Фонетика все правила: 🎓 Фонетика в русском языке

Фонетический разбор слов от А до Я!

В данной статье мы научимся делать фонетический разбор слов. Узнаем все существующие буквы и звуки, изучим основные правила фонетического или звуко-буквенного разбора слов.
Для начала рекомендуется посмотреть видео по теме ФОНЕТИКА, в нем освещаются базовые правила и формируется представление о фонетическом разборе слов.

Вводное видео о фонетическом разборе

При этом в алфавите 10 гласных букв. Это буквы: А, О, У, Ы, Э, И, Я, Ё, Ю, Е.
Но гласных звуков, как ни странно меньше.
Всего 6 гласных звуков: [А], [О], [У], [Ы], [Э] и [И].

Почему так? Все потому, что гласные буквы Я, Ё, Ю, и Е не дают отдельных гласных звуков.
Когда Я, Ё, Ю, и Е идут после согласных, то чаще всего дают звуки [А], [О], [У] и [Э].
Когда Я, Ё, Ю, и Е идут в начале слов, после гласных, мягкого или твердого знака, то они, как правило, дают сочетания звуков, которые записываются, как [Й’][А], [Й’][О], [Й’][У] и [Й’][Э], соответственно.

В алфавите еще 2 интересных буквы: Ь и Ъ. Мягкий и твердый знак не дают самостоятельных звуков, но для чего они тогда нужны, и где еще 36 звуков…
В алфавите осталась еще 21-на согласная буква:
Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ.
Вот они-то, в сочетании с гласными буквами и мягким знаком и дают оставшиеся 36 звуков — это [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’], [й’], [к], [к’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [п], [п’], [р], [р’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [щ’].

То есть, к примеру, буква Б в словах может давать твердый звук, записывается, как [б]. К примеру, в слове «бочка».
Также Б может давать мягкий звук, который записывается почти также, но с маленькой кавычкой(апострофом) — [б’]. К примеру, мягкий звук [б’] в словах: берег, обязан, особь.
Мягкий знак, кстати, в последнем слове вместе с буквой Б и дал необходимый мягкий звук. Собственно для этого он и используется. Твердый знак в свою очередь используется для разделения звуков в слове, к примеру, в словах подъезд, съел, разъединить.

Правила фонетического разбора.

Со всеми буквами и звуками разобрались. Давайте перейдем к непосредственно правилам фонетического разбора.
Как мы поняли, по определению звуки могут быть гласными и согласными.

Фонетический разбор гласных

В зависимости от ударения в слове гласные звуки могут быть ударными и безударными.
Как Вы уже поняли, звуков [я], [ё], [ю], [е] НЕ существует.
Буквы Я, Ё, Ю, и Е после согласных дают звуки [А], [О], [У] и [Э], соответственно.
Когда Я, Ё, Ю, и Е после гласных, мягкого, твердого знака или в начале слова, то дают звуки [Й’][А], [Й’][О], [Й’][У] и [Й’][Э].
Для Я и Е есть исключение, когда они безударные, тогда дают звук [И] после всех согласных, кроме Ж, Ш и Ц. К примеру, ряби́на [р’иб’ина], степно́й [ст❜ипной❜].
После Ж, Ш и Ц безударные Е и Я дают вместо [И] звук [Ы]. К примеру, в слове за́йцев [зай’цыф].
В других случаях безударные Я и Е дают [Й’][И]. К примеру, в слове язы́к [й’изык].

Все остальные гласные буквы А, О, У, Ы, Э и И дают соответствующие звуки [А], [О], [У], [Ы], [Э] и [И], за исключением случая, когда буква О без ударения, тогда она дает звук [А], к примеру в слове окно [акно].

Как запомнить фонетику гласных звуков?
С гласными всё довольно просто. Необходимо запомнить 4 буквы не дающие самостоятельных звуков Я, Ё, Ю, и Е. Они дают соответствующие звуки [А], [О], [У] и [Э] после согласных, смягчая их. В других ситуациях при фонетическом разборе Я, Ё, Ю, и Е перед [А], [О], [У] и [Э] добавляется [Й’].
Исключение, когда Я и Е без ударения, то дают [И] после согласных, иногда [Ы](после Ж, Ш и Ц), и [Й’][И] в остальных случаях.
Оставшиеся 6 гласных букв А, О, У, Ы, Э и И дают такие же звуки [А], [О], [У], [Ы], [Э] и [И], за исключением безударной О, которое дает звук [А].

Фонетический разбор согласных

Согласные в свою очередь делятся на звонкие и глухие/парные и непарные.
Звонкие и глухие парные звуки это соответственно:
[б]-[п]
[в]-[ф]
[г]-[к]
[д]-[т]
[ж]-[ш]
[з]-[с]
и их мягкие «аналоги» [б’]-[п’],[в’]-[ф’] и т.д.

Звонкие непарные звуки(они же сонорные): [Й’], твердые [Л],[М],[Н] [Р] и мягкие [Л’],[М’],[Н’] [Р’].
Глухие непарные: [Х],[Х’],[Ц],[Ч’] и [Щ’].

Согласные также в словах могут быть твердыми или мягкими.
По общему правилу фонетики перед буквами А, О, У, Ы, Э и Ъ согласные буквы дают твердые звуки, кроме букв Ч, Щ и Й они дают всегда мягкие звуки, вне зависимости от того, какая буква за ними следует.
Перед И, Я, Ё, Ю, Е и Ь согласные буквы дают мягкие звуки, кроме Ж, Ш и Ц, они дают всегда твердые звуки.
Помним также, что Я, Ё, Ю, Е после согласных дают звуки [а],[о],[у],[э] без [Й’].
В отдельных словах Е может слышится, как [Э], без смягчения предшествующей согласной и без добавления [Й’], когда предыдущая буква не согласная. К примеру слово тест слышится, как [тэст], кафе [кафэ], проект [проэкт].

Также по фонетического разбору согласных важно знать:
1. Звонкая согласная буква может давать глухой звук, и наоборот глухая может давать звонкий. Если в слове буква, дающая парный звонкий звук, последняя или за ней следует буква, дающая глухой звук, то звонкий звук «приглушается», то есть вместо звонкого в транскрипции записывается его глухая пара.
К примеру, слово когти, дает в транскрипции [кокт’и], ров в транскрипции [роф].
И наоборот. Глухие согласные буквы перед звонкими звуками (кроме [в]) «озвончаются», то есть дают звонкие звуки. То есть вместо [С] слышится [З], вместо Т — Д, на месте К — Г и так далее.
К примеру, в фонетическом разборе слова сделать транскрипция (звучание слова) [з’д’э́лат’]
2. Сочетания согласных букв могут давать другие звуки. СЧ, ЗЧ произносятся как [Щ]. Сочетание ТЬС, ТС, ДС дают [Ц]. ЧН и ЧТ в некоторых словах могут давать звуки [ШН] и [ШТ].
К примеру, в слове счётный транскрипция [щ’отный’], учи́ться [уч’и́ца], подска́зка [пацка́ска], конечно [кан’э́шна], что [што].

3. Отдельные согласные в словах могут НЕ давать звуков в ряде случаев.
3.1 Когда в слове друг за другом идут буквы СТН и СТЛ, согласный [Т], как правило, не произносится. К примеру, постный транскрипция [посный], страстный [страсный’] , счастливый [щ’асл’ивый’].
3.2. Когда одинаковые согласные идут друг за другом. К примеру, в слове класс, транскрипция [клас]. Или к примеру, в слове коленный транскрипция [кол’эн:ый’]. НН в данном случаев в транскрипции помечается двоеточием, что означает, что звук продленный, то есть немного тянется при произношении.
3.3. Также в ряде случаев, когда две и более согласные буквы идут друг за другом, одна из них не произноситься. К примеру, в слове отдохну́ть транскрипция [ад:ахну́т’], ле́тчик [л’о́ч’ик], солнце [сонцэ], поздно [по́зна], се́рдце [с’э́рц:э], сши́ть [шыт’], сже́чь [жэч’].
На практике проблем с фонетическим разбором таких случаев, как правило не возникает, так как пропадание звуков естественным образом слышится при произношении слова.

Как легко запомнить фонетические характеристики согласных звуков?
Запомнить основные характеристики согласных звуков на самом деле несложно.
Звонкий звук или глухой легко определить по звучанию. Глухие звуки произносятся как бы «выдыханием» или «шумом», произносить глухие звуки немного легче, чем звонкие. Перебирая произношение глухих и звонких звуков, вы быстро уловите разницу и научитесь без труда их отличать.
Также не сложно запомнить парные звуки. Всего 6 основных пар звуков, перепутать их между собой довольно сложно. Причем все 6 звонких звуков из пар — это звуки первых 6 согласных букв алфавита друг за другом.
А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З
Твердость и мягкость в большинстве случаев легко понять, просто произнеся слово. К примеру, просто сравните звучание буквы д в словах дом и дети.

Это основные знания, которые важно усвоить для фонетического разбора. Осталось только освоить сам разбор на практике. Из-за большого количества особенностей и исключений, у вас вряд ли получиться сразу разбирать слова без ошибок, но чем больше вы будете практиковаться, тем лучше у вас будет получаться.

Фонетический разбор слов по шагам.

1. Запишите слово, поставьте ударение.
Если вы потерялись и не можете точно поставить ударение, попробуйте, перенося ударение между слогами, выбрать самый благозвучный для вас вариант. К примеру, большинство людей из вариантов ударения: мОлоко, молОко, молокО, естественно, выберут последний, как наиболее понятный и правильный.

2. Внизу распишите буквы и звуки, которые они дают, каждый звук с новой строки.
Если на этапе разложения по звукам вы не знаете, как правильно произносится слово, записывайте звуки так, как слышите, полагаясь на свое собственное произношение конкретного слова.

3. Отметьте гласные звуки, обозначьте ударный и безударные.
С гласными буквами по-проще, поэтому их мы описываем в первую очередь, чтобы не отвлекаться потом, анализируя согласные. Частые ошибки связаны с безударными гласными буквами Я, Е после согласных, которые дают звук [И], а также с безударной О, дающей звук [А].

4. Отметьте оставшиеся согласные звуки, укажите звонкие они или глухие, парные или непарные, твердые или мягкие.
Если вы забыли, какие есть звонкие и глухие звуки, то попробуйте понять интуитивно, звонкий звук или глухой по произношению. Самостоятельно попробуйте подобрать пару, вспомните первых 6 согласных букв алфавита, если парного звука на ум не приходит, значит скорее всего звук непарный. Твердость или мягкость также можно отчетливо различить по произношению, даже не помня правил.

5. Посчитайте итоговое количество звуков и букв.
Звуков может быть может быть меньше, больше или столько же, сколько букв в слове. Будьте внимательны на финишном этапе фонетического разбора!

Фонетический разбор, на примере слова ЗВОНИТ

1. Записываем слово, ставим ударение
звонИт (ударение на второй слог верное)

2. Расписываем буквы и звуки
звонИт (обращаем внимание, что в слове безударное О, дающее звук [А])
з [з]
в [в]
о [а]
н [н’]
и [и]
т [т]

3. Отмечаем гласные, ударные и безударные.
звонИт
з [з]
в [в]
о [а] гласный, безударный
н [н’]
и [и] гласный, ударный
т [т]

4. Отмечаем согласные, звонки и глухие, парные и непарные, твердые и мягкие.
звонИт
з [з] согласный, звонкий парный, твердый
в [в] согласный, звонкий парный, твердый
о [а] гласный, безударный
н [н’] согласный, звонкий непарный, мягкий
и [и] гласный, ударный
т [т] согласный, глухой парный, твердый

5. Считаем количество букв и звуков
звонИт
з [з] согласный, звонкий парный, твердый
в [в] согласный, звонкий парный, твердый
о [а] гласный, безударный
н [н’] согласный, звонкий непарный, мягкий
и [и] гласный, ударный
т [т] согласный, глухой парный, твердый
6 букв, 6 звуков.

Больше примеров разборов по ссылкам: язык, русский, класс, день, солнце, щука, выполнить, обед, схема, дне, листьев, листья, звук, крючок, осень, чайка, щуку, ключ, ночь, слез, век, съем, съел, честь, ель, кольцо, яблоко, вьюга, деревья, роса, уши, елка, буквенно, жизни, поля, вдруг, юг, друзья, пять, предложения, улыбка, семья, счастье, транскрипция, ежик, ягода, слышится, дождь, земля, мороз, безделья, якорь, поем, поешь, яркий, мяч, чай, буква, правила, маяк, певец, лес, поет, лоб, береза, подъезд, выделяет, яма, белый, люлька, выделить, морозов, таблица, полный, комок, багаж, бывшего, юла, еж, такси, ружье, зайцев, заяц, чашка, произведите, гляжу, работа, веки, легкий, звуки, жирный, ручьи, другом, снег, мягкий, праздник, как, какой, цветок, образец, ясный, объявит, урок, согласных, ветер, школа, медведь, течет, цирк, сердце, лей, вьюн, время, вода, стоящей, стоит, стояла, гриб, лил, льет, сделайте, большой, слоги, птичьим, задания, воробьев, памятка, бьет, воробьи, берег, будете, путем, тетрадь, нашел, тема, близко, мышь, ел, люди, очень, гласных, текста, ответ, октябрь, гуашь, желтый, поздний, жил, жить, жило, жили, живете, цвет, калач, зяблик, найти, ярмарка, звезды, коньки, глаз, дуб, вновь, черных, черный, водой, бела, лишь, анализом, юбка, линия, мед, скользят, дети, клен, объявление, осенний, букву, идите, шел, бил, лиса, лис, крылья, грустно, белка, белок, анализ, контрольная, весна, лесной, края, съесть, морковь, компьютер, правит, обсуждали, стоять, стоящий, стоял, русском, литая, синтаксический, аллея, какие, сознание, березка, река, книга, россия, слог, пила, согласными, степью, любовь

Обязательно отработайте предложенный алгоритм на практике. Для хорошего усвоения навыка фонетического разбора слов, рекомендуется произвести самостоятельный разбор хотя бы 10 слов разной длины и структуры. При этом мы рекомендуем на начальных этапах делать это, имея под рукой описанные выше правила разбора.
Зная правила, которые мы изложили, и изучив примеры в нашем онлайн сервисе фонетического разбора, вы быстро научитесь без ошибок делать это самостоятельно с минимальным числом ошибок.

Удачных вам фонетических разборов!



Если материал был полезен, вы можете отправить донат или поделиться данным материалом в социальных сетях:


Фонетика русского языка для иностранцев | Русский алфавит произношение Буквы Звуки

Русский алфавит для иностранцев: часто не только начинающие изучать русский язык иностранцы, но и иностранцы продвинутого уровня не могут корректно произнести некоторые русские звуки. Мы поговорим о том, какие буквы русского алфавита вызывают сложности у иностранцев, дадим рекомендации для преподавателей, как обучать фонетике русского языка, какие фонетические упражнения для иностранцев нужно выполнять и какие сложности могут возникнуть при их выполнении, отдельно поговорим о том, как поставить произношение русских звуков, которые вызывают наибольшие сложности у иностранцев.

Русский язык как иностранный

Как учить русскому произношению: буквы и звуки
Уроки для преподавателей русского языка как иностранного (РКИ)

Для начинающих изучать русский язык иностранцев сложность при изучении русского алфавита и русской фонетики заключается в том, что почти все буквы русского алфавита могут обозначать несколько разных звуков, например: буква Е может обозначать звуки [Э], [ЙЭ], [И], а иногда даже буква Е может обозначать звук [Ы] (после согласных букв Ж, Ш, Ц без ударения: цена, жена).

Постановка произношения – это еще одна сложность для преподавателей русского языка как иностранного при обучении русскому языку как начинающих, так и продолжающих изучать русский язык иностранцев. Ниже приведем рекомендации, как поставить произношение русских звуков на уроках русского языка как иностранного.

Правила постановки русских звуков. Обучение фонетике русского языка

Фонетика русского языка для иностранцев: работу над постановкой любого звука русского языка надо начинать с постановки фонематического слуха, т. е. сначала нужно добиться, чтобы иностранец различал звуки на слух. Это важно, потому что для иностранцев многие русские звуки звучат одинаково. Например, если Ваш ученик говорит «деДушка» вместо «деВушка», а когда Вы его поправляете, он отвечает, что так и сказал, то это значит, что Ваш ученик не различает на слух звуки [Д] и [В], они для него звучат одинаково.

Для того чтобы иностранцы научились различать звуки на слух, мы рекомендуем делать следующие упражнения:

Упражнение «Игра с карточками»:

1. Возьмите два листа бумаги, напишите на них звуки, которые Вы будете отрабатывать. Например, на одном листе пишем Д, а на другом – В. Отдадим эти карточки иностранцу. Преподаватель произносит звуки [Д] и [В] в случайном порядке, а иностранец должен поднять соответствующую карточку. Разумеется, преподаватель должен говорить иностранцу, если он делает ошибку.

2. Затем преподаватель произносит слоги, например: ва – да, ду – ву, ава – ада и т. д., а иностранец должен поднять карточку «Д» или карточку «В».

Упражнение «Фонетический диктант»:

Преподаватель диктует ученику звуки, слоги, слова, а иностранец записывает то, что слышит.

! Обратите внимание, что в упражнении «Игра с карточками» и «Фонетический диктант» при отработке согласных звуков не нужно диктовать слова, которые заканчиваются на звонкие парные согласные буквы (Б, В, Г, Д, Ж, З), т.к. при произношении на конце слова звонкие парные согласные оглушаются. Например, если Вы будете диктовать иностранцу «лук», «луг», то иностранец запишет «лук», «лук», потому что «луг» произносится как «лу[К]», при этом Ваш ученик-иностранец не сделает ошибку, т.к. это фонетический, а не орфографический диктант.

Когда иностранец начал различать русские звуки на слух, то преподаватель уже может поменяться с иностранцем местами, т.е. преподаватель показывает карточку, а иностранец произносит то, что написано. На этом этапе возникает другая проблема: иностранец слышит и понимает, как должен звучать русский звук, но не может его корректно произнести. Наибольшие сложности у иностранцев возникают при произношении следующих звуков: [Ы], [Й], [Р], [Ж], [Ц], [Ш], [Щ]. Ниже мы рассмотрим правила постановки этих звуков и дадим рекомендации, как объяснить русскую фонетику иностранцам, как проводить фонетические упражнения для иностранцев.

Русский алфавит – Буквы И, Ы

Произношение звуков [И], [Ы]. Фонетические упражнения для иностранцев

Произношение русского гласного звука [Ы] вызывает сложности практически у всех иностранцев. Например, иностранцы произносят «ми» вместо «мы», а «бить» вместо «быть».

Произношение гласного звука [И] вызывает гораздо меньше трудностей у иностранцев. Русский звук [И] похож на английский звук [i:]. Чтобы произнести звук [И] нужно направить язык вперед и коснуться кончиком языка нижних зубов. При произношении [И] Вашим ученикам нужно чуть-чуть улыбнуться :).

Вернемся к постановке проблемного русского звука [Ы]. При его произношении весь язык нужно отодвинуть назад и напрячь заднюю часть языка. Теперь кончик языка уже не касается нижних зубов, а отодвинут назад. Когда мы произносим [Ы], мы уже не улыбаемся (конечно, такой сложный звук!)

Для того чтобы помочь иностранцам напрячь заднюю часть языка при произношении звука [Ы], существует следующий прием: мы будем использовать звуки-помощники [К] и [Г]. Произношение самих звуков [К] и [Г] обычно не вызывает сложности у иностранцев, но при их произношении задняя часть языка автоматически напрягается, это мы и используем в нашем фонетическом упражнении для иностранцев:
ык – ыг – ык – ыг – ык – ыг – ык – ыг
кы – гы – кы – гы – кы – гы – кы – гы
ыкы – ыгы – ыкы – ыгы – ыкы – ыгы – ыкы – ыгы
ы – ы – ы – ы – ы – ы – ы – ы
кы – кмы – мы – мыл
гы – гмы – мы – мыл
кы – квы – вы – выл
гы – гвы – вы – выл
кы – кбы – бы – был
гы – гбы – бы – был
мыло, было, выход, выставка, был, сын, сыр, буквы, умный

Русский алфавит – Буква Й

Произношение русского звука [Й]. Как объяснить звук [Й] иностранцам?

Следует обратить внимание начинающих изучать фонетику русского языка иностранцев на букву русского алфавита Й. Звук [Й] встречается в русской речи гораздо чаще, чем буква Й, потому что гласные буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова, после гласных и после букв Ъ и Ь обозначают два звука: [ЙЭ], [ЙО], [ЙУ], [ЙА], например: [ЙО]лка, при[ЙЭ]хать, каль[ЙА]н.

Сложность при произношении звука [Й] (часто этот звук в транскрипции обозначают как [j]) обычно возникает у иностранцев, если буква Й стоит в конце слова, например: иностранцы произносят «санатории» вместо «санаторий» или «мои» вместо «мой». Очень часто иностранцы не различают на слух звуки [Й] и [И], тогда целесообразно делать с иностранцами упражнение «Игра с карточками».

Как объяснить иностранцу разницу между звуками [Й], [И] и как научить иностранца произносить звук [Й]?

Нужно объяснить иностранцу, что звук [Й] произносится ОЧЕНЬ кратко. Звук [И] можно петь: и-и-и-и-и-и-и-и-и-и…, а звук [Й] нужно произносить очень кратко, будто кто-то уколол булавкой: ОЙ! Звук [Й] произносится гораздо с большим напряжением, чем звук [И], при произношении звука [Й] средняя часть языка поднимается больше, поэтому создается более узкая щель между нёбом и языком и струя воздуха вырывается с большим давлением, более мощно.

Обратите внимание иностранцев на написание буквы русского алфавита Й:

Часто иностранцы путают не только звуки [Й] и [И], но и буквы Й, И. Иностранцы могут написать букву Й как букву И (без галочки над буквой Й), это они делают по аналогии с написанием букв Ё и Е, т.к. на письме точки над буквой Ё ставить не обязательно.

Преподаватель должен обратить внимание иностранца на то, что при написании буквы Й всегда нужно ставить галочку над буквой, т.к. отсутствие галочки над буквой Й является орфографической и грамматической ошибкой. Сравните: «мой любимый ковбой» и «мои любимыи ковбои».

Русский алфавит – Буква Р

Произношение русского звука [Р]. Фонетические упражнения для иностранцев

При произношении русского согласного звука [Р] напряженный кончик языка под действием воздушной струи вибрирует у альвеол (это бугорки над верхними зубами).

Итак, при произношении звука [Р] кончик языка слегка загнут вверх, касается бугорков над зубами и напряжен. Но добиться того, чтобы кончик языка вибрировал, иностранцу довольно сложно. Чтобы помочь иностранцу, мы обратимся к звукам-помощникам [Т] и [Д], при произношении которых язык автоматически принимает нужное положение у альвеол.

Приступим к нашим фонетическим упражнениям.
Давайте заведём мотоцикл!
др – др – др – др – др – др – др – др – др – др – др – др – др – др – др – др – др – др…
У кого мотоцикл завёлся?

Сделаем ещё упражнения (произношение звука [Р]):
дра – дра – дра – дра – дра – дра – дра – драка
дро – дро – дро – дро – дро – дро – дро – дробь
дру – дру – дру – дру – дру – дру – дру – друг
тра – тра – тра – тра – тра – тра – тра – травма
тро – тро – тро – тро – тро – тро – тро – трос
тру – тру – тру – тру – тру – тру – тру – трус

дра – дра
– дра – ра – рак

дро – дро
– дро – ро – рок

дру – дру
– дру – ру – ручка

дры – дры
– дры – ры – рыба

тра – тра
– тра – ра – рама

тро – тро
– тро – ро – робот

тру – тру
– тру – ру – русский

тры – тры
– тры – ры – рынок

Чтобы потренировать произношение мягкого звука [Р’], в фонетических упражнениях после буквы Р нужно использовать гласные буквы, которые смягчают предыдущий согласный (Е, Ё, И, Ю, Я).

Русский алфавит – Буква Ж

Произношение русского звука [Ж]. Фонетические упражнения для иностранцев

Другая буква русского алфавита – буква Ж – необычна для иностранцев и своим написанием (некоторые иностранцы называют её бабочкой), и произношением.

При произношении звука [Ж] кончик языка поднят к альвеолам (к бугоркам за верхними зубами) и язык оттянут назад.

Для постановки жужжащего звука [Ж] мы опять обратимся к звукам-помощникам: согласному [Г] и гласным [О], [У]. Звук [Г] поможет оттянуть язык назад, а звуки [О] и [У] помогут вытянуть вперед и округлить губы.

Фонетические упражнения для иностранцев:
гжу – гжу – гжу – жу – журнал, жук, жужжу, расскажу
гжо – гжо – гжо – жо – жёлтый, чужой, ножом, кружок

Произношение звука [Ш] похоже на произношение звука [Ж], но отличие заключается в том, что звук [Ш] произносится без участия голосовых связок (без голоса, только шум). Ниже мы отдельно поговорим о буквах русского алфавита Ш и Щ.

Русский алфавит – Буква Ц

Произношение русского звука [Ц]. Как объяснить иностранцам русский звук [Ц]?

Русский звук [Ц] является единым и нечленимым звуком, хотя и похож на сочетание звуков [Т+С], именно поэтому некоторые иностранцы произносят на месте буквы Ц два звука [ТС]. В таком случае иностранцу надо объяснить, что звук [Т] нужно произносить максимально кратко!

Отрабатывать произношение звука [Ц] лучше в словах, где буква Ц стоит после букв Т или Д, например: отцы, к отцу, с отцом, тринадцать, тридцать, двадцать, двенадцать, молодцы…

Русский алфавит – Буквы Ш и Щ

Произношение русских звуков [Ш] и [Щ]. Фонетические упражнения для иностранцев

Иностранцы часто путают звуки [Ш] и [Щ] и даже не различают эти звуки на слух. В этом случае
Вы уже знаете, что делать! Конечно, делать упражнение «Игра с карточками».

Сравните, как расположены язык и губы при произношении звука [Ш] и звука [Щ]:

 

Твердый звук [Ш]

Мягкий звук [Щ]

Язык

Отодвинут назад,
задняя часть языка напряжена.

Продвинут
вперед, имеет выпуклую форму, которая приподнята к нёбу, язык напряжен.

 

Кончик языка

Поднят к
альвеолам (к бугоркам над верхними зубами).

 

Больше
продвинут вперед к зубам.

 

Губы

Вытянуты и
округлены.

Растянуты
в улыбку.

 

При произношении звука [Щ] весь язык продвигается вперед, средняя часть языка поднята к нёбу, язык напряжен. При произношении звука [Щ] губы менее вытянуты вперед, чем при произношении звука [Ш]. При произношении звука [Щ] уголки губ немного растянуты, а при произношении [Ш] мы не улыбаемся.

! Звук [Щ] произносится ДОЛЬШЕ, чем звук [Ш].

Звук [Щ] вызывает гораздо больше трудностей у иностранцев. Нужно добиться, чтобы иностранцы произносили звук [Щ] мягко. Поэтому в фонетическом упражнении мы используем гласный звук [И]:

Ищи – ищи – щи – щит
Ищи – ище – ще – щека
Ищи – ищё – щё – щётка
Ищи – ищу – щу – щупать

Как правильно выполнять фонетические упражнения при обучении фонетике русского языка иностранцев

Когда Вы делаете любое фонетическое упражнение, нужно придерживаться следующей схемы:

1) При обучении фонетике русского языка преподаватель сначала читает буквы, слоги, слова, а иностранец слушает преподавателя и следит по тексту.
2) Затем преподаватель читает, а иностранец повторяет.
3) И только теперь иностранец самостоятельно читает.

Если Вам нужно объяснить иностранцу положение языка при произношении какого-либо звука, то Вы можете показать это с помощью рук. Например, правую кисть округлим, пальцы направлены в пол. Теперь Ваша правая рука – это нёбо, альвеолы и зубы. А из левой руки мы сделаем язык. Теперь Вы можете показать иностранцам положение языка во рту.

Благодаря этому мы сможем при объяснении практически обойтись без языка-посредника, что, конечно, является большим плюсом.

Мы всегда рекомендуем на уроках русского языка как иностранного использовать как можно меньше язык-посредник, т.к. такие уроки гораздо полезнее для иностранцев, изучающих русский язык.

При создании материалов для иностранцев и для преподавателей русского языка как иностранного мы всегда ориентированы на то, чтобы уроки русского языка проходили не только максимально эффективно, но и легко.

Материалы по русскому языку для иностранцев:
Новый коммуникативный учебник издательства нашего Центра: «Новая Россия: 127 живых диалогов и самые важные глаголы для общения»

Дистанционный курс методики для желающих преподавать русский язык иностранцам:
«Преподавание русского языка как иностранного (РКИ)»
— Курс дает все необходимые знания для преподавания русского языка иностранцам.
— Курс адаптирован для тех, кто не имеет специальной филологической подготовки.
— Курс поможет начинающим преподавателям РКИ найти ответы на вопросы, возникающие в ходе преподавания русского языка как иностранного. Отзывы о курсе «Преподавание РКИ».

Правила фонетики английского языка

Если вы хотите научиться хорошо говорить по-английски, вам следует уделить пристальное внимание фонетике. На самом деле английское произношение довольно сложно для многих носителей других языков, тем более, что оно полно исключений из собственных правил. После того, как вы изо всех сил пытались выучить основные понятия английской грамматики и фонетики, гласные и согласные не всегда произносятся так, как вы могли бы ожидать.

Есть много исключений и, прежде всего, написание слова напрямую не соответствует его произношению . Чтобы уберечь вас от ошибок, мы представляем все различные способы произношения каждой гласной вместе с соответствующими примерами. Давайте начнем!

«А»

Произношение

  • /ɑ/ Краткая гласная. Этот звук присутствует во всех словах, в которых между двумя согласными есть одна гласная, и, как правило, в закрытых тонических гласных.

Примеры: на , банка , штамп , плохой , кот , материя .

  • /ɔ/ Когда это долгая гласная, она имеет звук между «а» и «о». Мы находим этот звук, когда за «а» следует «л», «лл» или «лк», а также когда он стоит между «у» и другим согласным.

Примеры: все , осень , закон , война , маленький .

  • /a:/ Долгая гласная. Это встречается во всех словах, оканчивающихся на безмолвный согласный или гласный, то есть такой, который не произносится. Он также встречается в односложных словах, где за «а» следует «р».

Примеры: Прогулка , ARM , WASP , Lager , Black , Hand , Paris , CAR , Farm .

  • / eɪ / Когда это дифтонг.

Примеры: ели , ароматизатор , футляр .

«Э»

Произношение

  • /i:/ Долгое «э».

Примеры: будет , английский , море , зло , футов .

  • /e/ Короткая буква «e» с ударением. Обычно они встречаются в односложных словах.

Примеры: кровать , платье , красное , голова , их .

  • /ə:/ Шва . Это очень распространенная фонема в английском языке, и ее можно найти во многих словах. Это редуцированная гласная, которая присутствует в последнем слоге многих слов или другими словами, когда это единственная гласная, расположенная между двумя согласными. (См. статью ABA English )

Примеры: отец , мать .

  • /ɪə/ Дифтонг.

Примеры: здесь , страх .

«I»

Произношение

  • /ai/ Дифтонг в открытых тонических слогах, когда за ними следуют «ld», «nd», «gh» или «gn».

Примеры: легкий , ночной , бой , мой , правый .

  • /i/ Короткое «i» в закрытых тонических слогах.

Примеры: почки , комплект , минут , до попадания , в .

  • /ə:/ Schwa в закрытых атонических слогах.

Примеры: pres i dent , exper i мент .

  • /aiə/ После буквы «r» в открытом слоге.

Примеры: нанять , уволить , потребовать .

«О»

Произношение в тонических слогах

  • /ɒ/ Короткое «о».

Примеры: горячий , на , на .

  • /ɔ:/ Длинное «о», если за ним следует «р».

Примеры: север , лорд , еще , короткий , магазин , шторм , свинина .

  • /ə:/ Schwa, если перед ним стоит буква «w», а за ним следует буква «r». Также встречается в некоторых конечных гласных.

Примеры: слово , мир , для , подготовка или n .

  • /ʌ/ Если ему предшествует «w» или «c», а за ним следует «n».

Примеры: лук , чудесный , деньги , монах , месяц .

«U»

Произношение

  • /u:/ В тонических слогах, если ему предшествует «l» или «r».

Примеры: грубая , гриппозная , ель .

  • /u/ В тонических слогах, если за ним следует буква «l» или «ll».

Пример: тянуть .

  • /ʌ/ Как было показано ранее, оно произносится как открытое «а». В этом случае также есть много исключений, но это лишь основные правила.

Примеры: вверх , вырезать , удача .

  • /ju:/ o /ju/ В открытом и атоническом слоге.

Примеры: объем , доход .

«OU»

Произношение

  • /au/ Это наиболее распространенное произношение.

Примеры: земля , звук .

  • /u:/ о /ʌ/

Пример: двоюродный брат .

  • Когда за ним не следует гласная, ous произносится как /əs/.

Примеры: отважный , великолепный .

«OA»

Произношение

  • /ou/

Примеры: лодка , пальто , тост , тренер .

«EA»

Произношение

  • Обычно /i:/

Примеры: команда , поток , крем .

«OO»

Произношение

  • /ʊə/ Дифтонг. Это правильное произношение, за исключением дверь и этаж , которые произносятся /ɔ:/, и кровь и наводнение , которые произносятся /ʌ/.

Примеры: скоро , луна , круто , дурак .

Это основные правила произношения гласных в английском языке. Вы можете потренироваться читать примеры, которые мы дали вам в статье, вслух , обращая внимание на каждый звук, чтобы произносить его правильно. Упражнения на аудирование — еще один эффективный способ тренировать слух, распознавать нюансы разговорного английского и учиться правильно выражать свои мысли. Если вас это интересует, ABA English короткометражные фильмы и наши видеоуроки с преподавателями-носителями языка будут вам очень полезны. Наши короткометражные фильмы основаны на повседневных ситуациях и предназначены для того, чтобы помочь вам выучить английский язык естественным и простым способом. Начинай сейчас!

Хочу начать курс!
Я хочу попробовать приложение!

20 самых важных правил фонетики Делаем английский язык увлекательным

Вот некоторые из наиболее важных правил фонетики для студентов и преподавателей английского языка. .

Мы также разместили в правилах ссылки на бесплатные и платные ресурсы на тот случай, если вам нужно будет что-то забрать отсюда для своих учеников или детей 🙂 Если хотите посмотреть все наши ресурсы, то нажмите сюда.

Как упоминалось в нашем предыдущем посте, акустика — отличный инструмент, который помогает начинающим читателям развивать навыки и уверенность в себе, чтобы справиться с более сложным чтением. В этом посте вам предлагалось подступиться к преподаванию фонетики и ресурсы, которые могли бы вам помочь на этом пути. не стесняйтесь проверить это здесь.

Мы также поместили эти правила в загружаемый PDF-файл . Если вам нужно, вы можете распечатать и показать в классе, холодильнике или где угодно. Они являются полезной карточкой шпаргалки для вас и ваших детей или студентов.

В каждом слоге есть гласная.

Теперь это правило нуждается в небольшом пояснении. всякий раз, когда я говорю, что какой-то умный ребенок или учитель выкрикивают такие слова, как застенчивый, или почему, или ритм. ни в одном из которых нет гласной….. ПИСЬМО . Как мы упоминали в предыдущем посте, гласные могут быть раздражающе сложными.

По правилу в каждом слоге должна быть гласная ЗВУК . поэтому в таких словах, как «почему», этот звук долгий «и», образованный буквой «у», и у нас есть еще 9.0455 об этом позже.

Гласный звук может стоять в середине согласных, например, в словах кошка, кроватка, церковь, или может быть самостоятельным звуком, например, в словах пач – у – цеф – а – ло – сау – рус или фами-и-лы и да, имя динозавра существует не просто так.

Как учить кратким и долгим гласным

Как определить, является ли гласный долгим или кратким звуком, это очень важный набор правил для всех учащихся, но особенно для учащихся ESL, которые не владеют английским языком один.

Если после гласной стоит согласная, обычно гласная произносит свой короткий звук. как в словах CVC или CVCC , кошка, рубить, корабль, если нет согласной, обычно гласная будет длинной. Вроде так, быть, мы. Как и все в английском языке, это большую часть времени…

Если в конце слога есть одна гласная, is, скорее всего, будет долгим звуком, как указано выше, he, to, so, we, man-go, bin -идти. ( технически это вызывается открытым слогом )

, а если это закрытый слог (который, я думаю, вы уже можете понять, что это такое) , то звук, скорее всего, будет коротким. (на всякий случай это означает, что за гласной следует согласная) такие слова, как Sep – tem – ber, princess – cess, pump – kin

Как научить магии Правило E.

Мне нравится преподавать это, так как студенты, как правило, довольно быстро учатся и применяют их на практике, и к этому есть множество отличных материалов . включая отличные рабочие листы и крутая песня!

Правило довольно простое. Если в слове одна гласная с согласной и буквой е на конце. затем одиночная гласная произносит свое имя, долгий звук, и е молчит. Words leek mole, cute, mate, write и т.д.

Преподавание разница между орграфом и блендом.

Эти звуки часто путают. Смесь предназначена для разделения звуков, смешанных вместе, однако по-прежнему можно слышать отдельные звуки. Обычно они состоят из 2 или 3 букв вместе. такие слова, как черный, коричневый, кремовый, крик, зеленый. Часто их учат с помощью br / bl и gr / gl, чтобы показать разницу между звуками, это может быть трудно услышать, особенно изучающим второй язык.

Диграф не является смесью , это отдельный звук, состоящий из более чем одной буквы. Чаще всего преподаются ch, sh, но есть и другие. например, wh, dg, gh, ss, ng, ph.

Для этого есть отличная песня (хотя она, кажется, довольно часто пропадает с YouTube) и у нас есть много ресурсов здесь.

Обучение дифтонгам и диграфам гласных

Для этого тоже есть отличная песня. когда идут две гласные, говорит первая. Правило гласит, что если две гласные стоят рядом друг с другом, то первая произнесет свое имя, а другая промолчит. Послушайте песню, она великолепна. Вы можете найти это в таких словах, как лодка, пальто, жеребенок, бусинка, парус.

Дифтонг является исключением из этого правила, здесь две гласные вместе образуют отдельный звук. как au, oi и ou. Словами, как у Павла, кипеть и гадить.

R -управляемые гласные

Есть и другие гласные звуки. Если за гласной следует буква «р» , получается новый звук. Например в машине старт, страх, рядом, пол, дверь, девушка, птица, завивка. Для этого у нас на сайте тоже достаточно ресурсов. здесь и здесь.

Teaching Schwa

Самый распространенный в английском языке звук «schwa». Он есть как в американском, так и в британском английском, хотя иногда его использование может различаться. Чаще всего используется в безударных слогах. Его содержат такие слова, как th e , b u t и pap er . Когда вы произносите эти слова, вы можете услышать, что они звучат как мягкий звук «у». Кроме того, это единственный звук, у которого есть собственное имя!

Мягкие и твердые буквы. С и G

C имеет два звука твердую и мягкую версию. Если после буквы «с» стоит «e i или y», это будет мягкий звук. Этот звук такой же, как /s/, поэтому такие слова, как «определенный», «цитрусовый» и «велосипед», имеют мягкий звук «s». Если гласная «а» или «о», она будет произносить твердый звук (к которому мы больше привыкли) улов, холод, капуста, дача.

G следует тем же правилам, что и C. Он также имеет твердые и мягкие звуки, которые следуют тем же отношениям гласных, что и «c». так что это такие слова, как джин, ангел и духовенство. Это похоже на звук буквы «j»

Двойная буква Окончания

Это красиво и просто. если буквы l, s, f и z стоят в конце односложного слова, они обычно удваиваются. ЕСЛИ в слове есть краткий гласный звук. так что в таких словах, как упал, нить, слойка, бифф, шипение. однако это важно, как правило, мы добавили туда! газ, и масса, суета и автобус…..английский….вздох…. возможно не так просто.

Окончания слов Ck и K

Они, как и многие варианты написания в английском языке, связаны с гласным звуком перед ними.

Если слово состоит из одного слога с коротким гласным звуком, то обычно оно пишется как «ck». Как и в трюке, кирпиче, черном, блоке, если это долгий гласный или согласный звук, то это будет написание «к». Например, разговор, фолк, мускус, уличная игра, глазеть.

Звук Дж.

Этот звук, я не хотел ставить для него фонетическое обозначение, встречается выше и как мягкий g. в этом случае он следует за короткой гласной, как в словах судья, сдвинуться с места, выдумка, подж, мост. Это также предотвращает превращение слова в волшебное слово на букву Е.

Магия и -инг

Это можно ввести при обучении магии . Иметь непрерывную форму с обоими и «e и ing» вызывает проблемы. Поэтому просто удаляем. Мы не ходим в походы, мы ходим в походы. Ты еще ненавидишь это? Хороший! По крайней мере, ты не ненавидишь!

Или или Er

Это влияет на такие слова, как слово, работа, ценность, мир. Правило красивое и простое , для разнообразия. Когда « w » стоит перед или , он заменяет или на er.

Досадные множественные числа

Это «s» или «es». Бесчисленное количество студентов, изучающих английский язык, сели и попробовали это на протяжении многих лет. Итак, вот простой способ помочь им вспомнить! Обычно, чтобы образовать множественное число, мы просто добавляем «s» в конце… верно ?

Ну да, если только это слово не заканчивается следующими звуками. z, sh, ch, sh, s или x . Затем это меняется на es. ящики, автобусы, газы, церкви и т. д.

Как насчет добавления «i», чтобы получилось множественное число?

Действительно, некоторые слова могут стать множественными, если в конце добавить «i». Обычно эти слова были переведены в английский язык через латынь и имеют два допустимых варианта написания во множественном числе. — кактусы и кактусы. Есть некоторые, которые этого не делают, но на самом деле, и я имею в виду ДЕЙСТВИТЕЛЬНО , я думаю, вы не будете использовать такие слова, как Стимул в своем классе.

Y как правила гласного звука

У нас есть довольно крутых рабочих листа , которые помогут научить этому на самом деле! Однако вот правила для Y как гласной!

Если в конце слова есть « y » и оно состоит из двух или более слогов, тогда звук « y » является долгим звуком e. Например, очень, легко, вишнёво, дипломатично

Когда «у» стоит в конце слова, а односложное слово, например, стесняться, жарить, покупать, почему тогда «у» будет звучать как долгий я .

» y » обычно дает согласный звук, когда он является началом слова. Примерами могут служить такие слова, как желтый, яхта, да или вы,

и, наконец, посмотрите, сможете ли вы решить это! D a y s a y b a y, fr a y, n a y, r a y. Y в основном действует как магическое e и заставляет гласную произносить свое имя.

Двойная проблема с согласными

Теперь…. для этого существует ооочень много правил, которые я не буду перечислять. Если вы хотите увидеть полный список, выпейте чашку чая, сядьте и нажмите на эту ссылку. На данный момент есть 111 причин…. Вместо этого я дам вам два совета.

Удвоение согласного после дифтонга или долгого гласного встречается очень редко.

Есть некоторые буквы, в которых никогда не бывает удвоения согласного! это h, j, q, v, w и y. Теперь мы пойдем для bevvy…… ohhhhhh.

Amazon.com

Учебные ресурсы Snap It Up! Акустика и карточная игра для чтения,…

$14,98

КУПИТЬ

— 14%

Amazon.com

Educational Insights Blends & Digraphs Phonics Dominoes — Word Building…

$23,13
$26,99 

КУПИТЬ СЕЙЧАС

— 31%

Amazon. com

Учебные ресурсы Sight Word Swat a Sight Words Game — 114 штук, возраст 5+…

$12,25
$17,99 

КУПИТЬ СЕЙЧАС

Английский язык странный

Эту фразу или ее варианты в какой-то момент произнесет каждый учитель английского языка на планете. Для каждого правила может быть 10 или более исключений из него. Таким образом, это заставляет людей думать, что либо нет смысла изучать правила английского языка, либо что в нем действительно нет никаких четких правил. Первое совершенно неправильно, а второе совершенно неправильно.

Абсолютно стоит изучить правила английского языка, они гораздо более распространены, чем исключения, даже если исключения включают очень распространенные слова и конструкции. В рамках фонетики это признано, когда слова не следуют фонетическим правилам, которым мы тратим так много времени на обучение наших малышей. Мы называем их словами взгляда. Это слова, в отличие от других и подавляющего большинства английских слов, которые невозможно расшифровать с помощью фонетических навыков. Их приходится узнавать наизусть (отсюда и хитроумное название). Больше всего в этих словах раздражает то, что они являются одними из наиболее часто используемых слов в английском языке! Просто посмотрите их здесь. К ним относятся высокочастотные слова, о которых мы скоро напишем, а также их важность.

Конечно, для Phonics существует более 20 правил, но если вы введете их первыми, вы не ошибетесь.

Мы только что привели один пример некоторых правил, если вам нужны дополнительные ресурсы, не стесняйтесь проверить все ресурсы на сайте. у нас есть тысячи страниц.

Об авторе

Привет, я Марк. Преподаватель с более чем 15-летним стажем, в основном английский язык, но баловался занятиями на свежем воздухе и средствами массовой информации. Я подумал, что пришло время поделиться тем, что я узнал за это время, и ресурсами, которые я собрал. На этом сайте мы стремимся преподавать теорию и делиться своими мыслями, но также делаем еще один шаг вперед и даем вам доступ к важным ресурсам, которые вам нужны для вашего класса или для ваших детей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *