Безударная гласная в корне слова проверяемая ударением 3 класс примеры: Разноуровневые задания по русскому языку для 3 класса по теме «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением». | Учебно-методический материал по русскому языку (3 класс) на тему:

«Правописание безударных гласных в корне слова»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение 

«Средняя общеобразовательная школа №50» г. Калуги

Урок русского языка в 3 классе

по теме: «Правописание безударных гласных в корне слова.»

подготовила

Соколова Лариса Валерьевна

учитель начальных классов

Калуга

Цель: познакомить учащихся с правилом правописания безударных гласных в приставках, суффиксах, окончании, корне слова.

Задачи:

Обучающие:

Развивающие:

  • развивать умение выделять корень в слове, подбирать проверочные слова;

  • развивать орфографическую зоркость, устную и письменную речь учащихся, обогащать словарный запас детей;

Воспитательные:

Оборудование:

  • предметные картинки;

  • карточки с индивидуальными заданиями;

  • учебник: “Русский язык 3 класс, часть 1”, Т. Г. Рамзаева

Ход урока

1.Организационный момент.

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Постараемся всё понять –

Будем грамотно писать.

Запишите в тетради число. Классная работа.

2.Минутка чистописания

— Прочитайте слова. .( По ходу выясняется значение некоторых слов)

Любезный (обходительный, предупредительный), удочка, удар, нытик(тот, кто постоянно ноет, всегда чем-либо недоволен), ели , согласные, проныра (человек, проникающий всюду путем хитрости), переела.

— Выпишите только ударный слог из каждого слова.

— Кто правильно выпишет ударные слоги , тот сможет назвать тему нашего урока.

без уд ар ны е глас ны е

Назовите тему нашего урока? ( «Правописание безударных гласных в корне слова»( название темы корректирует учитель))

3. Работа над темой урока .

– В течение урока будем отвечать на вопросы:

— Что записано?

[ а ] [ о] [ у ] [ ы] [и] [ э ] — гласные звуки.

а о э е ё ю я и ы у — гласные буквы.

— Почему звуков 6, а букв – 10?

— Разделите гласные буквы на группы относительно их отношения к ударению в слове:

ё – всегда ударная;

ю ы у э — всегда пишутся одинаково в ударных и безударных слогах;

а о е и я — опасные безударные гласные, которые требуют проверки

–Можем ответить на первый вопрос: что надо проверять? (Гласные : а, о, и, е, я – в безударном слоге.)

Запишите эти гласные у себя в тетради.

-А сейчас постараемся ответить на вопрос: где надо проверять безударные гласные?

Игра: « Передай мел другому».

На доске записаны в столбик слова : побег, звезда, полевой, белая.

Задание: спишите слова, разберите по составу, поставьте над каждым словом знак ударения, подчеркните безударные гласные, определить в какой части слова они находятся.

-Работаем у доски и в тетрадях.

— Кто начнет?

— Где могут находиться безударные гласные? (В приставке, корне, суффиксе, окончании) . Подтвердите словами из правила с. 99

— Как поступить если безударный гласный находится в приставке или суффиксе? Подтвердите словами из правила с.99

— Назовите слова с проверяемой безударной гласной .(Звезда, полевой)

— В какой части слова безударный гласный требует проверки? (В корне слова)

– Можем ответить на второй вопрос: где надо проверять? (Надо проверять в корне слова)

— Подтвердите словами из правила с. 99

— Теперь мы с вами постараемся ответить на вопрос : как надо проверять?

Подберите к словам звезда и полевой проверочные слова, поставьте ударение выделите корень.

Звезда- звёзды, звёздочка, звёздный.

Полевой- поле.

– Как надо проверять? (Надо подобрать однокоренные проверочные слова или изменить форму слова, так чтобы безударный гласный стал ударным)

Подтвердите словами из правила с.101

– Чем надо проверять? (Безударный гласный проверяется ударением.)

Если в корне гласный звук

Вызвал вдруг сомнение

Ты его немедленно

Ставь под ударение.

Мы с вами ответили на все вопросы .

подобрать однокоренные слова или изменить форму слова

4. Физминутка

Художник – невидимка Маршируют, высоко поднимая ноги.

По городу идет

Всем щеки нарумянит Трут щеки ладонями

Всех за нос ущипнет. Щиплют себя за нос

А ночью он, пока я спал Маршируют на цыпочках

Пришел с волшебной кистью

И на окне нарисовал Рисуют воображаемой кистью листья.

Сверкающие листья

А как художник нарисует корень?

Приставку?

Суффикс?

Опасные безударные гласные?

5. Формирование умений и навыков.

1. Работа с учебником.

Коллективное выполнение упражнения 231.

-Подберите однокоренные слова к слову «борьба». Какое из слов ряда является проверочным для вех остальных. Почему? (Борется, т.к.это слово с ударным гласным в корне.)

Учитель знакомит детей со значение слов: борцовки, борцовка. (Показ картинок)

— Как пишутся корни в однокоренных словах?

— На какое еще правило встретились слова в тексте?

Выпишите из текста первое предложение (Спорт укрепляет человека. ),

разберите по членам предложения. (Ученик комментирует разбор)

Какие виды спорта известны вам? Кто назовет больше всех?

Волейбол, футбол, баскетбол, гимнастика, фигурное катание, хоккей, плавание, спортивная ходьба, синхронное плавание…

2. Самостоятельная работа по карточке (по вариантам) .

Найдите в стихотворении слова с проверяемой безударной гласной. Подберите проверочные слова. Пишите сначала проверочное, а затем проверяемое слово, в словах ставьте ударение, выделяйте корень. Подчеркните букву проверяемого безударного гласного в корне слова.

(2 ученика работают у доски)

1в.

Ногами все бьют мяч, пинают,

Как гвоздь в ворота забивают,

Кричат от радости все «Гол!».

Игру с мячом зовут …

.

У поля есть две половины,

А по краям висят корзины.

То пролетит над полем мяч,

То меж людей несётся вскач.

Его все бьют и мячик зол,

А с ним играют в …

3. Работа с деформированным текстом ( по вариантам)

— Составьте и запишите пословицу. Начинайте со слов, записанных с заглавной буквы. Подчеркните в словах проверяемые безударные гласные. Устно подберите проверочные слова.

тело, своё, с, Закаляй, для, дела, пользой (Закаляй свое тело с пользой для дела.)

вода, Солнце, нам, всегда, воздух, и, помогают ( Солнце, воздух и вода помогают нам всегда.)

6. Рефлексия деятельности  (итог урока).

Услышим скоро мы звонок,

Пора заканчивать урок.

— Расскажите вместе со мной про безударные гласные в корне:

Безударных гласных пять

Тех, что надо проверять

Вы запомните, друзья,

Буквы (учитель показывает буквы, дети произносят громко):

А, О, Е, И, Я!

Оцените свою деятельность на уроке и заполните таблицу, лежащую на парте:

Сегодня на уроке я повторил (а) …

7. Домашнее задание — творческая работа:

Придумайте небольшой текст, в котором будут слова с безударными гласными в корне слова.

Список использованной литературы:

  1. Учебник, Русский язык, 3 класс, Часть 1, Рамзаева Т.Г., 2009.

Интернет- ресурсы

  1. http://www.montessorivlad.ru/page/pomosh/sport/zagsdki_sport.html

  2. http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/poslovicy-i-pogovorki-o-zdorovom-obraze-zhizni

  3. http://www.razumniki.ru/zima_za_oknom_moroz.html

Мне понравилось …

Меня заставило задуматься …

Конспект урока по русскому языку по теме «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением». 2-й класс

Ход урока

1. Организационный момент

Проверка готовности к уроку.

2. Актуализация знаний

3. Словарная работа

Работа с мультимедийным проектором (интерактивной доской)

— Рассмотри картинку, запиши слово в тетрадь.

http://s60.radikal.ru/i170/1306/39/0a4209f55e51.jpg (лягушка)

http://static.diary.ru/userdir/1/3/6/6/136615/17203962.jpg (медведь)

http://www.baby.ru/storage/2/f/7/a/139259.453222.jpeg (заяц)

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/5/92/250/92250773_ya10.jpg (ворона)

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/9/98/Tree_Sparrow_August_2007_Osaka_Japan.jpg (воробей)

http://www.myasnoy-soyuz.ru/uploads/posts/2013-01/1358918488_1.jpg (корова)

http://www. bankoboev.ru/images/Mzg1MTU4/Bankoboev.Ru_malysh_tigrenok_pohozh_na_papu.jpg (тигренок)

Проверьте своего соседа при помощи словарика, если слова записаны верно, над каждым словом ставим карандашом «+», если нет «-«. Объясните соседу почему и где он ошибся.

4. Самоопределение к деятельности

1) Какое слово лишнее и почему? (Тигренок. Потому, что все слова словарные, а оно нет.) — На какое правило орфограмма в этом слове? (безударная гласная в слове).

2) Учитель читает стихотворение:

Безударный хитрый гласный:

Слышим мы его прекрасно,

А в письме какая буква?

Здесь поможет нам наука:

Гласный ставь под ударенье,

Чтоб развеять все сомненья!

Если буква гласная

Вызвала сомнение,

Ты её немедленно

Ставь под ударение.

5. Работа над темой урока

Работа с мультимедийным проектором (интерактивной доской).

Электронное приложение к учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык».

Тема «Правописание слов с безударными гласными звуками в корне слова».

(Анимация)

— Ребята, мы будем закреплять навык в подборе проверочных слов и выполнять упражнения в написании безударных гласных, проверяемых ударением.

— На прошлых уроках мы с вами познакомились с понятием орфограмма. Давайте вспомним, что же такое орфограмма?(Выслушиваются ответы детей.)

— Давайте вспомним АЛГОРИТМ как правильно написать безударную гласную в корне.

Работа с мультимедийным проектором (интерактивной доской) стр. 1.

Задание: распредели предложения в нужной последовательности:

— Выделить корень в слове.

— Пишу гласную.

— Подбираю проверочное слово.

— Читаю слово.

— Ставлю ударение.

3) Работа с мультимедийным проектором (интерактивной доской) стр.2.

— В пустые окошки вставь нужную букву, используя алгоритм проверки безударной гласной. Дети выходят к доске. (остальные учащиеся записывают слова в рабочую тетрадь)

Пов…р

П…ляна

гр…бной

р…кА

д…брота

гн…здо

пч…ла

в…сна

6. ФИЗМИНУТКА

7. Закрепление

1) Работа по учебнику с.94 упр.144 (Разобрать коллективно задание к упражнению, записать задание в тетрадь)

2) Работа с мультимедийным проектором (интерактивной доской)

Электронное приложение к учебнику В. П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык».

Тема «Правописание слов с безударными гласными звуками в корне слова»

— «Помоги мышке спуститься по склону» (Для этого правильно соедини флажки)

— «Помоги гномам починить домик» (Для этого правильно заполни пропуски)

3) Работа с мультимедийным проектором (интерактивной доской)стр.3

Прочитай пары слов подчеркни проверяемое слово.

Слон-слоны

Семья-семьи

Сады-садик

Лиса-лисы

Сосна-сосны

Снега-снег

Работа с мультимедийным проектором (интерактивной доской) стр.4.

Соедини слово с буквой (устно подбирай проверочное слово)

Д…ла

Л…сной

е

См…шной

Гр…бной

и

С…неватый

Л…са

8. Итог урока

Рефлексия. Регулятивные УУД

— Что мы узнали на уроке? Удалось ли вам решить встретившиеся орфографические задачи? Как мы их решали? Что вызвало у вас затруднение?

Повторить алгоритм работы над словами с безударными гласными.

Повторить правило проверки безударных гласных в корне слова.

(Выслушиваются ответы детей.)

Домашнее задание. Учебник стр. 95 упр.145.

» Открытые и закрытые слоги

78 Ответов

Первые слоги в таких словах, как «атом», «центр», «фильтр», «шопинг», «мусор» и «пулька» содержат «короткую» гласную, которая должна сопровождаться согласной в английском языке. Их иногда называют «закрытыми» слогами.

Первые слоги в таких словах, как «бумага», «быть», «конечный», «надеющийся», «жестокий» и «будущее», заканчиваются на «долгую» гласную и иногда называются «открытыми» слогами.

Занятие по одному слогу

Когда учащиеся начинают читать и писать многосложные слова, полезно потренировать их в чтении и написании слов, которые противопоставляют «закрытые» и «открытые» слоги.

В своих рабочих тетрадях 7 и 8 я разбиваю многосложные слова маленькими точками, чтобы учащиеся могли попрактиковаться в написании множества различных типов слогов в многосложных словах, прежде чем им придется выяснять, где проходят границы слогов для себя.

Тем не менее, большинству учащихся, с которыми я работаю, в школе рекомендуется браться за длинные слова задолго до того, как они приступят к моей рабочей тетради 7, поэтому я начал вводить некоторые советы по работе с длинными словами раньше, когда они учатся. правописание гласных в рабочих тетрадях 4 и 5.

Разбивка длинных слов

Мы начинаем с составных слов, составленных из слов, которые они уже могут писать, например, «сом», «загар», «кухонное полотенце», «сам» и «в гору».

Благодаря этому учащиеся привыкают останавливаться в конце каждого слога, чтобы смешать его, прежде чем переходить к следующему слогу, а затем объединять два слога. В сложных словах ударение обычно ставится на оба слога, и они произносятся так, как пишутся — осложнений от безударных гласных/слабых слогов нет.

Затем я прошу учащихся разбить слова, которые выглядят похожими, но у некоторых есть «закрытый» первый слог, а у других «открытый первый слог», например, «никогда» (never) и «лихорадка» (fe-ver).

Первый шаг — произносить каждое слово по слогу за раз.

Многие дети начинают хлопать, как только вы произносите слово «слог», и иногда это может быть полезно, но иногда отвлекает их внимание от того, что происходит у них во рту. В любом случае, мы вместе решаем, что представляет собой каждый произносимый слог, и если в слове есть безударная гласная (например, «эр» в «масло» или «ар» в «доллар»), я прошу учащихся произнести ее так, как она пишется. .

Иногда бывает полезно дать учащимся каждое слово, написанное на маленьком листочке бумаги, и попросить их разрезать его пополам между слогами, а затем скопировать два слога с пробелом между ними.

Это помогает учащимся запоминать каждый слог по очереди и произносить его очень четко, устраняя размытость, которая слишком часто возникает в середине слова.

В качестве альтернативы я прошу учащихся собрать каждое слово в две части, используя мой подвижный алфавит (я предоставляю необходимые варианты написания), затем скопировать его, а затем написать самостоятельно, произнося каждый слог по мере написания.

В общих чертах, именно так обрабатываются многосложные слова в превосходной программе Sounds Write, но я использую свой подвижный алфавит вместо стикера для каждой графемы, по причинам, которые можно по-разному назвать переработкой или скупостью. Я просто использую стикер, когда мне нужно написание, которого нет в моем алфавите, например, «ti» в «движении» или «sc» в «науке».

Список слов с открытым и закрытым первым слогом

Вот список слов, в которых противопоставлены начальные открытые и закрытые слоги.

Иногда есть несколько способов сегментации слова. Я знаю, что в слове «ужин» на самом деле нет двух звуков «н», но при написании этого слова мне нравится разбивать удвоенное «н» и заставлять учащихся произносить «н» дважды, чтобы помочь им не забыть написать обе буквы. .

письмо «закрытый» первый слог «открытый» первый слог
и признавать (рекламировать)

атом (ат-ом)

подложка (подложка)

фагот (фагот или фагот)

кабина (кабина-в)

канал (кан-ал)

дракон (дракон)

фетва (фатва)

привычка (привычка)

ноутбук (ноутбук)

штурман (штурман)

редис (редька)

салат (салат-ад)

салон (салон-на)

путешествия (путешествие)

апрель (А-апрель)

фартук (а-прон)

бекон (бекон)

таз (бассейн)

каперсы (каперсы)

клык (собака-девять)

драпировка (драпировка)

фатальный (роковой)

ореол (ха-ло)

этикетка (этикетка)

пупок (na-vel)

радар (радар)

физиологический раствор (солевая линия)

Степлер (степлер)

трассировка (трассировка)

и деним (деним)

деспот (деспот)

ограждение (ограждение)

нагноение (нагноение)

лимон (лем-он)

уровень (уровень-эль)

металл (металл)

никогда (никогда)

педаль (пед-аль)

семь (семь-эн)

остаток (остаток)

рендер (рендер)

яд

демон (демон)

деталь (деталь)

женский (женский)

лихорадка (лихорадка)

лемур (лемур)

рычаг (рычаг)

метр (метр-метр)

неон (ne-on)

штрафной (уголовный)

секрет (секретно)

удаленный (дистанционный)

обновить (переновить)

Венера (Венера)

и бистро (бистро или бистро)

поликлиника (клин-ик)

обед (обед или ужин)

управляемый (приводной)

дано (дано)

печень (печень)

в (в)

перемычка (линтел)

шарнир

лакомый кусочек (лакомый бит)

посещение (vis-it)

вдова

зубр (бизон)

климакс (климакс)

разбавленный (разбавленный)

водитель (драйвер)

великан (гигантский муравей)

пожизненный (пожизненный)

идол (айдол)

лайнер

(лайнер)

пилот (пилот)

прилив (прилив)

виталь (витал)

шире (шире)

или боксер (боксер)

колики (colic)

комета (комет)

комикс (комикс)

врач (доктор)

шкафчик (шкафчик)

медальон (медальон)

моббинг (моббинг или моббинг)

робин (робин)

твердый (твердый-id)

тема (top-ic)

токсичный (токсический)

боган (боган)

двоеточие (двоеточие)

когорта (когорта)

кома (кома)

донор (донор-нор)

найти (найти)

саранча (саранча)

мобильный (мобильный)

робот (робот)

солнечный (солнечный)

топаз (то-паз)

тонер (тонер)

и чашка (полная чашка)

дробилка (дробилка)

наказать (наказать)

сор (мусор или сор)

упрямый (упрямый или упрямый)

вычесть (вычесть)

тумблер (тумблер)

туннель (туннель или туннель-эль)

гром (гром)

непригодный (непригодный)

куб. (куб.)

крестовый поход (крестовый поход)

ученик (ученик)

линейка (линейка)

глупый (глупый)

супер (супер)

тюльпан (тюльпан)

тюнер (тюнер)

тьютор (тьютор)

блок (у-нит)

Конечно, я меняю список слов в зависимости от возраста и возможного словарного запаса учащегося. Я бы не стал использовать такое слово, как «фетва», по отношению к маленькому ребенку или такое слово, как «навигатор», по отношению к учащемуся, который ничего не знает о автомобильных GPS-системах.

Я надеюсь, что вы найдете этот список полезным для обучения учащихся тому, как разбивать слова на слоги, и буду рад любым отзывам о нем.

phonology — Произошло ли большое смещение гласных на долгом гласном /i/ в слогах, не являющихся первичными ударными?

спросил

Изменено
3 года, 7 месяцев назад

Просмотрено
410 раз

Из статьи Википедии о Великом сдвиге гласных.

Среднеанглийское [iː] дифтонгировалось до [ɪi] , за которым, скорее всего, последовало [əɪ] и, наконец, новоанглийское [aɪ] (как у мышей).

Я думаю, что большое смещение гласных на долгом гласном /i/ произошло в первых ударных слогах.
А как быть с неосновными ударными слогами?
Например: кошачий .

Вот связанный с этим вопрос.
Является ли дифтонг [ai] на неосновном ударном слоге гиперисправлением?

  • фонология
  • историческое изменение
  • великий сдвиг гласных

8

Я бы сказал: «Да, Великий сдвиг гласных воздействовал на слоги без основного ударения», но есть несколько факторов, затрудняющих ответ на этот вопрос. Я не думаю, что «гиперкоррекция» действительно полезная концепция при обсуждении истории /iː/, /əɪ/, /aɪ/ в слогах без основного ударения.

  • Среднеанглийские слова, возможно, имели другое ударение или даже разделялись по-разному (как указано в комментарии tchrist.)

  • В среднеанглийском языке /iː/ встречается в основном в первично-ударных слогах. Одна из причин этого заключается в том, что, согласно ответу Алекса Б. на вопрос «Что мы получили взамен потери фонематической длины гласных в древнеанглийском языке?»,

    долгих гласных всегда были ударными в др.-анг. — в безударных слогах долгие гласные редуцированы.

  • Из-за этого в словах, которые имеют исконно английскую этимологию, я смог найти неосновное ударение /aɪ/ только в сложных словах. Есть данные, свидетельствующие о том, что некоторые из них уже рассматривались как отдельные фонетические слова в среднеанглийском языке; такие слова, как сумерки и озарение , можно найти вместе во многих текстах МЭ. Однако вполне возможно, что составной характер этих слов заставил их отказаться от нормального развития по законам здравого смысла; они могли приобрести дифтонги по аналогии с такими формами, как свет и прицел .

    Сокращенные формы также засвидетельствованы для некоторых элементов сложных слов, но мне не ясно, было ли сокращение достаточно распространенным, чтобы называть его фонетически «правильным» результатом. Ранее сокращение происходило во многих словах, оканчивающихся на -жена , таких как акушерка (записано произношение /ˈmɪdɪf/, хотя неясно, было ли оно когда-либо основным произношением), девка (от домохозяйка , у которого было варианты произношения /ˈhʌzwɪf/ и /ˈhʌzɪf/ ) и Goody (из Goodwife ). Это, пожалуй, сравнимо с ослаблением гласного во многих словах, оканчивающихся на — человек.
    (Мы также можем сравнить современный упадок этих сокращенных форм с упадком некоторых других сокращенных произношений, таких как «forrid» для лоб, «wesket» для жилет и т.п.)

Наконец, есть выученные слова, взятые из французского или латинского языка; Питер Шор перечислил несколько в комментарии (а также написал соответствующий ответ на связанный вопрос):

торжествующий, прославляющий, ужасающий, дикобраз, среди прочих. Есть
множество примеров слов, в которых есть /i/ до Великого сдвига гласных
и в настоящее время имеют /ai/ в слоге без основного ударения.

Одним из усложняющих факторов здесь является положение основного напряжения; Я подозреваю, что в некоторых из этих слов ударение могло быть на последнем слоге в среднеанглийском языке (среднеанглийское ударение обсуждается здесь: Среднеанглийская фонология).

Другим важным усложняющим фактором здесь является то, что заученные слова постоянно в той или иной степени «заучиваются заново»; вы могли бы назвать это гиперкоррекцией, но это даже более распространено, чем предполагает этот термин. Например, такое слово, как arctic, , который потерял c на среднефранцузском языке, может быть повторно введен в английское правописание и впоследствии в произношение. Повторно введенный /l/ в таких словах, как ложь, ошибка, хранилище , теперь почти универсален, даже среди говорящих, у которых есть «fawcon» для falcon. Я бы не сказал, что это «гиперкоррекции» в современном английском языке, и я думаю, что было бы даже не совсем правильно сказать, что они возникли как гиперкоррекции. Это правда, что на современное произношение подобных слов повлияло написание, но, возможно, так было до тех пор, пока это слово существовало в английском языке. Я хочу сказать, что такие слова обычно не передаются только через рот и ухо. В подобных ситуациях мне кажется, что мы не можем полностью описать то, как развивается произношение, не принимая во внимание как письменные, так и устные формы.

Я не знаю об истории, но в современном английском ответ да, ударные гласные смещаются, независимо от того, является ли ударение первичным, вторичным или третичным. Единственные напряженные гласные, которые не сдвинуты, — это безударные гласные перед другими гласными («мед и ал», например) или в конце слова («финал у », например).

Несколько разных примеров синхронно ударных и смещенных второстепенных ударных гласных: май-тай, олигоцен, майонез, мау-мау, чу-чу, платон.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *