Парные согласные какие бывают: Примеры слов с парными согласными в корне и конце слова

Парные согласные в русском языке: примеры, таблица. Правописание парных согласных. Что это

В начальных классах формируется основа орфографической грамотности человека. Всем известно, что трудность русского языка во многом обусловлена несоответствием написания и произношения. Часто это связано с парными согласными.

Что такое парная согласная?

Все согласные состоят друг с другом в той или иной оппозиции по своим характерным признакам. Одна из них — противопоставление звуков по глухости-звонкости.

Некоторые согласные при совпадении всех иных особенностей, таких как место образования и способ произношения, различаются лишь участием голоса в процессе звучания. Они называются парными. Остальные согласные не имеют пары по глухости-звонкости: л, м, х, ц, ч, щ, й.

Парные согласные

примеры слов с парными согласными

Звонкие (с участием голоса)

Глухие (без участия голоса)

[б]

[п]

стол[б]ы — стол[п]

[в]

[ф]

дро[в]а — дро[ф]

[г]

[к]

доро[г]а — доро[к]

[д]

[т]

боро[д]а — боро[т]ка

[ж]

[ш]

бла[ж]ить — бла[ш]

[з]

[с]

моро[з]ный — моро[с]

Здесь даны парные согласные. Таблица содержит и примеры, которые иллюстрируют орфограмму «Проверяемые согласные в корне слова».

Правило правописания парных согласных

В процессе произношения парные звуки могут быть взаимозаменяемыми. Но на письме этот процесс не отражается. То есть буквы не изменяются, какие бы звуки на их месте нам ни слышались. Так в русском языке реализуется принцип единообразия морфем. Правописание парных согласных полностью подчиняется этому закону.

Правило может быть изложено в следующих пунктах:

  • корень слова пишется всегда одинаково, так как от этого зависит семантика;
  • правописание нужно проверить, подбирая однокоренные слова или изменяя словоформы;
  • выбрать в качестве проверочного необходимо то, у которого после сомнительного согласного стоит или гласный звук, или сонорный (р,л,м,н,й).

Это можно увидеть на примерах из таблицы: орфограммы-согласные стоят или в конце слов, или перед другим парными звуками. В проверочных словах они находятся перед гласными или перед непарными по звонкости фонемами.

Применение правила

Правописание парных согласных необходимо отработать. Начинать нужно с формирования умения видеть изучаемую орфограмму. Это будет конец слова или стечение согласных, при котором звуки начинают влиять на звучание друг друга – последующий изменяет качество произношения предыдущего.

Орфограммы – парные согласные

на конце слова

в стечении согласных

  • бо[п]
  • бро[т]
  • бро[ф’]
  • гвоз[т’]
  • огоро[т]
  • дро[ш]
  • поло[с]ка
  • ко[з’]ба
  • ре[з’]ба
  • горо[д’]ба
  • кро[в’]
  • стра[ш]

Урок русского языка «Парные согласные»

Цели:

  1. Развивать умение проверять написание слов с парными звонкими и глухими согласными в конце или в середине слова;
  2. Овладевать последовательностью действий при обозначении согласных звуков буквами.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы урока.

— Сегодня мы отправимся в чудесное путешествие. Мы побываем в сказке, познакомимся с очень грамотной Красной Шапочкой, которая расскажет нам о парных согласных.

3. Минутка чистописания.

— А чтобы все мы оказались в сказочной стране, нужно очень красиво и без ошибок списать с доски.

— Откройте тетради. Запишите число, чтобы запомнили, когда мы побывали в сказке.

СС сссс ссс СС с ссс ссс

сказка сказочка сказочник

Сказка – мёд, так и течёт.

— Какие два звука обозначает буква с ?

— Что вы можете рассказать про этот звук?

— Как называются эти слова?

— Что у них общего, что их объединяет?

— А какая орфограмма в слове сказка?

— Будут ли слова сказочка и сказочник проверочными словами? Почему?

— А как понять эту поговорку? (сказка, как мёд – сладкая, любимая, так и течёт, как речка)

— Запишем, отмечая и проверяя орфограммы.

4. Словарная работа.

— Все справились? Молодцы! Я взмахнула волшебной палочкой – и вот мы в сказке.

(прикрепляю Красную Шапочку)

— Жила – была девочка. Умная, способная и любознательная. Все звали её Красной Шапочкой. Однажды решила Красная Шапочка навестить свою бабушку, которая жила в домике на опушке леса. Идёт девочка по лесу, цветочки собирает, со зверюшками лесными знакомится. Давайте познакомимся с ними тоже.

— Прочитайте хором то, что записано на доске.

Заяц, лисица, медведь, сорока

— Запишите в тетрадь эти слова, поставьте ударение, отметьте безударные гласные.

Проверка.

5. Повторение. Имена собственные.

— Шла Красная Шапочка, шла, но как – то незаметно свернула с тропинки и заблудилась. А на полянке указатель стоит. Чтобы понять, куда девочке нужно идти, запишите эти словосочетания и прокомментируйте их: назовите имена существительные нарицательные и собственные.

— Как пишутся имена собственные? (с большой буквы)

Записывают с комментированием.

(собака Бим, сова Клара, бабушка Анна, лесник Жак)

— Подчеркните заглавную букву в именах собственных.

— Отлично! Теперь – то Красная Шапочка знает дорогу, да и домик уже виден. Но что это? Упала одна из стрелок указателя, на обратной стороне – «злой волк»

— Это проделки злого волка! Что же будет?

6. Тема урока.

(Рядом с Красной Шапочкой прикрепляется фигура волка выглядывающего из – под одеяла; волка в кружевном чепце)

— Зашла девочка в дом, а на постели «бабушка» лежит (подозрительная какая – то!)

— Что ты меня не спрашиваешь, Красная Шапочка, почему у меня такие большие глаза, уши, зубы? – говорит волк басом.

— А девочка ей в ответ: «ш – ш – ш …» (рядом с ними прикрепляется фигура пчелы)

— А пчела мимо летит: «ж – ж –ж…»

— Чем – то похожи эти звуки?

— Да это же парные согласные: их шесть пар, они близняшки, живут в этом домике, но один из них – звонкий, а другой – глухой.

(На доске картина; в окошках домика – парные согласные – буквы – человечки)

На доске таблица:

б в г д ж з — звонкие: из голоса и шума
п ф к т ш с — глухие: из шума

— От удивления у волка – бабушки рот раскрылся, очки сползли с глаз, и Красная Шапочка увидела открытый лоб и огромный волчий зуб (картинка волка)

Но она нисколько не испугалась, и мы тоже.

— Давайте запишем слова: глаз, зуб, нос, лоб.

— А рядом запишите проверочные слова. Подчеркните согласный и рядом гласный в проверочных словах.

Глаз – глаза, зуб – зубы, нос – носы, лоб – лбы.

— Проверяем.

— В проверочных словах парный согласный слышится чётко! Почему? (за ним стоит гласный)

— Правильно, рядом с ним гласный звук!

— А теперь немного отдохнём – зарядка!

7. Физкультминутка.

Мы в сказку к Красной Шапочке
Собрались в дальний путь.
Летели, плыли, ехали –
Пора и отдохнуть!
А в сказке той увидим мы
И прудик и цветы.
Про парные согласные
Узнаем я и ты.
Нам в этой сказке встретятся
Сорока, заяц, ёж…
Дорогу к милой бабушке
Для внучки ты найдёшь.
Все любят сказки добрые –
Довольна детвора!
Скорее все за дело,
Вновь в сказку нам пора!

8. Закрепление.

— Красная Шапочка загадала волку – бабушке загадку:

На зелёной ножке
Выросли серёжки.

— Что это? (ландыш)

— Правильно! Запишите загадку и отгадку.

— А какие согласные здесь спрятаны?(ж – парные)

Запись на доске:

ножка

слышим [ ш ], а пишем [ ж ]

серёжка

— Вот какие согласные, сколько с ними хлопот. Им нельзя доверять – надо их проверять!

— Проверяем эти слова: ножка – ноженьки, серёжка – серёжечки, ландыш – ландыши.

— Подчеркните согласный и рядом гласный в проверочных словах.

— Но вернёмся к красной Шапочке. Красная Шапочка говорит: «У домика парных согласных пруд».

— А волк ей в ответ: «Да, прут, тоненький такой, берёзовый! Как шлёпнешь им…»

— «Да нет же, нет! Чистый, голубой, прозрачный пруд!»

— «Ничего не понимаю!» — сказал волк.

— Ребята, вы знаете, почему произошла эта путаница? (да)

— Как же проверить нам их? (изменить слово, подобрать родственное, нужно, чтобы рядом с парным согласным оказался гласный)

— Правильно. А теперь давайте прочитаем стихотворение.

Мы отправились на пруд,
На тропе валялся прут.
Вот пруды, а это – прутик,
И не путайте их, люди!

— А сейчас запишите эти слова, а рядом проверочные слова из стихотворения.

Пруд – пруды, прут – прутик.

— «До чего же опасные эти парные согласные!» — волк почесал в раздумье в затылке, и чепчик свалился.

Красная Шапочка совсем не испугалась, а задумчивый волк даже этого не заметил, он думал о парных согласных.

В чаще под берёзкой рос гриб.

— «Красная Шапочка, дай мне ручку и тетрадку, я запишу».

— Ребята, давайте поможем волку. Прокомментируйте предложение, найдите все орфограммы. А то волк сомневается.

— «Гриб, гриб… а может, грипп, кашель, насморк? (нет, гриб)

— Докажите.

— Запишите рядом со словом гриб проверочные слова.

Гриб – грибы – грибок.

— И согласный не опасный!

— «Я понял, понял!» — закричал волк.

— А вы ребята?

— Сейчас проверим.

В лесу у прудика гуляли ёж, уж. В гнезде сидели чиж, стриж. А в норе – мышь.

А у воды рос камыш.

— Запишите эти слова и проверочные к ним.

камыш – камыши

ёж – ежи

уж – ужи

стриж — стрижи

чиж — чижи

мышь — мыши

9. Проверка знаний.

Подведение итогов.

— Запомнили? Молодцы! Волк тоже запомнил и рассказ сочинил.

— Запишите, ребята, рассказ волка в тетрадь.

Солнечная пого. ка. Мы плывём на ло. ке к зелёному остро. ку. Под берё. ками и ду. ками прячутся гри. ки. Сла. кие яго. ки манят нас. Скорее на бере. !

Проверка.

Парные звуки согласные
Бывают такие опасные!
Звук нечётко слышится…
Буква, какая, пишется?
Но поставил рядом гласный –
И согласный неопасный!

Это стихотворение волк дарит вам на память, чтобы правило о парных согласных вы помнили всегда: и в сказке, и в жизни!

3.

7. Начальные пары согласных

3.7. Начальные пары согласных

Содержание

Информационная страница книги


Набор пар согласных, которые могут встречаться в начале слова (исключая ложбанизированные имена), гораздо более ограничен, чем довольно большая группа допустимых пар согласных, описанная в

Раздел 3.6. Тем не менее, это больше, чем позволяет английский язык, хотя, надеюсь, не больше, чем англоговорящие (и другие) могут научиться произносить.

Таких допустимых начальных пар согласных всего 48, а именно:

бл

бр

см.

ск

кл

см

сп

сп

кр

карат

диджей

др

дз

эт

из

гл

г

джб

jd

джг

джм

СП

кл

крон

мл

г-н

pl

пр

сф

ск

сл

см

серийный номер

сп

ср

ст

тк

т. р.

тс

вл

по сравнению с

xl

хр

зб

зд

ЗГ

зм

зв

Чтобы этот список не казался почти случайным, сочетание звонких и глухих эквивалентных гласных покажет важные закономерности, которые могут помочь в обучении: звонкая пара может быть произнесена просто путем озвучивания глухой пары. (Обратное неверно:
cn допустимая начальная пара, но
jn is not.)

Тройки согласных могут встречаться в ложбанских словах посередине. На них распространяются следующие правила:

  1. Первые две согласные должны составлять допустимую пару согласных;

  2. Последние два согласных должны составлять допустимую начальную пару согласных;

  3. Тройки
    ндж ,
    ндз ,
    нтк и
    нтс запрещены.

Ложбанизированные имена могут начинаться или заканчиваться любой допустимой парой согласных, а не только 48 начальными парами согласных, перечисленных выше, и могут иметь тройки согласных в любом месте, если пары, составляющие эти тройки, разрешены. Кроме того, имена могут содержать кластеры согласных с более чем тремя согласными, что опять же требует, чтобы каждая пара в кластере была допустимой.


Содержание

Информационная страница книги

минимальных пар | Произношение | EnglishClub

Настольный диск, фургон вентилятора

Минимальная пара — это два слова, которые различаются только одним звуком , обычно означающие звуки, которые могут сбить с толку изучающих английский язык, например, /f/ и /v/ в f и и v и или /e/ и /ɪ/ в d e ск и д и ск .

Гласные звуки

Минимальная пара /ɪ/ и /i:/ s i t s ea t

Минимальная пара /e/ и /ɪ/ d e sk d i sk

Минимальная пара /e/ и /eɪ/ w e t w ai t

Минимальная пара /æ/ и /ʌ/ b a t b u t

Минимальная пара /əʊ/ и /ɔ:/ s o s aw

Минимальная пара /ɒ/ и /əʊ/ n o t n o te

Минимальная пара /æ/ и /e/ b a d b e d

Минимальная пара /ɑ:/ и /ɜ:/ f a st f ir st

Минимальная пара /æ/ и /ɑ:/ h a d h ar д

Минимальная пара /ɒ/ и /ɔ:/ c o t c au ght

Минимальная пара /əʊ/ и /aʊ/ kn o w n o w

Согласные звуки

Минимальная пара /b/ и /v/ b erry v ery

Минимальная пара /b/ и /p/ b uy p т. е.

Минимальная пара /n/ и /ŋ/ тхи п тхи нг

Минимальная пара /l/ и /r/ a l ive a rr ive

Минимальная пара /ʧ/ и /t/ ca tch ca t

Минимальная пара /s/ и /ʃ/ s ea sh e

Минимальная пара /f/ и /v/ f и v и

Минимальная пара /f/ и /h/ ф в ч в

Минимальная пара /f/ и /θ/ f ree th ree

Минимальная пара /s/ и /θ/ s чернила th чернила

Минимальная пара /ð/ и /z/ wi th whi zz

Минимальная пара /ʤ/ и /z/ pa ge pa ys

Минимальная пара /d/ и /ʤ/ ба д ба дгэ

Минимальная пара /f/ и /p/ co ff ee co p y

Минимальная пара /kw/ и /k/ qu ick k ick

Минимальная пара /tʃ/ и /dʒ/ ch eap j eep

Минимальная пара /tʃ/ и /ʃ/ ch air sh are

Минимальная пара /d/ и /ð/ d ay th ey

Минимальная пара /t/ и /θ/ t ри й ри

Начальные согласные звуки

Минимальная пара начальных /f/ и /p/ f ast p ast

Минимальная пара инициалов /k/ и /g/ c ame g ame

Минимальная пара начальных /t/ и /d/ t wo d o

Начальная минимальная пара /v/ и /w/ v ow w ow

Минимальная пара инициалов /g/ и /w/ g ate w восемь

Начальная минимальная пара /h/ и /r/ h at r at

Минимальная пара инициалов /r/ и /w/ r ich w hich

Начальная минимальная пара /ʤ/ и /j/ j aw y наш

Начальная минимальная пара /w/ и нет /w/ w здесь air *

Минимальная пара начальных /ч/ и нет /ч/ ч ели восемь *

Конечные согласные звуки

Minimal Pair final /k/ и /g/ ba ck ba g

Минимальная пара финальных /m/ и /n/ а м а н

Минимальная пара финальная /t/ и /d/ га t га d

Конечная минимальная пара /s/ и /z/ bu s bu zz

Конечная минимальная пара /n/ и /ŋ/ thi n thi ng

Конечная минимальная пара /ŋk/ и /ŋ/ thi nk thi ng

Конечная минимальная пара /dʒ/ и /dʒi/ e dge e dgy *

Конечная минимальная пара /tʃ/ и /tʃi/ ca tch ca tchy *

*Обратите внимание, что эта пара не может считаться настоящей минимальной парой по самому строгому определению.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *