Изложение как пишут: Что такое изложение и как его писать. Домашняя онлайн-школа грамотности Екатерины Бунеевой

Что такое изложение и как его писать. Домашняя онлайн-школа грамотности Екатерины Бунеевой

Не знаю почему, но у школьников и их родителей слово «изложение» вызывает примерно такую же реакцию, как слова «диктант», «контрольная». На самом деле изложение – это просто упражнение, специальное речевое упражнение: письменный пересказ текста. Изложения бывают, конечно, контрольными (в конце четверти или года), но в курсе русского языка начальной и основной школы изложения проводятся прежде всего для ОБУЧЕНИЯ, а не для контроля. Письменное изложение текста развивает связную речь и одновременно помогает научиться писать грамотно. Именно поэтому в научной классификации упражнений по русскому языку изложение относят не только к группе специальных речевых, но и к группе неспециальных орфографических и пунктуационных упражнений. Проще говоря, изложение – это очень полезное обучающее упражнение, которое развивает речь и помогает научиться писать без ошибок.

Все наверняка помнят по своему школьному опыту, как писали контрольное изложение: учитель читал несколько раз текст вслух, ученики старались запомнить, составляли план и излагали текст по памяти.

ОБУЧАЮЩЕЕ изложение предполагает именно ОБУЧЕНИЕ письменному пересказу. На первых этапах ребёнок должен текст видеть, ему трудно сразу его воспринимать только на слух, поэтому начинаем с чтения и анализа текста, затем покажем, как составлять план и зачем он нужен, проанализируем орфограммы и знаки препинания и только потом – послушаем текст ещё раз и письменно его перескажем.

Покажу на примере, как начинается обучение изложению во 2-м полугодии 2 класса.

Надеюсь, этот алгоритм поможет с самого начала правильно организовать обучение или скорректировать действия ребёнка, если у него что-то не получается. Он удобен и для учителя, и для родителей или репетитора, которые занимаются с ребёнком индивидуально.

Как подготовиться к изложению

Этап 1. Зрительное восприятие: чтение и анализ текста, устный пересказ.

1. Прочитай заглавие. Можно предположить, о чём будет текст?


2. Прочитай текст про себя.

В зимнем парке

Наш парк зимой так красив! Лежит пушистый снег. Мороз. Снег скрипит под ногами. Я слышу каждый свой шаг.

На краю парка пруд. Он замёрз. Рыбаки долбят толстый лёд. Им нужна прорубь. А вдруг там живёт сказочная щука?

3. Сколько в тексте частей? Напиши: _______. Как ты догадался? (Делаем вывод: два абзаца, значит, две части) Как написана каждая часть? (Обращаем внимание: каждая часть начинается с отступа, его называют абзац или красная строка).


4. Перечитай вслух 1-ю часть. О чём в ней говорится? Расскажи. (Это устный пересказ, на уроке его лучше организовать в парах, тогда все дети перескажут текст, а не будут пассивно слушать кого-то одного).


5. Какое заглавие больше подходит к 1-й части? Выбери и подчеркни.


Зимой. Зимний день. Морозный зимний день.


(Выбираем и подчёркиваем третий вариант: ключевое слово «морозный» точнее передаёт содержание 1-го абзаца и помогает его запомнить. )


6. Перечитай 2-ю часть текста. О чём в ней говорится? Расскажи.


7. Какое заглавие больше подходит ко 2-й части? Выбери и подчеркни.


Пруд. Рыбаки на пруду.


(Второе заглавие точнее, ключевое слово «рыбаки».)


8. Перечитай последнее предложение. Чья это мысль? Какой человек мог так подумать? (Это мысль рассказчика, человека, от лица которого ведётся повествование. Так мог подумать человек, который знает сказки, у него развита фантазия…)

Этап 2. Составление плана.

9. Если мы запишем заголовки, которые ты выбрал к частям текста, получится план этого текста. План поможет пересказать текст:

1) Морозный зимний день.


2) Рыбаки на пруду.

Этап 3. Анализ орфограмм и знаков препинания.

10. Найди в тексте слова, в которых можно допустить ошибку. Подчеркни орфограммы-буквы, пробел между предлогом и соседним словом. Обозначь знакомые орфограммы. Запомни, как пишутся слова, которые нельзя проверить. (В тексте есть слова с орфограммами, которые дети уже изучали: с буквами безударных гласных в корне – красив, зимой, лежит и др., с буквами парных согласных на конце слова – мороз, лёд и т.д. Их надо найти, полезно эти слова записать и графически объяснить выбор написаний.) Обрати внимание на знаки в конце предложений. Там только точки? (Нет, есть восклицательный знак, вопросительный. Полезно прочитать вслух эти предложения с нужной интонацией.)

Этап 4. Восприятие текста на слух (слушание), запись.

11. Закрой текст. Послушай его ещё раз. Напиши изложение. Тебе поможет план текста. (План должен быть у ребенка перед глазами).

Этап 5. Самопроверка.

12. Проверь свою запись: подчеркни и обозначь в словах все знакомые орфограммы. Проверь абзацы, большую букву в начале и знаки в конце предложений. Исправь ошибки, если они есть. (Можно затем дать ребенку возможность ещё раз увидеть текст и сравнить с ним свою запись. )

Ещё раз хочу уточнить: это самое начало, первые шаги. Здесь очень важно, чтобы в процессе подготовки, написания и проверки изложения участвовали все виды речевой деятельности: чтение, письмо, слушание и говорение.

Подробное описание методики и тексты для проведения изложений – в учебных пособиях Е. В. Бунеевой: для 2 – 4 классов и для 5 – 9 классов

Запись вебинара доктора пед. наук Е. В. Бунеевой «Как научить ребёнка писать изложение»: https://buneeva.vsepravilno.com/study/course?id=27

© Е. В. Бунеева, 2018

Изложение — что это такое и как его писать

Обновлено 23 июля 2021 Просмотров: 73 686 Автор: Дмитрий Петров

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Волнительный момент для каждого девятиклассника — итоговое изложение в рамках ОГЭ по русскому языку.

На самом деле, если разобраться, особенных причин для страха быть не должно. Что что, а изложение школьники пишут с начальной школы!

Главное, закрепить полученные навыки и сосредоточиться на своей цели. Давайте вместе вспомним, что такое изложение, и составим пошаговый план его успешного написания.

Что такое изложение

Изложение – это вид письменной проверочной работы, направленной на пересказ, краткую (или подробную) передачу основного содержания исходного текста.

Во время изложения учитель читает фрагмент литературного или публицистического произведения (рассказа, романа, очерка, статьи), а затем просит учащихся изложить услышанное на бумаге своими словами максимально близко к оригиналу.

Существует несколько разновидностей изложения:

  1. Описательное.

    Обычно для его написания используются фрагменты художественных произведений, содержащие описание природы, жилища или внешности человека.

    Главная цель описательного изложения – научить видеть цепь признаков лица или предмета, повысить наблюдательность, закрепить навыки запоминания мельчайших подробностей.

    Обратите внимание на прилагательные и причастия, с помощью которых автор описывает персонажа и окружающие его предметы. Не забудьте правила оформления однородных членов предложения.

  2. Повествовательное изложение.

    Особое внимание в повествовательном тексте следует уделить сюжетной линии. Пункты плана будут представлять собой последовательность неких действий, образующих событийный костяк услышанной истории.

    В повествовательном изложении важно правильно воспроизвести глаголы: выпишите их из текста, когда учитель будет читать его второй раз. Уделите внимание причастным и деепричастным оборотам.

    Повторите правила выделения обособленных определений и обстоятельств на письме.

  3. Подробное.

    Чаще всего этот вид работы встречается в начальной школе, когда особенно важна тренировка слуховой и зрительной памяти.

    Чем больший объём информации запомнит и воспроизведёт ученик, тем лучше.

  4. Сжатое изложение.

    При его написании подробности отступают на второй план.

    Необходимо выделить в тексте главное, уловить его смысловой посыл и записать основные аргументы.

    Сжатое изложение готовит старшеклассников к составлению конспектов, которое пригодится им в студенческой жизни.

  5. Рассуждение.

    Такое изложение – это настоящая творческая работа. Оно, как и предыдущий подвид, фиксирует главное, не концентрируясь на мелочах.

    Проверяющий оценивает не столько качество передачи информации, сколько ход собственных мыслей учащихся, его способность делать выводы на основе услышанного материала.

    Работая над изложением с элементом рассуждения, важно сохранить логику повествования, привести ёмкие доказательства своей точки зрения по заявленной проблеме.

Как писать изложение

Советы тем, кто хочет получить максимально высокий балл, можно сформулировать следующим образом:

  1. Внимательно прослушайте весь текст во время первого прочтения. Не пытайтесь сразу начать его стенографировать. Пусть он закрепится в вашем сознании, как нечто целое.
  2. Помните, что текст – это предложения, связанные одной мыслью. Первое прочтение необходимо для того, чтобы вы услышали, о чём вам сообщают, уловили авторский посыл, почувствовали стилистику.
  3. Перед вторым прочтением приготовьте лист бумаги и приступайте к составлению плана. Где главная мысль? Где второстепенные? Насколько они связаны между собой? Сколько абзацев намечается в вашем изложении?
  4. Оставьте место между пунктами плана, чтобы заполнить его опорными словами.
  5. Как только учитель начнёт читать текст повторно, начните наращивать «мускулатуру» на «скелете» будущей работы. Вокруг каждого пункта плана запишите опорные слова, словосочетания, конспективные предложения, которые помогут восстановить в памяти содержание абзаца.
  6. После завершения второго прочтения приступайте к черновику. Не торопясь запишите услышанное по пунктам составленного плана, перечитайте, убедитесь, что не упустили ничего важного.
  7. Если обнаружились фразы, повторяющие друг друга или уводящие от основного содержания работы, смело вычеркните их.
  8. На этапе редактирования отследите слишком длинные либо чересчур короткие, «рваные» синтаксические конструкции.
  9. Максимально упростите синтаксис, чтобы справиться с пунктуацией и облегчить задачу проверяющему. При этом старайтесь не отступать от авторской стилистики.
  10. Если писатель использовал эпитеты, не обедняйте пересказ сухими безэмоциональными фразами. И наоборот: не переходите на метафоры, если автор излагал свои мысли в сдержанном официальном стиле.
  11. Перепишите изложение на чистовик. Закройте тетрадь и через несколько минут перечитайте заново – так, как если бы это была тетрадь соседа.

Последний общий совет оставим непронумерованным. Он касается каждого, кто не привык загонять полёт фантазии в узкие границы заданного шаблона.

Не забывайте, что изложение – это не сочинение: вы пишете не собственный текст, а лишь воспроизводите чужой оригинал.

Если для вас это скучно, смиренно примите крест ученичества: в старинных монастырских школах Древней Руси человек получал разрешение самостоятельно взяться за перо только после того, как переписывал до сотни текстов предшественников. Была в этом своя мудрость: научись слышать то, что тебе говорят, а уж потом говори (или пиши) сам.

Как проводится изложение

При выполнении данного вида работ педагог обязан соблюдать ряд правил:

  1. в 1-4 классах исходный текст прочитывается вслух трижды, в средней и старшей школе – дважды;
  2. при первом прочтении необходимо делать интонационные акценты на основных мыслях автора, выделять голосом предложения, содержащие в себе суть заявленной проблемы, тезис, аргументы;
  3. при повторном прочтении разрешается слегка ускорить ритм речи, при этом каждое слово должно слышаться отчётливо; новые для учащихся термины, географические названия, другие имена собственные, в написании которых могут возникнуть сомнения, необходимо вывести на слайд или записать на доске.

Учителя не обязаны ограничиваться собственным голосом, доской и мелом. Для прослушивания подойдут фрагменты аудиокниг, записи актёрского или авторского чтения, подкасты (что это?). Главное, чтобы материалы были высокого качества, легко распознавались на слух.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

  • Литература

Поделиться в соцсетях

Написание презентации — Навыки проведения презентаций

Немногие из нас чувствуют себя вполне комфортно при написании презентации. Есть что-то очень пугающее для многих людей в процессе переноса мыслей из головы на бумагу (или серию слайдов на компьютере).

Однако есть вещи, которые вы можете сделать, чтобы помочь себе. К ним относятся хорошее знание материала и время, необходимое для обдумывания того, что вы хотите сказать.

На этой странице можно найти советы по написанию презентации. В нем обсуждается первоначальное написание, а затем также объясняется, как просматривать и редактировать вашу работу. Это поможет сделать вашу презентацию максимально эффективной.

Прежде чем вы начнете…


Прежде чем вы начнете писать презентацию, вам потребуется определенная информация: например, цель, тема и информация об аудитории. Подробнее об этом читайте на нашей странице Подготовка презентации .

Основываясь на собранной информации, вы также должны были приступить к разработке своих идей и выбрать основные пункты для включения. Подробнее об этом см. на нашей странице Организация вашего материала .


Некоторые основные отправные точки

Приступая к написанию презентации, необходимо помнить две важные вещи:

1. В презентации должно быть введение, основное сообщение и заключение.

Некоторые люди резюмируют это как «скажи, что собираешься сказать, скажи, а потом скажи, что сказал» .

Однако это еще не все. Ваше введение должно немного «установить сцену» и дать общий план того, что вы собираетесь осветить в своей презентации. Если вы используете программное обеспечение для презентаций, такое как PowerPoint, это должен быть один слайд. Ваше заключение должно подводить итоги и представлять основное сообщение вашей аудитории, возможно, снова на одном слайде.

СОВЕТ!


Если вы отвечаете на вопросы после презентации и используете PowerPoint, во время вопросов у вас, вероятно, будет слайд вверх по экрану. Конечно, вы могли бы иметь последний слайд, который говорит что-то вроде «Спасибо, что выслушали, есть вопросы?» или содержит ваши контактные данные.

Однако вы также можете оставить последний слайд, на котором подчеркнуты ваши выводы.

Это поможет гарантировать, что ваши ключевые сообщения останутся в сознании вашей аудитории.

2. Подумайте об использовании историй, чтобы донести свое сообщение до всех.

Тысячи лет эволюции запрограммировали нас слушать истории. Истории помогали нам выживать, напоминая нам о важном поведении. Поэтому мы склонны запоминать их намного лучше, чем сухие списки фактов или пунктов.

С этим гораздо проще работать, чем игнорировать.

Есть два аспекта этого.

  • Во-первых, вы должны думать о своей презентации, как о рассказе истории вашей аудитории. Какую мысль вы пытаетесь донести и как лучше всего ее донести?

  • Во-вторых, полезно использовать истории как часть презентации . Например, если вы начнете с рассказа истории или анекдота, это послужит «крючком», привлекающим вашу аудиторию. Вы также можете использовать истории, чтобы проиллюстрировать каждый пункт, который вы хотите сделать. Конечно, ваша история должна быть связана с вашим основным сообщением, потому что вы можете гарантировать, что ваша аудитория запомнит историю намного дольше, чем заключение!



Структурирование презентации

Структура и содержание вашей презентации, конечно же, будут уникальными для вас.

Только вы можете решить, как лучше представить свои сообщения. Тем не менее, вы могли бы рассмотреть некоторые стандартные структуры презентации для вдохновения:

1. Использование силы трех

В публичных выступлениях и риторических дебатах, а также во многих случаях общения три является магическим числом. Мозг относительно легко улавливает три точки одновременно.

Люди считают, что три точки, идеи или числа легче понять и запомнить, чем четыре или более.

Таким образом, вы можете структурировать свою презентацию, используя магическое число три.

Например, ваша презентация должна состоять из трех основных элементов: введения, середины и заключения. В основной части презентации разделите ключевое сообщение на три элемента, а затем разверните каждый из этих пунктов на три подпункта. Если вы используете наглядные пособия, такие как PowerPoint, ограничьте количество маркеров до трех на каждом слайде и расширяйте каждый из них по мере продвижения.

СОВЕТ!


Что делать, если нужно сделать более трех очков?

Уменьшайте их, пока у вас не будет больше трех очков!

В любом случае ваша аудитория, вероятно, запомнит только три пункта из пяти или шести, но какие три? Выполните работу за них и определите три наиболее важных момента, а остальные исключите.

2. Что, почему, как?

В альтернативной структуре используются вопросы «Что?», «Почему?» и как?» чтобы донести ваше сообщение до аудитории. В некотором смысле, это также использует силу трех, но это особый случай для драйва.

  • «Что?» определяет ключевое сообщение, которое вы хотите передать. Подумайте о пользе вашего сообщения для вашей аудитории. Что они получат, что они могут сделать с информацией, и какова будет польза?

  • «Почему?» отвечает на следующий очевидный вопрос, который возникает у аудитории . Услышав «что», аудитория, естественно, начнет думать «почему я должен это делать?», «почему я должен так думать?» или «почему это должно быть так?». Прямое обращение к «почему?» Вопрос на следующем этапе вашей презентации означает, что вы отвечаете на эти вопросы, и ваше выступление следует естественному маршруту через материал. Это гарантирует, что аудитория сразу же будет на вашей стороне.

  • «Как?» — это последний вопрос, который естественным образом возникает в сознании аудитории . Они хотят знать, как они собираются достичь того, что вы только что предложили. Постарайтесь не быть здесь слишком предписывающим. Вместо того, чтобы говорить людям, как именно они должны действовать в соответствии с вашим сообщением, предложите, как они могут действовать, возможно, используя примеры.

Вы должны попытаться подтвердить свои слова доказательствами. Здесь вы можете использовать кейсы, личные примеры или статистику, но постарайтесь использовать их в виде историй.

Подробнее об этом читайте на нашей странице Представление данных .


Редактирование вашего контента

Когда у вас есть первый черновик презентации, важно просмотреть и отредактировать его.

Это поможет гарантировать, что ваше сообщение будет донесено наиболее эффективным способом.

При редактировании содержания презентации необходимо учитывать:

  1. Язык . Убедитесь, что то, что вы говорите, будет понятно вашей аудитории. Удалите любой жаргон и попробуйте вместо этого использовать простой английский. При необходимости объясните термины при первом их употреблении.

  2. Структура предложения . Используйте короткие предложения и сохраняйте простую структуру. Помните, что вы будете рассказывать о своих идеях, а аудитория будет слушать, а не читать.

  3. Поток . Убедитесь, что структура вашей презентации знакомит аудиторию с вашими идеями и помогает им сделать выводы для себя.

  4. Используйте метафоры и истории , чтобы облегчить понимание и запоминание.

  5. «Крючки» для привлечения и удержания внимания аудитории . Убедитесь, что вы включили несколько «зацепок» в разные моменты презентации. Это поможет вам привлечь, а затем и удержать внимание аудитории. Это могут быть истории, или участие аудитории, или какие-то альтернативные наглядные пособия , например короткое видео.

  6. Проверка и перепроверка орфографии и грамматики . Убедитесь, что любые слайды презентации или иллюстрации, заголовки, подписи, раздаточные материалы и т. п. не содержат орфографических ошибок.

СОВЕТ!


В идеале вам следует сделать перерыв в презентации перед редактированием, чтобы вы могли взглянуть на свой текст свежим взглядом.

Вы также можете попросить друга или коллегу взглянуть, особенно на подачу и язык. Если возможно, спросите у кого-то, кто не знаком с материалом .


Заключительная мысль

Собственно написание презентации — это последний этап вашей подготовки.

Если вы выполнили домашнюю работу, вам уже будет ясно, почему вы делаете презентацию, предмет и основные моменты, которые вы хотите затронуть. На самом деле записать это на бумаге, таким образом, должно быть относительно просто.


Центр письма | Написание презентации PowerPoint

Зачем писать презентацию PowerPoint?

Презентация PowerPoint похожа на постерную презентацию, только информация представлена ​​на компьютерных слайдах, а не на реальных постерах. Они обычно используются для сопровождения устного выступления; они должны дополнять устную презентацию, а не служить конспектами. Вы можете включать аудио и визуальные медиа. Они часто используются для обмена информацией с большой группой, например, на профессиональных конференциях, презентациях в классе и собраниях.

Что должно быть включено в слайды PowerPoint?

Презентация PowerPoint состоит из трех основных элементов:

  • Текст — позволяет закрепить основные моменты и сохранить ключевые термины и понятия в сознании читателей. Текст почти никогда не должен появляться блоками, а должен быть организован в виде списков отдельных слов или коротких утверждений, которые легко понять. Текст может включать определения, ключевые моменты, подписи или важные факты.

  • изображения — проиллюстрируйте или выделите основную мысль. Для некоторых слайдов может потребоваться только изображение с подписью, чтобы обеспечить визуальное представление того, что вы представляете в устной форме.

  • Графики или таблицы — представляют сложную информацию или числовые данные в ясной и легко усваиваемой форме.

Примечание:  Как и в случае любого другого письма, учитывайте свою аудиторию, цель (убедительная, информативная и т. д.) и повод (презентация в классе, профессиональная конференция, деловая встреча и т. д.).

 

При написании презентации PowerPoint введите:

  • Выберите один фон для всей презентации.

  • Используйте простые, чистые шрифты.

  • Используйте размер шрифта, который будет виден из задней части комнаты.

  • Пишите в маркированном формате и используйте согласованную структуру фраз в списках.

  • Предоставляйте только необходимую информацию. Используйте ключевые слова, чтобы вести читателя/слушателя через презентацию.

  • Используйте прямой, лаконичный язык.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *