1. |
Какие слова начинаются с непарных звонких звуков?
|
1,5 |
2. |
Вспомни непарные согласные звуки
|
1,5 |
3. ![]() |
Какие слова начинаются с непарных глухих звуков?
|
1,5 |
4. |
Определи слово, которое начинается с непарного звонкого согласного
|
2 |
5. ![]() |
Непарный звонкий или глухой?
|
2 |
6. |
Определи слово, которое начинается с непарного глухого согласного
|
2 |
7. ![]() |
В каких словах все согласные непарные?
|
3 |
8. |
Запиши слова
|
3 |
9. ![]() |
Это непарный согласный?
|
3 |
Шипящие согласные звуки. Непарные твёрдые и непарные мягкие шипящие звуки
Повторение изученного материала.
Шипящие согласные звуки
Непарные твёрдые и непарные
мягкие шипящие звуки.
Утро доброе, друзья!
Хотела бы узнать у вас я,
Что означают слова речь,
Текст, предложенье, диалог.
4. Назови группы согласных.
непарные
непарные
звонкие
глухие
Какие согласные звуки «шипящие»?
[ж]
[ш]
[ч’]
[щ’]
Запомни!
Л, М, Н, Р, Й обозначают
непарные звонкие
согласные звуки.
Запомни!
Х, Ц, Ч, Щ обозначают
непарные глухие
согласные звуки.
Чтобы запомнить все глухие
парные согласные запомни фразу:
-Стёпка, хочешь щец?
-Фи!
Прочитай. Назови в словах глухие
парные согласные звуки.
Назови остальные согласные звуки.
Какие они?
8. Давай повторим! Открой учебник на с. 106. Прочти правила
Страница 104
Упражнение 1
10
Открой с.104
Найди упражнение 1
(выполняем устно).
Прочти. Каким
назван дождик?
Почему?
Найди слова в
которых есть
шипящие звуки.
Произнеси их.
12. Назовите предметы, в названии которых есть шипящие звуки
13. Найди упражнение 2 на с.104 (устно) Назовите предметы
Звуки [ш] и [ж] — это непарные твёрдые шипящие
согласные звуки.
Звуки [щ’] и [ч’] — это непарные мягкие
шипящие согласные звуки.
Давай подготовимся к письму и
сделаем разминку для пальчиков
Открой домашнюю тетрадку по
письму и сядь правильно
Запиши:
18 мая
Дистанционная работа
А сейчас минутка Чистописания.
Медведь, язык, мороз, пальто, ученик, работа.
— Подчеркни в словах нужное правило. Последнее слово
запиши в словарь и запомни его написание.
Повтори те слова, которые есть у нас уже в
словарике.
Если есть такие слова в которых ты делаешь ошибки
— запиши их под диктовку (до 5 слов)
Если ошибок не делаешь – ничего не пиши,
просто устно повтори.
Открой с.105
Найди Странички для
любознательных.
Прочти.
Найди упражнение 3.
Прочти скороговорки.
Какие звуки в них
звучат?
Как звучат звуки ш и
ж: твёрдо или мягко?
Спиши любую
скороговорку,
подчеркни шипящие
буквы, поставь
ударение.
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
А потом прыг-скок
А потом вприсядку,
И опять вприсядку,
Побежим мы по дорожке
Раз, два, три!
И похлопаем в ладошки
Раз, два, три!
И покрутим головами
Раз, два, три!
Все танцуйте вместе с нами
Раз, два, три!
19.
Поработаем устно. Прочти: Мама отправила Красную шапочку к бабушке дорога шла через лес там жил злой волк он съел Красную
шапочку и бабушку на помощь
пришли охотники они спасли девочку
и её бабушку.
Найди:
— слова с твёрдыми шипящими;
— слова с мягкими шипящими.
Проверь:
С твёрдыми шипящими:
Шапочку, бабушке, шла, жил,
бабушку, пришли.
С мягкими шипящими:
Шапочку, через, помощь,
девочку.
21. Помоги Совушке (устно)
Подобрать подходящие по смыслу слова с шипящими
согласными
Коровы -_______________,
сороки -_________________,
мыши -_______________,
медведи -________________,
петухи -_______________,
дятлы -_________________.
Слова для подсказок: пищат,
трещат, летают, мычат, пасутся,
кричат, стучат, рычат, спят.
Проверь:
Коровы — мычат,
сороки — трещат,
мыши — пищат ,
медведи — рычат,
петухи — кричат,
дятлы — стучат .
Назови в каждом слове шипящий звук.
Какой он?
24. Тест Ответь устно на вопросы:
1. Найдите буквы, обозначающие шипящие согласные звуки:
ш, п, с, ч, ж.
2. Найдите слово, в котором есть буква, обозначающая шипящий
согласный звук:
щука, сорока, медведь.
3. Какую букву, обозначающий шипящий согласный звук, нужно
вставить в слово лу . а:
п, ж, н.
4. Отметь буквы, которые всегда обозначают мягкие согласные
звуки:
ч, ж, ш, щ.
5. Отметь буквы, которые всегда обозначают твёрдые согласные
звуки:
ч, ж, ш, щ.
Молодцы!
Сегодня на уроке…
Что знали?
При произношении
согласных [ж], [ш],
[ч’], [щ’] слышится
шипение, выдыхаемый
воздух встречает
препятствия
Что узнали?
[ж], [ш] – всегда
твёрдые шипящие
звуки.
[ч’], [щ’] – всегда
мягкие шипящие
звуки.
26. Ответь на вопросы
Какие шипящие согласные ты знаешь?
Какие твёрдые шипящие согласные?
А какие мягкие шипящие согласные ты
запомнил?
По желанию можешь УСТНО
выполнить упражнение 4 на с. 106
(не обязательно)
Благодарю за работу!
04.07.2020
27
Парные и непарные по твёрдости — мягкости согласные звуки
ТИП УРОКА: урок закрепление изученного материала.
ЦЕЛИ УРОКА: развивать умения обозначать буквами твёрдые и мягкие согласные звуки; обосновывать написание слов на изученные правила; различать роль букв е, ё, ю, я в слове.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• учащиеся научатся распознавать и произносить парные и непарные твёрдые и мягкие согласные звуки; обозначать на письме твёрдость и мягкость согласного звука.
ОБОРУДОВАНИЕ: текст работы для индивидуального выполнения.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Приветствие. Организация рабочего места.
2. Проверка домашнего задания
Проверка правильности выполнения задания в рабочей тетради.
3. Актуализация знаний
Фронтальная беседа
— Сколько всего букв в русском алфавите? (33)
Сколько из них гласных? (10)
Сколько гласных звуков вы знаете? (Шесть. )
Какие это звуки?
Какие гласные буквы указывают на мягкость согласного звука?
Какие гласные буквы указывают на твёрдость согласного звука? Какие две буквы в русском алфавите не обозначают звуков?
4. Целеполагание
— Тема нашего урока «Парные и непарные по твёрдости — мягкости согласные звуки».
Учебная познавательная задача урока — «Как обозначить на письме мягкость согласных звуков?»
Сегодня на уроке вы будете учиться распознавать и произносить парные и непарные твёрдые и мягкие согласные звуки; соотносить звуковые обозначения со словами; обозначать на письме твёрдость и мягкость согласного звука.
5. Работа по теме урока
1. Организация восприятия и осмысления новой информации, то есть усвоение исходных знаний
Работа по учебнику (с. 85, упр. 8)
— Прочитайте слова.
Одинаково или по-разному надо читать букву л в каждом слове? Выполнение задания по вариантам.
Вариант 1. Выписать два слова, в которых буква л обозначает твёрдый согласный звук. (Лампа, лыжи.)
Вариант 2. Выписать два слова, в которых буква л обозначает мягкий согласный звук. (Любые два слова из: шляпа, лицо, билет, дятел.)
2. Первичная проверка понимания
Работа в тетради (с. 44, упр. 41)
Выполнение упражнения согласно заданию.
— Прочитайте слова, в которых буквы е, ё, ю, я не указывают на мягкость предшествующего согласного звука.
3. Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений в её применении (в том числе смена вариантов) по образцу
Работа по учебнику (с. 85, упр. 9)
— Прочитайте стихотворение И. Токмаковой.
Какие буквы пропущены в словах. Докажите правильность своего варианта. Произнесите звуки, которые обозначают пропущенные буквы.
Запишите слова сказала, хозяйка.
Объясните, почему гласный звук [а] в этих словах обозначен разными буквами. (В слове сказала звук [з] — твёрдый, в слове хозяйка звук [з’] — мягкий. )
4. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений
Рабата в тетради (с. 44, упр. 42)
Восстановление текста.
— Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова. (Слова даны в словах для справок.)
Подчеркните слова, которые начинаются с мягкого согласного звука.
Способ проверки: самопроверка по учебнику (с. 81, упр. 1)
6. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений
Выполнение теста по теме «Твёрдые и мягкие согласные звуки»
1. Укажи ряд букв, которые могут указывать на мягкость предшествующего согласного.
[ ] а, о, у, ы, э
[ ] е, ё, ю, я, и, ь
2. Укажи пары слов, которые различаются согласными звуками.
[ ] шест — шесть
[ ] мышка — мошка
[ ] сон — сын
[ ] галка — галька
3. Укажи слова, в которых выделенные буквы обозначают мягкие согласные звуки.
[ ] звезда
[ ] жизнь
[ ] пяльцы
[ ] книга
4. Укажи слова, в которых все согласные твёрдые.
[ ] фикус
[ ] кактус
[ ] драцена
[ ] фиалка
5. Укажи ряд букв, которые всегда обозначают непарные твёрдые согласные звуки.
[ ] й, ч, щ
[ ] ж, ш, ц
7. Самостоятельная работа
Выполнение задания из рубрики «Проверь себя» (с. 86).
— Прочитайте слова, записанные вами в тетрадь, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают гласный звук и указывают на мягкость предшествующего согласного звука. (Медведь, земля, клён, рюкзак.)
8. Домашнее задание
Выполнить задание по учебнику (с. 86, упр. 10).
9. Подведение итогов урока
— Уточните, чего больше — твёрдых и мягких согласных звуков или букв, обозначающих эти согласные звуки.
Как на письме обозначается мягкость (твёрдость) согласных звуков?
10. Рефлексия
— Закончите предложения.
На уроке мне было интересно…
Я выполнял задания…
Теперь я могу…
У меня получилось…
Урок дал мне …
Онлайн тест по Русскому языку по теме Непарные согласные звуки
Тест «Непарные согласные звуки».
В первом классе большое место уделяется изучению фонетики, развитию речевого слуха ребёнка. Первоклассников знакомят с основными понятиями, дают базовые знания о звуко-буквенном анализе.
В этот период обучения дети узнают о том, что буквы и звуки – это не одно и то же. Учатся разделять звуки на гласные и согласные, делят их на пары, а также узнают о таком понятии как «Непарные согласные звуки».
Тестовая система оценивания является достаточно популярной. Она подготавливает учеников к выпускным экзаменам, повышает уровень самоконтроля. Этот тест будет одинаково полезен и школьникам, которые хотят закрепить изученную на уроке тему, и тем, кто просто решил освежить в памяти знания и проверить свой уровень грамотности. Прежде, чем его выполнить, можно ознакомиться со статьёй по теме.
Тест состоит всего из десяти заданий, в которых заключены все основные положения по теме. Простой алгоритм не вызывает сложностей в работе и позволяет тестируемому быстро ответить на вопросы.
С помощью теста, вы самостоятельно можете оценить, насколько хорошо вам знакома тема, закрыть пробелы и вспомнить основы фонетики.
Пройти тест онлайн
1. Выберите правильное утверждение
2. Согласные звуки бывают
3. Все сонорные звуки
4. Всего сонорных звуков в русском языке
5. Выберите верное утверждение
6. Найдите верное утверждение
7. После непарных твердых
8. Согласный звук [Ц]
9. Согласный звук [Ш]
10. Выберите верное утверждение
Показать результат
Может быть интересно
Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.
Написать комментарий
Спасибо за комментарий, он будет опубликован после проверки
Подготовка к ЕГЭ по русскому языку и ГИА
Мы думаем, что каждый, кто сдаёт единый государственный экзамен, хочет получить за него максимальное количество баллов. С хорошими результатами будет легче поступить в любой вуз. Данный раздел поможет вам приблизиться к этой цели. Здесь есть всё необходимое для успешной подготовки. Также данный раздел нередко используется учащимися вузов и ссузов.
Проверить орфографию онлайн
Математика
- Часть A:
- Согласные звонкие и глухие
- Ударение в словах
- Паронимы. Лексическое значение слов
- Склонение имен существительных, падежи русского языка
- Деепричастный оборот, примеры
- Нормы согласования и управления
- Последовательная связь предложений в тексте
- Сочетание слов. ЕГЭ по русскому языку
- Грамматическая основа предложений
- Подчинительная, сочинительная, бессоюзная связь
- Правописание причастий, разряды местоимений, предлоги, частицы
- Лексическое значение слов
- Суффиксы. Приставки. Виды, примеры, правописание
- Правописание суффиксов прилагательных, Н, НН
- Проверочные слова, безударные гласные в корне
- Правописание приставок
- Правописание безударных личных окончаний глагола
- Правописание суффиксов глаголов
- Правописание не или ни
- Правописание предлогов
- Однородные члены предложения
- Знаки препинания при обособленных согласованных определениях
- Вводные слова в предложении
- Знаки препинания при однородных членах
- Знаки препинания в предложениях
- A26
- A27
- Действительные и страдательные причастия
- Микротема, основная мысль текста
- Типы речи: описание, повествование, рассуждение
- Синонимы к словам
- Часть B:
- Бессуффиксный способ словообразования
- Определение части речи
- Типы подчинительной связи
- Безличные, определенно-личные, односоставные предложения
- Обособленные приложения, обстоятельства и примеры
- СПП с придаточными
- Средства связи частей текста
- Что такое эпитет метафора, сравнение
- Часть C:
- Сочинение ЕГЭ по русскому языку
Обществознание
За последние несколько лет тема единого государственного экзамена стала особенно актуальной. Изначально эта программа вводилась как эксперимент и уже в первые месяцы тестирования зарекомендовала себя как объективную систему тестирования выпускников. Так что же все-таки представляет из себя этот ЕГЭ?
Например, ЕГЭ по русскому языку состоит из трех частей (А, B, C). В первой части (A) 30 вопросов с одним вариантом ответа, а в части В, более сложной, чем А, всего 8 вопросов с написанием правильного ответа или выбором нескольких ответов. Каждому выпускнику одиннадцатых классов в обязательном порядке следует сдавать только 2 предмета: русский язык и математика, остальные по выбору. Допускаются к экзамену только ученики, имеющие оценки не ниже удовлетворительных, то есть без двоек в аттестате. Проверка работ производится другими преподавателями в другом районе, дабы исключить всякую возможность коррупции.
В школах многие учителя буквально наводят ужас на своих учеников, рассказывая о беспощадности ЕГЭ, в большинство ВУЗов принимают только с определенным количеством баллов, а различные организации твердят о ЕГЭ, чтобы привлечь к себе клиентов, желающих получить достойную подготовку к экзамену. Должен сказать, что квалифицированная подготовка дает свои, далеко не плохие, результаты. Но те, кто уже прошел через это «страшное» испытание, утверждают, что для учеников даже со средними оценками экзамен не должен показаться слишком уж сложным, по крайней мере невыполнимым. Нужно лишь приложить немного усилий, а именно выучить хотя бы самые важные правила, пройденные за весь учебный период, ведь если вы не ленились и хотя бы иногда открывали учебники, то что-то вы должны знать. Очень хорошо помогают различные книжки, предлагающие собственные примеры заданий, примеры их решений и дающие различные рекомендации по сдаче экзамена. Подобной литературой буквально завалены все книжные магазины, причем стоят они очень дешево. Для кого-то, естественно, и этого будет недостаточно. В таких случаях я бы рекомендовал обращаться к своим учителям, большинство из которых готовы помогать бесплатно. Я знаю, что во многих школах учителя предлагают организовывать собственные школьные подготовительные курсы за небольшую плату, а то и вовсе бесплатно.
Что же касается ГИА, то тут тоже ничего особо сложного нет, разница лишь в том, что задания в работах немного легче и сам экзамен не так важен как ЕГЭ, ведь ГИА проводится только среди девятых классов.
В заключение хотелось бы сказать, что сдать экзамен не так сложно, как пугают учителя, но нельзя преуменьшать важность и серьезность ЕГЭ, а также степень легкости экзамена, ведь, как ни крути, а на раз плюнуть никакие экзамены не даются: всё требует подготовки и старания.
Твёрдые и мягкие согласные — Уроки Русского
Звонкие и глухие согласные звуки делятся на твёрдые и мягкие.
Для обозначения мягкости согласного используется апостроф. Например:
[б’] [л’] [н’]
Согласные звуки образуют пары по мягкости-твёрдости:
Парные |
Непарные |
|
Твёрдые |
[б] [в] [г] [д] [з] [л] [м] [н] [р] [п] [ф] [к] [т] [с] [х] |
[ж] [ш] [ц] |
Мягкие |
[б‘][в‘][г‘][д‘][з‘][л‘][м‘][н‘][р‘][п‘][ф‘][к‘][т‘][с‘][х‘] |
[й’] [ч’] [ш’] |
[б] –[б’], [в]-[в’], [г]-[г’], [д]-[д’], [з]-[з’], [л]-[л’], [м]-[м’], [н]-[н’], [р]-[р’], [п]-[п’], [ф]-[ф’], [к]-[к’], [т]-[т’], [с]-[с’], [х]-[х’]
Некоторые согласные звуки не образуют пару по мягкости-твёрдости. Такие согласные называют непарными:
Непарные твёрдые (всегда твёрдые): [ж] [ш] [ц]
Непарные мягкие (всегда мягкие): [й’] [ч’] [ш’]
Сильная позиция для согласных по мягкости-твёрдости – это позиция для парных согласных, в которой звук слышится отчетливо:
- на конце слова. Например:
вес
В слове вес твёрдый согласный [с] стоит на конце слова и отчетливо произносится. Он стоит в сильной позиции.
- перед [а], [о], [у], [ы]. Например:
грёзы
В слове грёзы мягкий согласный [р’] стоит перед гласным [о], согласный [з] стоит перед гласным [ы] и отчетливо произносятся. Они стоят в сильной позиции.
- перед [г], [к], [х]. Например:
горка
В слове горка твёрдый согласный [р] стоит перед согласным [к] и отчётливо произносится. Это сильная позиция.
Слабая позиция для согласных по мягкости-твёрдости – это позиция для парных согласных, в которой звук не слышится отчетливо и смягчается под влиянием соседнего мягкого согласного. Это позиция перед мягкими согласными [д’], [т’], [ч’], [ш’], [х’], [н‘]. Например:
листик – [л‘ис’т’ик]
В слове листик согласный [с] стоит перед мягким согласным звуком [т’] в слабой позиции и смягчается.
банщик – [бан‘ш’ик]
В слове банщик согласный [н] стоит перед мягким согласным звуком [ш’] в слабой позиции и смягчается.
Повторим
Звонкие и глухие согласные звуки делятся на твёрдые и мягкие.
Мягкость согласных обозначается апострофом.
Согласные звуки образуют пары по мягкости-твёрдости:
Парные |
Непарные |
|
Твёрдые |
[б] [в] [г] [д] [з] [л] [м] [н] [р] [п] [ф] [к] [т] [с] [х] |
[ж] [ш] [ц] |
Мягкие |
[б‘][в‘][г‘][д‘][з‘][л‘][м‘][н‘][р‘][п‘][ф‘][к‘][т‘][с‘][х‘] |
[й’] [ч’] [ш’] |
[б] –[б’], [в]-[в’], [г]-[г’], [д]-[д’], [з]-[з’], [л]-[л’], [м]-[м’], [н]-[н’], [р]-[р’], [п]-[п’], [ф]-[ф’], [к]-[к’], [т]-[т’], [с]-[с’], [х]-[х’]
Некоторые согласные звуки не образуют пару по мягкости-твёрдости. :
непарные твёрдые: [ж] [ш] [ц];
непарные мягкие: [й’] [ч’] [ш’].
Сильная позиция для согласных по мягкости-твёрдости:
- на конце слова;
- перед [а], [о], [у], [ы];
- перед [г], [к], [х].
Слабая позиция для согласных по мягкости-твёрдости перед мягкими согласными [д’], [т’], [ч’], [ш’], [х’], [н‘].
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формирование УУД |
||||||||
Организационный этап |
Прозвенел уже звонок — Ребята, я рада приветствовать вас на уроке русского языка. — Проверьте своё рабочее место, всё ли у вас готово к уроку. От души желаю вам узнать много нового и интересного. — Присаживайтесь. |
Эмоциональный настрой на урок. Встают ровно. Приветствуют учителя. Проверяют свое рабочее место, настраиваются на серьезную работу на уроке. |
Личностные УУД: формировать целеустремленность и жизненный оптимизм, готовность к преодолению трудностей |
||||||||
Мотивация учебной деятельности учащихся. Самоопределение к деятельности |
(Презентация к уроку) (Слайд №1) — Открываем ваши рабочие тетради. — Записываем на 1 строчке число, на 2 строчке – «Классная работа». — Как можно назвать то, что мы записали? — Верно, а что мы должны поставить в конце предложения? Минутка чистописания. — Посмотрите на следующую строчку. (Слайд №2) — Что здесь записано? — Какие слова мы пишем с заглавной буквы? — Какие элементы этих букв пишутся одинаково? — Запишите эту группу букв в тетрадь аккуратным и каллиграфическим почерком. — Обведите ту букву, которую у вас получилось написать очень красиво. Знакомство со словарным словом. -(Слайд № 3). Из данных букв : Н, Р, А, О, Д- составьте слово, близкое по значению к словам: люди, население, нация. — Что означает это слово? (Слайд № 4). Народ — население государства, жители страны. — Как образовалось это слово? (Слайд № 5). Слово образовалось от слова род со значением «родиться», «народиться». У слова народ много родственных слов: родина -место рождения, родители — отец и мать, урожай — то, что уро- дилось на земле, родной, родня, родственник — близкие по рождению люди. Народ — «те, кто родился, народился». (Из «Этимологического словаря»). — Запишите слово народ в тетрадь, подчеркните орфограмму. — Назовите однокоренное слово к слову народ, отвечающее на вопрос какой? (Слайд № 6) |
Слушают, участвуют в беседе. Записывают в тетради: 14 апреля. Классная работа. Предложение. В конце предложения ставится точка. -Заглавные буквы. -Имена людей, клички животных, названия стран, городов, рек, озер, морей, гор и т. п. -Наклонная линия, хвостик рыбки (рыбка). Записывают в тетрадь заглавные буквы: К, Б, Н, Ю, В, Д. Обводят самую красивую букву. — Это слово «народ». — Народ — население государства, жители страны. Учащиеся записывают словарное слово народ и подчеркивают орфограмму. — Называют: народный (артист), записывают. |
Личностные УУД: формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Познавательные УУД: формировать умение писать слова с непроверяемыми безударными гласными (словарные слова). |
||||||||
Актуализация знаний Постановка цели и задач урока |
— Назовите согласные звуки в слове «народный». Какие они, что общего? (Слайд № 7) — Разделите их на 2 группы. По какому признаку разделили на 2 группы? — Это тема нашего урока «Парные и непарные звонкие и глухие согласные звуки». (Слайд № 8) — Cформулируйте задачи урока. — Что надо знать? (Непарные и парные звонкие и глухие согласные звуки, буквы, которыми на письме обозначаются непарные и парные звонкие и глухие согласные звуки) — Что надо уметь? (Различать непарные и парные звонкие и глухие согласные звуки и писать буквы, которыми на письме обозначаются эти звуки) (Слайд № 9) |
Учащиеся называют. Звуки [н], [р], [д], [н], [й’] — согласные, звонкие. — Парные [д], и непарные[н], [р], [й’] звонкие согласные звуки. Учащиеся формулируют цели и задачи урока. |
Регулятивные УУД: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. |
||||||||
Первичное усвоение новых знаний |
— Давайте посмотрим. Что мы уже знаем. Интерактивная доска: упражнение 1 с. 42 («Электронный учебник») Постановка проблемы. — Назовите в словах парные звонкие и глухие согласные звуки (упражнение 1).
— Назовите оставшиеся согласные звуки. Какие они? (Это непарные звонкие звуки [л], [м], [н], [р], [й’].) — Прочитайте правило в учебнике с. 42. Что вы узнали? (Слайд № 10) Интерактивная доска: упражнение 2 с. 42 («Электронный учебник») — Стёпка, хочешь щец? — Фи! — Назовите в словах парные глухие согласные звуки. -Найдите оставшиеся согласные звуки. Какие они? (Это непарные глухие звуки [х], [ч], [щ’]. — Что интересного Вы заметили в этом диалоге? (Работа в парах) — Прочитайте правило в учебнике с. 42. Что вы узнали? (Слайд № 11) |
— Парные звонкие звуки [д], [з], парные глухие [т], [с]. — Это непарные звонкие звуки [л], [м], [н], [р], [й’]. — Буквы л, м, н, р, й обозначают звонкие согласные звуки. Эти звуки не имеют пары по глухости и называются непарными звонкими согласными. — [С], [т], [п], [к],[ш],[ф]- парные глухие согласные звуки — Это непарные глухие звуки [х], [ч], [щ’]. — Все согласные звуки в словах этого стихотворения – глухие. — Буквы х, ц, ч, щ обозначают глухие согласные звуки. Эти звуки не имеют пары по звонкости и называются непарными глухими согласными. |
Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Познавательные УУД: уметь определять признаки звонких и глухих согласных, уметь выделять звуки в словах, уметь извлекать необходимую информацию из учебника. Коммуникативные УУД: работать в парах; вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов. |
||||||||
Интерактивная доска: упражнение 3 с. 42 («Электронный учебник») — Спишите стихотворение А. Тараскина из упражнения 3. Воробей, чего ты ждешь? Крошек хлебных не клюёшь? — Подчеркните буквы, обозначающие непарные звонкие согласные звуки. — Что Вы знаете о воробьях? — Поработайте в группах. Пофантазируйте, что мог ответить воробей. |
Учащиеся списывают стихотворение. Один ученик подчеркивает буквы, обозначающие непарные звонкие согласные звуки, на интерактивной доске. (Ответы учащихся) |
Познавательные УУД: уметь определять признаки звонких и глухих согласных, уметь выделять звуки в словах, уметь извлекать необходимую информацию из учебника. Коммуникативные УУД: работать в большой группе; вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов; активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке; контролировать свои действия. |
|||||||||
Физминутка |
Физминутка (видеоролик « Друзья») |
Учащиеся выполняют упражнения |
|||||||||
Первичная проверка понимания |
1) Самостоятельная работа в парах. — Ребята, сейчас мы поработаем в парах. Обсудите, пожалуйста, в паре Задание «Лента букв». (раздаточный материал) — Какие буквы пропущены? (Буквы й, с.) — Какие это буквы? (Согласные буквы.) — Какие звуки они обозначают? (Буква й обозначает звонкий согласный звук [й’]; буква с — глухие согласные звуки [с], [с’].) 2) — Отгадайте загадку. Пёстрый, но не луг, В красной шапочке, но не гриб, С крепким клювом, но не клёст, Лечит деревья, но не божья коровка. — Какие слова, помогают догадаться, о каком предмете идёт речь. — Выпиши из слова-отгадки буквы, обозначающие звонкие согласные звуки. Рядом напиши пару — букву глухого согласного, если она есть. — Что Вы знаете о дятле? |
Учащиеся работают в парах. — Пропущены буквы й, с. — Это согласные буквы. — Буква й обозначает звонкий согласный звук [й’]; буква с — глухие согласные звуки [с], [с’].) – Дятел. — Пёстрый, в красной шапочке, с крепким клювом, лечит деревья. — Дятел-[д’] — [т’]; [л]. Учащиеся рассказывают о дятле. |
Познавательные УУД: умение ориентироваться в собственных записях и корректировать их. Коммуникативные УУД: умение работать в парах; вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов; активно участвовать в обсуждениях. |
||||||||
Гимнастика для пальчиков |
— А сейчас мы должны хорошо выполнить разминку, чтобы красиво и правильно делать записи в тетради. — Заведем мотор машины. (вращение кулаков) — Покажите, как работает наше сердце. (сжимание и разжимание рук) — Поднимаемся по ступенькам и спускаемся вниз. (большим пальцем нажимаем на подушки пальцев по порядку) — Раз, два, три, четыре, пять, (сгибаются пальцы по порядку в кулак) и сразу: все пальчики ушли спать. (наклон кулачков) -Вдруг проснулись, потянулись. — Разминку сделали просто замечательно. Теперь наши пальчики и руки будут хорошими помощниками. |
Вращение кулаков. Сжимание и разжимание рук. Большим пальцем нажимаем на подушки пальцев по порядку. Сгибаются пальцы по порядку в кулак. Наклон кулачков |
|||||||||
Первичное закрепление |
1) Работа в группах. (У учащихся на партах раздаточный материал № 2) Интерактивная доска: упражнение 4 с.
…Тук-тук-тук! В глухом лесу на сосне черный дятел плотничает. 2) — Прочитайте стихотворение И. Бунина в упражнении 5 с.43. В глуши лесной, в глуши зеленой, Всегда тенистой и сырой, В крутом овраге под горой Бьёт из камней родник студёный.
-Выпишите из стихотворения трёхсложные слова. Подчеркните в трёхсложных словах буквы, обозначающие непарные звонкие согласные звуки. |
Проверка на интерактивной доске: …Тук-тук-тук! В глухом лесу на сосне черный дятел плотничает. Лапками цепляется, хвостиком упирается, носом постукивает, — мурашей да козявок из – за коры выпугивает. Учащиеся читают стихотворение. — родник студеный — ручей холодный — Учащиеся записывают в тетрадях: Зеленой, тенистой, овраге, студёный. |
Регулятивные УУД: умение работать по заданному алгоритму выполнения конкретного задания; выполнять работу в соответствии с заданным планом; классифицировать информацию. Коммуникативные УУД: умение работать в группах; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. |
||||||||
Подведение итогов урока |
— Наш урок подошёл к концу. -Какие задачи мы поставили в начале урока? (Что надо знать? Непарные и парные звонкие и глухие согласные звуки, буквы, которыми на письме обозначаются непарные и парные звонкие и глухие согласные звуки) (Что надо уметь? Различать непарные и парные звонкие и глухие согласные звуки и писать буквы, которыми на письме обозначаются эти звуки) (Слайд № 12) -Что знаем? -Что умеем? |
Учащиеся анализируют свою работу на уроке. — Знаем: — Буквы л, м, н, р, й обозначают звонкие согласные звуки. Эти звуки не имеют пары по глухости и называются непарными звонкими согласными. Буквы х, ц, ч, щ обозначают глухие согласные звуки. Эти звуки не имеют пары по звонкости и называются непарными глухими согласными. — Умеем: Различать непарные и парные звонкие и глухие согласные звуки и писать буквы, которыми на письме обозначаются эти звуки. |
Личностные УУД: уметь выражать свое отношение к теме, свои эмоции. |
||||||||
Рефлексия |
(Слайд № 13) – Кто или что вам помогало справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? — Что было труднее всего? Расскажите по схеме: узнал Я запомню смог — Оцените свою деятельность на уроке, используя один из цветов: зелёный, красный, жёлтый. — Нарисуйте на полях в тетради зеленый смайлик, если на уроке вы работали хорошо, желтый — могли бы работать лучше, красный- работать не хотелось, было тяжело. |
Учащиеся анализируют свою работу на уроке и делают соответствующие записи в тетради. |
Личностные УУД: уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности. Регулятивные УУД: уметь осуществлять познавательную и личностную рефлексию; не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи. |
||||||||
— Ребята, оцените свою работу на уроке по данной теме с помощью шкал. Посмотрите на доску. На полях начертите шкалы правильности (П), аккуратности (А) и оформления (О). — Ребята, мне понравилось с вами работать! — Спасибо за урок! Вы молодцы! |
Ученики проводят рефлексию. П А О |
6.8: Ферро-, ферри- и антиферромагнетизм
Магнетизм металлов и других материалов определяется орбитальным и спиновым движением неспаренных электронов и тем, как неспаренные электроны выравниваются друг с другом. Все магнитные вещества парамагнитны при достаточно высокой температуре, когда тепловая энергия (kT) превышает энергию взаимодействия между спинами на соседних атомах. Ниже определенной критической температуры вращения могут принимать различные виды упорядоченного расположения.
Наглядное описание упорядочения спинов в ферромагнетизме, антиферромагнетизме, ферримагнетизме и парамагнетизме |
Давайте начнем с рассмотрения отдельного атома в ОЦК-структуре металлического железа. Fe находится в группе VIIIb периодической таблицы, поэтому имеет восемь валентных электронов. Атом продвигается в состояние 4s 1 3d 7 для образования связей.Локализованная картина d-электронов для отдельного атома железа может выглядеть так:
Поскольку каждый неспаренный электрон имеет спиновый момент 1/2, полный спиновый угловой момент, S , для этого атома равен:
\ (S = 3 \ frac {1} {2} = \ frac {3} {2} \) (в единицах h / 2π)
Мы можем представить каждый атом Fe в твердом теле как небольшой стержневой магнит с моментом только вращения S 3/2. Спиновые моменты соседних атомов могут выстраиваться параллельно (↑ ↑), антипараллельно (↑ ↓) или случайным образом.В ОЦК Fe наблюдается тенденция к параллельному выравниванию из-за положительного знака обменного взаимодействия. Это приводит к упорядочению ферромагнетик , в котором все спины в магнитном домене (обычно сотни элементарных ячеек по ширине) имеют одинаковую ориентацию, как показано на рисунке справа. Напротив, отрицательное обменное взаимодействие между соседними атомами в ОЦК Cr приводит к антиферромагнитному упорядочению . Третье расположение, ферримагнитное упорядочение , является результатом антипараллельного выравнивания спинов на соседних атомах, когда магнитные моменты соседей не равны.В этом случае спиновые моменты не компенсируются и возникает чистая намагниченность. Механизм упорядочения подобен механизму антиферромагнитного твердого тела, но магнитные свойства напоминают свойства ферромагнетика. Ферримагнитное упорядочение наиболее распространено в оксидах металлов, как мы узнаем в главе 7.
Намагничивание и восприимчивость
Магнитная восприимчивость твердого тела , · зависит от упорядочения спинов. Парамагнитные, ферромагнитные, антиферромагнитные и ферримагнитные твердые тела имеют χ> 0, но величина их восприимчивости зависит от типа упорядочения и температуры.Мы увидим эти виды магнитного упорядочения в основном среди элементов 3d и 4f , а также их сплавов и соединений. Например, Fe, Co, Ni, Nd 2 Fe 14 B, SmCo 5 и YCo 5 — все ферромагнетики, Cr и MnO — антиферромагнетики, а Fe 3 O 4 и CoFe 2 O 4 — ферримагнетики. Диамагнитные соединения имеют слабую отрицательную восприимчивость (χ <0).
Определения
- H = приложенное магнитное поле (единицы: Генри (H))
- B = индуцированное магнитное поле в материале (единицы: Тесла (Т))
- M = намагниченность, которая представляет магнитные моменты в материале в присутствии внешнего поля H.
Магнитная восприимчивость χ = M / H
Обычно χ дается в молярных единицах в системе cgs :
χ M = молярная восприимчивость (единицы: см 3 / моль)
Типичные значения χ M :
Сложный | Тип магнетизма | χ при 300 К (см 3 / моль) | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
SiO 2 | Диамагнитный | — 3 х 10 -4 | ||||||||
Платина металл | Паули парамагнитный | + 2 х 10 -4 | ||||||||
Gd 2 (СО 4 ) 3 .![]() Обратите внимание, что C не является «константой» в обычном смысле, потому что она зависит от µ eff , эффективного магнитного момента молекулы или иона, который, в свою очередь, зависит от количества неспаренных электронов: \ [\ mu_ {eff} = \ sqrt {n (n + 2)} \ mu_ {B} \]
|