Как определить суффикс в слове: Урок 34. что такое суффикс? как найти в слове суффикс? — Русский язык — 3 класс

Содержание

Урок 34. что такое суффикс? как найти в слове суффикс? — Русский язык — 3 класс

Русский язык. 3 класс

№ 34

Раздел. Суффикс.

Тема. Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

Знать, что такое суффикс, находить суффикс в слове, приводить примеры слов с разными суффиксами.

Тезаурус по теме (перечень терминов и понятий, введенных на данном уроке)

Суффикс, корень, образование слов.

  • В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.

Планируемые результаты

На этом уроке

Узнаем:

  • что такое суффикс;

Научимся:

  • находить суффикс в слове;
  • приводить примеры слов с разными суффиксами.

Теоретический материал для самостоятельного изучения Рассмотрим рисунки. Что общего и чем различаются?

На рисунке представлен один и тот же предмет, но только в одном случае слово называет предмет: чашка, яблоко, стул, цветок, жук, ведро, а в другом случае указывает на отношение к нему и размер: чашечка, яблочко, стульчик, цветочек, жучок, ведёрочко, ведёрко.

На этом уроке

Узнаем:

  • что такое суффикс;

Научимся:

  • находить суффикс в слове;
  • приводить примеры слов с разными суффиксами.

Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Например, лес – лесок, лесной, лесник, лесистый.

Учитель Михаил Васильевич написал на доске три слова: человек, человечик, человечишко.

— Кто составит предложение с этими словами, — спросил учитель.

В классе какое – то время стояла напряжённая тишина, а потом потянулись руки.

— Человек гордо шагает по планете, — записал Михаил Васильевич одно из предложений.

— А теперь попробуйте, — обратился он к ребятам, — заменить слово «человек» на человечек, человечишко.

— Нельзя, Михаил Васильевич!, — сказал кто-то из ребят.

Михаил Васильевич улыбнулся.

— Нельзя, говорите, а почему?

— Человек, человечишко не может гордо шагать.

Оказывается, смысл слова заключается не только в корне, но и в суффиксе. Суффиксы придают слову разные смысловые оттенки.

Как найти в слове суффикс?

Чтобы найти в слове суффикс, надо подобрать однокоренные слова без суффикса или с другими суффиксами. Часть слова, которая стоит после суффикса и перед окончанием, будет и являться суффиксом.

Например, воробьишко – маленький воробей, значит, суффиксом будет являться часть слова – ишк — .

Тракторист – тот, кто управляет трактором, значит, суффиксом будет являться часть слова – -ист-.

Укажи наиболее полное и правильное определение суффикса.

  1. Суффикс – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
  2. Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
  3. Суффикс – это значимая часть слова.

Разбор заданий

Укажите, как найти суффикс в слове.

  1. Подобрать однокоренное слово без суффикса или с другим суффиксом, определить часть слова после корня.
  2. Определить смысл слова, подобрать слова, близкие по смыслу.
  3. Найти слова, противоположные по смыслу.

Правильный ответ

Подобрать однокоренное слово без суффикса или с другим суффиксом, определить часть слова после корня.

Укажите слово с суффиксом.

  1. Велосипедист
  2. Велосипед.

Правильный ответ

Велосипедист.

Повышенный уровень.

Укажите все слова с суффиксами.

Море, морской, заморский, поле, полюшко, заполье.

Правильный ответ

Морской, заморский, полюшко.

Как определить суффикс в слове

Добрый день, уважаемый посетитель нашего информационного сайта!
Мы рады, что Вы обратились за помощью именно к нам. Наша команда постарается ответить на все интересующие Вас вопросы. Давайте приступим к разбору и выяснению.
Вас волнует вопрос, смысл которого заключается в том, как определить в слове суффикс? Объясните свой выбор, а также приведите наглядные примеры. Вопрос довольно интересный. Давайте для начала вообще вспомним, что суффикс?
Суффикс — морфема, стоящая после корня, служащая для образования новых слов (старый — старость) или новых форм слова (плавать — плавал).
Суффикс представляет собой такую часть слова, с помощью которой можно пополнить словарный запас языка и расширить его многообразие. Этот элемент может служить для образования новой части речи. Поэтому, зная суффиксы, можно заниматься преобразованием.
1. Прежде чем переходить к определению непосредственно суффикса слова, следует понять, какой частью речи оно является.
2. Определив речевую принадлежность, можно переходить к разбору составных частей то есть морфем.
3. Для определения окончания нужно слово просклонять или проспрягать (изменить по лицам, числам, временам). Та часть, которая будет изменяться, будет окончанием. Графически оно обводится в квадрат.
4. Чтобы определить корень слова, необходимо подобрать к нему однокоренные т.е. родственные слова.
5. Та часть, которая осталась между корнем и окончанием, и будет суффиксом. На этом этапе необходимо свериться со словарем поскольку в слове может быть как несколько суффиксов, так и не быть вовсе.
6. Завершив анализ, можно обозначить суффикс графически треугольником над ним. Причем, если в слове несколько суффиксов, то каждый обозначается отдельно.
Полагаю, что Вы усвоили, как правильно нужно определять суффикс в слове. Но если же остались вопросы, задавайте, наша команда на все на них ответит.
Желаем удачи и успехов в учебе и на работе!

Как найти в слове суффикс?

Тема «Как найти в слове суффикс?»

   Цели: познакомить с суффиксом как значимой частью слова; формировать умения выделять суффиксы в словах, образовывать с помощью суффиксов новые слова.

Ход урока

I.  Организационный момент

III. Актуализация знаний

      — Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.

      1) Землю согрело, не опоздай с посевом. (Земля — тарелка: что положишь, то и возьмешь (т. е. каково обработаешь, сколько назему, каковы семена и пр.).

      2) Разлитую воду не соберёшь. (Пролитого не подберешь.)

      — Найдите слова с приставками. Выпишите их, выделите приставки.

IV. Самоопределение к деятельности

      — Спишите слова. Выделите в них корень.

      Столик, пенёк, лётчик.

      — Назовите окончания. (Нулевые окончания.)

      — Объясните лексическое значение каждого слова.

Столик – это небольшой стол для посетителей в ресторане, столовой, для служебных надобностей.

Пенёк — нижняя часть ствола срубленного, спиленного или сломленного дерева вместе с оставшимися в земле корнями.

Летчик — специалист, управляющий самолет, вертолетом. Синоним – пилот.

      — Сравните слова по составу. Чем они похожи? (Состоят из корня и части после корня.)

      — Кто уже знает, как называется часть слова, которая стоит после корня? (Ответы детей.)

     — Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 164 (с. 89).

— Прочитайте стихотворение.

(Далее работа по вопросам и заданиям упражнения. )

— Как называется часть слова, которая стоит после корня? (Суффикс.)

Упр. 165 (с. 89).

— Прочитайте группы слов.

— Сравните слова в каждой группе. Чем они похожи и чем отличаются?

— С помощью какой части слова образованы новые слова?

— Выполните письменные задания к упражнению.

(Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и называют части слова.)

— Прочитайте ниже сведения о языке.

— Что такое суффикс?

— Для чего служат суффиксы?

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока

       1. Работа по учебнику

       Упр. 166 (с. 90).

       — Прочитайте текст. О каком городе в нём говорится?

       — Выполните задания.

       — Прочитайте однокоренные слова, которые вы выписали, и назовите в них суффиксы. (Тверь, тверичи (-ич-), тверские (-ск-). )

       — Какие ещё слова в тексте имеют суффикс -ск-? (Русский, конских.)

       — А как называют жителей нашего города (села)?

       — Прочитайте ниже сведения о языке.

       — Что нужно сделать, чтобы найти в слове суффикс?

       — Приведите примеры.

       Упр. 167 (с. 90).

       (Самостоятельное выполнение. Проверка.)

       2. Шарады

Корень мой находится в цене.

В очерке найдите приставку мне.

Суффикс мой в тетрадке вы встречали,

Вся же в дневнике я и в журнале. (Оценка.)

Корень — с дорогой роднится,

В сборе приставка таится,

Суффикс как в слове дневник.

Целым же — в космос проник. (Спутник.)

VIII. Рефлексия

         (Работа в парах.)

         — Прочитайте слова.

         Домик, пригород, берёзка, рыбак, переход, отлёт.

        — Разделите их на две группы. (1) Домик, берёзка, рыбак; 2) переход, отлёт, пригород.)

        — По какому признаку вы разделили слова? (В первой группе слова, образованные с помощью суффиксов, во второй — с помощью приставок.)

       — Что такое приставка? Для чего она служит?

       — Что такое суффикс? Для чего он служит?

       — Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

      — Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Домашнее задание

      Записать десять слов с суффиксами.


Просмотр содержимого документа

«Как найти в слове суффикс?»

Тема «Как найти в слове суффикс?»

Цели: познакомить с суффиксом как значимой частью слова; формировать умения выделять суффиксы в словах, образовывать с помощью суффиксов новые слова.

Ход урока

I. Организационный момент

III. Актуализация знаний

— Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.

1) Землю согрело, не опоздай с посевом. (Земля — тарелка: что положишь, то и возьмешь (т. е. каково обработаешь, сколько назему, каковы семена и пр.).

2) Разлитую воду не соберёшь. (Пролитого не подберешь.)

— Найдите слова с приставками. Выпишите их, выделите приставки.

IV. Самоопределение к деятельности

— Спишите слова. Выделите в них корень.

Столик, пенёк, лётчик.

— Назовите окончания. (Нулевые окончания.)

— Объясните лексическое значение каждого слова.

Столик – это небольшой стол для посетителей в ресторане, столовой, для служебных надобностей.

Пенёк — нижняя часть ствола срубленного, спиленного или сломленного дерева вместе с оставшимися в земле корнями.

Летчик — специалист, управляющий самолет, вертолетом. Синоним – пилот.

— Сравните слова по составу. Чем они похожи? (Состоят из корня и части после корня.)

— Кто уже знает, как называется часть слова, которая стоит после корня? (Ответы детей.)

— Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 164 (с. 89).

— Прочитайте стихотворение.

(Далее работа по вопросам и заданиям упражнения.)

— Как называется часть слова, которая стоит после корня? (Суффикс.)

Упр. 165 (с. 89).

— Прочитайте группы слов.

— Сравните слова в каждой группе. Чем они похожи и чем отличаются?

— С помощью какой части слова образованы новые слова?

— Выполните письменные задания к упражнению.

(Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и называют части слова.)

— Прочитайте ниже сведения о языке.

— Что такое суффикс?

— Для чего служат суффиксы?

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока

1. Работа по учебнику

Упр. 166 (с. 90).

— Прочитайте текст. О каком городе в нём говорится?

— Выполните задания.

— Прочитайте однокоренные слова, которые вы выписали, и назовите в них суффиксы. (Тверь, тверичи (-ич-), тверские (-ск-).)

— Какие ещё слова в тексте имеют суффикс -ск-? (Русский, конских.)

— А как называют жителей нашего города (села)?

— Прочитайте ниже сведения о языке.

— Что нужно сделать, чтобы найти в слове суффикс?

— Приведите примеры.

Упр. 167 (с. 90).

(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

2. Шарады

Корень мой находится в цене.

В очерке найдите приставку мне.

Суффикс мой в тетрадке вы встречали,

Вся же в дневнике я и в журнале. (Оценка.)

Корень — с дорогой роднится,

В сборе приставка таится,

Суффикс как в слове дневник.

Целым же — в космос проник. (Спутник.)

VIII. Рефлексия

(Работа в парах.)

— Прочитайте слова.

Домик, пригород, берёзка, рыбак, переход, отлёт.

— Разделите их на две группы. (1) Домик, берёзка, рыбак; 2) переход, отлёт, пригород.)

— По какому признаку вы разделили слова? (В первой группе слова, образованные с помощью суффиксов, во второй — с помощью приставок.)

— Что такое приставка? Для чего она служит?

— Что такое суффикс? Для чего он служит?

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Домашнее задание

Записать десять слов с суффиксами.

Разбор слова по составу. Онлайн сервис Текстовод.Морфемы

{{ info }}