Содержание
Урок 37. обобщение знаний о составе слова — Русский язык — 3 класс
Конспект урока.
Русский язык. 3 класс
№ 37
Раздел. Основа слова.
Тема. Обобщение знаний о составе слова.
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме
Знать, что такое приставка, корень, суффикс, окончание основа, находить в словах приставку, корень, суффикс, окончание, основу, выполнять разбор по составу слова, соотносить схему слова с соответствующим словом.
Тезаурус по теме (перечень терминов и понятий, введенных на данном уроке)
Корень, приставка, суффикс, окончание, основа, разбор слова по составу.
- В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык.
3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.
Планируемые результаты
На этом уроке
Узнаем:
- что такое морфемный разбор, или разбор слова по составу;
Научимся:
- находить приставку, корень, суффикс, окончание, основа;
- выполнять морфемный разбор, или разбор по составу;
- соотносить схему слова с соответствующим словом.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Рассмотрим схему. О чём рассказывает данная схема? Составим рассказ на основе заданной схемы.
Как видно, данная схема отражает состав слова. В данном слове есть приставка, корень, суффикс, окончание и основа. На основе заданной схемы можно определить место каждой морфемы в слове. Приставка стоит перед корнем, суффикс стоит после корня, основу составляет приставка, корень, суффикс.
На этом уроке
Узнаем:
- что такое морфемный разбор, или разбор слова по составу;
Научимся:
- находить приставку, корень, суффикс, окончание, основа;
- выполнять морфемный разбор, или разбор по составу;
- соотносить схему слова с соответствующим словом.
Морфемика — это наука о частях слова. Морфемика изучает части слова: приставку, корень, суффикс, окончание, основу.
Для того, чтобы выполнить морфемный разбор слова (разбор по частям слова) нужно определить, какие части есть в слове.
Определим порядок разбора слова по составу.
Как разобрать слово по составу?
- Прочитай и объясни смысл слова. Определи, к какой части речи относится слово. Изменяется оно или нет?
- Найди в слове окончание. Для этого измени слово: поездка, поездки, поездкой. Изменяемая часть – а. Это окончание. Выдели его знаком:
- Выдели в слове основу. Основа – это часть слова без окончания.
Выделим основу:
- Найди в слове корень. Эля этого подбери однокоренные слова (поезди, езда, ездовой), сравни их, выдели общую часть. Это будет корень. Выдели его знаком::
- Найди в слове приставку (если она есть). Для этого подбери однокоренные слова без приставки или с другой приставкой (езда, заезд, приезд). Приставка стоит перед корнем. Выдели приставку.
- Найди в слове суффикс (если он есть). Он стоит после корня и служит для образования слова. Выдели его знаком: .
- Назови все значимые части слова.
Разбор заданий
Укажите все части слова (морфемы).
- Корень, суффикс, окончание.
- Приставка, корень, суффикс, окончание.
- Приставка, корень, суффикс, окончание, основа.
Правильный ответ
Приставка, корень, суффикс, окончание, основа.
Укажите слово, в котором есть суффикс и приставка.
- Лесной
- Столовая
- Прибрежный
Правильный ответ
Прибрежный
Повышенный уровень
Заполните таблицу. Распределите слова в 2 столбика: формы одного и того же слова, однокоренные слова.
Стол, столу, столовая, застолье, столе, столом.
Однокоренные слова |
Формы слова |
Правильный ответ
Однокоренные слова |
Формы слова |
Стол |
столу |
столовая |
столе |
застолье |
столом |
разбор слова по составу: выполняют
рассмотрите фотографии.Кого из спортсменов вы узнали? Расскажите что вы знаете о них?
Спишите слова.определите количество букв извуков в словах..народ культура год человек время дело.
П-О-М-О-Г-И-Т-Е!!!! С-Р-О-Ч-Н-О!!!!!!
Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Определите спряжение глаголов. Произведите морфологический разбор гла
…
голов, отмеченных цифрой «3». Определите тип речи.
С земли ещё не сош…….л( тут есть 3) снег, а в душу уже прос..тся весна. Если вы когда-нибудь выздоравливали( тут есть 3) от тяж…лой болезн…, то вам известно блаженное состояние, когда зам..
ра….шь( тут есть 3) от смутных предчувствий и улыба……ш……ся без всякой причины. По-видимому, такое же состояние переж…ва…т теперь и природа. Земля, холодна, грязь со снегом хлюпа….т под ногами. Солнце свет….т ярко, и лучи его купают…ся( тут есть 3) в лужах.
Речка надува….т……ся, она уже проснулась, и не сегодня-завтра зар…вёт. Деревья голы, но уже ж…вут, дыш…т.
упражнение 478помогитеее ответт
Выпишите из текста глаголы укажите их вид и время
Измените предложения по модели.Модель: Когда Катя училась в университете, она подрабатывала на почте. в университете, патя на почте.1. Мой сын приходи
…
т домой и сразу включает компьютер.2. Олег получил письмо и расстроился.3. Когда читаешь В. Набокова, хорошо представляешь себе жизнь русских эмигрантов. 4. Он уехал из города и никогда не писал своим друзьям.5. Когда она разговаривает с мужем, она чувствует, какие они разные люди.6. Когда Б. Пастернак получил Нобелевскую премию, он стал очень известен в Европе.7. Если ты начал говорить, скажи всё до конца.8. Когда он отвечал на вопросы журналистов, он старался говорить прямо.
Помогите пожалуйста.
пожалуйста помогитес помощью суффиксов чик,ник,тель,арь, ец образуйте как можно больше неодушевленных существительных
Спиши текст вставляя пропущенные буквы укажи время и спряжение глаголов
) … языком, торопись делом. 2) Шила в мешке … . 3) Чужим умом добра … .
4) Из пословицы слова … . 5) Кто любит трудиться, тому без дела … .
…
6) Кто умеет веселиться, тот горя … . 7) … в колодец, пригодится воды напиться. 8) Маслом каши … Вставьте пропущенные глаголы с не СРОЧНО
В каком порядке необходимо выполнять разбор слова по составу (морфемный разбор слова)?
УПРАЖНЯЛОЧКА
(русский язык)
Класс
Состав слова.
Что такое окончание?
Окончание — это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.
Как найти окончание?
Чтобы найти окончание, надо изменить слово по числам или по вопросам, то есть изменить форму слова. Изменяемая часть и будет окончанием.
Каким может быть окончание?
Окончание в слове может быть нулевым, то есть таким, которое не выражено звуками.
Что такое корень?
Корень — это главная часть слова. В корне содержится основное значение слова. Корень — это общая значимая часть всех родственных слов.
Какие слова называются однокоренными или родственными?
Слова, имеющие общий корень, называются однокоренными или родственными словами.
Как убедиться, что корень в слове найден правильно?
Чтобы убедиться,что корень в слове найден правильно, нужно подобрать родственные слова. Обязательно при подборе слов обратить внимание на лексическое значение слов.
Что такое приставка?
Приставка — это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
Какие приставки вы знаете?
в- с- пере-
во- со- при-
вы- по- пре-
о- под- про-
об- подо- раз-
обо- на- у-
над- за-
от- до-
ото- из-
Как пишутся приставки?
Приставки пишутся со словами всегда слитно и одинаково, независимо от произношения.
Что такое суффикс?
Суффикс — это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
Какие суффиксы вы знаете?
-ок- -чик- -чик-
-ек- -щик- -щиц-
-ик- -ик- -иц-
-очк- -ин- -ниц-
-ечк- -ист- -к-
-оньк- -ец-
-еньк- -тель-
-ушк-
-ешк-
-ышк-
Чем суффикс отличается от приставки?
Суффикс отличается от приставки расположением в слове. (для проверки подбери еще несколько слов с таким же суффиксом).
КАРТОЧКА №1
Выдели окончания:
Лучи, луча, к лучу, у луча.
Землю, о земле, землей, на земле.
Солнце, солнца, к солнцу, на солнце.
Река, у реки, по реке, реку.
КАРТОЧКА №2
Измени слова так, чтобы они обозначали много предметов. Запиши. Выдели окончания.
Туча – тучи,
абрикос- ____________ , ананас — ______________,
арбуз — _____________, барсук — ______________,
берег — _____________, бегемот — _____________,
бутерброд — ___________, велосипед — ___________ .
КАРТОЧКА №3
Из данных слов составь и запиши предложение. Выдели окончания.
Орлы, гнёзда, на, вьют, скалах.
________________________________________________________________________________________________________________
КАРТОЧКА №4
Выдели основу слова в словах:
Уроки, бумага, партах, дети,
фигурки, животных, ёлку, бумажные, звери.
КАРТОЧКА №5
Образуйте слова с помощью приставок НА-, ПО-, ВЫ-,ЗА-, С-, ПЕРЕ-, ПРО-, ДО-, ОБ-, В-, ПРИ-.
Ходить, читать, играть, думать.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________
КАРТОЧКА №6
Прочитай. Подумай, какие в словах пропущены приставки. Вставь и выдели приставки.
Мама ….шла с работы. Папа ….шёл утром на фабрику.
Ко мне ….шли мои друзья. Мы ….шли вместе на улицу.
КАРТОЧКА №7
Допиши приставки:
Тёмная туча ….крыла солнце. ….дул резкий ветер. …сверкала молния и ….лил дождь. Ребята …. бежали домой. Они ….мокли до нитки.
КАРТОЧКА №8
Допиши приставки:
….ходить в комнату, ….ходить из комнаты, …..ехать в другой дом, ….ехать к бабушке, ….ехать за мамой на работу, ….плыть до берега, ….плыть всё озеро.
КАРТОЧКА №9
В однокоренных словах выдели приставку и корень.
И под каждой берёзой – гриб подберёзовик.
И под каждой осиной – гриб подосиновик.
КАРТОЧКА №10
В однокоренных словах выдели приставку и корень.
Бабушке Варварушке я связала варежки,
Думала – подумала, ей дарить раздумала.
Отошлю на фронт бойцу, вдруг достанется отцу.
КАРТОЧКА №11
Объясни, от какого слова образовано каждое слово и что оно называет.
домашняя дворовая
гром домик
дворик громыхать дворник
домовая дворняжка
Выпиши родственные слова группами.
Дом,_______________________________________________
Двор,_______________________________________________
Гром,_______________________________________________
Выдели корень родственных слов. Объясни, по какому слову можно проверить написание безударных гласных корня в каждой группе родственных слов.
КАРТОЧКА №12
Объясни, от какого слова образовано каждое слово.
глазок зубастый больной глазной
больница зубной глазище
зубок глазастый болеть глазунья
Запиши каждое из этих слов рядом с тем словом, от которого оно образовано. Выдели дугой корень в однокоренных словах.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
КАРТОЧКА №13
Прочитай. Найди лишнее слово. Только в однокоренных словах выдели корень.
Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето.
Золото, позолота, зола, золотистый.
Гористый, гора, горчица, горная.
КАРТОЧКА №14
Выдели суффикс. Придумай слово с таким же суффиксом.
Столик – гвоздик, сынок — ____________ ,
диванчик — ______________ , учитель — ___________ ,
маленький — ___________ , осенний — ___________ ,
медвежонок — ____________, стульчик — ___________,
котище — ___________ , доброта — ___________ .
КАРТОЧКА №15
Найди слова, в которых есть суффикс. Суффикс выдели.
Выходной, лесник, дома, бежит, длинная, подберёзовик, снега, снежки, заморозки, ходит.
КАРТОЧКА №16
Подчеркни лишнее слово. Выдели суффикс.
1) Сладенький, вкусненький, тортик.
2) Бежала, смотрели, писала.
3) Пленник, мостик, странник
4) Каменщик, бурильщик, учитель.
5) Берёзка, лопатка, палка.
КАРТОЧКА №17
При помощи суффиксов образуй новые слова.
Костюм – костюмчик , узор — ____________ ,
хранить — __________ , мороз — ____________ ,
стул — __________ , дом — ____________ ,
зима — __________ , снег — ____________ ,
лес — __________ , вечер — ____________ ,
школа — __________ , сад — ____________ .
КАРТОЧКА №18
Разбери слова по составу:
Подорожник, поход , тропинка , грибок , цветочки , зимушка школьный , городской , соседская , машинка .
КАРТОЧКА №19
Разбери слова по составу:
Зимнее , подстаканник , морской , заморозки , связка , прорубь , посадка , перевязка , перегородка , вырубка .
КАРТОЧКА №20
Разбери слова по составу:
Бесстрашный , шумный , кровный , безвкусный , грамотный молоток , рябиновый , шапочка , листик .
Состав слова. Корень — начальные классы, уроки
Технологическая карта урока
Ф.И.О. Мамайкина И.А.
Предмет: русский язык
Класс: 3
Тип урока: усвоение новых знаний.
Тема: Корень слова
Цель:
1.Актуализировать знания: о понятии «корень слова» с опорой на смысловую связь однокоренных слов и общность написания корней; об алгоритме проверки безударных гласных, парных и непроизносимых согласных.
2.Ввести: понятие «чередование согласных в корне слова»; правила о написании корня в однокоренных словах.
3. Научить: выделять графически корень в родственных словах; раскрывать смысл понятия «чередование согласных в корне слова» и обосновывать своё мнение; писать корни с чередованием согласных; раскрывать смысл правила о написании корня в однокоренных словах и обосновывать своё мнение; подбирать однокоренные проверочные слова к орфограммам в корне слова; образовывать однокоренные имена прилагательные и глаголы; писать слова с изученными орфограммами; выполнять учебное задание, используя правило; действовать по правилам сотрудничества, принимая во внимание позиции партнёров.
Задачи:
Образовательные: формировать понятие «корень слова», «однокоренные слова»; развитие умения распознавать и подбирать родственные слова ,учить выделять и характеризовать корень;
Развивающие: развивать речь учащихся, расширять кругозор;
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету.
УУД:
ЛичностныеУУД: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности.
Регулятивные УУД: выполнять учебное задание, используя правило.
Коммуникативные УУД: действовать по правилам сотрудничества, принимая во внимание позиции партнёров.
Познавательные УУД: определять чередование в корне однокоренных слов и обосновывать своё мнение; раскрывать смысл правила о написании корня в однокоренных словах и обосновывать своё мнение.
Планируемые результаты: определять группы родственных слов и выделять корень графически; писать корни с чередованием
согласных; образовывать однокоренные имена прилагательные и глаголы; подбирать однокоренные проверочные слова к орфограммам в корне слова; писать слова с изученными орфограммами.
Формы урока: фронтальная, индивидуальная, групповая
№
Дидактическая
структура
урока
Содержание
Деятельностьучителя
Деятельностьучеников
1.
Организационный момент
Начинаем наш урок.
Работаем старательно, слушаем внимательно. Урок я хочу начать с пословицы. Как вы ее понимаете?
Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
Сегодня мы продолжим раскрывать тайны русского языка. Мы многое повторим, узнаем что–то новое, обобщим то, что уже знаем.
Учитель приветствует, настраивает детей на урок
Проверка готовности рабочего места.
Приветствие учителя. Эмоциональная отзывчивость на приветствие учителя.
2
Актуализация знаний
Сос тав сло ва
Что вы можете сказать? (Слова разделены на слоги, тема урока «Состав слова»)
Как устроено слово, что в нем есть? (Приставка, корень, суффикс, окончание, основа).
Слова можно разобрать, собрать, из частей слова можно образовать новые слова. Установи порядок. (Приставка, корень, суффикс, окончание, основа).
Орфографическая минутка
Посмотрите на доску, в каких словах пропущены буквы, объясните орфограммы. Постарайтесь собрать из слов предложение:
Мы, пров_рять, на, уроке, думать, будем, п_сать.
На уроке мы будем пИсать, думать, провЕрять.
Запишите предложение, подчеркните главные члены предложения.
Почему после слов стоят запятые? Докажите, что — это однородные члены предложения. (Относятся к одному и тому же члену предложения и отвечают на один и тот же вопрос)
Словарная работа
(Слайд 2) В данной цепочке спряталось новое словарное слово.
КРЬВЕТЕРОЕН
Что такое ветер?
(Слайд 3) Ве?тер — движение воздуха в горизонтальном направлении.
Подуйте на ладошки.
Запишите слово, подчеркните безударную гласную. Запомните написание слова.
Индивидуальная работа по каллиграфии (письмо слогов с разным видом соединений). Оцените свою работу: правильность выполнения, аккуратность выполнения (отметка значком на линеечке).
Организует орфографическую минутку
Знакомит с новым словарным словом
Учащиеся выполняют работу на карточках,
оценивают свою работу.
Делают выводы
Записывают предложение, подчеркивают главные члены, выделяют орфограммы
Записывают слово, подчеркивают безударную гласную, запоминают написание слова.
Дуют на ладошки
3
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
(Слайд 4) У нас остались буквы, соберите слово. Подсказка: загадка.
Я у дуба, я у зуба,
Я у слов и у цветов.
Я упрятан в темноту
Я не вверх, а вниз расту. (Корень)
(Слайд 5)-О каких значениях корня говорится в тексте загадки? (Сообщение)
Сколько значений у слова корень? Какой вывод можно сделать? (Многозначное слово)
Какую цель мы поставим на урок?
Обозначим проблемные вопросы:
(Слайд 6) 1) Что такое корень?
2) Роль корня в слове.
3) Как выделить в слове корень?
4) Однокоренные слова
Читает загадку, обозначают проблемные вопросы
Отгадывают загадку.
Ученик читает значение слова «корень» из толкового словаря.
Определяет цели урока, обозначают проблемные вопросы.
4
Первичное усвоение новых знаний.
Много лет назад появилось на свете слово «сад». Нашли его люди и думают, что же с ним делать. А слово говорит: «Посадите меня, я разрастусь в большое красивое дерево». Люди так и сделали. Стало это слово расти. Много родственников появилось, все они похожи. Посмотрели люди, сравнили и увидели, что есть у слов одна общая часть и решили назвать её корнем. И правильно сделали: от нее как от корня дерева образуются (растут) новые слова родственники. Корень как сердце в слове.
На парте у каждого дерево. Запишите слова с корнем САД.
Какие слова у нас получились?
(Слайд 7) , посмотрите на слова, которые «выросли» на этом дереве. Самопроверка.
Как в сказке называются эти слова? (родственниками)
Близки ли по значению эти слова?
Что общего у этих слов (общая часть – сад-)
Как называется эта часть? (корнем).
Поэтому у родственных слов есть другое название – …однокоренные.
Итак, сформулируйте вывод о том, какие слова называются однокоренными.
Что такое корень слова?
Откройте учебники на странице 94 и прочитайте правило. Правильно мы ответили на вопрос?
Читает текст
Слушают, выполняют задание: подбирают однокоренные слова к слову «сад». Самопроверка.
Делают вывод, читают правило.
5
Физминутка
Веселая зарядка
Проводит физминутку
Учащиеся выполняют движения на релаксацию.
6
Первичная проверка понимания
(Слайд 8) Чтобы правильно выделить корень, что мы должны сделать? (Нужно подобрать как можно больше родственных слов и посмотреть, какая часть в них является общей).
Стихотворение «Родственники».
— Кто вы такие?
-Я – гусь. А я –гусыня. А это наши гусята.
-А я их тетя гусеница.
-Ребята , вы согласны?
Вывод делают дети: -Важно вдуматься в смысл слова.
Давайте составим алгоритм определения корня слова
Алгоритм определения корня слова
1-й шаг. Подумай над значением слова.
2-й шаг. Подбери родственные слова.
3-й шаг. Выдели общую часть.
Работа по учебнику. Упр.159
Первые вариант в столбик выписывают родственные слова (чудо, зелень). Выделить корень
Второй вариант в столбик выписывают родственные слова (гнёзда, тигр). Выделить корень. (Взаимопроверка)
Сделайте вывод о корне. (В корне заключен смысл слова. Это главная часть слова. От него образуются другие слова).
Читает стихотворение, проверяет алгоритм, организует детей на выполнение упражнения
Слушают стихотворение, анализируют, делают вывод.
Выполняют упражнение, проверка.
7
Первичное закрепление
Игра «Исключи лишнее»
Задание: из каждой строчки найди однокоренные слова, обозначь в них корень, «лишнее» слово зачеркни
1 вариант: Белка, беленький, белить.
Водяной, вода, водить.
Лист, лиса, лисёнок.
Лось, лоскут, лосёнок.
Храбрый, смелый и смельчак.
2 вариант: Моряки, морской, моржи.
Корень, коренной, коржи.
Холод, холмик, холодок.
Горка, горный, городок.
Школа, школьник, ученик.
Организует игру «Четвертый «лишний»
Работают на листочках, из каждой строчки ищут однокоренные слова, обозначают корень.
8
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Подобрать однокоренные слова к словам: зима, земля, выучить правило
Объясняет домашнее задание
Записывают в дневник
9
Рефлексия
Что нового вы узнали на уроке?
Что мы сегодня повторили?
На листочках напишите.
Как называется тема нашего урока?
Какое задание показалось самым трудным?
Какое самым интересным?
Организует рефлексию
Дописывают предложения
Корень слова : многокоренные, однокоренные слова
Каждый школьник должен знать, что такое корень слова, чтобы суметь правильно и грамотно писать, а также выполнять морфемный разбор основных речевых единиц. Русский язык очень богат и разнообразен. И на сегодняшний день в нем зарегистрировано более 4000 корней вне зависимости от части речи, рода склонения, падежа и других словесных характеристик.
Что собой представляет корень слова
В русском языке есть такое понятие, как морфема. Под ним понимается основные, значимые частицы слова. Выделение этих частей необходимо для определения лексического и грамматического значения речевой единицы. Чтобы определить лексический смысл и выделяется корень слова.
Самая значимая частичка слова – его корень, вычленить корень в слове – значит понять его суть, определить значение. Любая речевая единица может существовать без таких компонентов, как суффиксы, или приставки, но без основы это просто совокупность символов без всякого смысла. Бывают слова, которые содержат в себе несколько таких основ, их может быть две или три, или даже более.
Пример: если взять два слова – небосвод и поднебесье. В данных словах имеются приставка, корень, суффиксы, окончания. Однако основа и в том и в другом случае указывает на основное слово – небо. Если в данных словах опустить корень слова, смысл будет потерян.
Что такое однокоренные слова
Однокоренными в русском языке называются слова, которые имеют единый корень и схожи по смыслу.
Пример 1
Камень-окаменевший-каменный
Данные слова считаются однокоренными, так как главная морфема у всех одинаковая (камен), и смысл примерно одинаковый. Все они описывают предметы или дают им характеристики, которые так или иначе связаны с камнем.
Бывают слова, которые имеют главную морфему, которая одинаково пишется, однако смысл совсем разный. В таких ситуациях нельзя утверждать, что речь идет об однокоренных речевых единицах.
Пример 2
Карточка-картонный.
В данном случае речь идет о совершенно разных предметах, не объединенных общим смыслом.
Как правильно определять корень слова
На самом деле выделять главную морфему в речевых единицах довольно легко. Для этого необходимо выполнить довольно простой алгоритм действий.
Подобрать к исходному слову как можно больше родственных.
При этом необходимо руководствоваться главным критерием – наличие общего смысла.
Например: гриб—грибник-грибной.
Все эти слова связаны не только одинаковой главной морфемой, но и единым смыслом. Прочитав каждое из них можно понять, что речь идет о грибах.
В некоторых словах значение одинаковое, на иногда корень слова несколько разный – одна буква заменяется на другую. Такое явление в русском языке носит название чередования согласных.
Например: видеть-вижу.
Здесь буква «д» замещается буквой «ж». Смысл при этом не меняется, однако корни несколько отличаются. Правильность написания таких чередующихся основ зависит от того, куда падает ударение, в какой части речевой единицы расположена чередующаяся буква, какое лексическое значение несет основная морфема.
Далее в каждом из собранной группы речевых единиц необходимо найти корень — общую часть.
Например: море, морской, мореплаватель.
Данную группу речевых единиц объединяет главная морфема «море».
Обозначить выделенную часть соответствующим значком.
Для обозначения основной морфемы в русском языке принято использовать значок дуги.
Правила русского языка указывают на то, что однокоренные слова могут относиться к различным частям речи, могут быть разного рода, числа и падежа.
Чтобы точно определить данную морфему, необходимо четко определить смысл слова. Некоторым для того, чтобы определить морфему слова, проще убрать лишние составляющие – приставки, суффиксы, окончания и выделить оставшуюся основу.
Корень – это морфема, которая совсем не обязательно дополняется другими морфемами – приставками, суффиксами или окончаниями. Она может использоваться как с ними, так и самостоятельно.
Например: вода-водичка-водянистый.
Как правильно сформировать группу однокоренных слов
Главный критерий построения цепочки – единый смысл. При этом однокоренными не будут считаться различные формы и вариации одного и того же слова. Все речевые единицы, собранные в одной группе должны быть разными, но схожими по смыслу. Если сравнить главные морфемы всех составляющих одной группы, они, скорее всего, будут отличаться, но все равно будут считаться однокоренными.
Например: дорога-дорожный—бездорожье.
Чтобы правильно подобрать нужные родственные слова, можно к основной смысловой морфеме добавить приставку, суффикс, либо окончание. В итоге получиться новое слово, которое и будет называться однокоренным исходному.
Основные правила построения слов
В русском языке абсолютное большинство речевых единиц построено при помощи комбинации основной морфемы и дополнительных.
Основные виды сочетания морфем
- Корень + суффикс + окончание.
- Приставка + корень + окончание.
- Приставка + корень + суффикс + окончание.
- Приставка + корень + суффикс + суффикс.
Однокоренными не являются речевые единицы, в которых главная морфема представлена идентичным по смыслу основанием, но имеющим разное окончание. Также к родственным словам не относят слова, которые называются омонимами. Это слова, имеющие абсолютно идентичное основание, но совершенно различное значение.
Что такое коренная орфограмма
Орфограммой называют те словесные участки, которые наиболее подвержены допущению ошибок. Несмотря на то, что часто для определения правильности написания подбираются однокоренные проверочные слова, в основе тоже допускаются ошибки.
Именно после подбора проверочных слов легко обнаружить ту часть основы, которую нельзя проверить, если таковая вообще имеется. Для того, чтобы определиться с правильностью написания, рекомендуется гласную букву сделать ударной.
Разновидность основных морфем
Разновидность |
Характеристика |
Свободные | Это разновидность оснований, которые вполне могут использоваться в русском языке, как самостоятельные слова, без суффиксов, окончаний и приставок. |
Связанные | Основания не могут использоваться как отдельные слова и существовать в русском языке без суффиксов, приставок и окончаний. |
Что такое много коренные слова
Много коренные слова – это речевые единицы, в которых присутствует более чем один корень. В них может два корня, три корня, а иногда и более. Для определения основы в данных словах следует выделить смысловые блоки. Например: водопад (падает вода), водопровод (проводит воду). После этого легко можно определить корни – они являются смысловыми блоками.
Например: водохранилище, микроволновка.
В данных словах присутствует по два корня.
Такое понятие, как корень слова, знакомо всем со школьной скамьи. Это основа речевой единицы, ее суть и смысл. Именно корень заключает в себе лексический смысл. Подбор родственных, однокоренных слов помогает безошибочно определять корень, разбирать на морфемные составляющие. Чаще всего именно словесная основа определяется в последнюю очередь.
В русском языке существует лишь одно единственное слово, в котором не представляется возможным обнаружить основу. Это слово «вынуть».
Все остальные речевые единицы не могут существовать без корней.
Разбор слова по составу
Разбор слова по составу — это выделение частей, из которых оно состоит.
Основным приемом при разборе слова является подбор его форм (для выделения окончания), одноструктурных слов (для определения суффиксов и приставок) и однокоренных слов (для нахождения корня). Целесообразно при выделении той или иной морфемы определять ее грамматическое значение. На первых порах при освоении данного вида лингвистического анализа полезно даже записывать характеристику каждой части слова.
Основа — это часть изменяемого слова без окончания. В основе слова заключено его лексическое значение.
Окончание — это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.
Примечания:
- Чтобы выделить окончание, надо изменить слово.
- Неизменяемые слова окончаний не имеют.
Корень — это главная часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными.
Суффикс — это значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов.
Примечание.
Суффиксы могут служить для образования форм слов.
Приставка — это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов. Приставки образуют слова с новым значением.
Порядок разбора слова по составу.
- Определить слово как часть речи.
- У изменяемого слова найти окончание и определить его значение. Правильность выделения окончания проверить его изменением.
- Указать основу слова.
- Выделить корень (для этого нужно подобрать однокоренные слова) или корни в сложных словах.
- Выделить приставки и суффиксы (если они есть). Правильность выделения морфем доказать подбором слов с другим корнем, но с этими же приставками и суффиксами.
Другие заметки по русскому языку и литературе
Порядок разбора |
Особенности выделения морфемы |
Примеры |
окончание |
Чтобы выделить в слове окончание, определяем часть речи. Следует помнить, что у неизменяемых слов (н-р: несклоняемые имена существительные, наречия) нельзя выделить окончание. Затем изменяем форму слова ( у сущ.: изменяем число, падеж, у прил.: род, число, падеж.; у глаг.: время, число, род или лицо). Помни, что у неопределенной формы глагола есть показатель ть, ти–(суффикс/окончание), договорились выделять . Изменяемая часть слова- Если окончания в данной форме нет, но оно может проявиться- это нулевое окончание. |
Лес, лес-а, лес-у… Морск-ой, морск-ая, морск-ие, морск-ого; Гулял, гулял-а, гулял-и… |
основу |
Часть слова без окончания- основа. Выдели основу |
Морск-ой, лесник- |
корень |
Чтобы определить в слове корень, подбираем родственные (или однокоренные слова). |
Лесник-лесной, лесовик- лес-лесок Корень ЛЕС |
приставку |
( Если она есть), стоит вначале слова (попробуйте ее отбросить или заменить, а потом проверьте, есть ли такая приставка в других словах.) Приставки служат для образования новых слов. |
Расчёска образовалось от чесать, рас- можно заменить: при-ческа, кроме того, рас- употребляется в других словах: рас-пределить, рас-пил и т.д |
суффикс |
(Если есть), стоит после корня, их может быть несколько, приведи примеры других слов с тем же суффиксом. |
Например слово «грузовик», корень груз, оставшуюся часть пробуем разделить: грузов-(ой)/-ик, -ик-это суффикс, он употребляется в других словах: мост-ик, двор-ик; -ов- тоже суффикс, так в словах: сосн-ов-ый, порт-ов-ый |
Определение перформанса Merriam-Webster
по · форме
| \ pər-ˈfȯrm
, pə- \
выполнено; исполнение; выполняет
переходный глагол
1
: соблюдать условия : выполнять
выполнять контракт
3а
: формально или в соответствии с предписанным ритуалом.
б
: для представления : настоящего
Выполнить определение и значение | Словарь английского языка Коллинза
Примеры ‘исполнить’ в предложении
выполнить
Эти примеры были выбраны автоматически и могут содержать конфиденциальный контент. Читать далее…
Некоторые большие города действительно плохо работают.
Times, Sunday Times (2016)
Удача строит семью, которая вместе пишет и исполняет музыку.
The Sun (2016)
Не может быть совпадением, что такие университеты показывают относительно низкие результаты в национальных опросах студентов.
Times, Sunday Times (2016)
Удача помогает друзьям, которые обожают вместе исполнять музыку.
The Sun (2016)
И у вас отличные нервы и способность вспоминать факты, которые помогают вам хорошо выполнять тесты.
The Sun (2016)
Мы работали хорошо, но не могли получить результаты.
Солнце (2016)
Если они выступают, они играют.
Times, Sunday Times (2016)
Рассказы, которые вы рассказываете, или музыку, которую вы исполняете, могут найти более широкую и богатую аудиторию и сделать возможной новую карьеру.
The Sun (2016)
Это правильно, учитывая, что стимулы должны быть для игры и выступления, а не для отдыха или просмотра.
Times, Sunday Times (2016)
Его возвращение в RSC через 23 года вернуло его к последней пьесе, которую он здесь играл.
Times, Sunday Times (2016)
Подробнее …
Эти фонды стабильно плохо работают в течение последних трех лет?
Times, Sunday Times (2016)
Мы также обнаруживаем влияние исполнения этих пьес.
Times, Sunday Times (2014)
Такие чувства могут быть связаны с неспособностью хорошо выступать в играх или в академических исследованиях.
Эйкен, Ник, работающий с подростками (1994)
Писательское дело — это одинокий бизнес, поэтому выступать перед публикой по всей стране — это весело.
Солнце (2014)
Когда вы впервые начали писать и исполнять музыку?
The Sun (2007)
Но он сказал, что инспекции помогли переломить плохо выполняющиеся операции.
Солнце (2016)
Эту пьесу можно было бы поставить на иностранном языке, но она оставалась такой же сильной.
Times, Sunday Times (2011)
Он сказал, что те магазины, которые уже были отремонтированы, работают хорошо.
Times, Sunday Times (2007)
Это может пройти весь путь от ведения бизнеса до выступления перед аудиторией.
Солнце (2012)
А как насчет записей богослужений, в которых исполняется музыка, защищенная авторским правом?
Христианство сегодня (2000)
Это означало, что у нас был целый ряд пьес, которые мы поставили.
Макс Артур Потерянные голоса эдвардианцев: 110 словами «Мужчины и женщины, которые были»
Там (2006)
Она устраивала своих кукол в качестве публики и устраивала для них шоу.
The Sun (2011)
Те, кто дольше занимался музыкой, показали лучшие результаты в тестах.
Солнце (2013)
Сложите две пары вместе, чтобы у каждой пары была своя аудитория.
Bain, Roly Fools Rush In — Call to Christian Clowning (1993)
Поиски исполнить музыку в стиле барокко в том виде, в каком она была, продолжается.
Times, Sunday Times (2010)
Но когда он выступает, возникает представление о том, что могло бы быть, если бы у него было больше возможностей.
Times, Sunday Times (2011)
Это означает, что, когда один актив работает плохо, высока вероятность того, что другой будет хорошо работать.
Times, Sunday Times (2012)
Многие компании работают очень хорошо и рассматривают спад как возможность, так и вызов.
Times, Sunday Times (2009)
Это было одним из волнующих моментов в моей жизни, когда одна из моих пьес была поставлена в таком прекрасном театре.
Times, Sunday Times (2008)
Это наиболее зрелищное исполнение в одном из многочисленных туннелей региона.
Times, Sunday Times (2015)
С тех пор фанаты надеялись, что все пятеро однажды снова выступят вместе.
The Sun (2009)
Они не сказали нам, насколько плохо Англия выступит.
Times, Sunday Times (2010)
Ожидается, что вы войдете и будете работать очень хорошо и быстро.
Times, Sunday Times (2010)
Никто не осмеливался выполнять это в течение 15 лет.
Times, Sunday Times (2014)
Он плохо учился в школе, но работал на нескольких работах в свои 20 лет.
Times, Sunday Times (2013)
определение выполнения в The Free Dictionary
выполнить
разгрузка, выполнение, транзакция; выполнять; действовать, играть или петь: рок-звезда выступает перед тысячной аудиторией каждый раз, когда появляется; выполнять команду: выполнять свои обязанности
Не путать с: преформа — предварительно придать форму или придать форму; принять решение заранее: составить мнение
Оскорбленные, запутанные и неправильно используемые слова Мэри Эмбри Авторские права © 2007, 2013 Мэри Эмбри
per · form
(pər-fôrm ′)
v. исполнено , исполнено , исполнено
в. тр.
1. Начать и довести до завершения; делать: Хирург провел операцию.
2. Принять меры в соответствии с требованиями; выполнять: выполнять свои договорные обязательства.
3.
а. Разыгрывать (подвиг или роль) перед аудиторией.
б. Сделать публичную презентацию; присутствует: Моя театральная группа поставила спектакль в трех действиях.
v. внутр.
1. Для работы или выполнения чего-либо, как ожидалось или требовалось: автомобиль, который хорошо ведет себя на поворотах; работники не работают на должном уровне.
2. Чтобы получить возврат инвестиций: акции, которые показали хорошие результаты.
3. Чтобы изобразить роль или продемонстрировать умение перед аудиторией: жонглер выступал на одноколесном велосипеде.
4. Чтобы представить публике драматическое или музыкальное произведение или другое развлечение.
[Среднеанглийские исполнители, от англо-нормандского исполнителя, от старофранцузского парфорнира: par-, интенсивный прив. (от латинского per-, per- ) + fournir, для отделки ; см. , композиция .]
в формуляре прил.
исполнитель н.
Синонимы: выполнить , выполнить , выполнить , достичь
Эти глаголы означают выполнение до завершения.Чтобы выполнить , означает выполнить действие, мероприятие или процедуру, часто с большим умением или осторожностью. Венчание совершил капитан корабля. В лаборатории регулярно проводятся лазерные эксперименты.
Выполнение подразумевает выполнение задачи или реализацию чего-либо в соответствии с планом или замыслом: «Исполнение законов — королевская должность; выполнять приказы — не быть королем» (Эдмунд Берк).
Достичь означает успешное завершение чего-то, часто требующего упорства или таланта: «Сделайте один смелый рывок и посмотрите, чего можно достичь за неделю» (Роберт Льюис Стивенсон).
Для достижения — это достижение чего-то, часто чего-то значительного, особенно несмотря на трудности: «Некоторые рождаются великими … Некоторые достигают величия … А на некоторых навязывается величие» (Шекспир).
Словарь английского языка American Heritage®, пятое издание. Авторские права © 2016 Издательская компания Houghton Mifflin Harcourt. Опубликовано Houghton Mifflin Harcourt Publishing Company. Все права защищены.
выполнить
(pəˈfɔːm) vb
1. выполнить или выполнить (действие)
2. ( tr ) выполнить или выполнить: выполнить чей-то запрос.
3. представить или разыграть (пьесу, концерт и т. Д.) Перед публикой или иным образом развлечь ее: группа исполнила Гамлета.
4. ( intr ) неформальный для совершения полового акта: он показал себя хорошо.
[C14: от англо-нормандского парфюмера (под влиянием форм ), от старофранцузского parfournir, от par- per- + fournir для обеспечения; см. отделку]
исполняемый адг.
исполнимый n
исполнитель n
Collins English Dictionary — Complete and Unabridged Publishers, 1994, 12th Edition 2014 , 2003, 2006, 2007, 2009, 2011, 2014
• форма
(pərˈfɔrm)
v.т.
1. выполнить; выполнять; делать: выполнить операцию.
2. выполнить надлежащим, обычным или установленным образом: провести церемонию бракосочетания.
3. ввести в действие; выполнить: выполнить договор.
4. действовать (пьеса, роль и т. Д.), Как на сцене.
5. для рендеринга (музыки), как путем игры, так и пения.
6. выполнить (действие, требующее умения или способности), как перед аудиторией.
в.и.
7. выполнить или что-то сделать; функция.
8. для выполнения или выполнения приказа, обещания или контракта.
9. для обеспечения производительности, особенно. перед аудиторией.
10. заниматься исполнительским искусством, в частности. профессионально.
[1250–1300; Среднеанглийский parformen parformer, alter. (по ассоциации с форма форма) среднефранцузский, старофранцузский парфурнир выполнить]
пер • формер, n.
Random House Словарь колледжа Кернермана Вебстера © 2010 K Dictionaries Ltd. Авторские права 2005, 1997, 1991 принадлежат Random House, Inc. Все права защищены.
выполнить
Причастие прошедшего времени: выполнено
Герундий: выполнение
ИмперативПредставитьПретеритеПредставить НепрерывноеПредставить совершенноеПоследнее НепрерывноеПрошедшее совершенноеБудущееБудущее ИдеальноеБудущее НепрерывноеПредставленное совершенное Непрерывное
претерит |
---|
он / она / она выполнили |
мы выполнили |
вы выполнили |
они выполнили |
Настоящее непрерывное | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Я выполняю | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
вы выполняете | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
он / она / оно выполняет | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
мы выполняем | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
вы выполняете | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
они выполняют | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|