Морфология части речи в русском языке: Морфология (общие понятия) – ҰБТ, Қорытынды аттестаттау және ОЖСБ сынақтарына дайындайтын онлайн жаттықтырғыш құралы

Содержание

Морфология (общие понятия) – ҰБТ, Қорытынды аттестаттау және ОЖСБ сынақтарына дайындайтын онлайн жаттықтырғыш құралы

Грамматика – это раздел науки о языке, в котором изучаются свойства слов, изменение слов, соединение слов в словосочетания и предложения. Грамматика состоит их двух разделов – морфологии и синтаксиса.

Морфология – это раздел грамматики, в котором изучаются слова как части речи. При изучении морфологии одновременно сообщаются сведения о правописании слов – орфографии.

Слов в языке много. Они отличаются друг от друга лексическим значением. Однако все слова можно объединить в группы, которые называются частями речи. Все части речи делятся на две группы: самостоятельные и служебные.

К самостоятельным частям речи относятся:

  1. имя существительное;
  2. имя прилагательное;
  3. имя числительное;
  4. местоимение;
  5. глагол;
  6. наречие.

Служебные части речи – это предлоги, союзы, частицы.

Кроме того, в русском языке есть такая часть речи, которая не относится ни к самостоятельным, ни к служебным. Это междометие.

Каждая часть речи имеет признаки, которые можно объединить в три группы:

  1. общее грамматическое значение;
  2. морфологические признаки;
  3. синтаксические признаки.

Общее грамматическое значение частей речи – это значение слов, одинаковое для одной и той же части речи. Для существительных таким общим грамматическим значением является значение предмета. Так, слова ученик, стол, ветер и др. различны по своим лексическим значениям, но все они обозначают предметы и объединяются в одну часть речи – существительные. Слова прилежный, деревянный, теплый, красивый и др. объединяются в одну часть речи – прилагательные, так как они обозначают признак предмета. Общее грамматическое значение действия отмечается у глаголов: учить, читать, бегать, думать, прыгать и др. Это значение действия предмета.

Морфологические признаки частей речи – это род, число, падеж, время, лицо и др., а также склонение, спряжение или неизменяемость слов. Каждая часть речи имеет свои морфологические признаки. Например, существительные имеют род, склонение, изменяются по числам и падежам, глаголы имеют вид, спряжение, изменяются по числам, наклонениям, временам (в изъявительном наклонении), лицам (в настоящем и будущем времени), родам (в единственном числе прошедшего времени).

Синтаксические признаки частей речи – это роль слов каждой из частей речи в предложении. Например, имя существительное может быть любым членом предложения: подлежащим, сказуемым, дополнением, определением, обстоятельством; глагол является сказуемым, а его начальная форма, инфинитив, может быть любым членом предложения; имя прилагательное в предложениях играет роль определения или сказуемого, а наречия чаще всего бывают обстоятельствами разных видов.

Служебные части речи, в отличие от самостоятельных, не имеют общего грамматического значения, не обладают морфологическими признаками рода, числа, падежа, лица и т. п., в предложении не являются членами предложения. Они служат для связи слов в предложениях и словосочетаниях, связывают однородные члены или части сложного предложения, придают дополнительные оттенки значений словам и предложениям или служат для образования форм слов.

Глава 6. Морфология. Части речи / Как устроен наш язык. Большой справочник по теории для 5-11 классов / Русский на 5

В данной главе:

  • На чём строится классификация слов по частям речи?
  • Части речи
  • Почему в учебниках указывается разное количество частей речи?
  • Служебные – самостоятельные части речи
  • Проба сил. Итоговый тест

§1. На чём строится классификация слов по частям речи?

Морфология изучает грамматическую природу слов и классифицирует их на основе присущих им морфологических признаков. В принципе, возможны самые разные классификации: результат зависит от того, какие признаки заложены в  основу. Поэтому, столкнувшись с классификацией, всегда задумайся, на чём она базируется.

Морфологическая классификация словэто разделение их по классам, которые называют частям речи.
Это комплексная классификация. Она строится не по одному, а по трём признакам:

  • грамматическое значение
  • набор морфологических признаков
  • синтаксическая роль в предложении


Грамматическое значение
– это максимально обобщенное значение, свойственное всему классу слов. Более тонкие различия в значении отражают разряды по значению, которые выделяются для той или иной части речи. Для примера обратимся к существительному. 

Грамматическое значение существительного – «предмет». Оно выражается словами, отвечающими на вопросы: Кто?, Что?
Примеры: Кто?, Что?нога, лампа, сын, Москва, золото, серебро, дворянство, юношество, добро, жадность.
Эти слова, конечно, передают разные значения: конкретные и абстрактные, вещественные, собирательные, собственные. Для морфологии важно, что эти различия в значении выражены на морфологическом уровне. Например, большинство существительных с конкретным значением обычно имеет формы единственного и множественного числа: нога — ноги, а все остальные  — только одну форму: либо единственного числа, либо множественного: Москва  (собственное) – ед.ч., золото (вещественное) – ед. ч., дворянство (собирательное) – ед. ч., добро (абстрактное) – ед.ч.  Но все эти слова одного класса. Они отвечают на одни вопросы, что отличает их от других классов слов, например от глаголов, которые отвечают на вопросы: Что делать?, Что сделать?  и выражают грамматическое значение «действия»: гулять, прыгать, смеяться, драться, учиться.


Морфологические признаки –
это характеристики грамматической природы слов. Для морфологии важно:

  • изменяются слова или нет, 
  • какие наборы форм есть у сло´ва, 
  • какими окончаниями эти формы выражены, 
  • что эти формы выражают.  

Одни морфологические признаки являются общими для нескольких частей речи, например падеж, другие свойственны только одному классу слов, например время. Один и тот же признак может быть неизменяемым, постоянным для какого-либо класса слов и изменяемым у других, как, например, род. У каждой части речи свой набор морфологических признаков. Не зная их, невозможно произвести морфологический анализ слова и понять, что объединяет слова одной части речи и отличает их от слов других частей речи.


Синтаксическая роль в предложении —
это роль, которую слова определённого класса играют в предложении. Важно:

  • является ли слово членом предложения,  
  • какова его роль в грамматическом устройстве предложения.

 

§2. Части речи

 

Внимание:

Пунктир показывает, что причастия, деепричастия и категорию состояния выделяют не все авторы. Подробнее этот вопрос рассмотрен ниже.

Часть речи – это класс слов, объединенных общим грамматическим значением, набором морфологических признаков и синтаксической ролью в предложении. Этот класс слов отличается от других классов совокупностью характеристик.

Логика такой классификации слов русского языка по частям речи является общепринятой.

Также общепринято различать:

  • междометия и немеждометные классы слов,
  • немеждометные делить на служебные и самостоятельные классы слов,
  • среди самостоятельных различать знаменательные и местоименные слова,
  • знаменательные делить на изменяющиеся и неизменяющиеся (наречные),
  • изменяющиеся делить на склоняемые и спрягаемые (глаголы),
  • склоняемые делить далее по типам склонения (существительные, изменяемые по числам и падежам и другие, изменяемые по числам, падежам и родам).

Традиционно выделяют 10 частей речи:

  • Существительные
  • Прилагательные
  • Числительные
  • Местоимения
  • Глаголы
  • Наречия
  • Предлоги
  • Союзы
  • Частицы
  • Междометия

Однако не все авторы школьных учебников придерживаются традиции. В некоторых учебниках выделяется 12 частей речи, а в некоторых – 13

 

§3. Почему в учебниках указывается разное количество частей речи?

Языкознание – наука интерпретационная, т.е. объясняющая.
Конкретные интерпретации языковых явлений зависят от точки зрения автора.
В языке есть такие явления, которые могут быть интерпретированы (объясняться)  по-разному.


Причастия и деепричастия

Вернись к иллюстрации

Линии из точек на схеме показывают особый статус причастий и деепричастий. В зависимости от точки зрения, их либо считают формами глагола, и тогда они входят в часть речи Глагол, либо выделяют как особые части речи. Почему возникли разные толкования?  

Особенность причастий в том, что они сохраняют глагольные признаки, например, вида,  времени, переходности, возвратности, спряжения. Но при этом причастия изменяются особым образом, как прилагательные. Полные причастия — по падежам и числам, а в единственном числе – по родам, а краткие — по числам и в единственном числе — по родам. А деепричастия  вообще не изменяются. 

Интерпретация 1: причастие и деепричастие – это особые формы глаголов.
Начальная форма: глагол в форме инфинитива, т.е. неопределённая форма глагола.
Суффиксы причастий и деепричастий – это формообразующие суффиксы.
Инфинитив возводить,  причастия: возводящий, возводивший, возводимый  и деепричастия: возводя – это только разные формы одного слова возводить.

Интерпретация 2: причастие и деепричастие – самостоятельные части речи.
Начальная форма причастия: форма ед. числа, муж. рода.
Суффиксы причастий и деепричастий – это словообразующие суффиксы.
Инфинитив возводить, причастия возводящий, возводивший, возводимый и деепричастие возводя — разные слова, относящиеся к разным частям речи.


Категория состояния

 Вернись к иллюстрации

Линия из точек на схеме показывает особый статус слов категории состояния. Само название, кстати, тоже непохоже на названия других частей речи. Почему возникли разные толкования?

Давно замечено, что наречные слова весьма разнообразны. Выделяется, в частности, группа наречных неизменяемых слов, которые обозначают состояние лица. Мне холодно, а ему жарко. Это не то же самое, что: громко кричать, тихо смеяться. И значение, и роль в предложении у слов: холодно, жаркогромко, тихо  различаются. 

Интерпретация 1: все эти слова наречия. Среди них выделяется особая подгруппа, которая имеет свои особенности.

Интерпретация 2: наречия и слова категории состояния – это разные части речи. У них разное значение и разная роль в предложении.

В зависимости от позиции авторов в некоторых учебниках выделяется не 10 частей речи, а 12 или 13.


Обсуждаем проблему толкования

Как должны ребята отвечать на вопросы учителей? Как выполнять задания тестов? Как производить морфологический анализ слов? И словообразовательный анализ, кстати, тоже?

Нигде не сказано: разберись сам и сделай выбор, какой из точек зрения придерживаться.  Учебники однозначно утверждают: это так.  Некоторые авторы категорически не приемлют другие точки зрения и прямо заявляют: другая точка зрения ошибочна.То есть взрослые не смогли договориться между собой. Что делать школьникам? У каждого впереди ГИА или ЕГЭ, а у ребят помладше – оба экзамена.

Запомни:

  • как этот материал даётся авторами твоего учебника;
  • по какому учебнику ты занимаешься: выучи фамилии авторов;
  • выполняя задания, не мечись между разными концепциями, действуй осознанно и, главное, последовательно.

Для выпускников: будьте  готовы объяснить точку зрения, которую вы разделяете, и назвать учебник, в которой она представлена. Никто не имеет права считать ее неприемлемой и снижать за нее отметку. В случае недоразумений при оценке ваших знаний, которые возникли в результате разных интерпретаций языковых явлений в школьных учебниках, настойчиво просите разобраться в ситуации. Необходимая информация для защиты есть на этом сайте. 

 

§4. Служебные – самостоятельные части речи

Любому человеку, говорящему на русском языке, понятно, что есть важное различие между служебными и самостоятельными классами слов.

Служебные части речи:

  • Предлоги
  • Союзы
  • Частицы

Самостоятельные части речи:

  • Существительное
  • Прилагательное
  • Числительное
  • Глагол
  • Наречие

Внимание:

 Междометие — особая часть речи. Она не является ни служебной, ни самостоятельной. 

В чем состоит основное различие?

Служебные части речи выражают не самостоятельные значения, а отношения между членами предложения или предложениями либо придают словам и предложениям различные оттенки значения. Они не обладают набором морфологических признаков и не являются членами предложения.

Самостоятельные части речи выражают грамматическое значение, свойственное всему классу слов:

  • Существительные – «предмет»
  • Прилагательное – «признак предмета»
  • Числительное – «число, количество, порядок при счете»
  • Глагол – «действие»
  • Наречие – «признак признака, признак действия»
  • Местоимение – «указание»

Самостоятельные части речи подразделяются на знаменательные и местоимения.
Знаменательные части речи называют предметы, признаки, действия, числа, а местоимения только указывают на них.

 

Проба сил 

Проверьте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест


  1. Какая классификация строится на основании грамматического значения слов, набора их морфологических признаков и синтаксической роли слов в предложении?

    • Членов предложения
    • Частей речи

  2. Может ли один и тот же морфологический признак быть общим у слов разных частей речи?

    • Да
    • Нет

  3. Может ли один и тот же морфологический признак быть изменяемым у одних слов и неизменяемым у других?

    • Да
    • Нет

  4. Могут ли слова одной части речи быть разными членами предложения? 

    • Да
    • Нет

  5. Могут ли слова разных частей речи быть одним членом предложения?

    • Да
    • Нет

  6. Верно ли считать, что знаменательные слова делятся на изменяемые и неизменяемые?

    • Да
    • Нет

  7. Какой частью речи является междометие?

    • Самостоятельной
    • Служебной
    • Ни той, ни другой

  8. Каким частям речи противопоставлено междометие?

    • Служебным
    • Самостоятельным
    • И тем, и другим, то есть всем

  9. Склоняются ли числительные?

    • Да
    • Нет

  10. Спрягаются ли местоимения?

    • Да
    • Нет

  11. Все ли самостоятельные части речи являются знаменательными?

    • Да
    • Нет

  12. Все ли знаменательные части речи являются самостоятельными?

    • Да
    • Нет
Правильные ответы:
  1. Частей речи
  2. Да
  3. Да
  4. Да
  5. Да
  6. Да
  7. Ни той, ни другой
  8. И тем, и другим, то есть всем
  9. Да
  10. Нет
  11. Нет
  12. Да

  

Смотрите также

  • Как изменяются слова в русском языке? (для старшеклассников и тех, кто хочет в этом разобраться)
  • Морфология. Части речи

— Понравилась статья?:)

Морфология русского языка 1: существительные, прилагательные, местоимения

Введение

Учебник «Морфология русского языка 1: существительные, прилагательные, местоимения» предназначен для всех студентов Масариковского университета, а также для тех, кто интересуется русским языком и хочет повысить свой уровень русской грамматики. Учебник содержит теоретическую информацию, охватывающую отдельные грамматические темы и практические задания. В учебник также включены гипертекстовые ссылки на теоретические источники на русском языке и лингвистические средства (языковые корпуса, информационные порталы, электронные словари), позволяющие самостоятельно работать с текстами на русском языке.

Теория представлена ​​в трех языковых версиях: русском, чешском и английском, благодаря чему с учебником могут работать пользователи с разным уровнем владения русским языком (А1 – С1+), а также те, чей язык общения английский. Грамматические явления объясняются с противоположной точки зрения, то есть путем сравнения русского и чешского языков, либо русского, либо английского. Такой подход значительно расширяет направленность учебника: учебник «Морфология русского языка 1: существительные, прилагательные, местоимения» представляет собой не просто описание грамматики конкретного языка (русского), а скорее указывает на тенденции развития современный русский язык в сравнении с другими языками, а также дает основные сведения об историческом развитии русского языка, необходимые для понимания тех или иных грамматических явлений или изменений.

Все задания, указанные в учебнике, разделены на две группы: задания основные (основной тип) , которые обозначены цифрами (1, 2, 3 и т. д.), и задания для самостоятельной работы (повышенной сложности) , которые обозначены цифрой и звездочкой (6*, 7*, 8* и т.д.) — это так называемые задачи со звездочкой. К заданиям базового типа предоставляется ключ с подробным объяснением конкретных изменений. Задания со звездочкой предполагают работу с языковыми корпусами, печатными и электронными словарями или информационными порталами, при выполнении этих заданий необходимо аналитически осмыслить грамматические явления, встречающиеся в современном русском языке, а также работать с экстралингвистическими источниками, например , видео и песни. Некоторые задания, представленные в интерактивной форме , помогают развивать различные виды компетенций и навыков: компетентность обучения, компетентность решения проблем, рабочие навыки, социальные и личностные компетенции.

Помимо прочего, учебник знакомит пользователя с лингвистической терминологией, научными работами, в которых понимается/объясняется тема или грамматическое явление. В конце каждой главы приводится список использованной литературы и интернет-источников.

Последняя глава учебника содержит задания на повторение тем «Существительные», «Прилагательные» и «Местоимения».

Учебник «Морфология русского языка 1: существительные, прилагательные, местоимения» появился в рамках проекта Фонда развития Масариковского университета «Практическая морфология русского языка (обзор и задания)» ( Praktická morphologie ruského jazyka (přehled and cvičení), MUNI/FR/0975/2016) .

Вторая часть учебника «Морфология русского языка 2: числительные, глаголы, неизменяемые части речи».

загрузок

Скачать публикацию в формате PDF
Скачать публикацию в виде файла EPUB

Авторы публикации

Мгр. Анастасия Соколова, к.м.н. Кафедра русского языка и литературы, педагогический факультет, Масариков университет

концепция учебника, подготовка учебника на русском и чешском языках, подготовка упражнений

Личная страница в ИС МУ

Мгр. До н.э. Оксана Трухларжова, Ph.D. Кафедра русского языка и литературы, педагогический факультет, Масариков университет

перевод теоретической части данного учебника на английский язык

Личная страница в ИС МУ

Магистр. Michaela Boháčová Кафедра русского языка и литературы, Педагогический факультет, Масариков университет

подготовка к упражнению в IS (Morfologie RJ AJ ČJ), подготовка ключей к практическим упражнениям

Персональная страница в ИС МУ (проверено)

до н. э. Юдита Фладрова Кафедра русского языка и литературы, Педагогический факультет, Масариков университет

подготовка к упражнению в IS (Morfologie RJ AJ ČJ), подготовка ключей к практическим упражнениям

Персональная страница в ИС МУ (проверено)

Сервисный центр дистанционного обучения MU

Часть пользовательской поддержки ИС МУ факультета информатики МУ

  • Техническая реализация публикации

Домашняя страница сервисного центра Elportál MU

Русская Морфология – Койне-Греческий

Теперь, когда я закончил, условно говоря (в морфонемике еще много дел), работаю над Русской Фонологией. Мои взгляды теперь обратились к морфологии — да, верно, как образуются слова!

Моя русская группа (три пары по два) разделила части речи, чтобы облегчить нагрузку. К сожалению, мы с женой застряли с глаголами. Боже мой, теперь это сложно.

Вот что у меня есть на данный момент:

В русском языке есть только два морфологических времени: прошедшее и непрошедшее. Будущее время либо обозначается вспомогательным глаголом, как мы это делаем в английском языке: «Я , буду завтра идти в банк», либо настоящее и будущее объединяются в одну форму.

В настоящем (т.е. не прошедшем) времени глагол согласуется с подлежащим в личном и числовом значении.

В прошедшем времени глагол согласуется с подлежащим в роде единственного числа и имеет числовое согласие только во множественном числе.

Но по-настоящему серьезной морфологией является деривация (то есть как в английском: зависимый -> в+зависимый = независимый). Русский отмечает Глагольный Вид словообразовательными морфемами (для тех, кто изучал греческий, помните? Аорист «время» отмечает вид совершенного вида — взгляд на действие в целом). Я плохо понимаю русскую систему и уже поражаюсь. Вы берете основной глагол несовершенного вида (то есть глагол, выражающий процесс или состояние), такой как /zat’/ «сжимать», и добавляете к нему префикс, который накладывает на него пространственные/абстрактные ограничения, но также изменяет глагол с несовершенного вида в совершенном виде, например, /отзать/ «выжимать». Разница между ними в том, что вторая форма совершенного вида имеет конечную цель. Его тел. Но это не самая сумасшедшая часть. Затем вы берете этот глагол с префиксом и добавляете к нему суффикс, который снова превращает его обратно в глагол несовершенного вида: /otzimat’/ «выжимать».

Какая между ними разница? Ну а так как /отзать/ совершенного вида, то действие рассматривается как единое целое. Таким образом, полотенце (или что-то еще) было не просто выжато, а полностью и окончательно выжато.

В отличие от этого, /otzimat’/ будет использоваться, когда кто-то начал выжимать полотенце или что-то еще, но а) так и не закончил, б) когда полотенце будет полностью выжато, неизвестно, или в) событие выжимания полотенца — обычное, регулярное событие. Во всех этих случаях действие имеет потенциал быть завершенным , но когда придет этот окончательный вывод, неизвестно или не имеет значения.

Итак, класс, вот ваша викторина. В следующих двух предложениях, какое из них вы бы использовали?

Мужчина выжал полотенце и пошел на работу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *