Категории стилистики: 3. Основные понятия и категории стилистики (значение, стилистические коннотации, стилистические средства языка)

Основные понятия и категории стилистики.

Основные понятия категории стилистики.
— Стилистические коннотации и стилистическая окрашенность.
— Стилистические средства,
— Основание классификации функциональных стилей.
1 Стилистическая коннотация. Коннотация — лексическое понятие ( от connotot — соозначаю, дновременно что-то обозначая). В лексикологии коннотацию интерпретируют как добавочное значение или выполняющее эмоционально-оценочные отношение говорящего. Коннотация связана с эмоциональностью, оценочностью, экспрессивностью и образностью. Эмоциональность превращается в эмотивность, эмоциональности языковом плане — оценочность, это категория «плохо или хорошо». «Свинья» может выражать негативное отрицательное отношение в речи, а может выражать восхищение — положительная оценка. Экспрессивность — ненейтральность выражения, выражение эмоции, оценки, выразительная единица. У нее может быть образность, а может и не быть образности. Эти все понятия вызывают коннотацию. Стилистическая коннотация это экспрессивные или функциональные свойства, которые ограничивают возможность употребления языковой единицы и тем самым несут стилистическую информацию, это понятие.
В стилистическом отношении можно выделить экспрессивный функциональный аспекты коннотации, они реализуются в трёх типах стилистических коннотаций.
Первый тип: собственно — эмоциональные экспрессивные коннотации. Слова в переносном значении различные оценочные слова. Второй тип — традиционно экспрессивные слова (устаревшие), которые употреблялись в высоких торжественных текстах («грядущий», «стяг», «стезя», «преклонить») — у них традиционная выразительность.
Третий тип. Функциональные.
Условное разграничение коннотации, не выражают ни оценки, ни эмоции, ни экспрессии, ограничены стилем тем или иным. Например уведомления. Средства языковые, которые принадлежат к определенным стилям, например: «истец» — официально-деловой стиль, «акт вандализма» — публицистический стиль, «в его природе» — использование экспрессии.
Стилистическая окрашенность — основная категория стилистики, главный её ресурс, она включает в себя все типы стилистических коннотаций это категории.
2 Стилистическое средства — это все единицы языка, языковые и речевые модели, рассматриваемые с точки зрения стилистики. Выделяют экспрессивные и функциональные стилистические средства:
— Функциональные:
1) книжные: научный, официально-деловой, публицистический, художественный,
2) разговорные: объектный, жаргонный, просторечный, маты.
— Экспрессивные — слова с коннотациями.
Основные средства стилистики — стилистические синонимы. Используются для наиболее точного выражения мысли, то есть
— функция уточнения,
— функций разъяснение (архаизмы, термины),
— функция замещения (чтобы не повторяться),
— функция противопоставления (он собственно не шёл, а влачился, не поднимая ног от земли),
— функция создания градаций (нанизывание синонимов для усиления признаков, для усиления эмоции).
В результате неверного использования синонимов может возникнуть следующие стилистические ошибки:
1) неточность словоупотребления: «Имя драматурга знакомо во многих странах», (правильно «известно», а не «знакомо»),
2) нарушение лексической сочетаемости: «Старый моряк вышел на прогулку в своём нарядном кителе,» (правильно «парадном»),
3) неоправданное нанизывание синонимов:
— речевая избыточность,
— стилистические фигуры — в литературоведении: параллелизм, анафоры, антитеза, эллипсис, инверсия, тропы, риторические вопросы, умолчания.

3 Основания выделения стилей. Классификация стилей.
На основании эмоциональной психологической окраски существует теория трёх стилей языка:
— высокий (положительный, возвышенный),
— средний,
— низкий (сниженный, простой). Используется в ораторской практике, в художественной литературе. Характерна для устной разговорной речи, научной речи, официально-деловой речи, для экспрессивной характеристики текста, которая зависит от языковых средств. Недостаток теории, нет различения как располагаются стили: публицистический или разговорный. На основании функции языка В. В. Виноградов выделил пять стилей:
— по функции общения — разговорный стиль,
— по функции сообщения — официально-деловой и научный,
— по функции воздействия — художественный, публицистический,
Д. Я. Розенталь выделил книжный и разговорный стили.
— по способу мышления:
1 образно предметное мышление — художественный стиль,
2 обычное предметное — разговорный
3 обобщающее мышление — публицистический стиль,
— абстрактное мышление — научный.
По экстралингвистическим факторам учитывают социальную значимость стилей так как связывают язык с той или иной формой общественного сознания: Кожина М. Н., Шанский, Горшков и другие.
Этот принцип является доминирующим.
Внутренняя дифференциация стилей является разнообразной: научный, официально-деловой, публицистический выделяют ученые все без исключения. Вопрос стоит о статусе разговорного и художественного стилей, например у Шанского и Горшкова нет художественного стиля, только отдельно говорится о языке художественной литературы. В разговор включаются средства из различных стилей, например в беседе. Классификация Кожиной, функциональные стили
1 официально-деловой стиль (канцелярский),
2 научный,
3 публицистический,
4 художественный
5 разговорный,
в каждом можно вычленить подстили, образцы стилей есть, но резкой границы нет, официально-деловой стиль переходит в художественный стиль это называется канцеляризмами. Проблема смешанных текстов существует, но существует ядро, образцы функциональных стилей.

Основные категории и основные разделы стилистики — Студопедия

Поделись  

Общая стилистика может быть разделена на 4 части, которые соответствуют основным направлениям многочисленных стилистических исследований.

1.Стилистика языковых единиц(стилистических ресурсов). Концепция Гвоздева присутствует почти во всех учебниках. Это относительная стилистика, которая характеризует окрашенные средства языка, выразительные возможности и семантико-функциональные оттенки слов, форм и конструкций.

Один из центральных объектов этого раздела — стилистическая синонимия языка на разных уровнях языковой системы.

Задача стилистики ресурсов — научить пишущего выбирать из двух параллельных языковых средств то, что наиболее точно соответствует выражаемой мысли.

Изучение книжных и разговорных языковых средств — объект стилистики ресурсов.

Нередко средства оказываются синонимичными. Они могут быть окрашенными или нейтральными.

Стилистика ресурсов выделяет 4 слоя слов;

торжественные;

нейтральные;

фамильярные;

вульгарные.

В ряде работ стилистика ресурсов называется практической стилистикой. Но это не синонимы. Практическая стилистика — это прикладная, учебная дисциплина, не наука. Её задача — познакомить с нормами того или иного функционального стиля, а также развить умение строить связный текст, учитывая специфику того или иного стиля. Таким образом, нужно знать уровни языка.

2. Стилистика разновидностей употребления языка (функциональная). Функциональная стилистика — это лингвистическая дисциплина, которая изучает закономерности функционирования языка в различных разновидностях речи, а также нормы и принципы отбора и сочетания языковых средств, которые определяются экстралингвистическими факторами.

Изучает потенциальные возможности системы языка. Изучает речевую системность стиля = речевую организацию стиля.

Эта часть стилистики — центральное направление.

С этим аспектом связано понятие стилистической коннотации (дополнительного значения, оттенка смысла). Синонимы термина: стилистическое значение, стилистическая окраска, стилистическая маркированность, маркировка.

Стилистическая коннотация — это те дополнительные копоненты значения, которые ограничивают возможности употребления этой единицы определёнными сферами и условиями общения и тем самым несут стилистическую информацию.

Стилевая норма — это норма выбора и организация языковых единиц в тексте определённого стиля и норма выбора стиля, соответствующего условиям языкового общения.

(Здесь всё идёт от говорящего.)

Оппозиция — стилистическая ошибка (нарушение стилевых норм). Они бывают двух видов: (1) нарушение норм построения текста данного типа, (2) нарушение норм выбора типа текста.

Таким образом, стилевые нормы касаются трёх основных параметров стиля:

отбора языковых средств;

правил их сочетаемости между собой;

соотношение межстилевых и собственно стилевых языковых явлений.

3. Стилистика текста. До 1990х годов такого раздела стилистики не было. Часто говорят о лингвистике текста (см. последний вопрос лекции).

4. Диахроническая (историческая) стилистика изучает процессы формирования функциональных стилей в связи с социальным заказом, историческим развитием, с изменением экстралингвистических факторов стилей.

Это ответвление функциональной стилистики.

Есть и другое деление общей стилистики (В.В. Виноградов):

стилистика языка;

стилистика речи;

стилистика художественной литературы.

«Стилистика художественной литературы». Взаимодейстие языка художественной литературы и стилей литературного языка в их развитии. Доказал возможность развития стилей реализма на основе сложившегося национального литературного языка, каким он был в XIX веке.

К стилистике художественной литературы относят ещё стилистику индивидуальной речи (стилистика писателя, стилистика художественного произведения). Эта стилистика касается вопросов интерпретации конкретных текстов.

Центральная проблема стилистикки художественной литературы стоит категория образа автора, объект изучения речевое воплощение этого образа в художественном произведении.

Стилистика рассматривает все типы текстов, в том числе художественные, при этом отмечает общее и различное.



Какие бывают виды стилистики? Free Essay Example

Стилистика — это изучение и интерпретация текстов с лингвистической точки зрения. Как дисциплина она связывает литературоведение и лингвистику, но не имеет самостоятельной области. Виды стилистики: 1. Вычислительная стилистика: Изучение закономерностей, сформированных в конкретных текстах, авторах, жанрах, периодах, с помощью вычислительных методов. Благодаря использованию компьютеров можно добиться более точного обнаружения и объяснения таких языковых моделей.

2. Лингвостилистика: лингвостилистические исследования литературного дискурса с лингвистической точки зрения; изучает языковую природу выразительных средств языка, их характер и функции.

Не используйте плагиатные источники. Получите индивидуальное эссе по номеру

«Какие виды стилистики?» »

НОВИНКА! умное сопоставление с писателем

3. Литературная стилистика: Композиция художественного произведения различных литературных жанров с точки зрения писателя. 4. Общая стилистика. Это стилистика, рассматриваемая с точки зрения широкого понятия лингвистического изучения всех типов языковых событий из различных областей жизни.

Используется в качестве прикрытия для анализа нелитературных разновидностей языка или регистров. 5. Текстуалистическая стилистика. Этот тип стилистики занимается «пустой технологией» текста.

Этот подход был популярен на ранних этапах развития стилистики. Лингвистика здесь рассматривала только языковой текст и не обращала внимания на литературную интерпретацию, темы или художественную значимость. 6. Интерпретативная стилистика. Это практика, которой в настоящее время занимается большинство стилистов.

Он включает в себя анализ лингвистических данных в (литературном) тексте, раскрытие содержания или художественной ценности текста и их объединение. 7. Когнитивная стилистика. Когнитивная стилистика сочетает в себе явный, строгий и подробный лингвистический анализ литературных текстов, характерный для стилистической традиции, с систематическим и теоретически обоснованным рассмотрением когнитивных структур и процессов, лежащих в основе производства и рецепции языка.

8. Стилистика декодирования. Стилистика декодирования — это новейшее направление стилистических исследований, использующее теоретические находки в таких областях науки, как теория информации, психология, статистические исследования в сочетании с лингвистикой, теорией литературы, историей искусства, литературной критикой и т. д. 9. Стилистика реакции читателя: она исследует реакцию читателя на текст как реакцию на горизонт ожиданий. Горизонт ожиданий означает, что существуют различные интерпретации текста, и читатель обращается к ним в соответствии со своим уровнем.

10. Выразительная стилистика: Экспрессивная стилистика ориентирована на автора/оратора. Он представляет личность автора. 11. Аффективная стилистика: она ориентирована на потребителей и ориентирована на читателя/слушателя. 12. Прагматическая стилистика. Основное внимание уделяется тому, как можно использовать прагматические ресурсы, такие как перформативные и речевые действия, для достижения стилистических эффектов. 13. Судебная стилистика: это часть судебной лингвистики. Благодаря стилистическому анализу употребления языка можно определить автора текста.

Роджер Суонсон

Помните! Это всего лишь образец.

Вы можете получить индивидуальную статью от одного из наших опытных авторов.

В помощь студентам с 2015 года

Классические рондо и сонаты как стилистические категории | Восприятие музыки

Пропустить пункт назначения

Исследовательская статья|
10 июня 2020 г.

Джонатан Де Соуза,

Адам Рой,

Эндрю Голдман

Джонатан Де Соуза, Музыкальный факультет Дона Райта, Колледж Талбота, Университет Западного Онтарио, Лондон, Онтарио, Канада, N6A 3K7. Электронная почта: [email protected]

Восприятие музыки (2020) 37 (5): 373–391.

https://doi.org/10.1525/mp.2020.37.5.373

История статьи

Получено:

24 октября 2019 г.

Принято:

12 апреля 2020 г.

  • Просмотры

    • Содержание артикула
    • Рисунки и таблицы
    • Видео
    • Аудио
    • Дополнительные данные
    • Экспертная оценка
  • Делиться

    • Facebook
    • Твиттер
    • LinkedIn
    • MailTo
  • Инструменты

    • Получить разрешения


    • Иконка Цитировать

      Цитировать

  • Поиск по сайту

Citation

Джонатан Де Соуза, Адам Рой, Эндрю Голдман; Классические рондо и сонаты как стилистические категории. Восприятие музыки 10 июня 2020 г.; 37 (5): 373–391. doi: https://doi.org/10.1525/mp.2020.37.5.373

Скачать файл цитаты:

  • Ris (Zotero)
  • Менеджер ссылок
  • EasyBib
  • Подставки для книг
  • Менделей
  • Бумаги
  • Конечная примечание
  • RefWorks
  • Бибтекс

панель инструментов поиска

Механизмы сонаты и рондо часто определяются с точки зрения крупной формы, однако в классическую эпоху рондо также определяли по их живому, веселому характеру. Мы предположили, что сонаты и рондо можно разделить на категории на основе стилистических особенностей, и что рондо будет включать больше акустических признаков счастья (например, более высокая средняя высота тона и более высокая средняя скорость атаки). При корпусном анализе мы рассмотрели парные начала движений из 180 инструментальных произведений, написанных между 1770 и 179 гг.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *