Изложение текст: Изложения по русскому языку 9 класс ОГЭ 2023 аудиозапись и текст

Содержание

Тексты изложений ОГЭ по русскому языку

Экзаменационная работа ОГЭ (9 класс) по русскому языку состоит из трёх частей, включающих в себя 15 заданий.

Часть 1 включает в себя одно задание и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение).

Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза.

Это задание выполняется на бланке ответов № 2.

Предлагаем подборку тестов для написания изложений из открытого банка заданий с официального сайта ФИПИ. Скачать тексты изложений и распечатать в формате документа Word.

Тексты изложений ОГЭ по русскому языку из открытого банка заданий с официального сайта ФИПИ


1. Всё дальше уходит Великая Отечественная война…

Аудиозапись прослушать/скачать

 

Текст изложения

Всё дальше уходит Великая Отечественная война в прошлое, но память о ней жива в сердцах и душах людей. В самом деле, как можно забыть наш беспримерный подвиг, наши невосполнимые жертвы, принесённые во имя победы над самым коварным и жестоким врагом – фашизмом. Четыре военных года по тяжести пережитого не могут сравниться ни с какими другими годами нашей истории. Важнейшей чертой минувшей войны был её всенародный характер, когда за общее дело на фронте, в тылу, в партизанских отрядах боролись все: от мала до велика. Пусть не все рисковали в одинаковой степени, но отдавали себя без остатка, свой опыт и труд во имя грядущей победы, которая досталась нам очень дорогой ценой.

Но память человека со временем ослабевает, из нее по крупицам уходит сначала второстепенное, менее значимое и яркое, а затем и существенное. К тому же все меньше становится ветеранов, тех, кто прошел войну и мог бы рассказать о ней. Если в документах и произведениях искусства не будут отражены самопожертвование и стойкость народа, то горький опыт прошлых лет забудется. А этого нельзя допустить.

Тема Великой Отечественной войны на протяжении десятилетий питает литературу и искусство. О жизни человека на войне снято немало прекрасных фильмов, созданы замечательные произведения литературы. И тут нет какой-либо преднамеренности, есть боль, не покидающая душу народа, который потерял за годы войны миллионы человеческих жизней. Но самым главным в разговоре на эту тему является сохранение меры и такта в отношении к правде войны, к ее участникам.

(По В. Быкову)


2. В чём польза чтения?

Аудиозапись прослушать/скачать

 

Текст изложения

В чём польза чтения? Верно ли утверждение, что читать полезно? Почему многие продолжают читать? Ведь не только для того, чтобы отдохнуть или занять свободное время.

Польза чтения книг очевидна. Книги расширяют кругозор человека, обогащают его внутренний мир, делают умнее. А ещё важно читать книги потому, что это увеличивает словарный запас человека, вырабатывает чёткое и ясное мышление. Убедиться в этом каждый может на собственном примере. Стоит только вдумчиво прочесть какое-нибудь классическое произведение, и вы заметите, как стало проще с помощью речи выражать собственные мысли, подбирать нужные слова. Читающий человек грамотнее говорит. Чтение серьёзных произведений заставляет нас постоянно думать, оно развивает логическое мышление. Не верите? А вы прочитайте что-нибудь из классики детективного жанра, например, «Приключения Шерлока Холмса» Конан Дойла. После прочтения вы будете соображать быстрее, ваш ум станет острее и вы поймёте, что читать полезно и выгодно.

Ещё полезно читать книги потому, что они оказывают значительное влияние на наши нравственные ориентиры и на наше духовное развитие. После прочтения того или иного классического произведения люди порой начинают меняться в лучшую сторону. (По материалам Интернета)


3. Что такое хорошая книга?

Аудиозапись прослушать/скачать

 

Что такое хорошая книга? Она должна быть увлекательной , интересной. После прочтения первых страниц не должно возникать желания поставить её на полку. Речь идёт о книгах, заставляющих задуматься, выразить эмоции. Книга должна быть написана богатым языком. Она должна нести глубокий смысл. Оригинальные и необычные идеи тоже делают книгу полезной.

Не стоит увлекаться каким-либо одним жанром, родом литературы. Увлечение только жанром фэнтези способно превратить молодых читателей в тех, кто знает дорогу в Авалон лучше, чем путь домой. Если вы не читали книг из школьной программы, следует начать именно с них. Классическая литература – это обязательная база для каждого человека. В ней есть разочарование и радость, любовь и боль, трагедия и комедия. Такие книги научат чуткости, помогут увидеть красоту мира, понять себя и людей. Научно-популярная литература расширит кругозор, поможет определить свой путь в жизни, даст возможность саморазвития.

Надеемся, что доводы в пользу чтения сделают книгу вашим лучшим другом.


4. Можно ли одной исчерпывающей формулой определить, что такое искусство? 

 

Можно ли одной исчерпывающей формулой определить, что такое искусство? Нет, конечно. Искусство – это очарование и колдовство, это выявление смешного и трагедийного, это мораль и безнравственность, это познание мира и человека. В искусстве человек создаёт свой образ как нечто отдельное, способное существовать вне его самого и остаться после него как его след в истории.

Момент обращения человека к творчеству, быть может, является величайшим открытием, не имеющим себе равного в истории. Ведь через искусство каждый отдельный человек и народ в целом осмысляет свои особенности, свою жизнь, своё место в мире. Искусство позволяет соприкоснуться с личностями, народами и цивилизациями, отдалёнными от нас временем и пространством. И не просто соприкоснуться, а узнать и понять их, потому что язык искусства универсален, и именно он даёт возможность человечеству ощутить себя как единое целое.

Вот почему ещё с глубокой древности сформировалось отношение к искусству не как к развлечению или забаве, а как к могучей силе, способной не только запечатлеть образ времени и человека, но и передать его потомкам.

(По Ю. Бондареву)


5. Что значит быть культурным человеком? 

 

Что значит быть культурным человеком? Культурным можно считать человека образованного, воспитанного, ответственного. Он уважает себя и окружающих. Культурного человека отличает также творческий труд, стремление к высокому, умение быть благодарным, любовь к природе и родине, сострадание и сочувствие к ближнему, доброжелательство.

Культурный человек никогда не солжёт. Он сохранит самообладание и достоинство в любых жизненных ситуациях. Он имеет чётко поставленную цель и добивается её. Главная же цель такого человека — увеличивать добро в мире, стремиться к тому, чтобы все люди были счастливы. Идеалом культурного человека является подлинная человечность.

В наше время люди уделяют слишком мало времени культуре. А многие даже не задумываются об этом на протяжении всей жизни. Хорошо, если у человека процесс приобщения к культуре происходит с детства. Ребёнок знакомится с традициями, переходящими из поколения в поколение, впитывает положительный опыт семьи и своей родины, познаёт культурные ценности. Став взрослым, он сможет быть полезным обществу. (По материалам Интернета)


6.  Что такое дружба? Как становятся друзьями?

 

Что такое дружба? Как становятся друзьями? Друзей встретишь чаще всего среди людей общей судьбы, одной профессии, общих помыслов. И всё же нельзя уверенно сказать, что подобная общность определяет дружбу, ведь могут подружиться люди разных профессий.

Могут ли дружить два противоположных характера? Конечно! Дружба — равенство и сходство. Но в то же время дружба — это неравенство и несходство. Друзья всегда нужны друг другу, но не всегда друзья получают от дружбы поровну. Один дружит и дарит свой опыт, другой в дружбе обогащается опытом. Один, помогая слабому, неопытному, молодому другу, познаёт свою силу, зрелость. Другой, слабый, познает в друге свой идеал, силу, опыт, зрелость. Так, один в дружбе дарит, другой радуется подаркам. Дружба основывается на сходстве, а проявляется в различии, противоречиях, несходствах.

Друг тот, кто утверждает твою правоту, талант, заслуги. Друг тот, кто любя разоблачает тебя в твоих слабостях, недостатках и пороках.


 7. Испытания ждут дружбу всегда. 

 

Испытания ждут дружбу всегда. Главное из них сегодня – изменившийся уклад, перемена в образе и распорядке жизни. С ускорением темпа жизни, со стремлением быстро реализовать себя пришло понимание значимости времени. Раньше невозможно было представить, например, чтобы хозяева тяготились гостями. Теперь, когда время – цена достижения своей цели, отдых и гостеприимство перестали быть значимыми. Частые встречи и неторопливые беседы не являются уже непременными спутниками дружбы. В силу того что живём мы в разных ритмах, встречи друзей становятся редкими.

Но вот парадокс: раньше круг общения был ограничен, сегодня человека угнетает избыточность вынужденного общения. Особенно это заметно в городах с высокой плотностью населения. Мы стремимся обособиться, выбрать уединённое место в метро, в кафе, в читальном зале библиотеки.

Казалось бы, такая избыточность обязательного общения и стремление к обособленности должны свести потребность в дружбе к минимуму, сделать её навсегда неактуальной. Но это не так. Отношения с друзьями остаются на первом месте. Их существование согревает душу уверенностью, что нам всегда есть с кем поделиться радостью и к кому обратиться за помощью в самую трудную минуту.

(По Н.П. Крыщуку)


8. Когда я учился в школе, мне казалось…

 

Когда я учился в школе, мне казалось, что моя взрослая жизнь будет проходить в какой-то иной обстановке, как бы в ином мире, и меня будут окружать другие люди. А на самом деле сложилось всё иначе. Мои сверстники остались со мной. Друзья молодости оказались самыми верными. Круг знакомых возрос необычайно. Но настоящие друзья, старые, подлинные друзья, приобретаются в молодости. Молодость — это время сближения.

Друзей следует помнить и беречь, ибо настоящая дружба очень помогает и в горе, и в радости. В радости тоже нужна помощь, чтобы ощутить счастье до глубины души и поделиться им. Неразделённая радость не радость. Когда же наступит пора несчастий, пора утрат, тоже нельзя быть одному. Горе человеку, если он один.

Поэтому берегите молодость до глубокой старости. Цените всё хорошее, что приобрели в молодые годы, не теряйте друзей. Ничто из приобретённого в молодости не проходит бесследно. Хорошие навыки молодости облегчат жизнь. Дурные усложнят её и затруднят. Помните русскую пословицу: «Береги честь смолоду»? В памяти остаются все поступки, совершённые в молодости. Хорошие будут радовать. Дурные не дадут спать.


9. Когда мне было лет десять…

 

Когда мне было лет десять, чья-то заботливая рука подложила мне томик «Животные-герои». Я считаю её своим «будильником». От других людей знаю, что для них «будильником» чувства природы были месяц, проведённый летом в деревне, прогулка в лесу с человеком, который «на всё открыл глаза», первое путешествие с рюкзаком, с ночёвкой в лесу…

Нет нужды перечислять всё, что может разбудить в человеческом детстве интерес и благоговейное отношение к великому таинству жизни. Вырастая, человек умом постигать должен, как сложно всё в живом мире переплетено, взаимосвязано, как этот мир прочен и вместе с тем уязвим, как всё в нашей жизни зависит от богатства земли, от здоровья живой природы. Эта школа должна обязательно быть.

И всё-таки в начале всего стоит Любовь. Вовремя разбуженная, она делает познание мира интересным и увлекательным. С нею человек обретает и некую точку опоры, важную точку отсчёта всех ценностей жизни. Любовь ко всему, что зеленеет, дышит, издаёт звуки, сверкает красками, и есть любовь, приближающая человека к счастью.

(По В.М. Пескову)


10. Неуверенность в себе — проблема древняя…

 

Неуверенность в себе — проблема древняя, однако она привлекла внимание медиков, педагогов и психологов сравнительно недавно — в середине XX века. Именно тогда стало понятно: всё усиливающаяся неуверенность в себе может стать причиной массы неприятностей — вплоть до серьёзных заболеваний, не говоря уже о житейских проблемах.

А проблемы психологические? Ведь неуверенность в себе может послужить почвой постоянной зависимости от чужого мнения. Представим себе, как неудобно чувствует себя зависимый: чужие оценки кажутся ему гораздо более важными и значимыми, чем собственные; каждый свой поступок он видит прежде всего глазами окружающих. А главное, ему хочется одобрения ото всех, начиная с близких и заканчивая пассажирами в трамвае. Такой человек становится нерешительным и не может правильно оценить жизненные ситуации.

Как же преодолеть неуверенность в себе? Одни учёные ищут ответ на этот вопрос, основываясь на физиологических процессах, другие опираются на психологию. Ясно одно: преодолеть неуверенность в себе можно лишь в случае, если человек способен правильно ставить цели, соотносить их с внешними обстоятельствами и позитивно оценивать свои результаты.


11. В современном мире нет человека…

 

В современном мире нет человека, который не соприкасался бы с искусством. Его значение в нашей жизни велико. Книга, кино, телевидение, театр, музыка, живопись прочно вошли в нашу жизнь и оказывают на неё огромное влияние.

Соприкосновение с миром искусства доставляет нам радость и бескорыстное наслаждение. Но неправильно было бы видеть в произведениях писателей, композиторов, художников только средство получения удовольствия. Конечно, мы нередко идем в кинотеатр, садимся к телевизору, берём в руки книгу, чтобы отдохнуть и развлечься. Да и сами художники, писатели, композиторы так строят свои произведения, чтобы поддержать и развить интерес и любопытство зрителей, читателей, слушателей. Но значение искусства в нашей жизни намного серьёзнее. Оно помогает человеку лучше увидеть и понять окружающий мир и самого себя.

Искусство способно сохранять характерные черты эпохи, дарить людям возможность общаться друг с другом через десятилетия и века, становясь своеобразным хранилищем памяти для последующих поколений. Оно незаметно формирует взгляды и чувства, характер, вкусы человека, пробуждает любовь к прекрасному. Именно поэтому в трудные минуты жизни люди нередко обращаются к произведениям искусства, которые становятся источником духовной силы и мужества.


12. Многие думают, что быть искренним…

 

Многие думают, что быть искренним — значит открыто и прямо говорить то, что думаешь, и делать то, что говоришь. Но вот незадача: человек, сразу озвучивающий то, что первое взбрело ему в голову, рискует прослыть не только естественным, но и невоспитанным, а то и глупым. Скорее, искренний и естественный человек тот, кто умеет быть самим собой: снять маски, выйти из привычных ролей и показать своё истинное лицо.

Главная проблема в том, что мы плохо знаем себя, гонимся за призрачными целями, деньгами, модой. Мало кто считает важным и нужным направить вектор внимания в свой внутренний мир. Нужно заглянуть в своё сердце, остановиться и проанализировать свои мысли, желания и планы, чтобы понять, что истинно моё, а что навязанное, продиктованное друзьями, родителями, обществом. Иначе ты рискуешь всю жизнь тратить силы на цели, которые тебе на самом деле вовсе не нужны.

Если ты заглянешь в себя, то увидишь целый мир, бесконечный и многогранный. Ты обнаружишь свои особенности и таланты. Надо только изучать. И тебе, конечно же, не станет легче и проще, но станет интереснее. Ты найдёшь свой жизненный путь. Единственный способ стать искренним — это познавать себя.


13. Сущность понятия «власть» заключается…

 

Сущность понятия «власть» заключается в возможности одного человека заставить другого делать то, что тот по своей воле не сделал бы. Дерево, если ему не мешать, растет ровно вверх. Но даже если ему не удается расти ровно, то оно, изгибаясь под препятствиями, старается из-под них выйти и опять тянуться вверх. Так и человек. Рано или поздно он захочет выйти из повиновения. Люди покорные обычно страдают, но если раз им удалось сбросить свою «ношу», то они нередко и сами превращаются в тиранов.

Если командовать везде и всеми, то человека ждет одиночество как финал жизни. Такой человек всегда будет одинок. Ведь на равных общаться он не умеет. Внутри у него глухая, иногда неосознаваемая тревога. И он чувствует себя спокойно толь-ко тогда, когда люди беспрекословно выполняют его распоряжения. Командиры и са-ми несчастные люди, и плодят несчастье, даже если добиваются неплохих результатов.

Командовать и управлять людьми – это разные вещи. Тот, кто управляет, умеет ответственность за поступки брать на себя. Такой подход сохраняет психическое здо-ровье и самого человека, и окружающих.

(По М.Л. Литваку)


14. Одному человеку сказали, что его знакомый…

 

Текст изложения

Одному человеку сказали, что его знакомый отозвался о нём в нелестных выра-жениях: «Да не может быть! – воскликнул человек. – Я ничего хорошего для него не сделал…». Вот он, алгоритм чёрной неблагодарности, когда на добро отвечают злом. В жизни, надо полагать, этот человек не раз встречался с людьми, перепутавшими ориентиры на компасе нравственности.

Нравственность – это путеводитель по жизни. И если ты будешь отклоняться от дороги, то вполне можешь забрести в бурелом, колючий кустарник, а то и вовсе утонуть. То есть если ты неблагодарно ведёшь себя по отношению к другим, то и люди вправе вести себя по отношению к тебе так же.

Как же относиться к этому явлению? Относитесь философски. Совершайте добро и знайте, что оно наверняка окупится. Уверяю вас, что Вы сами будете получать наслаждение от того, что делаете добро. То есть вы будете счастливы. А это и есть цель в жизни – прожить её счастливо. И помните: творят добро возвышенные натуры.


15. Война была для детей жестокой и грубой школой.

 

Война была для детей жестокой и грубой школой. Они сидели не за партами, а в мёрзлых окопах, и перед ними были не тетради, а бронебойные снаряды и пулемётные ленты. Они ещё не обладали жизненным опытом и поэтому не понимали истинной ценности простых вещей, которым не придаёшь значения в повседневной мирной жизни.

Война наполнила их душевный опыт до предела. Они могли плакать не от горя, а от ненависти, могли по-детски радоваться весеннему журавлиному клину, как никогда не радовались ни до войны, ни после войны, с нежностью хранить в душе тепло ушедшей юности. Те, кто остался в живых, вернулись с войны, сумев сохранить в себе чистый, лучезарный мир, веру и надежду, став непримиримее к несправедливости, добрее к добру.

Хотя война и стала уже историей, но память о ней должна жить, ведь главные участники истории — это Люди и Время. Не забывать Время – это значит не забывать Людей, не забывать Людей – это значит не забывать Время.

(По Ю. Бондареву)


16. Мы часто говорим о сложностях, связанных с воспитанием начинающего жизнь человека.

 

Мы часто говорим о сложностях, связанных с воспитанием начинающего жизнь человека. И самая большая проблема – это ослабление семейных уз, уменьшение значения семьи в воспитании ребёнка. А если в ранние годы в человека семьёй не было заложено ничего прочного в нравственном смысле, то потом у общества будет немало хлопот с этим гражданином.

Другая крайность – чрезмерная опека ребёнка родителями. Это тоже следствие ослабления семейного начала. Родители недодали своему ребёнку душевного тепла и, ощущая эту вину, стремятся в будущем оплатить свой внутренний духовный долг запоздалой мелочной опекой и материальными благами.

Мир изменяется, становится другим. Но если родители не смогли установить внутренний контакт с ребёнком, перекладывая основные заботы на бабушек и дедушек или общественные организации, то не стоит удивляться тому, что иной ребёнок так рано приобретает цинизм и неверие в бескорыстие, что жизнь его обедняется, становится плоской и сухой.

 (По Ю.М. Нагибину)


17. Есть ценности, которые изменяются…

 

Есть ценности, которые изменяются, теряются, пропадают, становясь пылью времени. Но как бы ни изменялось общество, всё равно на протяжении тысячелетий остаются вечные ценности, которые имеют большое значение для людей всех поколений и культур. Одной из таких вечных ценностей, безусловно, является дружба.

Люди очень часто употребляют это слово в своём языке, тех или иных людей называют своими друзьями, но мало кто может сформулировать, что такое дружба, кто такой настоящий друг, каким он должен быть. Все определения дружбы сходны в одном: дружба – это взаимоотношения, основанные на взаимной открытости людей, полном доверии и постоянной готовности в любой момент прийти друг другу на помощь.

Главное, чтобы у друзей были одинаковые жизненные ценности, похожие духовные ориентиры, тогда они смогут дружить, даже если их отношение к определённым явлениям жизни разное. И тогда на настоящую дружбу не влияет время и расстояние. Люди могут разговаривать друг с другом лишь изредка, быть в разлуке в течение многих лет, но всё равно оставаться очень близкими друзьями. Подобное постоянство – отличительная черта настоящей дружбы.


18. Чтобы оценить доброту и понять ее значение…

 

Чтобы оценить доброту и понять ее значение, надо непременно самому испытать ее. Надо воспринять луч чужой доброты и пожить в нем. Надо почувствовать, как луч этой доброты овладевает сердцем, словом и делами всей жизни. Доброта приходит не по обязанности, не в силу долга, а как дар.

Чужая доброта – это предчувствие чего-то большего, во что даже не сразу верится. Это теплота, от которой сердце согревается и приходит в ответное движение. Человек, раз испытавший доброту, не может не ответить рано или поздно, уверенно или неуверенно своею добротою.

Это великое счастье – почувствовать в своем сердце огонь доброты и дать ему волю в жизни. В этот миг, в эти часы человек находит в себе своё лучшее, слышит пение своего сердца. Забывается «я» и «своё», исчезает чужое, ибо оно становится «моим» и «мною». И для вражды и ненависти не остаётся места в душе. (138 слов)


19. Если отнять у человека способность мечтать…

 

Если отнять у человека способность мечтать, то отпадёт одна из самых мощных побудительных причин, рождающих культуру, искусство, науку и желание борьбы во имя прекрасного будущего. Но мечты не должны быть оторваны от действительности. Они должны предугадывать будущее и создавать у нас ощущение, что мы уже живём в этом будущем и сами становимся иными.

Мечта нужна не только детям, но и взрослым. Она вызывает волнение, источник высоких чувств. Она не даёт нам успокоиться и показывает всегда новые сверкающие дали, иную жизнь. Она тревожит и заставляет страстно желать этой жизни. В этом её ценность.

Только лицемер может сказать, что надо успокоиться на достигнутом и остановиться. Чтобы бороться за будущее, нужно уметь мечтать страстно, глубоко и действенно. Нужно воспитать в себе непрерывное желание осмысленного и прекрасного. (123 слова)


20. Каждый человек ищет место в жизни…

 

Текст изложения

Каждый человек ищет место в жизни, старается утвердить своё я. Это естественно. Только вот как он находит своё место? Какими путями идёт к нему? Какие моральные ценности имеют вес в его глазах? Вопрос чрезвычайно важный.

Многие из нас не могут признаться себе в том, что из-за ложно понятого, раздутого чувства собственного достоинства, из-за нежелания показаться хуже мы иногда делаем опрометчивые шаги, поступаем не очень правильно: лишний раз не переспросим, не скажем «не знаю», «не могу» — слов нет. Себялюбцы вызывают чувство осуждения. Однако не лучше и те, кто разменивает своё достоинство, как мелкую монету. В жизни каждого человека, наверное, бывают моменты, когда он просто обязан проявить своё самолюбие, утвердить своё я. И, конечно, сделать это не всегда просто.

Истинная цена человека рано или поздно всё равно обнаруживается. И тем выше эта цена, чем больше человек любит не столько себя, сколько других. Лев Толстой подчёркивал, что каждый из нас, так называемый маленький рядовой человек, на самом деле есть лицо историческое, которое несёт ответственность за судьбу всего мира.


Смотрите также:

  • демо версии ОГЭ 2017 по русскому языку
  • шкала перевода баллов в оценки —  ОГЭ  русский язык
  • официальный сайт ОГЭ 

Пишем сжатое изложение в ОГЭ по русскому на максимальный балл

Как устроено изложение в ОГЭ по русскому языку 2022? Что важно знать об успешном выполнении этого задания? Как оценивается изложение и как к нему подготовиться? Разбираемся в статье.

Как написать сжатое изложение по русскому языку ОГЭ 2022 в 9 классе?

Как происходит написание изложения в ОГЭ по русскому?

Экзамен по русскому языку состоит всего из девяти заданий, первое из которых — изложение. Ученики приходят в пункт проведения экзамена, рассаживаются по своим местам, ровно в 10:00 слушают инструктаж, заполняют бланки, после чего приступают к изложению.

Организатор включает запись, школьники работают в черновиках. Текст изложения они услышат дважды.

За это время ученик должен успеть записать как можно больше важной информации и не упустить ни одну из трёх микротем.

После завершения записи ученики продолжают работать над текстами: дополнять пропуски, дописывать мысли, делать текст связным и логичным. Далее они переписывают текст сжатого изложения в чистовик и приступают к заданиям с кратким ответом.

Понимать, как устроены задания в ОГЭ по русскому очень важно. Все потому, что этот экзамен требует определенного формата решения и выполнения, и знакомство с ним — залог успешной сдачи. На наших курсах подготовки к ОГЭ мы разбираем с учениками особенности каждого задания ОГЭ и критерии их оценивания. Мы также объясняем школьникам, как лучше всего справляться с самыми сложными вопросами и не попадаться в ловушки экзаменаторов. Записывайтесь, если хотите получить высокий балл на ОГЭ!

Как оценивают изложение

Первый критерий — ИК1 — содержание изложения. Если экзаменуемый не упустил ни одной микротемы и не добавил ничего лишнего от себя, то получает 2 балла.

Далее оцениваются приёмы сжатия исходного текста — ИК2 —. В каждой микротеме (всего их три) должен быть применён хотя бы один приём сжатия, о которых мы расскажем чуть позже. За каждый сжатый абзац ученик получает по одному баллу, итого — 3!

Последний критерий — ИК3 — смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложений оценивает логику и абзацное членение. Три абзаца, всё логично, стройно, понятно? Ещё два балла в копилочку!

Итого за изложение можно получить целых 7 баллов! Достаточно много за такую несложную работу. 

Не забывайте, что отдельно по десятибалльной шкале будет оценена грамотность изложения и сочинения в совокупности!

Как написать? 8 этапов работы над изложением в ОГЭ по русскому

1.

Первое прослушивание

Сразу положите перед собой два черновика и две ручки (запасную на тот случай, если первая ручка перестанет писать).

Во время первого прослушивания очень важно успеть написать как можно больше информации за диктором. Оставляйте большие пробелы между строчками, чтобы потом можно было легко дописать недостающие части.

Заранее разработайте и продумайте систему сокращений слов, которые часто встречаются в изложениях (человек — Ч, любовь — быстро нарисовать сердечко и так далее). Старайтесь выписывать важные слова, которые имеют смысл и передадут содержание текста. Обычно ученикам интуитивно хочется выписывать короткие слова (у, в, под, на, об…), но по таким записям будет сложно восстановить смысл текста.

2. Пауза

Между прослушиваниями будет небольшая пауза. Пока не началась повторная запись, постарайтесь дополнить пропуски, дописать сокращения. Особое внимание обращайте на первое и последнее предложение абзаца — их нужно написать максимально приближенно к оригиналу.  

Внимательно посмотрите на границы микротем: правильно ли вы выделили абзацы. Во время второго прослушивания обратите внимание на паузы между частями — они должны быть более долгими там, где вы начинаете писать с красной строки.

3. Второе прослушивание

Стараемся максимально заполнить все пропуски и пробелы. Помните: сокращать проще, чем дополнить. Лучше записать больше, так как больше прослушиваний не будет: вы будете работать с тем, что успели написать.

4. Корректировка черновика

Когда закончилось второе прослушивание, сразу же заполняйте оставшиеся пропуски, пока не забыли услышанное. Убедитесь, что все слова, записанные на скорую руку, вам понятны. 

Постарайтесь воспроизвести первое и последнее предложение каждой микротемы. Убедитесь, что у вас три микротемы — каждая из них должна начинать какую-то новую мысль.

5. Сжатие текста: сократите написанное

Теперь пришло время применить приёмы сжатия текста, чтобы получить наши заветные три балла! 

Существует три классических приёма сжатия текста, которые никогда не подводят:

  • исключение;
  • упрощение;
  • обобщение.

Разберем каждый подробнее.

1. Исключение. Первый приём — наш верный друг — разрешает нам исключить (то есть просто вычеркнуть) всё ненужное: синонимы, однородные члены, обороты, вводные слова, лишние подробности. Если вы видите, что без этой информации смысл микротемы сильно не меняется — вычёркивайте смело. Но не переборщите: ваше изложение должно содержать не менее 70 слов!

Пример:
Безусловно, все мы знаем, что такое материнская любовь: это забота, ласка, внимание. Берегите своих драгоценных мам!

После исключения:
Все мы знаем, что такое материнская любовь. Берегите своих мам!

2. Упрощение. Возможность сделать сложные предложения и конструкции более простыми.

Пример:
Нужно смотреть по сторонам, когда переходишь дорогу, потому что автомобилисты не всегда внимательны: они могут не успеть затормозить.

После упрощения:
Нужно смотреть по сторонам, переходя дорогу. Автомобилисты не всегда внимательны и могут не успеть затормозить.

3. Обобщение. Разрешает заменять однородные члены обобщающим словом или же заменить подробный фрагмент более коротким синонимичным.

Пример:
Я, мама, папа, бабушка, дедушка, брат и его жена собрались за столом. Мы общались, пили, ели, смеялись и смотрели телевизор. Нам очень понравился вечер!

После обобщения:
Вся семья собралась за столом. Нам очень понравился вечер: мы прекрасно провели время!

6. Работа над композицией изложения в ОГЭ по русскому

Проработали все три микротемы? Убедитесь, что текст складно читается целиком, нет логических провалов, несостыковок, скачков. Добавьте переходы при помощи союзов и вводных слов, где это необходимо. 

7. Корректировка содержания: исправьте ошибки и недочёты, проверьте орфографию и пунктуацию

Если предложение кажется вам “корявым” — вам не кажется! Переформулируйте его, напишите мысль по-другому, чтобы вы были уверены в корректности. Вычистите повторы: если в одном или соседних предложениях повторяется одно и то же слово, замените его местоимением или синонимом.

Затем проверьте постановку знаков препинания (особенно в сложных предложениях)!

Сомневаетесь? Выделите грамматическую основу и начертите схему. 

Помните, что для проверки правописания вы можете использовать орфографический словарь на экзамене. Не знаете, как пишется слово, а словарь не помог? Подберите синоним!

8. С черновика на бланк

Очень внимательно и аккуратно переписываем наш текст на бланк ответов номер 2. Помните, что бланк можно заполнять только с лицевой стороны — обратную сторону не проверяют!

Большое количество ошибок по невнимательности (в орфографии, пунктуации, абзацном членении и так далее) происходит именно на этом этапе. Поэтому не поленитесь в самом конце, когда уже будет написан весь экзамен, включая сочинение, вернуться к листу с изложением и перечитать свою работу.

Как готовиться к изложению

Как и всегда, лучший друг успеха на экзамене — практика. В открытом банке заданий ОГЭ на сайте ФИПИ выложены тексты изложений, который можно запустить и попробовать самостоятельно написать работу. 

Однако в заданиях с развёрнутым ответом главное — проверка. Если у вас нет возможности обратиться к учителю с просьбой проверить вашу работу, записывайтесь на курс подготовки ОГЭ по русскому, который включает в себя как написание изложения, так и проверку преподавателем в соответствиями с критериями от ФИПИ. На нашем курсе вы также основательно подготовитесь ко всем остальным заданиям ОГЭ: мы тщательно анализируем экзамены и разбираем с учениками все лайфхаки и ловушки.

Примеры изложения, определение и цель: установка сцены

«Давным-давно в далекой-далекой галактике…». это фраза, которую почти каждый может узнать, и она говорит вам все, что вам нужно знать о фильме «Звездные войны », который вы собираетесь посмотреть.

Экран с цитатой из «Звездных войн» в качестве примера экспозиции

Реклама

Определение: что такое экспозиция?

Экспозиция определяется как «литературный прием, с помощью которого автор сообщает читателям, что происходит в произведении». Слово exposition происходит от латинского слова expositionem , что означает «помещать». Он информирует, описывает и объясняет. Экспозиция обычно появляется в самом первом разделе произведения, но может появиться и позже.

Примеры изложения в литературе

Поскольку все книги содержат в той или иной форме повествование, многие из них, скорее всего, будут включать изложение. Некоторые просто делают это более четко, чем другие.

Гордость и предубеждение Джейн Остин

В начале «Гордости и предубеждения» мать героини Элизабет Беннет сообщает семье, что «Незерфилд-парк наконец-то сдан», имея в виду, что у них появился новый сосед. А именно, богатый мистер Бингли, которого сопровождает его еще более богатый друг мистер Дарси. Эта вступительная последовательность раскрывает большинство главных героев, их отношения друг к другу и то, когда будет центральный конфликт: поиск мужей для сестер Беннет.

«Почему, моя дорогая, вы должны знать, что миссис Лонг говорит, что Незерфилд увезен богатым молодым человеком с севера Англии; что он приехал в понедельник в фаэтоне и четырех, чтобы увидеть это место, и был так восхищен этим, что немедленно согласился с мистером Моррисом; что он должен вступить во владение до Михайлова дня, и некоторые из его слуг должны быть в доме к концу следующей недели.
‘Как его зовут?’
«Бингли».
‘Он женат или холост?’
‘О! одинокий, мой дорогой, чтобы быть уверенным! Одинокий человек с большим состоянием; четыре-пять тысяч в год. Какая прелесть для наших девочек!»

«Великий Гэтсби» Ф. Скотта Фицджеральда

На протяжении всего «Великого Гэтсби» Ник Каррауэй выступает в роли рассказчика, в этой роли он представляет сложные и иногда запутанные элементы сюжетной линии. Именно благодаря его изложению читатели получают представление об упадке и поверхностности богатого образа жизни Джея Гэтсби.

«Я полагаю, что в первую ночь, когда я пришел в дом Гэтсби, я был одним из немногих гостей, которых действительно пригласили. Людей не приглашали — они ехали туда. каким-то образом они оказывались у дверей Гэтсби. Однажды там их представил кто-то, кто знал Гэтсби, и после этого они вели себя по правилам поведения, связанным с парком развлечений. Иногда они приходили и уходили, вообще не встретив Гэтсби, приходили для вечеринки с простотой сердца это был входной билет».

Реклама

Золушка Шарля Перро

Как и многие сказки, история Золушки дает читателю важную информацию, которую она может получить по мере развития сюжета.

«Жил-был джентльмен, который женился второй раз на самой гордой и надменной женщине, которую когда-либо видели. У нее было от бывшего мужа две дочери, которые действительно во всем были точно такие же, как она. Точно так же у него была от другой жены юная дочь, но несравненной доброты и мягкого нрава, которую она унаследовала от своей матери, которая была лучшим существом на свете».

Гарри Поттер и Кубок огня автора Дж.К. Rowling

Этот отрывок из книги «Гарри Поттер и Кубок огня» является примером экспозиции, объясняющей прошлое и предвосхищающей будущее.

«Гарри исполнился год в ту ночь, когда Волдеморт — самый могущественный Темный волшебник столетия, волшебник, который неуклонно набирал силу в течение одиннадцати лет — прибыл в его дом и убил его отца и мать. свою палочку на Гарри; он наложил проклятие, которое избавило от многих взрослых ведьм и волшебников в своем неуклонном восхождении к власти, и, что невероятно, оно не сработало».

Властелин колец Дж.Р.Р. Толкин

Властелин колец рассказывает зрителям все, что им нужно знать о формировании колец, которые правили людьми, эльфами и гномами Средиземья, и о Едином кольце, созданном, чтобы править ими всеми. Этот взрыв раскрывается в стихах:

«Три кольца для эльфийских королей под небом,
семь для лордов-гномов в их каменных чертогах,
девять для смертных людей, обреченных на смерть,
одно для Темного Лорда на его темный трон
В Стране Мордора, где обитают Тени.
Одно Кольцо, чтобы править ими всеми, Одно Кольцо, чтобы найти их,
Одно Кольцо, чтобы собрать их всех и связать во тьме,
В Стране Мордора, где обитают Тени.

Реклама

Примеры экспозиции в фильмах

В кино и на телевидении экспозиция часто принимает форму закадрового голоса, воспоминаний, текста на экране или диалогов между персонажами. Иногда это эффективно, а иногда это излишне, но часто это полезный инструмент для рассказа истории.

«Звездные войны» (1977)

В то время как экспозиция присутствует во многих замечательных фильмах, один из лучших примеров представлен Джорджем Лукасом во франшизе «Звездные войны». В начале каждого фильма вы видите заголовок, который начинается:

«Давным-давно в далекой-далекой галактике….»

Далее следует текст, объясняющий, что происходит в «Звездных войнах». Вселенной, как это относится к сюжету.

Парк Юрского периода (1993)

По книге Майкла Крайтона, Jurassic Park ловко использует экспозицию через информационное видео, которое смотрят персонажи. Это показывает как персонажам на экране, так и зрителям, смотрящим, как работает технология, стоящая за динозаврами, которых они собираются увидеть. Кроме того, дрянной, детский тон видео преуменьшает серьезность информации и разрушения, которые вот-вот произойдут.

Матрица (1999)

Как и в любом фэнтезийном или научно-фантастическом рассказе, задачей которого является создание целого мира со своими правилами и историей, Матрица заполнена экспозицией. Начальная сцена фильма погружает зрителей в самую гущу разговора, пробуждая их любопытство узнать больше. Зрители участвуют в следующем диалоге:

Сайфер: «Он тебе нравится, не так ли? Тебе нравится смотреть на него?»
Тринити: «Не будь смешным.»
Сайфер: «Мы его убьем. Ты понимаешь это?»
Тринити: «Морфеус верит, что он Избранный».

Мы еще не знаем этих персонажей и не слышим, кто говорит.Мы слышим только голоса, но тут же втягиваемся и получаем информацию, которая потом пригодится.Ничего не выдавая, зрители знают ставки и кто и что станет важным позже в фильме.0006

Реклама

Вверх (2009)

Начальная сцена «Вверх» — примечательный и слезоточивый пример экспозиции. Бессловесный монтаж — идеальное отображение шоу «не говори». Он начинается с главного героя Карла в молодости и следует за ним через его брак с женой до старости и окончательной смерти его жены. Это показывает зрителю, почему Карл такой, какой он есть на протяжении всей остальной части фильма, и позволяет им сопереживать персонажу.

Sherlock (2010)

Экспозиция первой встречи Шерлока Холмса и Джона Ватсона представляет собой идеальный баланс между неуклюжим и существенным. Благодаря почти сверхчеловеческим способностям Шерлока читать людей за считанные секунды, он сообщает аудитории, что Джон — ветеран войны, и делает вывод, что Джон ищет соседа по квартире. Затем он предлагает более подробную информацию в следующем монологе:

«Я знаю, что вы армейский врач, и вы вернулись домой из Афганистана по инвалидности. У тебя есть брат, который за тебя переживает, но ты не пойдешь к нему за помощью, потому что не одобряешь его, возможно, потому, что он алкоголик, скорее потому, что он недавно бросил жену, и я знаю Ваш терапевт считает, что ваша хромота — психосоматическая, и, боюсь, совершенно верно. Этого достаточно, вы не думаете? Меня зовут Шерлок Холмс, а адрес Бейкер-стрит, 221Б. После полудня.»

Однако, рассказывая зрителям — как на экране, так и перед ним — о Джоне, он также многое рассказывает о себе. Диалог также подчеркивает разницу между двумя мужчинами, заставляя их мешать и подсказывать аудитории, что их различия будут дополнять друг друга, образуя прочное партнерство и, в конечном итоге, дружбу.

Реклама

Цель изложения

Понимание цели изложения поможет вам правильно использовать его в своей работе.

  • В пьесе, фильме или телешоу экспозиция может использоваться в любом месте произведения для предоставления справочной информации о персонажах и других частях произведения.

  • В письменных текстах экспозиция также дает справочную информацию и информацию о персонажах. Писатели часто предоставляют экспозицию через рассказчиков, которые сообщают подробности предыстории.

  • В музыке экспозиция представляет собой вступительную часть фуги или первую часть сонаты, которая представляет тему (темы), используемые в композиции.

Важность экспозиции

Экспозиция важна, потому что она помогает читателю, зрителю или слушателю заземлиться в произведении, предоставляя контекст для того, что вот-вот развернется. Экспозиция не только дает ясность в отношении персонажей и времени, но и помогает людям ориентироваться в произведении. Без экспозиции читатели, зрители и слушатели не могли понять, что происходит и почему.

5 Типы изложения с примерами

Теперь, когда вы знакомы с примерами изложения из популярных произведений, подумайте, как вы можете использовать этот литературный прием в своем письме.

  • Описание — Автор объясняет характеристики темы, показывает примеры или описывает особенности предмета или человека.

  • Сравнение — Уточнить, чем две темы похожи или различны.

  • Причина и следствие — Предоставить информацию о причине события и обзоре его фактических или потенциальных последствий.

  • Проблема и решение — Излагает проблему, а затем объясняет возможные пути ее решения.

  • Последовательность — Описывайте события либо в хронологическом, либо в числовом порядке в зависимости от того, в каком порядке что-то произошло или в каком порядке будет представлена ​​информация в произведении.

Реклама

Примеры типов изложения

Существует несколько различных типов изложения, каждый из которых должен быть кратким и легким для понимания при использовании в письменной или развлекательной работе.

  • Описание : Флаг США состоит из тринадцати чередующихся красных и синих полос, представляющих 13 первоначальных штатов. В левом верхнем углу флага находится синее поле с пятьюдесятью звездами, по одной на каждый штат.

  • Сравнение : У аллигатора U-образная круглая морда, и он обычно обитает в пресноводных болотах и ​​ручьях. У крокодила длинная V-образная морда, и он может жить как в соленых, так и в пресноводных водах.

  • Причина и следствие : Гражданская война была вызвана конфликтами между штатами по вопросам прав штатов и рабства. До войны южные штаты полагались на рабов, чтобы сажать и собирать урожай. Эти южные штаты хотели принимать решения отдельно от северных штатов и объединились как Конфедераты, угрожая покинуть США. Северные солдаты одержали победу в Гражданской войне, восстановив, что южные штаты должны подчиняться законам США, включая отмену рабства.

  • Проблема и решение : Каждый день в Соединенных Штатах примерно 29 человек умирают в результате вождения в состоянии алкогольного опьянения. Это означает, что 10 000 человек ежегодно погибают в автокатастрофах в состоянии алкогольного опьянения. Эту проблему можно решить, активно применяя законы о 0,08% BAC, соблюдая законы о минимальном возрасте употребления алкоголя и устанавливая больше контрольно-пропускных пунктов.

  • Последовательность : Основные временные рамки Гражданской войны включают:
    • 1600-е годы — штаты начинают принимать законы о рабстве, подходящие для их отдельных штатов.

    • 1700-е годы — Некоторые штаты начинают высказывать мнение о необходимости отмены рабства.

    • 1800-е — Восстание против рабства начинается с того, что семь штатов угрожают выйти из Союза. Инаугурация Авраама Линкольна. Началась Гражданская война; в конце концов победил Север.

Реклама

Штатный писатель

Определение, структура, назначение, характеристики и типы

Текст изложения – это текст, содержащий краткое, лаконичное и ясное приглашение. Этот текст обычно имеет характеристики ответов на вопросы в форме что, кто, где, когда, почему и как.

Текст изложения состоит из той же структуры, что и мнение или редакционная статья, в которой есть три важных элемента, а именно изложение мнения, аргументация и повторное изложение мнения.

Понимание пояснительного текста

Текст пояснения – это текст, структура которого краткая, лаконичная и ясная.

Итак, какова цель этого текста? Цель экспозиционного текста состоит в том, чтобы предоставить информацию, которая может дополнить знания читателя. Ожидается, что читатели добавят точные, подробные и ясные знания о вещах и событиях.

Читайте также: Понимание текста аналитического изложения

Структура текста изложения

Выше мы кратко объяснили, что этот текст состоит из трех элементов, а именно изложения мнения, аргументации и повторения высказываний мнения. Ниже мы объясним более подробно.

Первый: Мнение (тезис). Это раздел, содержащий мнение автора, и находится в начале текста.

Второй: Аргумент, это та часть, которая содержит и содержит доводы или аргументы в укреплении писательского произведения, которое направлено на принятие идеи или ее отвержение.

Третий: Повторное изложение мнения (повторение). Это раздел, подтверждающий мнение автора.

Если это аранжировка, то каковы характеристики текста экспозиции? Здесь мы видим характеристики текста экспозиции.

Характеристики текста изложения

  • Текст содержит объяснение знаний или информацию о знаниях
  • Его стиль письма приглашает
  • Этот текст обычно отвечает на вопросы в форме что, когда, кто, где, как и почему.
  • Попытка что-то объяснить
  • Язык информативный
  • Краткий, лаконичный, точный
  • Изложение простое, используется стандартный язык или язык в соответствии с EYD
  • Информация предоставлена ​​не по желанию автора, а как есть
  • Факат как инструмент дополнения и сокращения
  • Абзац изложения обычно отвечает об аскадимеге

Лингвистические элементы

При составлении текста изложения существует отличительная особенность языка, которую использует писатель. Здесь мы видим характеристики.

Также читайте: Пояснительный текст: определение, структура

Характеристики языка, используемого в тексте изложения, следующие:

  • Автор употребляет союзы, смысл в усилении аргумента
  • Затем его характерной особенностью является использование местоимений; это слово, заменяющее существительные и словосочетания
  • Использование лексических слов или слов, соответствующих значению словаря; слова, которые относятся к объектам, реальным или абстрактным.

Изложение Текст Тип

1. Текстовое иллюстративное изложение

Использование языкового стиля в виде простого описания идеи. Используйте союзные фразы и проиллюстрируйте что-то, что имеет ту же черту.

2. Текст изложения новостей

Попытка предоставить подробную и четкую информацию об инциденте, например, то, что можно найти в новостях или новостных сообщениях.

3. Текст сравнительного изложения

Помимо иллюстраций и новостей, имеется также текст сравнительного изложения. Эта форма предназначена для объяснения идей или идей в основном предложении путем сравнения.

4. Текстовое описание процесса

Содержит учебные пособия, руководства или инструкции по изготовлению вещей

См. также: Пример 9 повествовательного текста0006

5. Определение текста изложения

То есть текст, который содержит смысл предмета

6. Текст изложения полемики

Это текст изложения, в котором предмет противоречит другому предмету.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *