Для чего создаются произведения художественной литературы: «зачем нужна художественная литература?» — Яндекс Кью

Роль художественной литературы в воспитании молодого поколения

Библиографическое описание:


Балатукова, З. И. Роль художественной литературы в воспитании молодого поколения / З. И. Балатукова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 15 (95). — С. 661-663. — URL: https://moluch.ru/archive/95/21305/ (дата обращения: 27.10.2022).

Можно ли утверждать, что художественная литература воспитывает человека?

Литература в целом — это один из способов познать мир, человечество, самого себя. Литература как нельзя лучше передаёт мысли, взгляды автора, его отношение к жизни, реальности. И каждый писатель создаёт свой художественный мир, с которым согласится и примет его тот или иной читатель. Картины жизни, образы рисует и живописец. Посвоему жизнь и характеры людей отражаются в музыке, скульптуре и литературе. Оружие писателя — слово. Художественная литература — это искусство слова.

Соприкосновение с миром искусства доставляет нам радость и бескорыстное наслаждение. Многие поэтому видят в произведениях писателей, композиторов, художников средство приятного времяпрепровождения. Конечно, мы нередко идём в кинотеатр, садимся к телевизору или компьютеру, чтобы отдохнуть, а то и поразвлечься. Да и сами художники, композиторы, программисты, писатели, зная законы искусства, так строят свои произведения, чтобы взбудоражить, поддержать и развить интерес и даже любопытство зрителей, слушателей. Но значение искусства в жизни человека несравненно серьезнее и богаче.

Ни одно искусство не может так наглядно, «объёмно» изобразить человека, как живопись и скульптура. Но и живописец и скульптор «схватывают» лишь один момент жизни, и, рассматривая картину и скульптуру, мы только догадываемся о том, что предшествовало этому моменту, что последует за ним. Ни живописец, ни скульптор не имеют средств, чтобы показать своих героев в движении, в изменении, в развитии. Это может сделать искусство кино, в котором чудесно сплавлены особенности искусство слова, сценического искусства, живописи, музыки, художественной фотографии и компьютерной графики. Но не забудем, что художественные кинокартины создаются на основе литературных сценариев. Нельзя перевести на «язык» кино лирические произведения. При всём необъятном могуществе киноискусства есть области общественной и внутренней жизни человека, доступные только искусству слова. Писатель может нарисовать один момент, и историю человеческой жизни. И одно событие, и цепь самых сложных событий.

Изменения, связанные с прогрессом науки и техники ведет к изменению у нынешнего поколения прежних идеалов и оценок, и поиску новых критериев. Мы говорим о материальном и духовном, однако отделить одно от другого не так уж просто. Каждый мощный взлёт писательской мысли, повлиявший на воспитание молодого поколения, всегда несет в себе элемент духовности. Более высокие технические и творческие возможности сказываются на образе мышления и жизни молодёжи. Но это совсем не значит, молодёжь должна отвергать высшие духовные и культурные ценности, и не следует ставить их в зависимость от материального богатства.

Существует такое понятие, как культура народа, которая корнями уходит глубоко в национальную почву и историю. Во все времена творцы словесного искусства в своих произведениях правдиво и полно отражают сложность и многообразие жизни человека и общества, ярко и доходчиво выражают свои раздумья о смысле жизни, свои сокровенные чувства.

Морально-нравственная позиция автора ненавязчиво воздействует на читателя, который наслаждаясь словом, знакомясь с удивительными персонажами, познаёт мир и формирует в себе высокие гражданские чувства.

Понятие «формирование» в педагогике охватывает своим содержанием диапазон внешних (социальных, экономических, воспитательных и др.) и внутренних (самостоятельная деятельность личности, самовоспитание и др.) факторов, находящихся в неразрывной взаимосвязи и обеспечивающих становление и развитие личности. Опираясь на данное положение, что успешное формирование нравственных ценностей обеспечивается совокупностью внешних и внутренних условий, способствующих их формированию. Отсюда следует, что наряду с воспитательной деятельностью педагога необходима самовоспитательная деятельность учащихся по освоению нравственных ценностей будущих специалистов-филологов.

Опираясь на положения личностно-ориентированного подхода, что деятельность учащихся по самовоспитанию обеспечивает постановку их в позицию субъектов процесса формирования нравственных ценностей и способствует проявлению максимальной активности, самостоятельности в освоении ими нравственных ценностей.

Художественные творения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова, М.Шолохова — позволяют молодому поколению не только узнавать прошлое, но и переживать вместе с их героями, формировать взгляды, чувства, характер, пробуждают любовь к прекрасному, воспитывают готовность к борьбе за торжество добра и правды. Литература воспитывает чувство прекрасного, обогащает духовный мир человека.

Предметом изображения литературы чаще всего являются люди конкретной исторической эпохи, их мысли, чувства, взаимоотношения друг с другом, их жизненные идеалы, — словом, внутренний и духовный мир человека. Художественная литература, как и наука, обладает огромной познавательной силой. Она способствует распространению среди молодого поколения просвещения и культуры.

О чем бы писатели и поэты ни говорили в своих произведениях, они думают о читателе, о человеке. Поэтому М.Горький очень точно заметил, что литература — это человековедение.

Сила художественной литературы заключается, прежде всего, в ее эстетическом воздействии. Это — то искусство, которое активизирует человеческие духовные силы: ум, интуицию, чувства, эстетические понятия. Эстетическое воспитание — это воспитание в людях способности и потребности видеть, понимать и ценить красоту во всех ее проявлениях и вносить ее в жизнь, способности понимать возвышенное, трагическое, комическое. Сложная и тонкая задача эстетического воспитания молодого поколения решается совместными усилиями семьи, школы, общественности. Молодёжь воспитывается эстетически на огромном историческом опыте писателей. Эстетические эмоции, вызываемые художественным произведением, способствуют восприятию общественных идей не только умом, но и сердцем, пробуждают активное отношение к жизненным картинам, нарисованным в произведении.

Литература обеспечивает многовековую преемственность культуры, ее нарастающую универсальность. Создавая общезначимые идеи — образы, вырастающие до всечеловеческих символов, оно выражает смысл всего исторического развития. Гамлет, Дон Кихот, Князь Мышкин, Мастер и Маргарита — это уже не просто художественные образы это символы культурно–значимых общечеловеческих ценностей. Читая произведения как «Преступление и наказание», «Война и Мир», «Анна Каренина», «Гранатовый браслет», молодежь меняется, у них меняется отношение к жизни, и становятся лучше. Произведения затрагивают их до глубины сердца и воспитывают.

Художественная литература доступна для всех, но глубина ее понимания зависит от того, умеет ли учащийся ее читать и каков сам учащийся, его вкусы и интересы, морально-мировоззренческие установки.

От личности учащегося зависит, что он выбирает для чтения — так называемое «чтиво» или подлинно художественные произведения. Первого рода книги — чисто развлекательные, они ничего не дают, кроме сиюминутного удовольствия, вторые — глубоко влияют на учащегося, воспитывают его.

Одни учащиеся «глотают» произведения, не «переживая» их, в то время как другие вдумываются в то, что читают. У первых — остается от чтения мало, у вторых — прочитанное глубоко западает в их сознание.

Что же говорят о художественной литературе классики? Замечательный русский писатель-сатирик М. Е. Салтыков-Щедрин отмечал, что «литература — это…сокращенная вселенная». Н. Г. Чернышевский назвал литературу «учебником жизни», подчеркивая ее познавательную ценность, глубину проникновения в жизнь. М.Горький считал главной заслугой литературы ее общественное значение: «Беспощадно ярко освещая пороки жизни, недостатки людей, она воспитывала жажду лучшего, она учила». По его мнению, «цель литературы — помогать человеку понимать себя самого, поднять его веру в себя и развить в нем стремление к истине, бороться с пошлостью в людях, уметь найти хорошее в них, возбуждать в их душах стыд, гнев, мужество, делать все для того, чтоб люди стали благородно сильными и могли одухотворить свою жизнь святым духом красоты».

«Чем же сильна литература?» — спрашивает М. Горький и отвечает: «Насыщая идеи плотью и кровью, она дает им большую наглядность, большую убедительность, чем философия или наука».

По словам А. Н. Островского, литература «оживляет голые… факты и делает их понятными; из исторических имен творит живых людей. Историк-ученый только объясняет историю, указывая причинную связь явлений, а историк-художник пишет, как очевидец, он переносит нас в прошлые века и ставит зрителем событий».

Сила художественной литературы заключается также в том, что она учит видеть прекрасное и безобразное в самой реальной жизни.

Говоря о преподавании литературы сегодня, нельзя сказать о том новом понимании задач и целей образования, которое последовательно пробивает себе дорогу. Совершенствование преподавания литературы предполагает усиление нравственного, эстетического и эмоционального воздействия литературного произведения на учащегося, воспитание самосознательности, развитие воображения и чувства прекрасного. В юности закрепляется эстетическое отношение к искусству в целом и к литературе в частности, качественно новый подход к прочтению литературных произведений.         

По характеру своего воздействия художественные произведения приближаются к воздействию действительности, а иногда и превосходят ее. Талантливый писатель дает сгусток впечатлений о действительности. Краски изображения бывают настолько ярки, что становятся ощутимы, зримы и вызывают такие сильные эмоции, что читатели или громко смеются, или рыдают над книгой, испытывают гнев или презрение, готовность действовать.

Положительные образы служат примером для заимствования, а отрицательные отвращают человека от ложных шагов и ошибок, способствуя тем самым искоренению пороков личности.

В заключение следует сказать, что чтение художественной литературы должно стать обязательным для каждого человека с детского возраста и до глубокой старости.

Литература доставляет много радости, она просветляет умственный взор, обогащает духовный мир читателя, вольно или невольно оказывает положительное влияние на характер. Воспитание художественной литературой не тяжкий труд, а увлекательный, доставляющий глубокое удовлетворение.

Художественная литература является своеобразной летописью человеческого общества, могучим орудием человеческой культуры, великим средством воспитания молодого поколения.

 

Литература

 

1.                  Бахтин М. М. Литературно-критические статьи. М., 1986.

2.                  Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.,1986.

3.                  Каган М. С. Философская теория ценности. СПб., 1997.

Основные термины (генерируются автоматически): художественная литература, Литература, молодое поколение, произведение, искусство слова, духовный мир человека, жизнь, писатель, учащийся, эстетическое воспитание.

Цели художественной литературы

Художественная литература

Определение 1

Под понятием «художественная литература» подразумевают вид искусства, в котором в качестве материала для произведений используют человеческую речь и литературный язык. Художественная литература объединяет в себе и авторские произведения и народные, не имеющие авторства.

Специфическими характеристиками художественной литературы являются:

  • основной материал – человеческий язык и речь
  • основной предмет литературы – это человек во всех его проявлениях
  • продукт художественной литературы – художественное произведение, имеющее или не имеющее автора

Опыт, который мы получаем из художественных произведений, сложно переоценить. Благодаря ему мы не только можем выстроить свою жизненную позицию, опыт, который мы извлекаем из книг помогает в решении повседневных проблем и конфликтов, так как большинство таких проблем и конфликтов были описан ранее в произведениях художественной литературы. Наша задача перенять этот опыт и суметь внедрить его применение в нашу собственную жизнь. Таким образом когда мы читаем художественные произведения мы познаем сложность жизни.

Замечание 1

Помимо того, что мы видим жизнь других людей на страницах произведений, мы так же узнаем личную точку зрения автора. В своем произведении он выражает свой собственный внутренний мир через героев, их характеры, их поведение в тех или иных ситуациях.

Литературные произведения являются еще и отражением эпохи. Литературные произведения разных эпох демонстрируют нам социальные, общечеловеческие и глобальные проблемы того времени. Литература является первым отголоском настроения общества. Она может показать нам все то, что происходит внутри человека, в стране и в мире. Благодаря художественной литературе мы можем окунутся практически в любую эпоху и увидеть мир глазами ее современников.

Предмет художественной литературы

Художественная литература развивается уже на протяжении многих веков. За это время она настолько прочно проникла во внутренний мир человека, его взаимодействие с другими людьми и с действительностью, что на сегодняшний день ответ на вопрос, что является предметом художественной литературы несомненно прост – это человек. Но следует отметить, что человек не сразу занял центральное место в художественной литературе, для этого потребовалось некоторое время, знания, творческие способности. Если говорить о древней поэзии, то на том этапе человек еще совершенно не занимал центрального места в ней, в большинстве своём древняя поэзия воспевала священных животных, птиц и растения. Человеку же было отведено место служителя природы.

В Античной литературе на передний план уже начинает возводиться человек, но не в своем обычном обличии, а в обличии богов. Затем литература все больше начинает тяготеть к обычному человеку и описывать его жизнь, деятельность, чувства и эмоции.

Позднее писатели начинают делать все больший акцент именно на внутренних переживаниях героя, в произведениях появляется все больше психологизма и философии.

Замечание 2

Следует отметить, что предмет художественной литературы самым прямым образом связан с ее основными целями.

Цели

Первая цель художественной литературы вытекает из одной из ее функций. Литература знакомит своего читателя с представлениями о народе, о стране, эпохе. Литература помогает читателю понять природу человека, общества, места человека в этом обществе. Таким образом литература помогает читателю осознать свои собственные потребности и интересы.

Следующая цель вытекает из трансляционной функции, то есть она передает знания и опыт других поколений. Наиболее интересны в этом плане примеры древней художественной литературы, где опыт людей представлен в преданиях и легендах.

Еще одна важная цель художественной литературы заключается в помощи человеку адаптироваться в обществе, литература способствует личностному росту человека. Она позволяет нам через ее произведения «общаться» с людьми разных эпох, стран, возраста, профессий. Литература – одно из эффективных средств общения между людьми. Особенно хорошо с этой задачей справляются произведения сатирического жанра, сатирические произведения, а также автобиографические произведения.

Цель художественной литературы дать оценку эпохе, которая описывается в произведении, указать на положительные и отрицательные аспекты. Но следует учитывать, что оценка эта чаще всего будет носить субъективный характер. Многие произведения предлагают читателю самому сделать выводы и оценить происходящие события.

Художественная литература также способна влиять на взгляды людей, активировать творческие способности, мотивировать его к самовыражению. Литература не навязчиво демонстрирует нам идеальный прекрасный образ.

По мимо всего прочего, художественная литература обладает способностью влиять на чувства человека. Она преображает духовную сторону жизни человека. Цель литературы дать читателю эстетическое наслаждение.

Литература так же помогает нам восстановить свой баланс духовных сил. Литература – это творческий процесс, автор во время написания своего произведения тратит огромное количество своей духовной энергии. Эта энергия в последствии передается через литературное произведение читателю. Некоторые считают, что литератур способно исцелять и это действительно от части так. Она демонстрирует некую профилактику душевных заболеваний общества.

Еще одна цель художественной литературы состоит в воспитании в человеке индивидуального и общественного сознания. Произведения художественной литературы учат воспринимать красоту этого мира, доброту, приводят пример правильного поведения и гармоничного развития человека, и общества. Писатели пишут о любви, чести, долге, благородстве. Литература способна воспитать людей сильных духом.

Функции художественной литературы

Из основных целей художественной литературы вытекают ее основные функции:

  • познавательная функция
  • трансляционная функция
  • коммуникативная функция
  • оценочная функция
  • эмоциональная функция
  • эстетическая функция
  • рекреационная функция
  • воспитательная функция

фантастика | литература | Британика

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Обзор недели
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Студенческий портал
    Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.
  • Britannica Beyond
    Мы создали новое место, где вопросы находятся в центре обучения. Вперед, продолжать. Спросить. Мы не будем возражать.
  • Спасение Земли
    Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать!
  • SpaceNext50
    Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы исследуем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!

Генри Джеймс | Американский писатель

Генри Джеймс

Смотреть все СМИ

Дата рождения:
15 апреля 1843 г.
Нью-Йорк
Нью-Йорк
Умер:
28 февраля 1916 г. (72 года)
Лондон
Англия
Известные работы:
«Дейзи Миллер»
«В клетке»
«Родерик Хадсон»
«Послы»
«Американец»
«Искусство фантастики»
«Документы Асперна»
«Неловкий век»
«Зверь в джунглях»
«Бостонцы»
«Золотая чаша»
«Портрет дамы»
«Принцесса Касамассима»
«Трофеи Пойнтона»
«Трагическая муза»
«Поворот винта»
«Крылья голубки»
«Трансатлантические зарисовки»
«Вашингтон-сквер»
«Что знала Мэйси»
Механизм/стиль:
Модернизм
Известные члены семьи:
отец Генри Джеймс
брат Уильям Джеймс

Просмотреть весь связанный контент →

Популярные вопросы

Кем был Генри Джеймс?

Генри Джеймс был американским писателем и критиком. За свою жизнь он написал 20 романов, 112 рассказов и 12 пьес, а также несколько томов путевых заметок и критических заметок. Сегодня его лучше всего помнят как автора романа «Портрет дамы» (1881) и повесть «Поворот винта» (1898).

Где вырос Генри Джеймс?

Генри Джеймс родился 15 апреля 1843 года в Нью-Йорке. Джеймс был много путешествовавшим юношей. Подростком он посетил Женеву, Париж и Лондон. Незадолго до Гражданской войны в США семья Джеймсов переехала в Новую Англию. Прежде чем начать карьеру писателя, Джеймс некоторое время посещал юридическую школу Гарварда.

Когда Генри Джеймс стал писателем?

Первый рассказ Генри Джеймса «Трагедия ошибки» был анонимно опубликован в The Continental Monthly в 1864 году. Вскоре после этого Джеймс подружился с Уильямом Дином Хауэллсом, редактором The Atlantic Monthly . Хауэллс регулярно публиковал его, и к середине 20-х годов Джеймс считался одним из самых искусных авторов рассказов в Америке.

Как Генри Джеймс повлиял на развитие романа?

Генри Джеймс был ключевой переходной фигурой между литературным реализмом и модернизмом. Джеймс интересовался человеческим поведением и внутренней работой разума. В своих романах он использовал модернистские методы, такие как повествование в потоке сознания, чтобы исследовать психологию своих персонажей, уделяя особое внимание влиянию внешних событий на индивидуальное сознание.

Какие произведения Генри Джеймса самые известные?

Генри Джеймс был одним из самых плодовитых писателей 19 века. Среди его самых известных работ — «Портрет дамы» (1881 г.), «Бостонцы» (1886 г.) и «Послы» (1903 г.). Многие из его сказок, в том числе «Фигура на ковре» (1896 г.) и «Поворот винта» (1898 г.), до сих пор широко читаются.

Как умер Генри Джеймс?

Генри Джеймс провел последние несколько лет своей жизни в Великобритании. В знак протеста против нейтралитета США в Первой мировой войне Джеймс отказался от американского гражданства и стал британским подданным в 1915 году. Он умер от пневмонии 28 февраля 1916 года, за год до того, как Соединенные Штаты вступили в войну.

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

Генри Джеймс (родился 15 апреля 1843, Нью-Йорк, Нью-Йорк, США — умер 28 февраля 1916, Лондон, Англия), американский писатель и натурализованный гражданин Англии с 19 лет.15, великая фигура трансатлантической культуры. Его основной темой была невинность и изобилие Нового Света в столкновении с испорченностью и мудростью Старого, как показано в таких работах, как Дейзи Миллер (1879), Портрет дамы (1881), Бостонцы (1886 г.) и Послы (1903 г.).

Молодость и творчество

Генри Джеймс был назван в честь своего отца, известного социального теоретика и лектора, и был младшим братом философа-прагматика Уильяма Джеймса. Молодой Генри был застенчивым книголюбом, который взял на себя роль тихого наблюдателя рядом со своим активным старшим братом. В младенчестве их увезли за границу, обучали наставники и гувернантки, а предподростковые годы они провели на Манхэттене. Вернувшись в Женеву, Париж и Лондон в подростковом возрасте, дети Джеймсов овладели языками и пониманием Европы, что было доступно немногим американцам в их время. Накануне Гражданской войны в США семья Джеймсов поселилась в Ньюпорте, штат Род-Айленд, и там, а затем в Бостоне Генри близко познакомился с Новой Англией. Когда ему было 19В возрасте лет он поступил в Гарвардскую юридическую школу, но свое учебное время посвятил чтению Шарля Огюстена Сент-Бёва, Оноре де Бальзака и Натаниэля Готорна. Его первая история появилась анонимно два года спустя в New York Continental Monthly , а его первые обзоры книг — в North American Review . Когда Уильям Дин Хауэллс стал редактором The Atlantic Monthly, Джеймс нашел в нем друга и наставника, который регулярно публиковал его. Вместе Джеймс и Хауэллс открыли эру американского «реализма».

К 20 годам Джеймс считался одним из самых искусных авторов коротких рассказов в Америке. Критики, однако, осуждали его склонность писать о жизни ума, а не о действии. Истории этих ранних лет показывают неторопливое существование состоятельных людей в Ньюпорте и Саратоге. Ученичество Джеймса было тщательным. Он писал рассказы, обзоры и статьи почти десять лет, прежде чем попытался написать полноценный роман. Должен был состояться и традиционный «большой тур», и Джеймс отправился за границу на свою первую взрослую встречу с Европой в 1869 году.. Год его скитаний по Англии, Франции и Италии подготовил почву для целой жизни путешествий по этим странам. Джеймс никогда не был женат. По натуре он был дружелюбен и даже общителен, но, будучи активным наблюдателем и участником общества, до поздней зрелости был склонен к «отстраненности» в отношениях с людьми и остерегался «участия».

Карьера — первый этап

Признавая привлекательность Европы, учитывая его космополитическое воспитание, Джеймс предпринял целенаправленную попытку выяснить, сможет ли он жить и работать в Соединенных Штатах. Два года в Бостоне, два года в Европе, в основном в Риме, и зима беспрерывной халтуры в Нью-Йорке убедили его, что он может писать лучше и жить за границей дешевле. Так началась его долгая эмиграция, ознаменованная публикацией в 1875 году романа «9».0172 Родерик Хадсон, история борьбы американского скульптора на берегу Тибра между своим искусством и своими страстями; Трансатлантические зарисовки, его первая коллекция путевых заметок; и сборник сказок. Этими тремя содержательными книгами он положил начало своей карьере, в ходе которой в течение следующих 40 лет в прессе было издано около 100 томов.

Викторина «Британника»

Любимая литература: правда или вымысел?

Любите литературу? Эта викторина выясняет правду о любимых писателях и историях, старых и новых.

В 1875–1876 годах Джеймс жил в Париже, писал литературные и тематические письма для New York Tribune и работал над своим романом «Американец » (1877), историей американского миллионера, добившегося всего своими руками, чей бесхитростный и прямолинейный характер контрастирует с с высокомерной и хитрой семьей французских аристократов, на дочери которых он безуспешно пытается жениться. В Париже Джеймс разыскал русского романиста Ивана Тургенева, творчество которого ему понравилось, и через Тургенева попал в кружок Гюстава Флобера, где познакомился с Эдмоном де Гонкуром, Эмилем Золя, Альфонсом Доде и Ги де Мопассаном. От Тургенева он получил подтверждение собственного взгляда на то, что романист не должен заботиться об «истории» и что, сосредоточившись на характере, он придет к жизненному опыту своего героя.

Как бы ему ни нравилась Франция, Джеймс чувствовал, что будет там вечным чужаком, и в конце 1876 года перебрался в Лондон. Там, в маленьких комнатках на Болтон-стрит недалеко от Пикадилли, он написал главную художественную литературу своей юности. В 1878 году он добился международной известности благодаря своей истории об американской кокетке в Риме, Дейзи Миллер, , и в том же году еще больше укрепил свою репутацию с помощью Европейцы . В Англии его быстро подхватили ведущие викторианцы, и он стал завсегдатаем завтраков лорда Хоутона, где общался с Альфредом Теннисоном, Уильямом Гладстоном, Робертом Браунингом и другими. Великий светский лев, Джеймс обедал 140 раз в течение 1878 и 1879 годов.и побывал во многих великих викторианских домах и загородных поместьях. Он был избран в лондонские клубы, публиковал свои рассказы одновременно в английской и американской периодике и общался с Джорджем Мередитом, Робертом Льюисом Стивенсоном, Эдмундом Госсе и другими писателями, зарекомендовав себя как значительная фигура в англо-американских литературных и художественных отношениях.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчас

Репутация Джеймса была основана на его разносторонних исследованиях «американской девушки». В серии остроумных рассказов он изобразил «самостоятельную» молодую женщину, смелую и дерзкую американскую невинность, которая настаивает на американских стандартах в европейском обществе. Джеймс завершил этот первый этап своей карьеры, написав свой шедевр «9».0172 Портрет дамы (1881 г.), этюд молодой женщины из Олбани, которая привносит в Европу свой узкий провинциализм и притязания, а также чувство собственного суверенитета, свой «свободный дух», свой отказ от лечения, в Викторианский мир, просто как предмет брака.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *