Основные разделы лингвистики: Разделы лингвистики — Лингвистика для всех

Содержание

Языкознание: основные разделы науки и изучение их в школе

Родной язык для каждого народа свой. У всех в чем-то различные или похожие правила и особенности. Мало научиться разговаривать. Необходимо знать определённые нормы, чтобы точно произносить и писать различные слова, использовать их в нужном контексте. Всему этому дети начинают учиться в школе на уроках русского языка. При этом знания даются в структурированной системе, переходя от одного раздела языкознания к другому.

Довольно часто, не разобравшись до конца с одной темой, сложно понять следующую. Отсюда возникают грубые речевые, орфографические или грамматические ошибки.

Оглавление:

  • Основные разделы
  • Фонетика и графика
  • Лексикология и фразеология
  • Словообразование и орфография
  • Грамматика и пунктуация
  • Изучение

В школьном курсе делают акцент на такие лингвистические разделы как:

  1. Фонетика,
  2. Графика,
  3. Лексикология,
  4. Фразеология,
  5. Словообразование,
  6. Орфография,
  7. Грамматика (морфология и синтаксис),
  8. Пунктуация,
  9. Культура речи,
  10. Стилистика.

Содержание

Основные разделы

Фонетика и графика

С этой областью языкознания человек начинает знакомиться неосознанно с самого рождения. Ведь довольно часто ребёнок произносит сначала отдельные звуки, а потом уже первые слова. А именно звуковому ряду посвящена фонетика. Система обучения в дошкольных учреждениях построена на изучении фонетического состава слов, знание алфавита приходит позже.

Это интересно: в чем выражается эволюционный характер развития общества?

В школе идёт более широкое знакомство с фонетикой. Дети узнают, что такое:

  1. Слоги,
  2. Чередование гласных и согласных звуков,
  3. Интонация,
  4. Правильное произношение,
  5. Ударение,
  6. Слогообразование.

В письменной речи звуки обозначаются квадратными скобками: [в], [м], [ы].

Графика тесно взаимосвязана с фонетикой, так как этот раздел науки о языке объясняет, как звуки передаются на письме, то есть он посвящён буквам.

Лексикология и фразеология

Предметом изучения лексикологии являются слова. Тут даются их определение, история происхождения, примеры правильного употребления в речи.

Фразеология — категория, которая сильно переплетается с лексикой, так как тут рассматриваются различные фразеологизмы и все, что с ними связано.

Словообразование и орфография

Область лингвистики, которая занимается методами формирования производных от различных слов, называется словообразование. В некоторых источниках можно встретить «морфемика», так как части слов носят название морфемы (приставка, корень, суффикс, окончание).

В орфографии изучают правила правописания. В большинстве случаев произношение слова и его написание отличаются. Для этого и необходимо знание орфографических правил, чтобы не прослыть безграмотным человеком.

Грамматика и пунктуация

Одна из самых обширных категорий лингвистики. В неё входят:

  1. Морфология,
  2. Синтаксис.

Морфология — раздел языкознания о частях речи, которые делятся, в свою очередь, на самостоятельные (существительное, наречие, прилагательное, местоимение, глагол) и служебные (союзы, предлоги, междометия). В курсе школьной программы прописаны все основные понятия, которые должны усвоить учащиеся: изменения по падежам и родам, склонения, соответствие частей речи друг другу.

Синтаксис — наука о предложениях и словосочетаниях.

Изучение пунктуации происходит в рамках синтаксиса, так как это раздел о знаках препинания, используемых в предложениях, и их функциях. В младших классах даётся общее представление об этих разделах. Более подробно их начинают изучать с 8 класса.

Изучение

Культура речи и стилистика:

Культура речи учит нормам использования литературного языка в разговоре и на письме.

Стилистика — раздел лингвистики, посвящённый стилям речи, их особенностям и разнообразным жанрам. На уроках детей научат определять, к какому направлению относится тот или иной текст, когда уместно употреблять различные фразы и выражения.

Все области языкознания очень взаимосвязаны между собой. В младших классах закладываются основы знаний, которые с каждым учебным годом повторяются и закрепляются, а затем расширяются и углубляются.

В 5 классе упор делается на следующих категориях:

фонетика лексика морфемика морфология синтаксис

Программу русского языка в шестом классе можно увидеть в таблице «6 класс, разделы науки о языке»:

фонетика лексика фразеология словообразование морфология синтаксис

Чем старше становится ребёнок, тем больше усложняется материал и требования к знаниям. С учётом этого меняются и критерии к написанию и оцениванию изложений и сочинений. В начальной школе учитель незначительно будет придираться к стилевому оформлению. Но после прохождения соответствующей темы это будет грубой ошибкой и отметка, естественно, снижается.

Таким образом, можно прийти к выводу, что все разделы науки о языке очень взаимосвязаны и взаимодействуют между собой на довольно глубоком уровне. Не зная правил в какой-либо области русского языка, можно с лёгкостью наделать ошибок в другой. Для грамотного и образованного человека это жизненно необходимые умения.

Разделы языкознания на сайте Игоря Гаршина. Место лингвистических дисциплин









Разделы языкознания на сайте Игоря Гаршина. Место лингвистических дисциплин



Версия для печати




Главная >
Лингвистика >
Разделы лингвистики






Границы языка — границы мира.



Ниже представлен авторский взгляд на место различных разделов языковедения и их связи.

Разделы страницы с классификацией лингвистических дисциплин:

  • Языкознание как наука
  • Структурная схема языковедения как комплекса наук
  • Примечания к схеме лингвистических дисциплин
  • Сетевые рессурсы о классификации лингвистических дисциплин


Также смотрите классификацию коммуникативных систем.





Языкознание как наука


Языкознание, или лингвистика, — это наука о языке, его общественной природе и функциях, его внутренней структуре,
о закономерностях его функционирования и исторического развития и классификации конкретных языков.
(В. И. Кодухов. Введение в языкознание)

С литературоведением языкознание объединяется в филологию (как наука о тексте),
с графикой и символикой — в семиотику (как наука о речевых знаках),
с психологией и кибернетикой —
в когнитивистику (как наука о передаче знания).

Кроме того, в последнее время появилось много новых наук, объединяющих в себе черты языкознания и других направлений –
например, социолингвистика, психолингвистика.





Место языкознания в системе наук


Прежде всего, языкознание относится к числу социальных наук. Оно тесно связано с такими социальными науками, как
история (с археологией),
этнография, страноведение,
психология, педагогика.

Из естественных наук языкознание соприкасается главным образом с
физиологией человека и антропологией.
Языкознание даже связано с точными науками: кибернетикой, информатикой,
математической логикой.

Языкознание, как и другие науки, связано с философией.
Даже развивается такая наука, как философия языка,
в центре внимания которой представление о языке как ключе к пониманию мышления и знания.

Наблюдается теснейшая связь между языкознанием и семиотикой, однако,
теснее всего языкознание связано с литературоведением.

  • Языкознание как наука. Место языкознания в системе наук

Структурная схема языковедения как комплекса наук


Здесь показана попытка собственной классификации лингвистических дисциплин как взаимосвязанных исследовательских процессов
(на основе интегрального анализа литературы по общему языкознанию):


                                                                                       ЛИНГВИСТИКА
                                                                                       |    |    |
                                                        --------------------------------    |    -----------------------------
                                                        |   ---- проверка гипотез ----      |      --- модели и продукты --- |
                                                        |   |                        |      |      |                       | |
                                                        |   |                        V      |      V                       | |
                                              Теоретическая лингвистика  Прикладная лингвистика
                                                (Научное языкознание)        (Верификационная, Практическая)     /          |           \
                                                /                   \                                           /           |            \
                              Частная лингвистика                    Общая (общеязыковая)         Формальная   /    Переводческое дело    \  Дидактика
                             /                   \                      /           \      (Структурная/внутренняя,  (Переводоведение)  (Методы обученния ИЯ)
                    Одноязыковая             Многоязыковая   Интралингвистика    Системная      Математическая, 
                     ( Частная )            (Сравнительная)      / / | \ \        / | \         Компьютерная), 
                    /           \           /              \   Теор. фонетика Основания языка     Когнитивная
        Описательная    Предписательная    /                \  Лексикология  Типология языков
       ( Эмпирическая,   (Нормативная,    /                  \ Т.грамматика  Языковые универсалии
       Дескриптивная )  Проскриптивная)  /                    \
      /       |       \                 /                      Сопоставительная                                      Экстралингвистика
   (частные разделы языка)             /                       /       |       \                                (лингвистика на стыке наук)
Фонетика  Лексика  Грамматика    Историческая Контактология (Контрастивная)  [языки с развитием
   \  \ \     |     / /  /   [сравнивает языки   и Ареалогия)          |        при похожих условиях      Социолингвистика = лингвистика + социология
    \  \  Стилистика /  /        родственные]    [взаимодействие  Феноменная    или на схожих этапах]     Психолингвистика = лингвистика + психология
     \  \     |     /  /                        соседних языков]                                          Этнолингвистика = лингвистика + этнология
      \ Диалектология /                                |                                                  Когнитолингвистика = лингвистика + когнитология
       \      |      /     Системная (выше) --> Интерлингвистика --> Компьютерная (выше)                  Философия языка = лингвистика + философия
        Диахроническая                                                                                    Паралингвистика
    [Частно-историческая]                         
                  ^
                   \
 Графика  Филология

 Семиотика
    



Кроме того, языкознание как наука взаимосвязана с другими научными дисциплинами —
гуманитарными, социальными,
естественными, техническими,
на стыках которых или при объединении с которыми возникли новые научные направления (экстралингвистические).




Примечания к схеме лингвистических дисциплин


Языковедение (языкознание, лингвистика) — паука, изучающая языки (в принципе — все существующие,
когда-либо существовавшие и могущие возникнуть в будущем), а тем самым и человеческий язык вообще.
Как всякая наука, языковедение возникло в связи с практическими потребностями,
но постепенно развилось в сложную и разветвленную систему дисциплин как теоретического, так и прикладного характера.

Внутри теоретического языковедения условно различают частное и общее. (Ю. С. Маслов. Введение в языкознание)



Общее языкознание



Общими особенностями человеческого языка занимается общее языковедение. Оно исследует сущность и природу языка,
проблему его происхождения и общие законы его развития и функционирования, оно также разрабатывает методы исследования языков.
В рамках общего языковедения выделяется типологическое языковедение, осуществляющее сопоставление между собой как родственных,
так и неродственных языков, сопоставление, направленное на выяснение общих закономерностей языка.



Общее и, в частности, типологическое языковедение выявляет и формулирует языковые универсалии,
т. е. положения, действительные для всех языков мира (абсолютные универсалии,
к примеру: все языки имеют гласные и согласные, в любом языке имеется минимум две гласные фонемы)
или для значительного большинства языков (статистические универсалии,
например: большинство языков имеют носовые согласные с количеством фонем 10-70).



Одной из важных задач общего языковедения является научное определение понятий, которыми пользуется языковедение, —
таких, например, как упомянутые выше «гласный» и «согласный», «предложение», «имя собственное» и т. п.



Общее языкознание систематизирует данные по всем языкам и устанавливает теорию,
применимую к разным языкам при их теоретическом и прикладном изучении.
Общее языкознание как раздел науки о языке имеет своей целью:

  1. определить природу языка, его сущность;
  2. установить основные аспекты науки о языке и ярусы языка, а также науки, их изучающие,— морфологию, лексикологию и т. п.;
  3. дать систематику языков, создать классификацию языков;
  4. разработать методику лингвистического анализа, систематизировать и усовершенствовать методы, приемы и методики языкознания.


При всем различии подхода к языку и методик анализа его у разных школ,
в современном языкознании выделились основные аспекты общего языкознания.

Общее языкознание, или общая лингвистика, состоит из трех основных разделов:


  1. внешней лингвистики (она изучает язык как общественное явление, его социальные
    и мыслительные функции, поэтому ее называют также социальной лингвистикой, функциональной лингвистикой),
  2. внутренней [собственно] лингвистики
  3. и сравнительного языкознания (компаративистики).
Внутренняя (структурная) лингвистика


Внутренняя, или структурная, лингвистика изучает систему языка,
ее единицы и категории, ее уровни (ярусы) и их структуру.
Единицы языка, их отношение друг к другу в системе языка, их языковая форма и языковое содержание —
вот что является и объектом и предметом науки о внутренней структуре и системе языка.

Объектом ее становятся
письмо (графическая и орфографическая форма языка),
звуковой строй языка,
грамматический строй языка,
его словарный состав.
Поэтому основными разделами этой науки являются
грамматология, фонетика,
лексикология и грамматика.


Термин грамматология недавний; его употребляют в работах, которые исследуют письменный язык
и речь с точки зрения семиотики.
Более часто используется термин письмо — как обозначение самого предмета изучения,
а также как название науки о письме и письменной деятельности (технике письма и письменной речевой деятельности).


Фонетика, грамматика, лексикология и другие, более частные разделы науки о языке
(например, фразеология и словообразование) изучают структуру языка безотносительно к его использованию.


Однако язык существует лишь в обществе, лишь тогда, когда он используется людьми, причем различно на разных коммуникативных участках.
Это порождает вариантность языковых средств, их синонимичность, функциональные разновидности, устную и книжную речь,
различные стили литературного языка. Эти свойства языка могут также стать предметом специального изучения.
Так возникает еще одна наука — стилистика.


Сравнительное языкознание


Сравнительное языкознание подразделяется на сравнительно-историческое
и сопоставительное (контрастивное).
Эти аспекты сравнительного языкознания отличаются друг от друга по целям и методике исследования:
если сравнительно-историческое языкознание изучает родственные языки, возникшие из общего источника
и поэтому объединенные объективно, исторически,
то сопоставительное языкознание изучает и не родственные языки [для выявления их
типов и ареальных общностей].


Сопоставительное языкознание


Сопоставительная лингвистика называется также контрастивной или конфронтативной лингвистикой,
но я бы лучше последними терминами назвал область языкознания, изучающей резко отличные языковые механизмы различных языков.
Подразделом контрастивной лингвистики при этом является наука, собирающая языковые феномены (экзотику в лингвистике)
и изучающая их причину и развитие.
Этот подраздел можно было бы назвать феноменальной лингвистикой или феноменологией в лингвистике.


Ареальная лингвистика (ареология в лингвистике, пространственная лингвистика) изучает распространение одинаковых
или похожих языковых явлений в пространстве, учитывая межъязыковые (междиалектные) взаимодействия.
Контактная лингвистика (контактология в лингвистике) изучает взаимодействие языков как главный фактор языковой эволюции.


Диахроническое и историческое языкознание


Диахронное языкознание (диахронная лингвистика, диахроническая лингвистика) изучает отношения не между сосуществующими
элементами данного состояния языка (как в синхронной лингвистике), но между сменяющимися последовательными во времени элементами.
Объектом диахронической лингвистики является, в первую очередь, вся фонетика в целом. Но только ли звуки изменяются во времени?
Слова меняют своё значение, грамматические категории эволюционируют… (Фердинанд де Соссюр).
Диахронную лингвистику не следует путать с исторической (вернее, сравнительно-исторической) лингвистикой,
или компаративистикой, т.к. первая изучает последовательность исторических состояний (синхронных срезов) одного языка,
а вторая — родственных языков.



Частное языкознание


Частное языковедение занимается отдельным языком (русским, английским, узбекским и т. д.)
или группой родственных языков (скажем, славянскими языками).
Оно может быть синхроническим, описывающим факты языка в какой-то момент его истории (чаще всего — факты современного языка),
либо диахроническим (историческим), прослеживающим развитие языка на протяжении определенного отрезка времени.


Любое частное языкознание начинается с составления словаря и написания грамматики;
выполнение этих работ предполагает не только специальные знания, но и развитую теорию нормы языка.
Любое частное языкознание содержит, следовательно, некоторые общие сведения о языке, отражает свойства языка вообще.
Так, в науке о русском языке выделяются фонетика и грамматика, и это верно также для других частных лингвистик и общего языкознания.
Верно также для всех языков, что звуки речи делятся на гласные и. согласные, а среди частей речи выделяются имя и глагол.

Однако любое частное языкознание содержит такие сведения,
которые верны только в данном конкретном случае, но не могут быть признаны верными для всех языков.


Диахроническое [историческое] языковедение


Разновидностью диахронического языковедения является сравнительно-историческое,
выясняющее путем сравнения родственных языков их историческое прошлое.


Вот здесь противоречие, ибо выше равнительно-историческое языкознание выросло из общего языкознания, а не из частного.
Возможно, сравнительная лингвистика не относится ни к общей, ни к частной лингвистике,
а занимает промежуточно еоложение.






Прикладное языкознание


Прикладное языкознание — это применение лингвистических знаний к практической деятельности.

Важной отраслью практической деятельности языковедов является преподавание родного и неродного языков в общих и специальных школах.
Эта деятельность вызывает составление разного рода справочников, прежде всего учебных словарей и грамматик.

Важной отраслью практической деятельности языковедов являются также перевод с одного языка на другой,
разработка терминологии, совершенствование алфавита и орфографии,
создание письменности для ранее бесписьменных народов и т. п.
Наконец, отраслью прикладной лингвистики является инженерное языкознание, возникшее во второй половине XX столетия.
Сюда относятся использование при обучении языку технических средств, проблематика теле- и радиокоммуникации,
машинный (автоматический) перевод и т. п.


Прикладное языковедение также решает и частные задачи, касающиеся одного языка,
и задачи, принципиально приложимые к материалу любого языка:

  • создание и усовершенствование письма;
  • обучение письму, чтению, культуре речи, неродному языку;
  • создание систем автоматического перевода, автоматического поиска, аннотирования и реферирования информации,
  • создание систем, обеспечивающих общение человека с машиной на естественном языке.

Эколингвистика


Новое направление в языкознании — экологическая лингвистика (эколингвистика, экология языка)
изучает факторы «загрязнения» и исчезания языка, а также разрабатывает меры по его защите и «очистке» от этого.
Таким образом, эколингвистика включило в себя нормативную (как основу),
ареальную и социологическую лингвистику.
Ареология изучает взаимодействие языков (как фактор не только обогащения, но и загрязнения языка),
а социолингвистика — взаимодействие языка и среды (как причину потери социальной значимости языка и его угасания).
Одним из практических разделов экологии языка становится языковая политика.


Эколингвистика сосредотачивается на выявлении законов, принципов и правил,
общих как для экологии, так и для развития языка.



Интерлингвистика


Интерлингвистика (плановая лингвистика, модельная лингвистика) — область языковедения,
занимающаяся различными аспектами международного общения, возможностями его оптимизации,
а также международными искусственными языками, как созданными на основе реальных языков (или их совокупности),
так и созданными логическим путём.
Первые искусственные (плановые, модельные) языки общения называются апостериорными, а вторые — априорными.


Если исходить из того, что создание апостериорных международноых языков тесно связано с контактной лингвистикой,
то и всю интернациональную лингвистику (с априорными и ареальными искусственными языками)
можно (с некоторой нятяжкой) считать разделом контактологии.
А если исходить из того, что создание априорных международноых языков тесно связано с философией языка,
то плановое языковедение можно рассматривать как прикладную дисциплину, функционирующую
на основе теории языка как системы



Филология


В  словаре Даля
филология (греч. любословие) — наука или изучение древних, мертвых языков
[стоило бы, наверное, добавить — литературных]; изучение живых языков — лингвистика.

По более широкому толкованию, филология — это совокупность наук, изучающих
культуру народа,
выраженную в языке и литературном творчестве.


Филология изучает письменные памятники носителей данного языка и его предков в их культурно-исторических связях.
Филология даёт основнойфактический материал для диахронной лингвистике.

Для филолога языковедение является одной из важнейших наук, наукой «профилирующей»,
т. е. формирующей филолога как специалиста в своей области.




Сетевые рессурсы о классификации лингвистических дисциплин

  • Ф. де Соссюр. Извлечения из Курса общей лингвистики.

















На правах рекламы (см.
условия):



   
Номера телефонов лучших проститок на странице — https://DosugKrsk. com.








Страница обновлена 15.09.2022






The Branches of Linguistics — Alethes.net

В своей основной форме лингвистика — это научное изучение языка.

Область лингвистики обширна и сложна, она фокусируется на природе и структуре языка. Обычно это разбивается на различные подотрасли, которые охватывают все, от происхождения и эволюции языка до того, как наш мозг обрабатывает звук.

Более того, эти ветви постоянно развиваются в ответ на новые открытия о том, как люди изучают языки или что происходит в нашем сознании, когда мы слышим слова.

Значение лингвистики часто недооценивают, ведь язык — это то, что мы используем для передачи и накопления знаний. Лингвистика оказывает все более важное влияние на другие социальные науки, такие как психология, философия, социология, антропология и искусственный интеллект, и это лишь некоторые из них.

Что такое лингвистика и чем она занимается?

Работа лингвиста обычно включает в себя ответы на один или несколько следующих вопросов:

Фонетика – как люди производят и воспринимают звуковые или визуальные сигналы?
Фонология – как организованы акустические сигналы в разговорных языках или диалектах?
Морфология – как образуются слова?
Синтаксис – как формируются предложения?
Семантика – что означают лингвистические выражения или сигналы?
Прагматика – как смысл зависит от контекста?

Нередко эти подтемы объединяются в пары, как правило, такие как фонетика и фонология, морфология и синтаксис, а также семантика и прагматика.

Фонетика

Фонетика — это наука о том, как производятся и воспринимаются звуки.

Эту подтему можно разбить еще дальше, рассматривая три аспекта: как люди производят речь, как различные голосовые движения влияют на результирующий звук и как люди преобразуют результирующие звуки в информацию.

Современная фонетика имеет три основных направления изучения:

  • Артикуляционная фонетика – изучение звуков, издаваемых артикуляторами
  • Акустическая фонетика – изучение акустических результатов различных артикуляций
  • Аудиальная фонетика – изучение того, как слушатели воспринимают и понимают языковые сигналы

Фонология

Хотя фонология и похожа на фонетику, она занимается тем, как систематически организованы сигналы языка или диалекта.

Например, фонетика может исследовать, как создается конкретный звук и как возникают небольшие вариации, когда мы произносим один и тот же звук, тогда как фонология изучает, как этот звук соотносится с другими звуками того же языка.

Морфология

Морфология — наука о словах — изучает, как слова работают как «единицы» и как они могут иметь разные значения сами по себе и в сочетании с другими единицами.

Возьмем, например:

Свободная морфема: свободная

Связанная морфема: – ly

Слово: свободно

Одним из аспектов, связанных с морфологией, являются аффиксы; элементы, включая префиксы, суффиксы и циркумфиксы.

Синтаксис

Синтаксис — это наука о том, как мы соединяем слова в предложения.

Несмотря на то, что у нас есть тысячи слов на выбор, слова соединяются особым образом, чтобы они имели смысл.

Небольшие изменения в синтаксисе часто могут означать значительные изменения в интерпретации, поэтому синтаксис остается столь важным в традиционной лингвистике.

Семантика

Семантика – это изучение значения слов с «объективной» точки зрения. Хотя смысл часто зависит от контекста (прагматика), у нас есть ощущение, что слова напрямую соотносятся с реальностью.

Представление о том, что слова могут иметь определенное значение, уходит своими корнями в религиозную традицию и нашу символическую культуру. Вот почему семантика пересекается с философией.

Важным различием в семантике является различие между смыслом и ссылкой. Например, выражения «Чарли» и «маленький негодяй» могут иметь один и тот же референт (например, ребенок), но иметь разный смысл из-за того, как они соотносятся с другими выражениями.

Прагматика

Прагматика изучает, как контекст влияет на значение выражений.

Например, одно слово может иметь разное значение каждый раз, когда оно используется как часть фразы, предложения или абзаца. И то, что один человек использует и понимает значение одного слова, не означает, что другие будут использовать и интерпретировать его таким же образом 

Вместо понимания слова или фразы на основе точного значения отдельных слов семантика принимает точки зрения говорящего, вовлеченных людей и среды, в которой они находятся.

Другие отрасли лингвистики

В начале этой статьи были рассмотрены различные подтемы лингвистики.

Однако, рассматривая фактическое применение лингвистики в сценариях реальной жизни, можно рассмотреть еще семь подполей или направлений:

  1. Социолингвистика – изучение отношений между языком и обществом
  2. Прикладное Лингвистика – изучение выявления и применения решений жизненных проблем, связанных с языком
  3. Компьютерная лингвистика – изучение понимания письменной и устной речи с вычислительной точки зрения
  4. Психолингвистика – изучение психических аспектов языка и речи тональный стиль
  5. Историческое языкознание – изучение истории языкознания и того, как языки меняются и как они связаны друг с другом
  6. Сравнительное языкознание – изучение исторических отношений между двумя или более языками и определение сходства, которым они могут обладать.

Если вы заинтересованы в будущей карьере в области лингвистики, вот некоторые из областей, которые вы можете рассмотреть для дальнейшего изучения.

Тем не менее, ниже приводится расширенное введение в каждый из них:

Социолингвистика

В качестве области, изучающей влияние общества на язык, социолингвисты исследуют, как примерные факторы, такие как пол, этническая принадлежность, возраст или социальный класс, определяют использование и интерпретация языка.

Не путать с социологией языка, изучающей влияние языка на общество.

Прикладная лингвистика

Прикладная лингвистика занимается тем, как язык применяется для решения повседневных жизненных проблем.

Простые примеры того, где прикладная лингвистика может быть изучена и использована в разрешении, включают киберзапугивание и троллинг или поиск альтернативных способов общения с людьми, которые не могут говорить или слушать, как большинство населения, например, язык жестов.

Компьютерная лингвистика

Не осознавая этого, вы можете взаимодействовать с примерами компьютерной лингвистики больше, чем вы думаете.

В этой области исследования изучается характеристика языков таким образом, чтобы компьютеры и искусственный интеллект могли понять принципы и свойства языка и синтаксиса.

Подумайте о компьютерной лингвистике, когда в следующий раз попросите Siri или Alexa завершить голосовую команду!

Психолингвистика

Психолингвистика рассматривает ментальные аспекты лингвистики; познавательные способности знания, необходимые нам для производства и понимания языка.

Он включает в себя изучение и исследование психических процессов, стоящих за словами и предложениями, и того, как они используются при общении.

Психолингвистика — это отрасль когнитивной науки, которая тесно сотрудничает с другими областями лингвистики, особенно когда речь идет о способах усвоения языка развивающимися детьми.

Стилистика

Стилистика – это изучение того, как языковой стиль используется в текстах, особенно в литературных произведениях.

Примером этого является то, как студенты-литературоведы часто получают задание анализировать и понимать слова и структуру предложений, которые Шекспир использовал во многих своих знаменитых пьесах.

Однако он не предназначен для древних литературных произведений.

Случай стилистической лингвистики в последние годы был изображен в документальном фильме Netflix об Унабомбере, в котором письменные письма преступника были связаны и использованы в качестве доказательства его преступления.

Историческое языкознание

Историческое языкознание изучает историю языков; как они изменились с течением времени и как они связаны друг с другом.

Более подробно рассматривается, как и почему языки меняются с течением времени; часто реконструируя их обратно в прошлую форму языка.

Историческая лингвистика также очень похожа на область сравнительного языкознания.

Сравнительная лингвистика

Часто связанная с только что упомянутой исторической лингвистикой, речь идет об исследовании того, где слова были «заимствованы» между языками, но где слова могут быть связаны с одним, часто древним языком, и как развивались их использование и значения .

Это относится к «сравнению» разных языков и к тому, как они произошли от одного родительского языка.

Оспаривание традиционных лингвистических концепций

Конечно, все в лингвистике вращается вокруг концепции языка. Мы можем законно изучать «язык» в том виде, в каком мы его знаем, потому что мы интуитивно понимаем его как животные, которые могут его использовать.

Однако оказывается, что у ученых нет четкого определения языка, особенно по сравнению с системами общения других животных. До сих пор ведутся споры о том, что такое язык и как он развился, и это отсутствие согласованности с биологией не способствует научному статусу лингвистики.

В Alethes.net мы предложили решение этой головоломки. Он использует концепцию сигналов животных.

Язык — это способ подачи сигналов, во многом похожих на то, что делают птицы, когда поют, или на то, что делают шимпанзе, когда жестикулируют.

Однако наиболее существенное отличие языка заключается в том, как люди пытаются заставить реагировать получателей этих сигналов. Поскольку ни одно другое животное этого не делает, важно пересмотреть наше понимание лингвистики с учетом этих фактов.

Заключение

Лингвистика лучше всего может быть описана как научное изучение языка.

Тем не менее, язык — это сложная тема, и речь идет не только о том, как мы читаем, пишем или говорим, но и о том, как наши действия и окружающая среда могут влиять на наш язык, а также наши навыки или образование.

В этой статье мы надеемся познакомить вас с некоторыми традиционными концепциями лингвистики, а также с явными различиями и очевидными совпадениями между различными областями.

В Alethes.net мы представляем новый подход к изучению языка. Мы сосредоточимся на концепциях, которые явно более фундаментальны, чем традиционные, такие как концепции сигналов животных и лингвистических универсалий человеческого родства.

Если вы хотите прочитать, что мы должны сказать, ознакомьтесь с нашей статьей «Почему наука должна понимать язык». Или посетите наш журнал, чтобы прочитать наши оригинальные исследовательские работы.

Если вы хотите продолжить сотрудничество с нами или даже внести свой вклад в наш проект, свяжитесь с Хосе и его командой через нашу контактную страницу.

Введение в разделы лингвистики

Многие студенты поступают в колледж, не зная, что такое лингвистика, и, возможно, они даже не пройдут мимо нее за всю свою учебу в колледже. Сегодня я демистифицирую и объясню, что такое лингвистика, и, надеюсь, поощрю вас посетить хотя бы вводное занятие! Когда я говорю людям, что работаю над диссертацией по лингвистике, я слышу три основных ответа:

  1. Итак, на скольких языках вы говорите?
  2. О, ты, должно быть, помешан на грамматике!
  3. Что именно?

Чтобы ответить на ответы 1 и 2:

Чем лингвистика не является:

Лингвистика не в том, чтобы выучить как можно больше языков; есть много лингвистов, которые могут говорить только на одном или двух языках. Нет необходимости изучать несколько языков. Однако верно то, что многие (хотя и не все) из нас, лингвистов, интересуются лингвистикой, потому что нам нравится изучать языки, и мы решили пройти курс введения в лингвистику, чтобы узнать, о чем идет речь.

Лингвистика также не занимается определением того, какая грамматика является «правильной». Скорее, мы описываем язык и его гибкость. Если кто-то является носителем языка, его грамматика не может быть «неправильной». Таким образом, южный английский, стандартный американский английский, афроамериканский разговорный английский, лондонский английский, английский кокни и т. д. — все это законные грамматики со своими собственными регулярными правилами.

Теперь, когда это не так, давайте ответим на ответ 3!

Так что же такое лингвистика?

Проще говоря, лингвистика — это научное изучение языка. Лингвистика стремится понять, как работает языковая способность разума, и описать, как работает сам язык. Лингвисты наблюдают за закономерностями внутри языка и между языками, чтобы попытаться понять, какие принципы управляют нашим мозгом пониманием и воспроизведением языка.

Есть цитата Линн Мерфи о том, что «спрашивать лингвиста, на скольких языках он/она говорит, все равно, что спрашивать врача, сколько у него/нее болезней». Как лингвисты, языки (и язык) являются нашими объектами изучения. Мы учимся смотреть на языки как на данные и распознавать их закономерности точно так же, как врачи учатся распознавать признаки и симптомы болезней. Было ли у них заболевание раньше или нет, значения не имеет. Многие люди приходят в лингвистику из других областей: математики, информатики, философии, антропологии, психологии и когнитивистики, и это лишь некоторые из популярных смежных областей.

Лингвистика охватывает большое количество подполей, каждая из которых имеет дело с отдельной частью языкового факультета.

Фонетика: изучение акустики и звуков языков

Фонетик может, например, посмотреть, как ударение проявляется в языке.

В английском языке ударение в обычном предложении звучит громче и выше: «АНна любит бананы». Однако если мы задаем вопрос, он произносится более низким тоном: «АНна любит бананы?»

Фонология: изучение звуковых систем и их структур

Например, в английском языке есть много примеров t в середине слов, которые звучат совершенно иначе, чем t в начале или в конце слов. Прислушайтесь к t в слове toted, и вы услышите, что они звучат по-разному. Первое t произносится с выдохом (поднесите руку ко рту, чтобы проверить это), а второе нет, и оно звучит как d в слове «закодировано». Этот звук называется постукиванием, потому что ваш язык ненадолго постукивает по нёбу, и он очень похож на звук постукивания r в таких языках, как испанский или японский (это приводит к неправильному восприятию английского среднего t как r для носителей этих языков). ).

Синтаксис: изучение структуры предложения

В английском и многих западноевропейских языках существует явление, называемое «wh-движение». wh-слова — вопросительные слова кто, что, что, где, когда, почему и как. Подумайте о предложении «Я ем яблоко» как о возможном ответе на вопрос «Что вы едите?» Слово what соответствует яблоку, но оно появляется в начале предложения.

Однако во многих языках wh-слово соответствует той же позиции, что и слово, к которому оно относится. Например, по-китайски вы бы сказали «Я ем яблоко» в ответ на «Что вы едите?» Тогда мы говорим, что в таких языках, как английский, произошло wh-движение, и структура такова: «Что ты ешь, что?» Многие другие свойства языка предсказываются тем, есть ли у него wh-движение или нет, но нам придется оставить это до другого раза!

Семантика: изучение значения и придание ему логической формы

В английском и многих западноевропейских языках есть явление, называемое «wh-движение». wh-слова — вопросительные слова кто, что, что, где, когда, почему и как. Подумайте о предложении «Я ем яблоко» как о возможном ответе на вопрос «Что вы едите?» Слово what соответствует яблоку, но оно появляется в начале предложения. Однако во многих языках слово wh соответствует той же позиции (называемой in-situ), что и слово, к которому оно относится. Например, по-китайски вы бы сказали «Я ем яблоко» в ответ на «Что вы едите?» Тогда мы говорим, что в таких языках, как английский, произошло wh-движение.

В английском языке wh-слово перемещается в начало предложения (почему «do» появляется в вопросах — это еще одна проблема, которую я не буду здесь обсуждать). Многие другие свойства языка предсказываются тем, есть ли у него wh-движение или нет, но нам придется оставить их до следующего раза

Психолингвистика: исследование того, как язык проявляется в мозгу

Психолингвисты проводят эксперименты наблюдать за реакцией различных областей мозга на различные стимулы, и они попытаются связать полученные данные с более абстрактными лингвистическими теориями.

Примером является отслеживание движений глаз людей, когда они читают предложение «Старик — лодка». Это известно как предложение садовой дорожки, потому что читатели ведутся по «ложному пути». Читатель делает двойной шаг, как только он/она достигает «the», ожидая появления глагола. Во второй раз читатель понимает, что «мужчина» — это глагол, и затем правильно разбирает предложение. Эти предложения на садовой дорожке дают представление о том, как анализ предложений происходит в мозгу.

Социолингвистика: изучение пересечения языка с обществом

Социолингвисты могут изучать отношение к различным языковым характеристикам и его отношение к классу, расе, полу и т. д. Например, один из отцов социолингвистики Уильям Лабов провел в Нью-Йорке эксперимент, в ходе которого посетил три отдела. магазины — недорогой (S. Klein), средний (Macy’s) и дорогой (Saks Fifth Avenue) — и спросил, где находится отдел, чтобы подсказать ответ «четвертый этаж».

Чем выше был магазин, тем чаще произносилась буква «р», и когда его просили повторить, только в Saks Fifth Avenue и Macy’s буква «р» произносилась во второй раз гораздо чаще. Исследование также повлияло на способность различных сообществ кодировать переход на престижный диалект.

Вычислительная лингвистика: изучение применения информатики в лингвистике

Вычислительные лингвисты могут использовать программирование для моделирования или изменения лингвистической структуры или для практических приложений, таких как обработка естественного языка, что имеет значение как для выяснения, так и для моделирования того, как работает овладение языком а также для программного обеспечения для перевода.

Историческая лингвистика: изучение того, как языки меняются во времени

Исторические лингвисты могут работать в областях, специфичных для языка, выполняя так называемую реконструкцию. Точно так же, как биологи-эволюционисты сравнивают черты родственных организмов, чтобы реконструировать их общего предка, историки-лингвисты делают то же самое с родственными языками, учитывая тот важный факт, что языки регулярно меняются.

В качестве простого примера, f в начале английских слов соответствует p в начале латинских слов, если ни одно из них не заимствовано из другого языка (father: pater, fish: pisces, pellis: войлок, pes: foot). Используя реконструкции, лингвисты-историки попытаются проследить модели миграции и сделать выводы о доисторической культуре, сопоставив результаты генетиков, антропологов и археологов. Лингвисты-историки могли бы также посмотреть, какие закономерности существуют в языковых изменениях, и попытаться объяснить, почему эти закономерности существуют.

Прикладная лингвистика: изучение применения лингвистики в реальных жизненных ситуациях

Прикладной лингвист, скорее всего, будет работать в таких областях, как языковое образование, перевод или языковая политика. Например, прикладной лингвист может также проводить исследования по изучению первого и второго языков, чтобы выяснить эффективные и действенные способы преподавания языка в школьных условиях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *