммунист
Коммунистическая партия
Исповедующая церковь
Контрреформация
кубизм
Средневековье
Просвещение (философское движение 18 века)
Послания (как раздел Библии или конкретная ссылка, т. фашизм (общая концепция)
фашист
Фашизм, фашистская партия (Италия 20-го века)
фовизм
Festschrift
Окончательное решение
fin de siècle
Позолоченный век
Глобальный Север/Юг
золотая лихорадка
Золотой век
Евангелия
Готика (только в контексте искусства и архитектуры; строчные буквы в отношении романов или фильмов)
Великая депрессия или депрессия
Великое общество (также известное как Великое общество Линдона Джонсона)
Эллинистический период
Импрессионизм
Импрессионист
Коренной
Промышленная революция
Интернет
iPod
левый (сущ.)
левый (прил.)
Левый
Листсерв (торговая марка)
Марксизм
Марксист
Марксизм-ленинизм
Средневековье; Средневековье; позднее средневековье; Раннее Средневековье
модернизм
Индеец, индеец
натурализм
сеть
Новая критика (контекст литературной критики)
Новый Юг (1865 и далее)
Новый Завет
Новый Свет
Нобелевская премия
Север (США)
Север/ Северянин (ограничено только в контексте Гражданской войны)
Ветхий Завет
Старый Свет
Инициатива с открытым исходным кодом
платформа с открытым исходным кодом
Другой
Папа Римский
Постимпрессионизм
постмодерн
Прогрессивная эра (движение в США начала 20-го века)
Прогрессивная партия
Прогрессисты
Популизм (политическое движение конца 18-го века)
Популисты
Популистская партия Контрреформация
Ренессанс; Высокое Возрождение
Революция (американская)
правое крыло (сущ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *