Безударные непроверяемые гласные в корне слова примеры 3 класс: Карточки по русскому языку 3 класс («Проверяемые безударные гласные в корне слова»)

Тест «Безударные, чередующиеся и непроверяемые гласные в корне слова»

Безударные, чередующиеся и непроверяемые гласные в корне слова

ЗАДАНИЯ С ВЫБОРОМ ОТВЕТА

Выберете из четырех ответов к заданиям А-1—А-10 один правильный.

А1

В каком из перечисленных слов пишется буква е?

А2

А) прот…рали Б) бракосоч…тание В) выб…раю Г) интелл…генция

В каком из перечисленных слов пишется буква о?

А) р…внина Б) подр…сти В) обм…кнуть Г) заск…чить

А3

В каком ряду в обоих словах пропущена безударная проверяемая гласная?

А) изл…гать, подр…сти

Б) арт…ллерия, л…генда

В) изд…лека, оч…рование

А 4

Г) выг…реть, в…твистый

В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

А) д…серт, в…лосипед, л…гион

Б) к…медия, м…лодия, п…рамида

В) с…анс, к…черга, инц…дент

А5

Г) ар…мат, кан…нада, фил…рмония

В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква о?

А) неср…вненный, пл…вчиха, тв…рение, соск…чить

Б) пром…кашка, попл…вок, скл…нение, оз…рение

В) вым…кнуть, раз…рение, одухотв…рение, взр…слеть

Г) изл…жение, прмк…саться, з…рница, р…внина

А 6

В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква и?

А) зам…рает, ст…реть, ум…рать, бл…стит

Б) ст…рает, соб…рем, соч…тать, подп…реть

В) бл…стала, зам…р, оп…реться, заж…гаются

А 7

Г) рассч…тывать, расст…лается, оп…раться, соб…рать

В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная?

А) бл…годенствие, прин…ровиться, пол…гаться, р…внина

Б) нак…пившийся, благосл…вение, надл…мить, согл…совать

В) оз…боченный, раск…лоть, р…сточек, апл…дисменты

Г) заб…левание, обр…зцовый, уд…стоен, кат…лог

А 8

В каком ряду во всех словах пропущена безударная непроверяемая гласная?

А) д…рижер, нал…вать, вн…мание, зад…рается

Б) ауд…енция, прит…снение, воспом…нание, атр…буты

В) ант…гонизм, к…мпозитор, рест…врация, сл…гаемые

Г) к…мпонент, иде…логия, п…лемика, к…мпаньон

А 9

В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная?

А) возг…рание, ав…нгард, утр…мбовывать, в…кзал

Б) фил…рмония, рест…врировать, безотл…гательный, бр…шюра

В) пол…скать (кошку), экз…менатор, парад…ксальный, упл…тнить

Г) ц…ремония, заг…релый, неприк…сновенность, т…рмометр

А10

В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква о?

А) л…кация, гр…дация, попл…вок, покл…нение

Б) м…золь, к. .ленка, непр…мокаемый, ант…гонизм

В) насл…ждаться, укр…тить, р…весник, оп…лчение

Г) оксюм…рон, мет…нимия, р…стовщик, вет…шь

3

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

Ответ

Урок 53. Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова

Урок 53

Тема. ПРАВОПИСАНИЕ НЕПРОВЕРЯЕМЫХ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАС-НЫХ В КОРНЕ СЛОВА (§ 3, с. 15)

Цели урока:

  1. углубить знания учащихся о непроверяемых написаниях в корне слова;

  2. закрепление умений видеть орфограм­му в слове; использовать разные спосо­бы для проверки гласной в корне слова с учетом общего лексического значе­ния слов;

  3. воспитывать бережное отношение к словарному запасу языка, к словарям.

Ход урока

I. Организационный этап.

  • Мы пришли сюда учиться, / Не лениться, а трудиться,

Слушаем внимательно, / Работаем старательно.

II. Проверка домашнего задания.

  1. Устный опрос.

— Какой раздел языка мы сейчас изучаем?

— Какое правило вы уже изучили? Вспомните, от чего зависит написание.

— Какими двумя способами можно проверить безударную гласную в корне слова?

  1. Проверка упр. 17 (устно), 22 (устно).

  2. Работа с сигнальными карточками А, Е. И, О.

Др…жит, цв…ток, пом…щь, р…деть, изм…рять (высоту), выд…вать, уд…вить, оч…ровать, соед…нять, обв…нять, гн…здо, п…хучий, б…жать, в.. .рить, взгл…нуть, в…сеть, вн…сти, всх…дить, встр…чать, г…сить, г…рдиться, кр…снеть, сл…мать, пл…тить, сп…шить (на урок), укр…пить, упр…кать, усп…вать, хр…нить, св…зать, в сент…бре, на пл…щадке, м…хать, зам…нить, об…жать вокруг дома, м…л…дёжь, ж…леть, к…заться, т…рмозить, п…л…са, в…с…лить, б…режливый.

III. Подготовка к восприятию материала

  • Ребята, мы продолжаем с вами путе­шествовать по бескрайним просторам коро­левства Орфографии. Всё в её стране подчинено строгим правилам. Например, жители горо­да Проверяемых гласных чёт­ко знают, что каждого из них необходимо проверять, отыскивая «родственников», т. е. проверочные слова.

  • Я предлагаю вам продолжить нашу научную экспедицию. Мы познакомимся с правописанием некоторых очень необычных слов.

IV. Изучение новой темы

  1. Упр. 23 — работа над орфогра­фической нормой.

  2. Анализ на­писания слов-омонимов.

    1. прекр….щать работу – укр….щать тигра

    2. св….ла гнёздышко – св….ла по лестнице

    3. сп….шите к поезду – сп….шите задание

    4. зал….зать рану – зал….зать в огород

    5. отв….рить окно – отв….рить в воде

    6. соблюдать ч….стоту – ч….стота радиоволн

    7. прож….вать хлеб – прож….вать по адресу

    8. спл….тить класс – запл….тить долг

    9. ув….дать друга – ув….дать от жары

    10. скр….пить подписью – скр….петь на морозе

    1. деревенский ст….рожил – ст….рожил сад

    2. вып….рить в бане – вып….рите шов

    3. ч…стота в квартире – ч….стота употребления в языке

    4. разр….дить всходы – разр….дить ружьё

    5. сл….пить глаза – сл….паться в комок

    6. прим….рял врагов – прим….рял костюм

    7. вып….лоть сорняки – вып….лить из пушки

    8. нак….лите дров – нак….лите железо

    9. скр….пить булавкой – скр….петь дверью

    10. посв….тил фонарём – посв….тил стихи

  3. Слово учителя. Ознакомление с правилом на с. 15.

— Есть в королев­стве один город, который не похож на все остальные. Называют его «бермудским треугольником». Речь идёт о Непроверяемограде. Любой неопытный путник, попав туда, сразу пропадает.

— В русском языке живут слова, которые нельзя проверить, т. е. словарные слова. Их нужно запоминать. А в слу­чае затруднения при написании слов обращаться к словарю. Мы познакомимся с правописанием некоторых словарных слов, определим правила работы с орфографическим словарём.

  • Смотрите, у меня есть не­сколько словарей. Какой же нам выбрать? (Орфографический словарь.) Давайте вспомним правила пользования словарём. Учитель объясняет, как правильно пользоваться словарём (слова рас­полагаются по алфавиту), обращает внимание на словарик «Пиши и произноси правильно», расположенный в конце учебника (с. 138-140).

  1. Хоровое проговаривание и за­поминание «подсказки» на с. 16.

  2. Ознакомление с приёмами мнемотехники (мой плакат на А1).

V. Закрепление

  1. Упр. 24 — анализ содержания текста (зад. 1,2). Констру­ирование предл-й (зад. 3).

Физкультминутка

2. Ознакомление с материалом рубрики «Обратите внима­ние!» на с. 17.

Надо проверять так: Нельзя проверять так:

ЗатОпить – затОпит затопить – затапливать

ОпОздать – пОздно опоздать – опаздывать

ПроглОтить – глОтка проглотить – проглатывать

РаскОлоть – кОлет расколоть – раскалывать

ОтОпление – тОпит отопление – отапливать

откопать (раскопки) – но не откапывать

разбросать (бросит) – но не разбрасывать

откормить (кормит) – но не откармливать

уловить (ловит) – но не улавливать

подбодрить (бодрый) – но не подбадривать

размолоть (помол) – но не размалывать

3. Работа над словарными слова­ми на с. 17.

4. Работа с заданиями на карточке.

  1. Слова, записанные на доске, расположите по алфавиту, подчерк­ните непроверяемую орфограмму.

Гербарий, конфета, паркет, салют, вокзал, балкон, аре­на, рюкзак, баскетбол, чехол, фиолетовый.

  1. Орфографическая пятиминутка (отгадайте загадки, слова-отгадки запишите в тетрадь, составьте с ними словосочетания, обозначьте глав­ное и зависимое слово).

а) По реке плывет бревно — / Ох, и злющее оно!

Тем, кто в речку угодил, / Нос откусит… (крокодил).

б) До чего же скучно, братцы, / На чужой спине кататься!
Дал бы кто мне пару ног, / Чтобы сам я бегать мог,

Я б такой исполнил танец! / Да нельзя, я — школьный.. (ранец)

в) Он ходит, голову задрав, / Не потому; что важный граф.

Не потому, что гордый нрав, / А потому, что он. .. (жираф).

г) Мне видно, от рожденья / Такой характер дан,
Что я люблю движение, / На то я… (чемодан).

Зубастый крокодил, кожаный чемодан, грациозный жираф, новый ранец.

  1. Игра «Корректор».

Мебель, кортина, диван, кравать, компо­та, квортира, коструля, стокан, тарелка, табурет.

4. По данному толкованию определить слово. Записать. Под­черкнуть непроверяемые безударные гласные в корне.

I. Холодное кушанье из нарезанных овощей; отвар из фруктов; головка капусты; сорт лапши; крупный фрукт оранжевого цвета.

Для справок: винегрет, компот, апельсин, вермишель, кочан.

III. Небольшой садик у дома; руководитель бригады; огородное растение, растущее кочаном; огородное растение с длинными узкими стручками.

Для справок: фасоль, капуста, бригадир, палисадник.

5. Словарный диктант «Самое сильное звено».

Спишите слова, помещенные на доске, подчеркните непроверяемые гласные и согласные в корне. Обозначьте род имен существительных.

Тонкий ф..рфор (м. р.), ж..лезнод..рожный в..кзал (м. р.), авиацион­ная к..т..строфа (ж. р.), ре..кий г..рбарий (м. р.), к..(л,лл)..кция (ж. р.) ба­бочек (ж. р..), музыкальная к..мп..зиция (ж. р.), историческая гра(м, мм)атика (ж. р.), острый к..р..ндаш (м. р.), к..ртинная г..л..рея (ж. р.), просторная г..стиная (ж. р.), беспроигрышная л..т..рея (ж. р.), ш..к..ладная к..нфета (ж. р.).

  1. Игра «Магазин».

VI. Обобщение изученного. Рефлексия

  • Что значит «непроверяемые написания»?

  • Как убедиться в правильности таких написаний?

  • Как пользоваться орфографическим словарем?

VII. Домашнее задание.

§ 3, упр. 25 (2, 3). Доп. д.з.: составить словарный диктант из 15 слов, который состоит из непроверяемых слов на определённую тематику: 1) одежда, обувь; 2) школа; 3) природа; 4) спорт.

Игра «Магазин»

Обратите внимание: справа нахо­дится магазин слов (к доске прикреплены конверты с картинками «продуктами»). Представьте, что вы пришли в магазин. За­полните ваши корзины необходимыми по­купками. Каждая группа учащихся долж­на сама решить, в какой отдел магазина она отправится, выбрать необходимый конверт и записать название товара, отражённого на картинке. Если слово записано с ошиб­кой, значит, денег для покупки товара не­достаточно, необходимо пополнить баланс (написать это слово несколько раз, приду­мать объяснение, как лучше его запомнить, и др.)

Мясо, рыба и другие продукты: барани­на, говядина, колбаса, макароны, сардель­ки, сосиски, сметана, чебуреки, вермишель, камбала, лосось, паштет, свинина, творог, молоко.

Кондитерские изделия: вафли, крекер, мармелад, мороженое, пирожное, йогурт, зе­фир, конфеты, халва, шоколад.

Овощи: баклажаны, картофель, огурцы, пе­рец, редис, сельдерей, щавель, кабачки, мор­ковь, патиссоны, помидоры, салат, чеснок.

Фрукты, ягоды: абрикосы, апельсины, арбузы, бананы, виноград, гранаты, ежевика, лимоны, мандарины, персики, черёмуха, че­решня, яблоки, грейпфруты, калина, малина, манго.

Одежда, обувь, головные уборы: гимна­стёрка, берет, джемпер, жакет, костюм, сви­тер, сарафан, шаровары, галифе, ботинки, джинсы, кофта, кроссовки, сапоги, фуражка, шинель.

Игрушки: автомат, горилла, конструктор, крокодил, мартышка, робот, пистолет, вер­блюд, динозавр, жираф, лабиринт, обезьяна, петух, черепаха.

Мебель, домашняя утварь: кровать, та­бурет, диван, тахта, кастрюля, тарелка, чер­пак, сковорода.

Schwa /ə/: сокращенный (и наиболее распространенный) гласный звук английского языка — произношение: произношение в американском английском

Уменьшенный гласный звук, называемый schwa, является наиболее распространенным гласным звуком в разговорном английском языке. Шва — это быстрое, расслабленное произношение нейтральных гласных, очень близкое к «короткому у» / ʌ/ . Цель шва — позволить безударным слогам произноситься быстрее, чтобы основные доли произносимых слов было легче разместить на ударных слогах.

Шва не имеет точного и стандартного произношения. Из-за почти идентичного произношения шва и сокращенно u , многие словари объединяют транскрипцию двух звуков и строго используют / ə / . Здесь сохранены отдельные символы, чтобы указать, попадает ли гласный звук на ударный или безударный слог.

Schwa встречается в двух различных случаях:

  1. в безударном слоге многосложного слова
  2. как редуцированный гласный звук в функциональном слове

Schwa в безударном слоге

один слог, не каждому слогу при произношении уделяется одинаковое внимание. Возможны три уровня слогового ударения:

  1. ударный  /⬤/
  2. вторично ударный /●/
  3. безударный /•/

В каждом многосложном слове есть один ударный слог. Наибольшее ударение имеет один ударный слог слова. Остальные слоги могут иметь второстепенное ударение или могут быть безударными.

Слово ударение имеет все уровни ударения. Первый слог ударный, второй слог безударный, произносится как шва, а третий слог имеет вторичное ударение.

em•pha•size
/⬤    •    ●/

Написание schwa

Многие многосложные слова кажутся не произносимыми, а написанными. Это потому, что шва является функцией слогового ударения, а не правописания. Как только учащиеся смогут распознавать ударные слоги, становится легче предсказать, когда шва будет использоваться в соседней безударной гласной, независимо от написания. В приведенных ниже примерах шва показана в том виде, в каком она проявляется при написании каждой гласной. Слог, содержащий шва, выделен жирным шрифтом.

‘a’ illing:

A Усиление: / ə ‘gɛn / , Vit A мин: /’ Vɪ T̬ə mɪn /

‘E’ Заклинание

P E TITIO /pə ˈtɪʃ ən /, Cel E Brate: /ˈsɛl ə breɪt /

‘I’ ЗАПИСА

PRES I DET: /ˈprɛZ ə dɛnt /, Exper I MET: /ˈprɛZ ə dɛnt /, экспери. /ɪk ‘sp ɛr ə mənt/

написание ‘o’

встречаются: / ə ‘k ɚ /, Условие: /kən ˈdɪʃ ən /

‘ U ‘uling

Кампус: /ˈkæm Pəs /, поддержка: /sə ˈpɔrt / 2020204204. . . . . . . . . . . schwa

Даже для ударных слогов некоторые словари не используют отдельный символ для schwa /ə/ и «короткого u» /ʌ/ . Когда шва является единственным используемым символом, можно предположить, что слово произносится с / ʌ / . В пяти приведенных ниже примерах сравнивается транскрипция, использованная Merriam-Webster OnLine Dictionary  (первый) и Cambridge Dictionary of American English  (второй).

  1. вырезать: /kət/, /kʌt/
  2. солнце: /sən/, /sʌn/
  3. любовь: /ləv/, /lʌv/
  4. грузовик: /trək/, /trʌk/
  5. вещи:

    stəf/, /stʌf/

Schwa в служебных словах

Правильное использование schwa помогает говорящим усваивать и поддерживать образцы ударения в английских предложениях. Определенные грамматические слова, называемые служебными словами может иметь два разных произношения в разговорном английском: форма цитирования и сокращенная форма .

Форма цитирования слова — это произношение, показанное первым в словарной транскрипции. Это произношение используется, когда слово произносится отдельно или вне контекста.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *