Литературная характеристика героя: План характеристики литературного героя

План характеристики литературного героя

Главная

 

Средства речевой выразительности

 

Язык художественных произведений

 

Теория литературы

 

Портреты писателей

 

Библиотека сайта

 

Современная литература

 

Зарубежная литература

 

Литературные музеи Санкт-Петербурга

 

Литературный Петербург

 

Петербург в русской литературе

Вариант 1 (для младших школьников).

1. Описание внешности (портрет*).

2. Поведение, поступки героя.

3. Чувства, переживания, мысли.

4. Речь – о чем и как говорит герой.

5. Отношение героя к людям, окружающему, своему делу.

6. Отношение к герою других действующих лиц.

 

Вариант характеристики литературного героя (по очерку И.С.Тургенева «Бежин луг»)

1. Возраст и портрет мальчика.

2. Его роль среди товарищей.

3. История, которую рассказывает герой. Верит ли он в то, что рассказывает?

4. Поведение и поступки мальчика.

5. Авторское отношение к герою.

6. Кто из мальчиков вам запомнился и почему?

 

Вариант 2 (для средней школы).

1. Определение места героя среди других персонажей.

2. Степень участия и его роль в конфликте.

3. Анализ имени.

4. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей.

5. Речевая характеристика.

6. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни как средство самовыражения героя.

7. Семья, полученное воспитание, история жизни. Род занятий.

8. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета.

9. Поступки и мотивы поведения, в которых герой проявляет себя наиболее ярко.

10. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения.

11. Сопоставление с другими персонажами или литературным героем другого автора.

12. Оценка литературного персонажа его современниками.

13. Герой как порождение своей эпохи и выразитель определенного мировоззрения. Определение типического и индивидуального в литературном герое.

14. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.

 

Вариант характеристики литературного героя

Характеристика Митрофана (по комедии Д. И.Фонвизина «Недоросль»)

I. Вступление.

   1. Эпоха, изображённая в произведении.

   2. Проблематика комедии.

II. Основная часть.

   1. Всеохватывающая лень.

   2. Обжорство.

   3. Тупость мысли.

   4. Невежество.

   5. Умение притворяться.

   6. Раболепие перед имеющими власть.

   7. Грубость по отношению к бесправным людям.

   8. Способность к насилию.

   9. Трусость.

   10. Бессердечие.

III. Заключение.

   1. Митрофан – характерное явление эпохи крепостничества.

   2. Значение образа Митрофана в наши дни.
См. подробнее о героях комедии: Комедия Д.И.Фонвизина «Недоросль»
в таблицах (на сайте «Литература для школьников»)

 

План сравнительной характеристики Онегина и Татьяны
(по роману «Евгений Онегин»)

 

Портрет  в литературе – одно из средств художественной характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает свое идейное отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов и манер.

 

вернуться в начало страницы

Урок на тему «Характеристика литературного героя»

Двадцатое марта.

Классная работа.

Эпиграф к уроку:

В человеке должно быть всё прекрасно:

И лицо, и одежда, и душа, и мысли.

А.П. Чехов

Орг. момент, ход урока:

— Здравствуйте, ребята!

— В вашем классе учатся замечательные девочки и мальчики! Умные, опрятные, аккуратные, вежливые, трудолюбивые! Как сказал известный писатель А.П. Чехов «В человеке должно быть всё прекрасно: И лицо, и одежда, и душа, и мысли». Именно эти слова и являются эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку.

— Скажите, пожалуйста, что значит «прекрасно лицо, и одежда, и душа, и мысли»?

— А как называется это описание? (Характеристика)

— Всё правильно! Сегодня мы поговорим на уроке о характеристике… Характеристике литературного героя!

— Запишите, пожалуйста, тему урока в технологическую карту, которая лежит у каждого из вас на столе.

 

1. Тема урока:

ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ

— Как вы понимаете, каково значение словосочетания «характеристика литературного героя»?

— Давайте сравним ваши ответы с понятием, данным в учебнике на стр. 75.

Характеристика литературного героя

выявление особенностей в характере, внешности и речи героя, в его деятельности.

Запишите понятие в свою тех. карту, пожалуйста.

 

2. А сейчас попробуйте по характеристике узнать героя и автора произведения

Характеристика

Герои и автор произведения

1. Женщина эта, необычайно прекрасная, была вся изо льда, из ослепительного, сверкающего льда!.. Глаза её сияли, как звёзды, но в них не было ни тепла, ни мира.

Г.К. Андерсен, Снежная королева

 

2. Месяц под блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.

А.С. Пушкин, Царевна-лебедь

(«Сказка о царе Салтане…»)

3. Бурсаки вдруг преобразились… Их лица, ещё мало загорелые, казалось, похорошели и побелели; молодые, чёрные усы теперь как-то ярче оттеняли белизну их и здоровый мощный цвет юности.

Н.В. Гоголь, Тарас Бульба и казаки

— Что вам помогло узнать героев в данных характеристиках?

— Перед нами представлены полные тексты произведений или их части?

Так и характеристика может быть полной или частичной. Как вы думаете, когда представленная характеристика может быть полной, а когда – частичной?

— Свои ответы сравним с понятиями полной и частичной характеристики на с. 76. Запишите понятия в свою тех. карту.

3. Характеристика героя может быть:

 

Название

Понятие

1.

Полная

на основе всестороннего анализа произведения.

2.

Частичная

на основе анализа отдельной главы или эпизода.

 

Вывод: 1) Какая характеристика представлена в данных примерах из произведений? Полная или частичная?

2) Что описывается в каждой характеристике (главный или второстепенный герой, внешний облик, описание предметов быта \ одежды, история жизни, семья, род занятий, черты характера, анализ имени, авторская характеристика)?

4. План характеристики литературного героя:

1. Определение места героя среди других персонажей (главный или второстепенный).

2. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей.

3. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни как средство самовыражения героя.

4. Семья, полученное воспитание, история жизни.

5. Род занятий.

6. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета.

7. Анализ имени.

8. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения.

9. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.

5. Итог урока: о чём узнали на уроке? с какими понятиями познакомились?

6. Домашнее задание:

Девочкинаписать по 1-5 пунктам плана характеристику Ассоль из повести Александра Грина «Алые паруса».

Мальчикинаписать по 1, 6-9 пунктам плана характеристику Грея из повести Александра Грина «Алые паруса».

Герой – Примеры и определение

Определение Героя

В качестве литературного приема герой может быть определен как главный герой литературного произведения. Термин герой применялся не только в классическом смысле, но и в современной литературе как главный герой рассказа, пьесы или романа.

Этот термин также используется в другом смысле, для прославленных фигур в некоторых древних легендах и героических эпосах, таких как Гильгамеш , Илиада , Беовульф , или Ла Шансон де Роланд . Однако он прошел долгий путь от классических героев Эдипа и Одиссея до Гамлета, а затем и до современных героев, таких как Вилли Ломан. От противостояния монстров до ментальных дилемм герой превратился из привлекательного принца в обычного человека.

Примеры героя из литературы

Пример №1:

Одиссей

Одиссей — главный персонаж гомеровского эпоса «Одиссея». Одиссей также известен под своим латинским именем Улисс. Как царь Итаки, Одиссей был представлен как главный персонаж десятилетней Троянской войны, прославившийся своей борьбой на войне. Одиссей известен своим великолепием, разносторонностью, остроумием и изобретательностью — настолько, что его характеру приписывают эпитет «Одиссей хитрый». Он является лучшим образцом классического героя с нереальной фигурой.

Пример #2:

Беовульф

Беовульф — герой одноименной эпической поэмы на древнеанглийском языке. Эпос состоит из 3182 аллитерационных строк и считается старейшим сохранившимся эпосом в древнеанглийской литературе. Предполагается, что эта длинная поэма была написана между 8 и 11 веками. Как авантюрный герой из расы геатов, который предлагает свою помощь королю датчан в борьбе с монстром по имени Грендель, Беовульф проявляет легендарную храбрость и жертвует своими людьми, чтобы спасти короля. Он сражался с монстром до самой смерти; таким образом достигнув величия в древней поэме и став классическим героем английской литературы.

Пример №3:

Гамлет

Гамлет — герой пьесы Гамлет , написанной Уильямом Шекспиром. Он своего рода современный герой, поскольку сталкивается как с физическими, так и с психологическими дилеммами. Однако он также сродни классическим героям, поскольку он невероятная фигура и потенциальный король Дании после своего дяди Клавдия. Однако он сродни обычному человеку, современному герою, поскольку сталкивается с теми же универсальными дилеммами о жизни и смерти, что и обычный человек. Вот почему Гамлет добился такой популярности, поскольку он представляет собой простого человека, сталкивающегося с общими проблемами, несмотря на то, что он принц.

Пример №3:

Вилли Ломан

Современный герой сведен к обычному человеку, который одновременно страдает от «пращей и стрел» времени и общества. Это потому, что у обычного человека такая же жизнь, как у короля. Поэтому Артур Миллер сделал Вилли Ломана героем своей знаменитой пьесы « Смерть коммивояжера ». Вилли Ломан представляет собой простого человека, который не выдержал давления современного мира и совершает самоубийство. Разница между Вилли Ломаном и Гамлетом заключается в эволюции, которую проходит герой от принца, сталкивающегося с общими проблемами, к обычному человеку, сталкивающемуся с общими проблемами.

Функция Героя

Герой — главный герой повествования. В классическом понимании герой участвует не только в опасных приключениях или войнах, но и в подвигах и подвигах беспримерного мужества и отваги. Он обладает экстраординарными умственными способностями и физическими способностями. Он долго ведет повествование с собой до конца, который обычно является его победой или, в некоторых случаях, его смертью. Однако современный герой играет сложную роль в решении психических дилемм, поскольку он обычный человек, призванный выявить сложные современные психологические проблемы, с которыми сталкивается современный человек.

Этот долгий путь героя от принца до простого коммивояжера внес несколько изменений в повествование, превратив трагедию в трагикомедию, сложную современную трагедию, абсурдные произведения, а затем и современные пьесы. Поэтому образ героя в литературном произведении не только вносит единство в действие, но и выделяет других персонажей при сравнении и противопоставлении их ему. Вот почему герой считается центральной фигурой повествования или пьесы, и даже если героя нет в произведении, его пытаются создать.

сообщите об этом объявлении

герой | Определение, история и факты

Ключевые люди:
Нэнси Уорд
Нэнси Харт
Ханна Эмерсон Дастон
Бетти Зейн
Сибил Лудингтон
Похожие темы:
супергерой
апофеоз
анти герой
богатырь
поклонение герою

Просмотреть весь связанный контент →

герой , в литературе, в широком смысле, главный герой литературного произведения; этот термин также используется в специальном смысле для любой фигуры, прославляемой в древних легендах народа или в таких ранних героических эпосах, как 9.0007 Гильгамеш, Илиада, Бео Вульф, или Ла Шансон де Роланд .

Эти легендарные герои принадлежат к княжескому сословию, существовавшему на ранней стадии истории народа, и превосходят обычных людей в мастерстве, силе и храбрости. Обычно они рождаются для своей роли. Некоторые, подобно греческому Ахиллесу и ирландскому Кухулину (Кухулину), имеют полубожественное происхождение, необычайную красоту и необычайную скороспелость. Некоторые, как англо-саксонский Беовульф и русский Илья Муромец, — темные лошадки, медленно развивающиеся.

Подробнее по этой теме

Индуизм: Рассказы о культурных героях

Героя культуры можно легко уподобить богу, отождествив его с воплощением бога. Итак, великий религиозный…

Война или опасное приключение — обычное занятие героя. Он окружен знатными сверстниками, великодушен к своим последователям и безжалостен к врагам. Помимо своей доблести в бою, он изобретателен и искусен во многих ремеслах; он может построить дом, управлять лодкой и в случае кораблекрушения является опытным пловцом. Иногда он, подобно Одиссею, хитер и мудр в советах, но герой обычно не отличается особой хитростью. Он человек действия, а не мысли, и живет в соответствии с личным кодексом чести, не допускающим каких-либо оговорок. Его реакции обычно инстинктивны, предсказуемы и неизбежны. Он принимает вызов и иногда даже навлекает на себя беду. Таким образом, прямо заявлено, что дух героя кажется чрезмерно простым по меркам более позднего времени. Он похож на ребенка в своем хвастовстве и соперничестве, в любви к подаркам и наградам, в заботе о своей репутации. Иногда он безрассуден и заблуждается, рискуя своей жизнью — и жизнями других — по пустякам. Роланд, например, умирает, потому что он слишком горд, чтобы звать на помощь свой рог, когда он разбит в бою. Тем не менее, герой по-прежнему привлекает искушенных читателей и остается основополагающим влиянием в литературе.

Появление героев в литературе знаменует переворот в мышлении, который произошел, когда поэты и их публика обратили внимание с бессмертных богов на смертных людей, которые терпят боль и смерть, но вопреки этому живут галантно и полнокровно, и творят, их собственными усилиями, минутная слава, сохранившаяся в памяти их потомков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *